Е.Чарушин "Томкины сны"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Колесень Оксана Владимировна

Урок чтения в 1 классе "Томкины сны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_e.charushin_tomkiny_sny.doc41 КБ
Файл urok.tomkiny_sny.odp419.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

          Урок литературного чтения в 1 классе , учитель: Колесень О.В.

Тема:              Е.И. Чарушин  «Томкины сны»

Цели урока:   создать условия для раскрытия смысла художественного          

                        произведения;

                        сформировать навыки правильного и выразительного чтения

                        закрепить умение прогнозировать и анализировать текст;

                        обогатить словарный запас учащихся;

                        воспитать бережное отношение к животным.

       

                                      Ход урока.

I Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок!

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

- За окном весна. Светит солнышко, поют птицы, природа проснулась после зимы. У вас на партах есть изображения солнышка и тучки. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению.

II Актуализация знаний.

  1. Эмоциональная мотивация.

Чтобы настроение на уроке сохранилось или улучшилось, улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека.

  1. Целеполагание.

/ На доске запись:   «Я и мои друзья» и выставка рисунков/

- Прочитайте предложение. Кто хочет поделиться мыслями, в чём его смысл?

- А какие ещё бывают друзья? Кто наши маленькие друзья?

_ Вы нарисовали дома своего домашнего питомца, скажите, кто он и как его      

   зовут?

- Чтобы ваш друг был с вами как можно дольше, что для этого нужно делать?

- А каким должен быть человек, чтобы рассказать много интересного о своём        

   питомце?

- Да, если человек очень внимательно наблюдает за своим маленьким другом,    

   он может рассказать много интересного.

- О таком наблюдении мы сегодня будем читать.

III Знакомство с новым материалом

  1. Обращение к автору.

- Прочитайте имя автора нашего рассказа. Посмотрите на его портрет.

- Знакомы ли вам его произведения?

- Обратите внимание на выставку книг, если они вас заинтересуют, вы можете взять эти книги в школьной библиотеке.

- А знаете ли вы что-то о Евгении Ивановиче Чарушине?

- В доме у Чарушиных были и кошки, и собаки, на окнах стояли банки с аквариумными рыбками, а в клетках распевали птицы. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей. Эти животные становились друзьями мальчика. Сам Чарушин говорил: «Я приучился с детства понимать животное – его движения, мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые вовсе не понимают животного».

Вот таким человеком был Евгений Иванович Чарушин. И, конечно, все его рассказы связаны с жизнью природы и её обитателями.

  1. Прогнозирование содержания.

- Рассмотрите внимательно иллюстрацию к рассказу.

- Кто изображён на ней?

- Почему этот рисунок кажется необычным?

- Попробуйте предположить, о чём будет этот рассказ?

-  Прочитайте заглавие рассказа. Как зовут героя ? Это человек?

    3) Словарная работа.

 

- В этом рассказе есть трудночитаемые слова. У вас на парте тетрадь с этими словами. На с. 34. Прочитайте их про себя.

- А теперь читаем хором.

Спра-ши-ва-ет – спрашивает – спрашивает у меня

По-ви-зги-ва-ет – повизгивает – повизгивает во сне

Бо-да-ет-ся – бодается – коза бодается

По-драть-ся – подраться – подраться с тигром

Спра-вить-ся – справиться – справиться с ним

Физ. Минутка. Попрыгать – поиграть.

4)Чтение рассказа по частям.

Часть I

- Прочитайте первую часть про себя.

- Какие слова подтверждают, Томка – щенок, а не взрослая собака.

                                                      (Повизгивает, лапки)

   

5) Повторное чтение I части вслух.

- А почему человек не может видеть такие сны, какие видит щенок?

- Кто же герои рассказа? А к кому Никита обращается с вопросами?  Кто является рассказчиком истории?

- Здесь нет слов автора, потому что эти слова-связки говорит папа.

- Вы хотите узнать, что было дальше?

- Можно я вам прочитаю II часть? Я хотела бы вам помочь услышать, как при помощи изменения интонации правильно передать чувства и мысли героев.

   6) Эталонное чтение учителем. Вопросы после чтения.

Итак, Никита наблюдает за спящим Томкой…

- Как мог Никита догадаться, что снится Томке? Для того, чтобы фантазии были интересными, нужно уметь наблюдать за повадками животного.

Физ. Минутка.

  7) Жужжащее чтение.

 - Почему Никита решил, что сначала Томка увидел во сне небольшого зайчонка? Изменился бы голос Томки, если бы во сне он увидел большого зайца?

- Почему Никита решил, что Томка убегает от козы?

- А потом Почему ему показалось, что Томка собирается драться с тигром?

- Зачем Никита решил разбудить спящего щенка?

- Испугался ли он за своего друга?

IV Закрепление изученного материала.

1) Беседа о характерах героев.

- Действительно ли Никита может читать Томкины сны?

- Можно ли что-то рассказать  о характере Томки?

- А что можете сказать о характере папы, Никиты?

/Открыть доску с заданием/ У детей тетрадь.

                                                                   ВЕСЁЛЫЕ

                                                                   ЛЮБЯТ ЖИВОТНЫХ

 НИКИТА И ПАПА                                 СЕРЬЁЗНЫЕ

                                                                   НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ

                                                                   ФАНТАЗЁРЫ

- Как думаете, что общего в характерах Никиты и папы? Соедините.

2) Озаглавливание частей.

- Как предлагаете озаглавить I часть?

- А II часть?

- Заголовки к частям текста могут быть в виде вопросов.

- Выберите наиболее точный заголовок к каждой части.

 I часть.

О чём говорили папа с сыном?

Почему Томка лает во сне?

 II часть.

Какие сны видит Томка?

Почему Никита хотел разбудить Томку?

V  Подведение итога урока.

- Чем понравился вам этот рассказ?

- Что показалось вам необычным в нём?

- Что можете сказать об авторе этого рассказа? А о героях?

VI  Рефлексия.

- В начале урока вы поделились со мной, какое у вас было настроение.    

- Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок?

- Спасибо за активную работу на уроке.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

человек растения птицы звери ( да, при, ро )

Слайд 2

Природа Лес – это дом для птиц, зверей и растений…

Слайд 3

Какие сны снятся щенкам? Евгений Чарушин «Томкины сны» Цели: Познакомиться с произведением. Узнать какие сны могут сниться щенкам?

Слайд 4

Предположения:

Слайд 5

Словарная работа Спра-ши-ва-ет – спрашивает – спрашивает у меня По-ви-зги-ва-ет – повизгивает – повизгивает во сне Бо-да-ет-ся – бодается – коза бодается По-драть-ся – подраться – подраться с тигром Спра-вить-ся – справиться – справиться с ним

Слайд 6

ВЕСЁЛЫЕ ЛЮБЯТ ЖИВОТНЫХ НИКИТА И ПАПА СЕРЬЁЗНЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ ФАНТАЗЁРЫ

Слайд 7

Работа группах: 1-я - чтение по ролям; 2 - я - составляет обложку книги; 3 - я - придумывает историю «Встреча с зайцем» 4 - я - придумывает историю «Встреча с козой»

Слайд 8

Возвращаемся к предположениям:

Слайд 9

Какие сны снятся щенкам? Евгений Чарушин «Томкины сны» Цели: Познакомиться с произведением. Узнать какие сны могут сниться щенкам?

Слайд 11

Спасибо за урок!