Открытый урок "Старый дед и внучек"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Открытый урок по литературному чтению показан на занятии кустового медодического объединения учителей начальных классов. Октябрь 2014 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_literatunogo_chteniya_2_klass.doc99 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 2 класс

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

УМК: «Школа России».

Учебный предмет: литературное чтение.

Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Толованова.

Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Тема урока: Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

Цель урока: Создать условия для осознания детей, что семья - это самое дорогое и близкое, что есть у человека, а сплоченность семьи - это фундамент благополучия.

Задачи:

  1. Познакомить детей с биографией Л. Н. Толстого и его рассказом

   «Старый дед и внучек».

  1. Развивать у детей умение выделять главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, развивать логику, технику чтения.
  2. Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: учебник «Литературное чтение. 2 класс.» (сост. Л.Ф.Климанова и др.); презентация по теме урока, карточки.

Ход урока. I.        Организационный момент.

Психологический настрой, слайд 1 (смайлики)

Разрешите начать мне урок Я хочу, чтобы был он вам впрок,

Предлагаю вам размышлять,

Доказывать, думать и рассуждать.

   Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение, как у этого смайлика. А сейчас потрите ладошки та чтобы они стали тёплыми, посмотрите на своего соседа, передайте своё тепло, улыбнитесь ему и пожелайте друг другу удачи.

- Итак начнём!

  1. Проверка домашнего задания.

Игра «Сложи название».        слайд2

На доске слова: Лебедь. Стрекоза Рак Щука Муравей.

-Что объединяет всех этих животных? (герои басен)

  • Разбейте животных на 2 группы по принадлежности к разным басням. -Кто автор этих басен?
  • Что такое басня?
  • Дома вы готовили выразительное чтение басни. Давайте поиграем в театр. Сейчас мы обыграем диалог из басни «Муравей и стрекоза».

(2 группы ребят выразительно играют роли, оцениваем аплодисментами)

- Чему учат нас басни Крылова?

III Постановка темы и цели урока.

          Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством ещё одного великого русского писателя. Его портрет вы видите на слайдеЗ, может быть кто-то уже встречался с творчеством этого человека и узнал его? (предположения)

       О биографии писателя нам готовы рассказать ребята. А мы внимательно слушаем, чтобы быть готовыми ответить на вопросы после выступления.

1.  Знакомство с биографией

        - Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.

  • Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал ,что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.

       - Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

        - Лев Николаевич очень любил детей. В то время было мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. В Ясной Поляне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по своим учебникам, которые сам же и написал.

  •  Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. Свои произведения он писал специально для школьников. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости.

2. Проверка восприятия материала.

 На слайде4 прочитать и ответить.

1..Где жил Л.Н.Толстой? (1 ученик читает вопрос, 1 - отвечает)

2.Каким он был человеком?

3.Как        Толстой помогал бедным детям?

4.0 чем он писал в своих рассказах?

-Молодцы, вы были внимательны, правильно ответили на все вопросы.

Вывод: Если мы с вами познакомились с писателем, значит, с чем мы должны сегодня познакомиться на уроке? Что мы будем делать? (познакомиться с произведениями) (будем отвечать на вопросы и анализировать прочтитанный текст)

Слайд5

  • Уточним, какие вопросы вынесим для обсуждения?

1.Познакомиться        с биографией писателя.

2.Познакомиться        с произведением,  которое он написал?

3.Узнать чему оно нас учат?

- И не забывайте, ребята, главная задача литературного чтения?

Читать целыми словами, громко, четко, выразительно, понимать прочитанное

IVАктуализация знаний

- Сегодня мы познакомимся с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»      Слайд 6

- Ребята, как вы думаете, о чём это произведение? (предположения детей)

- Напомните ребята, что такое басня?

(Басня - это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль)

- Значит, если мы будем читать басню, то обязательно чему-то научимся, поэтому я бы хотела, чтобы по окончании урока вы смогли ответить на вопросы и закончить высказывания (на доску):

Я почувствовал...

Я задумался....

Я понял...

V Словарная работа

         - Басня, «Старый дед и внучек», рассказывает об истории , которая произошла в одной семье. Написана она очень давно, при чтении нам встретится слово, которое в наше время практически не употребляется.

         Дома вы нашли  это слово в «Толковом словаре» и готовы  объяснить нам его значение.

ЛОХАНКА

(Карточка со словом вывешивается на доску)

Ответ .'«Лоханка - круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости».

НЕВЕСТКА

Ответ:«Так называли и называют родители жену сына»

- Подберите синонимы к словам складывать, бранить

VI Первичное восприятие текста. Рефлексия.

  • Послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».  Обратите внимания, что эта басня написана не в стихотворной форме, а в прозе.  (аудиозапись)

VII        Проверка первичного восприятия текста 

 Беседа:

-Назовите героев басни?

-Какая тема объединяет героев басни? (друзья, семья, гости)

-Что такое семья?

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? СЕМЬЯ.

-Какую семью называют дружной?

-Охарактеризуйте эту семью, (кто входит в состав семьи, какие у них взаимоотношения? Можно ли назвать ее благополучной?)

-А ваша семья какая?

-Как чувствует себя человек в благополучной семье?

VIII Вторичное восприятие текста чтение - чтение басни вслух по цепочке?

Ребята, вернёмся к нашей басне:

-Сейчас мы будем читать басню по цепочке. Пожалуйста внимательно следить и подумайте, на какие две смысловые части можно ее разделить?

(Чтение басни)

 IX. Структурный анализ текста.

-На сколько частей можно разделить басню?

Ответы уч-ся: «Я считаю, что басню можно разделить на две смысловые части. В первой части говорится о том, как обидели деда. Во второй - о том, как сын проучил родителей».

1. Чтение и анализ I части

-Прочитайте первую часть басни, (читает сильный ученик)

-Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

Ответ  уч-ся: «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой».

-Что случилось во время обеда за печкой?

н».

Ответы уч-ся: «Дед хотел подвинуть чашку с едой, уронил и разбил ее».

-А почему дед уронил и разбил чашку?

Ответы уч-ся: «Потому что он был очень старый, плохо видел».

-Прочитай, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

Ответы уч-ся: «Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке».

-Правильно ли поступила невестка? Почему?

Ответы детей: «Невестка поступила неправильно, он же не специально разбил чашку».

2.Чтение и анализ 11 части. ( составить картинку и найдите сюжет) Слайд 9 (проверим картинку)

-Прочитайте вслух вторую смысловую часть басни, 

-Зачем Миша делал лохань?

Ответы уч-ся:« Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми».

-Прочитай, почему родители Миши заплакали?

Ответы уч-ся:«Им стало стыдно за то, что они так обижали старика».

- Как после этой истории стали относиться к дедушке?

Ответы уч-ся: «Стали сажать его за стол и ухаживать за ним».

3.Работа с иллюстрацией на стр. 110 (Слайд 10)

-Чем заняты герои рассказа?

-Какое у них настроение?

-Почему?

-О чем сейчас они разговаривают? (прочитайте из текста)

-Чему учит этот рассказ?

-   Л.Н.Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Сегодня мы прочитаем три пословицы. Все они объединены одной темой. Только начало и конец у них перепутаны.

       Возьмите карточки, карандаши и соедините начало и конец пословиц так, чтобы получились верные высказывания

Слайд 7. ("работа в паре)

  1. .Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
  2. Вся        семья вместе, и душа на месте.
  3. Нет        лучше дружка, чем родная матушка.

-Посмотрите на экран. У кого не так?

-Прочитайте вслух первую пословицу, которая у вас получилась. Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы уч -ся : «Надо уважать своих родителей, любить юс .Родители всегда помогут».

-Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете?

Ответы уч - ся:«Когда все вместе, то ни за кого не переживаешь, не волнуешься».

-Прочитайте третью пословицу. Объясните ее смысл.

Ответы детей: «Мама-лучший и самый надежный друг.»

-Какой темой объединены эти пословицы?

Ответы уч-ся.«Все три пословицы о семье».

-А какая из пословиц относится непосредственно к нашей басне?

l.Kmo родителей почитает, тот вовек не погибает.

Слайд 8 

Физкультминутка

Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полоскаем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

X Логический анализ текста.

1)Определение поучения басни.

-Можно ли назвать эту басню поучительной? Чему она нас учит?

Ответы уч-ся: «Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».

-Какова мораль этого произведения?

Ребята, давайте найдём в басне такие слова, в которых заключён главный смысл. ( последний абзац читаем хором)

Вывод: «Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя».

2)Определение актуальности басни «Старый дед и внучек»

-    Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше время?

-   Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?

-   Не только мы ребята, а также и все люди должны заботливо и сострадательно относиться к пожилым людям. Поэтому в нашей стране есть замечательная традиция. Ежегодно в октябре мы празднуем День пожилого человека.

Из библии «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле»

Библия, Ветхий Завет        (слайд)

IX   Итог урока. Отметки. Рефлексия.

- С каким писателем мы сегодня познакомились?

-Какую басню мы прочитали?

-Какая главная мысль басни?

Чтобы сделать вывод по уроку, я попрошу вас подумать и продолжить своими словами предложения, начатые на доске, (опять обращаю внимания на слова:)

Я почувствовал...

Я задумался....

Я понял...

-Продолжи первое предложение, написанное на доске.

Ответы уч-ся:« Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко».

-Продолжи второе предложение.

Ответы уч-сяЯ задумался о том, как надо относиться к старым людям.»

-Продолжи третье предложение.

Ответы уч-ся:«Я понял, как надо относиться к старым людям.»

-Я согласна с вами. У мета это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.

-Чему научила вас эта басня?

-А возникли ли у вас вопросы к писателю? слайд

- У меня возник такой: для кого все-таки больше написан этот рассказ - для родителей или для детей? Если для родителей, тогда зачем вы, дети, должны его читать? Чтобы проверить правильность вашего ответа, попробуйте спросить совета у родителей.

Домашнее задание.

С. 110-111 прочитать дома целыми словами.

А закончить свой урок я хочу такими словами:

Ребята, учитесь любить и заботиться. Любите и заботьтесь о своих родителях, близких и друзьях. И помните любовь- это огромная сила, которая может сделать невозможное. Я желаю огромной любви вам, ребята, и всем нашим гостям.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Класс: 1 б

Тема урока: Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

Цель урока: Создать условия для осознания детей, что семья - это самое дорогое и близкое, что есть у человека, а сплоченность семьи - это фундамент благополучия.

Задачи:

  1. Познакомить детей с биографией Л. Н. Толстого и его рассказом «Старый дед и внучек».
  2. Развивать у детей умение выделять главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, развивать логику, технику чтения.
  3. Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словесный, иллюстративный, частичнопоисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

индивидуальная, парная, фронтальная.

Данный урок входит в состав раздела «Русские писатели детям» По изучению жанра басня это 3 урок. Предыдущие басни были в стихотворной форме. В отличие от предыдущих двух басен Эта басня - притча очень ярко показывает поучительный смысл для людей, ярко раскрывает значение слова мораль. Как бы подводит черту в изучении данного жанра. Имеет глубокий смысл и несёт большое воспитательное значение.

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса: класс разноуровневый. Есть дети сильные, быстро и глубоко мыслящие. Таких немного: Геля, Неля, Слава Есть дети даже не читающие и которые не могут выразить словами свои мысли из-за небольшого кругозора. Но сейчас и такие ребята уже начинают работать.

При планировании урока я учитывала эти способности и постаралась привлечь к работе всех детей. Кто не читал, те отвечали на вопросы, а кто не мог ответить на вопросы - составляли картинки и участвовали в обсуждениях.

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД

Личностные: уважение и сострадание к пожилым престарелым людям, милосердие и заботу о ближнем человеке.

Познавательные: изучение биографии нового писателя, знакомство с новыми произведением, новыми словами и понятиями, постановка целей и задач, а также формулирование выводов.

Регулятивные: Формирование собственной позиции по отношению к окружающим тебя близким людям, а также к поступкам других людей. Определение положительных и отрицательных поступков, аргументирование своих выводов «Почему?» «Докажите»

Коммуникативные: Умение работать в паре, задавать вопросы собеседнику, доказывать свою точку зрения.

Тема урока и данное изучаемое произведение имеет очень глубокий воспитывающий характер. Весь материал, изученный на уроке построен на чувствах детей. Каждый ребёнок в классе был затронут и не остался равнодушным к событиям произведения. Поэтому считаю что воспитательные задачи были достигнуты.

Главными методами и приёмами работы на уроке были: выборочное чтение, беседа и рассуждения по вопросам.

Считаю, что главный этап урока - это логический анализ текста и итог урока. На данном этапе дети чётко определили поучительность басни. Нашли главную часть - мораль. Определили актуальность произведения в наши дни.

На этапе рефлексии - ответили на главные вопросы:

Я почувствовал… Я задумался… Я понял…

Времени нам хватило, Этапы урока были взаимосвязаны между собой. Замотивированность на внимание и поиск ответов в начале урока была развязкой в конце.

На уроке была использована интерактивная доска, но правда только как экран.

Считаю, что не достаточно было самооценки.

Результат урока считаю положительным, так как самой главной воспитательной цели он достиг.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разрешите начать мне урок Я хочу, чтобы был он вам впрок, Предлагаю вам размышлять, Доказывать, думать и рассуждать.

Слайд 2

Лебедь Щука Стрекоза Рак Муравей

Слайд 3

«Лебедь рак и щука» «Стрекоза и муравей» Иван Андреевич Крылов

Слайд 4

«Стрекоза и муравей»

Слайд 5

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Он прожил 82 года Полное собрание его сочинений насчитывает 90 томов. Толстой все время трудился и всегда считал что уважать можно того человека, который всю жизнь трудился. Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Он чень любил детей. В Ясной Поляне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по своим учебникам, которые сам же и написал. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости.

Слайд 6

1.Где жил Л.Н.Толстой? 2. Каким он был человеком? 3.Как Толстой помогал бедным детям? 4.О чем он писал в своих рассказах?

Слайд 7

Учебная задача 1.Познакомиться с биографией писателя. 2.Познакомиться с произведением, которое он написал? 3.Узнать, чему оно нас учит? Читать целыми словами, громко, чётко, выразительно, понимать прочитанное!

Слайд 8

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» Я почувствовал… Я задумался…. Я понял…

Слайд 12

Кто родителей почитает, и душа на месте. Вся семья вместе, чем родная матушка. Нет лучше дружка, тот вовек не погибает.

Слайд 13

Кто родителей почитает, и душа на месте. Вся семья вместе, чем родная матушка. Нет лучше дружка, тот вовек не погибает.

Слайд 14

Физкультминутка Дружно маме помогаем - Пыль повсюду вытираем. А теперь бельё стираем, Полоскаем, отжимаем. Подметаем всё кругом. И бегом за молоком Маму вечером встречаем, Двери настеж открываем, Маму крепко обнимаем.

Слайд 16

«Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле» Библия, Ветхий Завет

Слайд 18

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» Я почувствовал… Я задумался…. Я понял…

Слайд 19

Лев Николаевич Толстой

Слайд 20

Домашнее задание с. 110 - 111 читать выразительно целыми словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтеня по теме: "Старый дед и внучек" Л. Н. Толстой

УМК: «Школа России».   Учебный предмет: литературное чтение.   Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисков...

урок литературного чтения 2 класс Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

урок литературного чтения  2 класс  Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»   УМК: «Школа России».   Учебный предмет: литературное чтение.   Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, ...

Сказка про Деда, Внучку и Мышку-Полевку

Эту сказку мы с сыном придумали по заданию учителя в 3 классе для урока литературы. Такие творческие задания преподаватель дает часто и дети этому ничуть не удивляются. Рассказы их появляются быстро и...

Две внучки.Новогодний утренник.

Новогодний  утренник  для  начальных  классов...

Открытый урок "Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек»

Цели: 1) Познакомить детей с рассказом Л.Н.Толстого “Старый дед и внучек”.             2) Создать условия для осознанного, беглого и ...

Литературное чтение. Открытый урок "Старый дед и внучек" 2 класс

Папка содержит конспект урока, аудиозапись....

Урок открытия новых знаний. Тема:Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Цели:Образовательные:Создавать условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом.Создавать условия для  развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вер...