Урок внеклассного чтения. Ненецкие сказки.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Ушакова Галина Николаевна

В настоящее время одной из актуальных проблем воспитания, определилось воспитание на элементах национальной культуры. Начинать эту работу надо с самого простого и понятного. Таким материалом являются сказки. Этой теме и посвящен предлагаемый урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya._nenetskie_skazki.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение по ненецким и русским народным сказкам.

Игра «Умники и умницы».

                           

   Форма проведения: Урок внеклассного чтения.

  Цели:  расширить знания  о народных сказках; в игровой форме закрепить и обобщить знания по ненецким и русским  народным сказкам; развивать логическое мышление, память; воспитывать интерес к чтению; воспитывать трудолюбие, сострадание, уважение к старшим и любовь к родному краю.

 Этапы урока:

  1. Вводная часть.
  2. Основная часть. Формулирование темы урока.
  3. Работа по таблице «Сказочные приметы».
  4. Игра «Умники и умницы».
  5. Подведение итогов игры, награждение.
  6. Обобщение учителя.

  Подготовительная работа:

  1. Отборочный тур (предварительный).
  2. Чтение ненецких и русских народных сказок по рекомендательному списку.

  Оборудование: выставка книг, презентация, парты поставить буквой П – это места для теоретиков, в центре  класса выложить три дорожки – красную, жёлтую, зелёную; призы для игроков (шоколадные медальки, сборники сказок, закладки с картинками из сказок, магнитики, календарики), компьютер, проектор, экран.

Ход урока.

  1. Вводная часть.

(Гаснет свет. Идёт показ слайдов по теме «Люблю тебя, мой край родной»)

Учитель.- Ребята, мы с вами живём в Ненецком автономном округе. Наш округ находится на побережье Северного Ледовитого океана.  «Край земли» - так часто называют наши места (Приложение, слайд 2). Через непроходимые болота, (Приложение, слайд 3) над реками и тундровыми озёрами пролегает воздушная дорога в Ненецкий автономный округ (Приложение, слайд 4).  Наверняка, каждый из вас не раз путешествовал на самолётах и вертолётах; видел с высоты, как величественна и необъятна тундра. (Приложение, слайд 5)

В округе проживают представители 76 национальностей: ненцы, русские, коми, украинцы, белорусы, татары и многие другие. По численности  больше всего в округе ненцев и русских. (Приложение, слайд 6)

Территория Ненецкого автономного округа является исконной землёй проживания ненцев. Ненецкий народ ко всем соседям всегда относился дружелюбно и ровно. (Приложение, слайд 7)

  1.  Основная часть. Формулирование  темы урока.

Учитель. – Посмотрите на выставку книг. (Приложение, слайд 8)  Знакомы ли вам эти сказки?

(Это русские и ненецкие народные сказки.)

- Сегодня на уроке мы обобщим знания по ненецким и русским народным сказкам и проведём игру «Умники и умницы».

Учитель. – Сказки передаются из поколения в поколение и не умирают в народе.

Связи ненецкого народа с русским более чем тысячелетней давности, поэтому в сказках этих народов много общего.

Они учат быть трудолюбивыми, честными, гостеприимными, уважать родителей и помогать им. В сказках добро побеждает зло. Отрицательные герои всегда бывают наказаны, а трудолюбивые – награждены. Ненецкие сказки так же как и русские делятся на волшебные, бытовые и о животных. (Приложение, слайд 9)  Но деление это условное, т.к. сказки о животных могут быть отнесены к волшебным, а в бытовых присутствует элемент фантазии.

- Продолжим сравнение ненецких и русских народных сказок по таблице «Сказочные приметы» (Коллективная работа по таблице).

               

Таблица «Сказочные приметы»

Сказочные приметы

Русские народные сказки

Ненецкие народные сказки

1.Сказочные зачин и концовка (Приложение, слайд 10)

  Традиционным элементом сказки является зачин. Зачин кладёт чёткую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространённый зачин начинается со слов: «Жили – были…». У волшебных сказок более развёрнутые зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь…».

  Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовки подводят итог развитию сказочного действия. Обычная формула концовки – «Стали жить-поживать и добра наживать». Вот как, например,  заканчивается сказка «Зимовье зверей»: «А бык со своими друзьями и до сих пор живёт в своей хате. Живут, поживают и добра наживают». Как правило сказка  имеет благополучный конец. Волшебные сказки, как правило, заканчиваются свадьбой.

  Нет традиционного зачина. Ненецкая сказка начинается без вступления и сразу вводит слушателя в ход действия. Например: «На берегу речки, поросшей ивняком, старуха с сыном жила».

  Конец сказки лаконичен, как и начало. Действие заканчивается без всяких прибауток. Например: «Тунгус и остяк хорошо зажили. Тут и конец».

  Как правило, сказка имеет благополучный конец, и обычно кончается свадьбой.

2.Троекратный повтор (Приложение, слайд 11)

  В сказках широко употребляются повторы. Они усиливают впечатление от действия. Повтор чаще всего бывает троекратным. Так в сказке «Барин и плотник» мужик трижды избивает барина за обиду, в сказке «Иван Быкович» богатырь три ночи подряд бьётся на смерть со Змеями».

  Число три указывает на число членов семьи: 3 дочери, 3 сына.

  Значительное место в повествовании занимает троичность: она указывает количество действующих лиц («Три сына русского старика»), время действия («Старший Вэра три дня и ночь ехал…»), три испытания: три раза дурачок идёт на могилу отца, три раза старичок идёт за дровами.

   Ещё более традиционной, чем троичность, является семиричность. 

Число семь может обозначать:

-число членов семьи («У старухи было семь сыновей», «Семь чаек, сыновья её, людьми оказались»);

-продолжительность действия («Семь дней она люльку качала»);

-повторность действия («Мышка семь раз упёрлась, на седьмой раз у ней поджилки ослабли»);

-количество предметов («Убейте в жертву семь оленей, зажгите семь костров»);

-количество всех ненецких родов («Отовсюду, из семи земель собрались мы»).

3.Устойчивые выражения (Приложение, слайд 12)

  Наличие особых сказочных слов и выражений, типичных для русской сказки: «Долго ли, коротко ли», «По чистому полю, по густому лесу».

  Баба – Яга в первый раз встречает героя сказки всегда одними и теми же словами: «Фу – фу! Доселева русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а ныне русский дух в виду является, в уста мечется!»

Сильным художественным средством являются заклинания. Заклинание – магическое слово героя, помогающее свершению подвига. Форма заклинания в ненецких сказках примерно одинакова: «Если день-два проживу, пусть русский старик три года спит», говорит младший остяк, уходя от хозяина дома на поиски пропавших жителей города  «Как младший остяк спас жителей города»).

  В сказке «Тундровой Земли старик» невестка, спасаясь от преследователей в густых ветвях дерева, произносит про себя «Если двух Хэно (племянников) я выращу, пусть я не закашляюсь».

4.Литературные приёмы (Приложение, слайд 13)

  Приём олицетворения, как бы оживление персонажа. В сказках животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. В волшебных сказках всё необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Всё приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит, печка разговаривает.

В сказках широко используются повторы, диалог.

Распространены в сказках звукоподражания: «Куты, куты, куты, несёт меня лиса за тёмные леса!»

Активно используются в сказках эпитеты (определения), гиперболы (преувеличения), сравнения. Например, эпитеты: конь-добрый, леса-дремучие, постель-пуховая, ворон-чёрный.

  Приём олицетворения. Неживые предметы оживают, разговаривают, дают советы.

  Приём сравнения. У невесты, например, глаза, «как огонь звёзд».

  Характерной для сказки является форма диалога.

  В сказке мы находим различные формы выразительной речи: восклицания, вводные слова, уменьшительные, увеличительные и другие суффиксы.

  В сказке часто слышатся повторы: «День идёт, два идёт», «Сколько-то шёл, долго ли шёл», - они подчёркивают продолжительность действия.

5.Характерные черты народных сказок. (Приложение, слайд 14)

  В сказках изображена вполне определённая эпоха в жизни русского  народа – древняя Русь, когда жили цари, попы, и баре и кормившие их и охранявшие страну от набегов врага трудолюбивые, храбрые и неунывающие мужички.

  Ненецкие слова, имена, предметы ненецкого быта (пимы, тынзей, чум, тундра, паница, собаки, олени и многие другие)

  1. Обобщение. (Приложение, слайд 15)

Учитель.- Что общего в ненецких и русских народных сказках?

(Они учат трудолюбию, уважению к старшим, отзывчивости к людям, доброте. Разнообразные приёмы образной речи. Использование чисел).

- Что характерно для ненецких сказок?

(Нет зачина и концовки. В них изображены жизнь и обычаи ненецкого народа, занятия его и окружающая среда. Ненецкие имена. Неживые предметы оживают, разговаривают, дают советы.)

  1. Закрепление. Игра «Умники и умницы»

Учитель. – Мы начинаем игру «Умники и умницы». (Приложение, слайд 16)  Сегодня нам предстоит определить самого внимательного читателя, знатока ненецких и русских народных сказок.

 Вопросы отборочного тура  (предварительный, проводится на предыдущем уроке внеклассного чтения).

Задание.  По опорным  словам  и картинкам отгадайте названия сказок.

  1. Бабушка, внучка, курочка, мышка, вёдра, вода.

(У страха глаза велики.) (Приложение, слайд 17)

  1. Невод, водяной, чертёнок, озеро, медведь.

( Рыбак и сын водяного.) (Приложение, слайд 18)

  1. Пир, тарелка, кувшин, каша, окрошка.

(Лиса и журавль.) (Приложение, слайд 19)

  1. Баба – Яга, ларцы, баня, ящик, пожар.

(Белые ларцы, красные ларцы.) (Приложение, слайд 20)

  1. Зёрнышко, коровушка, маслице, хозяйка, коса, петушок.

(Петушок и бобовое зёрнышко.) (Приложение, слайд 21)

  1. Костёр, искра, паница, две подруги, чум, берестяной туесок.

(Тату Хабценгота.) (Приложение, слайд 22)

  1. Солдат, варево, чулан, котёл, топор.

(Каша из топора.) (Приложение, слайд 23)

  1. Чум, пимы, собаки, одеяло, тынзей.

(Одеяло без швов.) (Приложение, слайд 24)

  1. Бубенчик, дровосек, купец, крестьянин, Мороз.

(Два Мороза.) (Приложение, слайд 25)

  1.  Рубанок, долото, топор, девушка.

(Смелая девушка.) (Приложение, слайд 26)

(По результатам отборочного тура, учитель  определяет три тройки игроков. По  количеству  набранных баллов даётся право выбора дорожки.)

     

 Условия игры (объясняет учитель). (Приложение, слайд 27)

   - Вся игра будет состоять из трёх частей – трёх агонов, поэтому участников  игры мы будем называть агонистами. Агон в  переводе  с греческого означает «соревнование».

     Посмотрите, самая длинная дорожка – зелёного цвета, в ней четыре квадрата. Тот, кто будет идти по этой дорожке, получит целых четыре вопроса, но зато он  имеет право ошибиться два раза.

    Жёлтая дорожка, состоит из трёх квадратов. Игрок получает три вопроса, и он может ошибиться только один раз.

     А красная дорожка ближе всех к цели. Игрок, который будет идти по двум красным квадратам, получит всего два вопроса, но зато он совсем не имеет права ошибаться.

     Тур заканчивается, как только кто- либо из игроков завершит свою дорожку.

     Вопросы, на которые не ответят агонисты в конце игры будут заданы зрителям, которых мы будем называть теоретиками. В переводе с греческого «теория» означает «наблюдение»

      Победителями станут финалисты агонов и победитель среди зрителей – теоретиков.

Вопросы для 1 агона. (Приложение, слайд 28)

Красная дорожка.

  1. Эта старушка живёт в лесной избушке одна – одинёшенька. Она помогает добрым молодцам, но может и обидеть. Иногда её дразнят «костяная нога». Кто она? (Баба – Яга) (Приложение, слайд 29)
  2. Кто такие Тату Хабценгота? (Род, люди, которые умирают от искры, вылетевшей из костра) (Приложение, слайд 30)

 Жёлтая дорожка.

  1. Он обитает в лесу и даже считается лесным начальником. Говорят, что зимой он спит, а весной просыпается. А встретится ему в тёмном лесу прохожий, он его пугать начинает: ух, ух, ух!  (Леший) (Приложение, слайд 31)
  2. В какой сказке Мышка и птичка не поделили зерно?  («Храбрый медведь») (Приложение, слайд 32)
  3. Какая ненецкая сказка про двух животных очень похожа на русскую сказку?  («Лиса и волк») (Приложение, слайд 33)

Зелёная дорожка.

  1. Он хозяин рек, озёр и прудов. У него зелёные волосы, а на руках между пальцами перепонки, как у лягушки. Кто он?  (Водяной) (Приложение, слайд 34)
  2. В какой сказке храбрая мышка победила росомаху, тучу и даже Уральский хребет?  («Храбрая  мышка») (Приложение, слайд 35)
  3. Как называется «самолёт» Бабы – Яги?  (Ступа) (Приложение, слайд 36)
  4. В какой сказке один из героев – топор?  («Смелая девушка») (Приложение, слайд 37)

Вопросы для 2 агона. (Приложение, слайд 38)

Красная дорожка.

1. Какая ненецкая сказка начинается словами: «Жили в тундре Ворона, Куропатка и   Мышка?»  («Кто лепёшки съел?» (Приложение, слайд 39)

        2. Лесной кот. Его многие  боятся, потому что стоит ему только подать голос, любой человек уснёт волшебным сном.  (Кот – Баюн) (Приложение, слайд 40)

             

            Жёлтая дорожка.

  1. В  какой  ненецкой сказке  одеяло было без швов?  («Одеяло без швов») (Приложение, слайд 41)
  2. Как звали волшебную рыбу, которая могла выполнить любое желание?

(Щука) (Приложение, слайд 42)

  1. Из какой сказки эти слова: «Подняла  лиса  хвост и  стала им размахивать, как  будто дерево рубит»?  («Лисица, птичка и ворон») (Приложение, слайд 43)

             Зелёная дорожка.

  1. В какой сказке старик рубил дерево 30 лет?  («Как сватали дочь царя    Солнца») (Приложение, слайд 44)
  2. Как надо было попросить щуку выполнить желание?  (По щучьему веленью, по моему хотенью, пусть исполнится…) (Приложение, слайд 45)
  3. Закончите отрывок: «Младшая дочь старика  вышла на улицу, махнула серебряным тынзеем и около чума появилось  … (целое стадо оленей) (Приложение, слайд 46)

          4.  Кому принадлежат эти слова  из сказки: «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет хорошо»? (Приложение, слайд 47)

              Вопросы для 3 агона. (Приложение, слайд 48)

Красная дорожка.

  1. Почему кукушка не растит своих детей. Как это объясняет ненецкая сказка?  (Дети не помогали матери, и она улетела) (Приложение, слайд 49)
  2. Какая русская народная сказка заканчивается словами: «А ведьму привязали к лошадиному хвосту и размыкали по полю. Где оторвалась нога – там стала кочерга; где рука – там грабли; где голова – там куст да колода. Прилетели птицы – мясо поклевали, поднялися  ветры – кости разметали, и не осталось от неё ни следа, ни памяти».  («Белая уточка») (Приложение, слайд 50)

Жёлтая дорожка.

  1. Как их зовут: «Эти девушки живут в воде. Они очень красивые, только вместо ног у них рыбьи хвосты».  (Русалки) (Приложение, слайд 51)
  2. В какой сказке  один из героев – шаман Ворон?  («Плач чайки») (Приложение, слайд 52)
  3. В какой сказке человек побеждает сына водяного, потому что умнее?  («Рыбак и сын водяного») (Приложение, слайд 53)

Зелёная дорожка.

  1. Назовите героя сказки: «Обычно его изображают всего состоящего из костей. Он не может умереть пока не отыщется спрятанная в яйце его смерть».  (Кощей Бессмертный) (Приложение, слайд 54)
  2. Кто были старухины дети в ненецкой сказке «Белые ларцы, красные ларцы».  (Черви, мухи, жучки) (Приложение, слайд 55)
  3. Кому принадлежат эти слова из сказки: «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная»?  (Морозко) (Приложение, слайд 56)
  4. В какой сказке рассказывается о стрекозе, у которой было семеро детей?  («Старая стрекоза») (Приложение, слайд 57)

5.Подведение итогов игры. Вручение призов. (Приложение, слайд 58)

Финалистам агонов – золотые (шоколадные) медальки и сборники сказок.

Победителю среди теоретиков – серебряная (шоколадная) медалька и книжка – раскраска со сказочным сюжетом.

Участникам агонов – поощрительные призы (закладки с картинками из сказок, календарики).

6. Обобщение учителя.

- Сегодня на уроке мы вспоминали сказки двух народов, проживающих  в  Ненецком автономном округе.

    Эти сказки знакомят нас с жизнью, национальными традициями, с природой, с трудом. Но, несмотря на сходство, всегда отличаются своеобразием речи, быта.

      Самое главное, что сказки любых народов воспитывают любовь к трудолюбию, осуждают лень, злость, жадность.

Мы продолжим знакомство с народными сказками и  других народов, проживающих на территории Ненецкого округа.

        Украинскую сказку «Колосок», белорусскую сказку «Лёгкий хлеб», татарскую сказку «Три дочери» мы будем читать на уроках литературного чтения в разделе «Сказки разных народов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения по сказке Г. Андерсена

Презентация к уроку внеклассного чтения во 2 классе по сказке Г. Х. Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"...

презентация к уроку внеклассного чтения по сказке О.Уайльда "Мальчик-Звезда"

презентация к уроку внеклассного чтения по сказке О.Уайльда "Мальчик-Звезда"...

Урок внеклассного чтения по сказке А.Погорельского "Черная курица"

Урок проводился в рамках изучения темы "Литературные сказки"...

Открытый урок внеклассного чтения по сказке Ю. Олеши «Три толстяка»

Данный урок проводится как итоговый .  На этом уроке учащиеся учатся анализировать содержание сказки, образы героев, определять основную мысль данного произведения.На уроке используются разные фо...

Урок внеклассного чтения по сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино"

Итоговый урок внеклассного чтения  по сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино" в игровой форме....

Урок литературного чтения. Ненецкая сказка "Белый медведь, бурый медведь"

Урок построен на работе исследовательских групп....