Защитники Отечества
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Окишева Ольга Валерьевна

комбинированный урок (чтение+ИЗО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_chtenie_s_eor.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Защитники Отечества» 4 класс

ФИО (полностью)

Окишева Ольга Валерьевна

Место работы

МБОУ ДСОШ№1 Дятьковского района Брянской области

Должность

учитель

Предмет

начальные классы

Класс

4

Тема и номер урока в теме

Урок 65. Внеклассное чтение и изобразительное искусство «Защитники Отечества»

Базовый учебник

Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий «Литературное чтение»,  В.С.Кузин «Изобразительное искусство»

  1. Цель  урока: направить деятельность учащихся на развитие навыков литературного чтения, умения анализировать текст, пересказывать
  2.  Задачи:

- обучающие 

 направить деятельность учащихся на развитие навыков литературного чтения, умения анализировать текст, пересказывать

-развивающие 

организовать работу учащихся по развитию познавательного интереса к своей Родине, познакомить с героями нашей страны; закрепить навыки о жанрах ИЗО, совершенствовать графические умения и навыки, пропорции пространственных соотношений  форм, цветовой гармонии; способствовать формированию творческого воображения, способствовать сближению коллектива через КТД

-воспитательные

воспитывать патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою страну, армию, воспитывать уважение к подвигу наших предков, расширять словарный запас.

Тип урока – комбинированный урок (закрепление изученного материала)

Основные этапы:  получение знаний, закрепление изученного, выделение главного, закрепление и контроль усвоения.

  1. Формы работы учащихся - фронтальная беседа, работа с книгой, доклады учащихся, групповая работа, самостоятельная работа, КТД
  2. Необходимое техническое оборудование 

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, телевизор, музыкальный центр, диск – караоке, репродукции картин, выставка детских рисунков, выставка книг, модели «солдатов» разных эпох, шаблоны – заготовки, книжки – коллективки.

  1. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

I.

Организационный момент: 

Приветствие, проверка готовности

Учитель: «  Мы о России будем говорить

                       Да так, чтоб вслух стихи произносили

                       Да так, чтоб захотелось повторить,

                       Сильнее всех имён сказать – «Россия»

Рабочее место ученика.

2 мин.

II.

Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся: 

 

1.Герои русского былинного эпоса

Иллюстрация к понятию (часть 2, стр.3,4)

          Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы.  Площадь -17 млн. кв. км.  Население - около 130 млн. человек.  Более 140 народов живут на территории России.

         Границы России проходят и по суше, и по воде. Никакая, даже самая сильная птица не смогла бы быстро преодолеть такое расстояние. Только вдоль сухопутной границы ей пришлось бы лететь без отдыха не меньше 2 месяцев. А, вдоль морских – в 2 раза дольше.

         Прошло не одно поколение, прежде чем Россия стала мощной державой.  Долгие века отражала Русь бесконечные нападение врагов. Многочисленные набеги половцев, монголо-татар, война с французами, Великая Отечественная война. И весь народ, от мала до велика, вставал на защиту своей Родины.      1)  - О каких великих защитниках нашей Родины вы читали? (Д. Донской, А. Невский, А. Суворов, герои ВОвойны)

       Ратные подвиги великих воинов надолго остаются в памяти. Народ слагает о них былины.

      Былины получили своё название от слова «быть». Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на нашу землю нападали многочисленные враги: монголо-татары, половцы, печенеги.

       - Каких героев былин вы знаете? (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Василий Буслаев и др.) Эти русские богатыри воспеты в сказках, песнях  художниками и поэтами.

       - Из  былин можно узнать не только о подвигах, сражениях, но и о том, как жили люди в те времена, как одевались, трудились.

   Словарная работа:  

  Палица- тяжёлая дубинка с утолщённым концом;

Латы – металлические доспехи для защиты от ударов;

Застава – заграждение, сторожевой пост при въезде в город;

( обращение к иллюстрациям)

 

Отвечают на вопросы, прослушивают

 

 

 

 

15 мин

2.Герои русского былинного эпоса

прослушивание аудиозаписи (часть 1, стр.2)

3.Ледовое побоище

иллюстрация (стр.7)

4.Борьба против ордынского ига. Куликовская битва

иллюстрация (стр.3,5)

Прослушивание аудиозаписи    отрывок из былины «Алёша Попович и Тугарин Змей»

     - Слушать былины интересно, потому что это наша история. А что напоминают вам былины, когда вы их слушаете? (песню)

     - Вспомните из истории, кто передавал былины? (Сказители)

     - Каким музыкальным инструментом они пользовались? (гусли)

2)- Шли  годы. Русь отражала всё новые и новые нападения врагов.

Ещё два героических имени занесено в историю Руси. Александр Невский, Дмитрий Донской.

13 век. Князь Новгородский, великий князь Владимирский, сын Ярослава 2, одержал победу над шведами (Невская битва в 1240) и немецкими рыцарями (Ледовое побоище 1242) и тем самым обезопасил  западные границы  Руси.

      За проявленное полководческое искусство и мужество  князь Александр был прозван НЕВСКИМ.

       Его изображение  можно увидеть в нашем храме – памятнике «Неопалимая купина» над иконостасом.

3)300 лет Русь была под гнётом татаро – монгольского ига, 250 лет русские люди платили дань.  Дмитрий Донской возглавил вооружённую борьбу русского народа против татаро-монгол. В Куликовской битве 1380г. (Куликово поле находится в верхней части реки Дон), завершившейся разгромом завоевателей, Дмитрий Донской  проявил выдающиеся полководческий талант, за что был прозван ДОНСКИМ.

III.

Объяснение новых знаний 

5.Защитники Отечества в русском народном эпосе. Былины, историческая песня сказания и др. (портрет Суворова)

Дома вы знакомились с текстом. Я думаю, что не все слова вам были понятны

1)Словарная работа

Фельдмаршал

Генералиссимус

Вскроются реки

Студёная вода

Крепостная стена

Надобно

 Зимние квартиры

Фельдмаршал

Генералиссимус

Вскроются реки

Студёная вода

Крепостная стена

Надобно

 Зимние квартиры

- Понравился ли вам рассказ?

- Что привлекло ваше внимание?

-Что мы  узнали из  рассказа   о детстве Суворова?  (ответы детей)

- Отец его, видя хилое, болезненное сложение сына, думал направить его на гражданскую службу. Но маленький Саша с детства был увлечён  военным искусством, читал рассказы о полководцах. Его кумирами были Александр Суворов и Александр Македонский. Чтобы не болеть, он разработал для себя программу закаливания, ежедневно обливался холодной водой. У него был  девиз: «В здоровом теле – здоровый дух». Александр убедил его отдать на военную службу.  Записали Суворова в Семёновский полк капралом (младшее офицерское звание). Он прошёл все тяготы военной службы.

2)Словесное рисование

- Вы прочитали рассказы. Давайте попробуем нарисовать портрет генерала Суворова.  Каким вы себе его представляете? (ответы детей)

3)Выборочное чтение

- Как он относился к простым солдатам?

 Он говорил: «Мне солдат дороже себя». Как он вдохновлял их на предстоящий бой, взятие высоты? Давайте попробуем перевоплотиться в него, с какой интонацией должен говорить наш полководец?

(чтение отрывка из рассказа «Переход»)

- Как вы думаете, любили его солдаты?

Учащиеся работают над словами, пересказывают, выборочно читают, составляют словесный портрет

 

 

 

Наблюдают, делают самостоятельный вывод.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учащиеся выполняют словесное рисование

Выборочное чтение текста

 

 

 

 

  30

мин

6.Переход русской армии через Чертов мост (иллюстрация)

7.М.И. Кутузов

(иллюстрация)

8.Маршал Г.К. Жуков

4) Чтение текста

Прочитаем рассказ «Дерзость»

- Почему у Иловайского не удалась «Суворовская дерзость»? (ответы детей)

 - Какие качества ценил у своих помощников Суворов?

5) Самостоятельное чтение

Рассказ «Прошка»

- С какой поговоркой Суворова вы встретились?

- Почему у Прошки не жизнь началась, а страдания?

6)Пересказ  эпизода «Мишка» .

7) Просмотр видеосюжета   ( переход через Чёртов мост – 60 шагов в длину и 7 шагов в ширину)

8) – Свои умения и навыки Суворов отразил  в книгах «Наука побеждать», «Полковое учреждение».

Некоторые фразы из данных книг стали крылатыми:

               «Удивить – победить»

             «Напуган – побеждён»

  «Каждый воин знай свой манёвр:

               хоть генерал, хоть рядовой»

   «Промедлить время – хуже смерти»

   «Пуля – дура, штык – молодец»

   «Мне солдат дороже себя»  (из книги А.Суворова «Наука побеждать»)

                                                         

Эскиз с фигурой воина. Надо «одеть» суворовского солдата, дорисовать оружие.

Благодаря его учениям, выросло много русских полководцев.

Вот имена некоторых из них:

Михаил Илларионович Кутузов (война с французами 1812 г.)

Георгий Константинович Жуков (Великая Отечественная война 1941-1945гг.)

Кутузов был учеником Суворова, участвовал  в русско – турецкой войне, где главнокомандующим был Суворов, отличился при взятии Измаила.

Доклад о Кутузове (ученик)

- Победа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. – звёздный час нашей  Родины и нашего народа! Прошло уже 60 лет со Дня Победы, но наш народ свято хранит память о своих защитниках.

 - Что вы знаете о той войне?

 - Когда она началась?

 - сколько лет длилась война?

- Победу в этой войне русские солдаты одержали, благодаря умелым полководцам маршалам

го Главнокомандующего принял капитуляцию фашистской Германии 8 мая 1945года. За победы во время войны одной из наград был орден Суворова  

Самостоятельное чтение и обсуждение

Просмотр фрагмента и обсуждение

Заканчивают рисунок с фигурой воина

Доклады учащихся

Имя одного из них Г.К.Жуков

9. Звезда и лента ордена Георгия I степени. Принадлежала А.В.Суворову (иллюстрация)

10.Особенности батального жанра

Рассказ «Орден Суворова»

  -  Историю нашей страны можно узнать и увидеть  не только в книгах, но и в изобразительном творчестве.

Работа по жанрам ИЗО

- Давайте вспомним, какие жанры ИЗО вы знаете?

- Что вы можете сказать о каждом из них?

- Какой жанр ИЗО  творчества рассказывает  о военных сражениях?

- С каким жанром тесно связан?

( просмотр слайдов с репродукциями)

Работа по картинам (самостоятельно изучают историческую справку – по рядам, затем делятся информацией)

1 ряд  Г. Марченко «В боях за Сталинград»

 Г. Марченко  «В боях за Сталинград»

    17 июля 1942 г. немецко – фашистские захватчики начали наступление на город Сталинград.  Враг бросил всю авиацию четвёртого воздушного флота, начав наступление в 6 часов вечера сразу всего города.

    В оборонительных сражениях до 18 ноября 1942 года в районе Сталинграда и в самом городе советские войска героически сопротивлялись и остановили наступление немецко – фашистской армии.

    Сталинград тонул в зареве пожарищ.  От прямых попаданий, от огня, под обломками зданий гибли сотни мирных жителей.  Сталинградская земля почернела, воздух сделался горячим, едким, горьким.  Дышать было трудно.

    С 19 ноября наши войска перешли в наступление и окружили в районе Сталинграда 22 немецкие дивизии (около 330 тыс. чел.).

    Эта победа имела огромное значение и стала переломным               моментом в Великой Отечественной войне.

Дополнительный материал

  С 22 сентября  58 дней и ночей 20 гвардейцев, под командованием сержанта Павлова, защищали жилой дом, отражая каждый день атаки врагов (до 100 снарядов и мин). Прорыли пдземные ходы и вывели женщин и детей.

Работа в группах

18 мин

2 ряд А. Дейнека «Оборона Севастополя»

     С 30 сентября 1941года по 4 июля 1942 года (250 дней) войска Приморской армии  и Черноморского флота отражали наступление немецко – фашистских захватчиков. Солдаты и матросы героически обороняли Севастополь.

      Небо Севастополя тонуло в багровом огне пожарищ, было затянуто чёрным дымом. Набережные разбиты, изломаны взрывами снарядов.

     В июне – июле 1942 года  гарнизон Севастополя 4 недели героически сражался против превосходящих сил противника и оставил город лишь тогда, когда возможности были исчерпаны. Севастополь пал.    

 

Беседа по картине А. Дейнека

- На картине художник изобразил набережную, море, небо.

- Что вы можете о них сказать?

- Белый камень набережной разбит, изломан взрывами снарядов и бомб. Море грозное, сине – чёрное; небо – в багровом огне пожаров, затянуто чёрным дымом. Сквозь огонь и дым пробиваются лучи солнца.

    Как сказочные богатыри, выходят из моря матросы. А навстречу  мрачным чёрно – зелёным валом движутся войска противника.

- Какие ассоциации возникают у вас с ними?

- Кого вы видите на переднем плане картины?

-Воин – матрос со связкой гранат в руке. Он очень большой – во всю высоту холста.  Его сильные ноги словно вросли в каменистую севастопольскую землю.  Он повернулся лицом к врагу. Одна мысль:  не пропустить врага, не уступить белой набережной.  Матрос ранен. Он погибнет, но не отступит. За ним следом поднимаются товарищи. Недавно они были просто мальчишками, но пришла пора и они, не раздумывая, стали защитниками Родины.

  Дейнека писал: «Моя жизнь неотделима от жизни России». На его картинах оживает история России.

А нужна ли нам война?

 - Что даёт она людям?

 - А вы хотите воевать? (ответы детей)

- Я думаю, что с вами согласятся миллионы людей на нашей планете.

Стихотворение Евгения Евтушенко «Хотят ли русские войны?»

              Хотят ли русские войны?

              Спросите вы у тишины

              Над ширью пашен и полей

              И у берёз и тополей.

              Спросите вы утех солдат,

              Что под берёзами лежат,

              И вам ответят их сыны,

              Хотят ли русские войны.

              Не только за свою страну

              Солдаты гибли в ту войну,

              А чтобы люди всей земли

             спокойно видеть сны могли.

            Под шелест листьев и афиш

              Ты спишь, Нью – Йорк, ты спишь, Париж.

              Пусть вам ответят ваши сны,

              Хотят ли русские войны.

              Да, мы умеем воевать,

              Но не хотим, чтобы опять

              Солдаты падали в бою

              на землю грустную свою.

               Спросите вы у матерей,

              Спросите у жены моей.

              И вы тогда понять должны,

              Хотят ли русские войны.

- Во все времена музы воспевали храбрость и отвагу витязей, богатырей, воинов. Это отражается в песнях, стихах, картинах, кинофильмах, скульптурах. Они воспевают славу о защитниках Отечества.

Мы прослушаем отрывок из произведения Александра Бородина «Богатырская симфония»

( прослушивание)

- Какие чувства возникают у вас (ответы детей)

- А нужна ли армия в мирное время? Чем занимаются солдаты в мирное время? (помогают, когда случится беда: наводнение, землетрясение, пожар)  

- Какие специальности есть у солдат и офицеров в армии? (пограничники, лётчики, танкисты, моряки и т. д.)

- Особое уважение вызывают офицеры, которые посвятили всю свою жизнь трудному, но почётному делу – воинской службе, охране страны и воспитанию молодых воинов. Поэтому особенно радостными бывают встречи с ними,

трудному, но почётному делу – воинской службе, охране страны и воспитанию молодых воинов. Поэтому особенно радостными бывают встречи родных с ними, когда они приезжают домой в  отпуск, на отдых.

V.

Самостоятельная работа.

Практическое применение знаний.

Мирному отдыху офицеров и посвящена тема нашей аппликации –обычная офицерская фуражка, книга, которую читает воин в свободное время, букет цветов, который он приготовил в подарок своим близким, а может быть, ему подарили при встрече.

 (перед работой вспомнить Технику Безопасности при работе с ножницами)

       

КТД

(выполняют аппликацию)

25 мин

VI.

Подведение итогов урока

Анализ и оценка аппликации.

- Может быть, кто–то из вас встанет на защиту нашей Родины, будет великим полководцем, какими были Суворов, Невский, Кутузов.

 (ученик читает стихотворение В. Бокова «Когда солдат даёт присягу»)

         Когда солдат даёт присягу,

         Целуя знамя боевое,                                            

        Так это значит, что ни шагу

         Он не отступит от неё.

         Он будет бережно и свято

         Беречь родные рубежи,

         Чтобы в надежде на солдата

         Цвели колосья мирной ржи,

         Чтобы смотрелся тихий месяц

         В свои речные зеркала,

         Чтобы румянец у ровесниц

         Опять война не забрала.

        Две матери солдата любят:

        Мать – Родина и просто мать,

        Вот почему он верно будет

      Свою Отчизну охранять.

Оценка своих работ

10 мин

Приложение к плану-конспекту урока

Защитники Отечества

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР.

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Герои русского былинного эпоса

Иллюстрация к понятию (часть 2, стр.3,4)

Рисунок

http://fcior.edu.ru/card/28478/geroi-russkogo-bylinnogo-eposa-bazovoe-izuchenie.html 

2

Герои русского былинного эпоса

аудиозапись (часть 1, стр.2)

Прослушивание фрагмента

http://fcior.edu.ru/card/28478/geroi-russkogo-bylinnogo-eposa-bazovoe-izuchenie.html 

3

Ледовое побоище

иллюстрация (стр.7)

Модель

http://fcior.edu.ru/card/21389/ledovoe-poboishe.html 

4.

Борьба против ордынского ига. Куликовская битва

иллюстрация (стр.3,5)

Модель

http://fcior.edu.ru/card/11770/borba-protiv-ordynskogo-iga-kulikovskaya-bitva.html 

5.

Защитники Отечества в русском народном эпосе. Былины, историческая песня сказания и др.

иллюстрации (Суворов)

Модель

http://fcior.edu.ru/card/905/zashitniki-otechestva-v-russkom-narodnom-epose-byliny-istoricheskaya-pesnya-skazaniya-i-dr.html 

6.

  Переход русской армии через Чертов мост

Иллюстрация

Модель

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%F1%F3%E2%EE%F0%EE%E2+%EF%E5%F0%E5%F5%EE%E4+%F7%E5%F0%E5%E7+%F7%B8%F0%F2%EE%E2+%EC%EE%F1%F2&tg=&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=50&class%5B%5D=51&class%5B%5D=53&class%5B%5D=54&subject%5B%5D=20 

7.

М.И. Кутузов

(N 111493)

иллюстрация

Модель

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a8781a3-0a01-01b2-0083-e5f1d37dbc51/?

8.

"Маршал Г. К. Жуков" худ. П. Корин (N 201550)

иллюстрация

Модель

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/826ee4a1-a037-4b2b-8988-9a71ab6276ad/?interface=catalog 

9.

Звезда и лента ордена Георгия I степени. Принадлежала А.В.Суворову (N 129057)

иллюстрация

модель

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ee7a7c93-5b4f-4835-ba4d-2347d7925271/?interface=catalog 

10.

Особенности батального жанра

Лекция, произведения

модель

http://fcior.edu.ru/card/12372/osobennosti-batalnogo-zhanra.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий для проведения Дня защитника Отечества.

Подготовка к проведению праздника в школе всегда ответственно и трудоемко. Данная разработка поможет подготовить праздник для мальчиков - 23 февраля. ...

Праздник "День защитника Отечества".

Праздник для детей и родителей....

Смородинова Елена Эдуардовна Праздник песни и строя, посвящённый Дню Защитника Отечества для учащихся начальной школы

Праздник песни и строя традиционно проводится в канун Дня Защитника Отечества....

23 февраля - День защитника Отечества.

Дорогие друзья, сегодня мы собрались, чтобы встретить наш государственный праздник......

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню защитника Отечества "Привет защитникам народа"

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню защитника Отечества "Привет защитникам народа" разработан для учащихся начальных классов. В мероприятии использованы стихи, песни и танцы, а также предусмотрен...

Внеклассное мероприятие ко Дню защитника Отечества "Папа- защитник Родины и семьи"

Разработка литературно - музыкальной композиции на татарском языке...

Сценарий спортивного праздника «Эстафета Защитников», посвященного Дню Защитника Отечества

Предлагаем сценарий спортивного рпаздника " Эстафета Защитников". Сценарий содержит эстафеты для учащихся, а также танцевальные выступления детей. Перед проведением рекомендуем заранее разда...