Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Синягина Алла Борисовна

Данная система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения, развить у них навыки исследовательской деятельности, начать формировать чувство языка. В сравнении с традиционной методикой дети значительно быстрее осваивают приём чтения целыми словами, допускают меньше ошибок при чтении. Выразительность перестаёт быть привилегией отдельных детей, а становится прочно усвоенным навыком каждого ребёнка. Интересно, что у детей уже сформировалась постоянная потребность осмысления каждого текста и поиска новых речевых оборотов.

Исходя из вышеизложенного, считаем оправданным использование данной методики как в «сильных» гимназических, так и в классах коррекционно-развивающего обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon navyk_chteniya.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами

Необходимость овладения детьми навыком чтения как залогом успеха всего дальнейшего обучения понятна каждому учителю. Как же помочь детям? Система тренировочных упражнений решает эту задачу. Только не надо забывать, что у каждого ребёнка свой темп чтения.

Для решения этой задачи ведём работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения.

Для реализации поставленных целей была разработана система тренировочных упражнений, которые проводились как обязательный этап каждого урока чтения, занимающий 10-15 минут урока и включающий в себя 5 последовательно выполняемых упражнений.

  1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
  2. Чтение блоков.
  3. Отработка дикции.
  4. Развитие оперативной памяти.
  5. Интонационная разминка.

Последовательное выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей. Для проверки эффективности этой работы необходимо проводить ежемесячный контроль за техникой чтения учащихся.

        Давайте подробно остановимся на содержании каждого из этапов тренировочных упражнений и дадим некоторые рекомендации по их проведению.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

        В книге М.Р.Львова «Школа творческого мышления» в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать- владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».

        Формировать навык владения дыханием и голосом предлагаем с помощью следующих упражнений.

Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте бельё водой.

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.

В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)

Выдох со счётом.

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки (глубокий вдох) раз Егорка, два Егорка..(и т.д. до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Для разогрева голосовых связок предлагаем так называемые распевные упражнения.

Медвежата.

        Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы- медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, чётко произнося (м).

Мам, мёду б нам, мам, молока бы нам.

В лифте.

        Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

Ручка в зубах.

        Напишите в воздухе молча своё имя. Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.

Предлагаем также упражнения для снятия напряжения голосовых связок, которые можно использовать на уроке после длительного чтения больших текстов. Это не только снимает усталость, но и организует ребят на дальнейшую работу.

Если голос устал.

        Шумный выдох. Внутренний зевок. Великан (изобрази, что ты проглотил 7 домов, слонов и пр.)

Чтение блоков.

        Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребёнка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений - это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределён по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2,3,4,5 букв). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. Запись блоков производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать их про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

Слитное прочтение двух рядом стоящих букв (1-ая группа блоков)

Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею еу ад аж ай ам ап ар ах!

Ей ел ем ед еж ек иж из ик ил им иф ой!

Ом он ос от ох ош уж ум ус ух! эй! эх!

Юг юз юм юн яд як ял ям ян яр

Ба бы бэ-э-э во! Вы га да до же за

Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на

Не ни но ну по Ра ре си су та те

То ту ты тю! Фа фу! Ха! Хе! Че чу ша!

Щи бр-р-р кшш… тшш… тсс…

Ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! Во-во!

Га-га-га! Да-да-да! Эй-эй!

Ну-ну! То-то хе-хе-хе ха-ха-ха!

Ба-ба дя-дя па-па ма-ма

        При прочтении этих блоков полезно начать обучать понятию ударения, ударного слога и отрабатывать различные варианты звучания слова при изменении ударного слога. Например, предложить детям прочитать буквосочетание га-га-га! Сначала с ударением на первый слог, затем на второй и на третий.

  /

га – га- га!

        /

Га-га-га!

              /

Г –га –га!

Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а также навык определения на слух, какой слог в слове ударный.

Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов (2-ая группа блоков)

        При отработке прочтения слов этой группы полезно использовать приём наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание, например га-ага, ба-бай, са-сам.

                

Ага бай сам шар пах

Аут баз бык бэр вон

Выя дар дом бей ели

Ему зея сею уже зал

Ива тик хил зим лиф

Тих бия кар лих люк

Ляп миф мул мыс мэр

Нас нет нищ нот гну

Бой лом сон ост лот

Мох бош пол Юра рек

Оси суп эта тел тот

Эту тыл ТЮЗ ума муж

Кум рус дух Уфа Уфу

Уха ухе чек чуб шаг

Щит эхо юга ТЮЗ юму

Дюн яды яку мял яма

Яна яро

Аа-ага-яга-яма-ява-яна

Ад-сад-суд-сед-дед-беб

Ай-бай-рай-лай-лей-лес

Ам-сам-эам-там-нам-наш

Ар-шар-кар-кур-рук-рак

Ах-пах-пат-мат-мад-май

Ау-ату-туш-уши-шин-шит

Ау-аут-шут-шуб-шум-ума

Ба-баз-бал-бел-бег-бес

Бы-бык-быт-бот-кот-лот

Бэ-бэр-бор-бур-бут-бус

Во-вон-вот-воз-вол-эол

Вы-выл-выя-вил-вал-дал

Га-газ-гаи-уаз-азы-азу

Да-дар-дыр-ряб-раб-рыл

До-дом-дон-док-око-мод

Ей-бей-пей-пел-пил-пир

Ел-ели-дел-мел-сел-тел

Ем-ему-тем-там-том-сом

Ея-зея-шея-шеи-шею-шеф

Ею-сею-сою-пою-пой-поп

Же-уже-ежу-еду-ежи-жив

За-зал-зав-зам-зад-зуд

Иа-ива-ира-раф-риф-рис

Ик-тик-так-мак-лак-тит

Ил-хил-вил-жил-зил-бил

Им-зим-ими-иди-или-ила

ИФ-лиф-лик-луч-луб

Их-тих-тис-тип-туп-тот

Ия-бия-яик-яки-яги-гид

КА-кар-жар-жир-жор-гор

Ли-лих-тих-тех-мех-мох

Лю-люк-кки-луи-лук-лиц

Ля-ляп-лэп-лип-лис-луп

Ми-миф-мир-мор-муз

Му-мул-нул-луг-луч-куч

Мы-мыс-мыт-мот-моё-мой

Мэ-мэр-рем-ром-рос-рощ

На-нас-сан-сап-нёс-сел

Не-нет-нее-ней-нем-ним

Ни-нищ-нив-нов-ног-ной

Но-нот-тон-тои-тор-тощ

Ну-гну-гни-ген-вен-век

Ой-бой-бои-мой-мог-мол

Ом-сом-лом-том-ком-пом

Он-сон-кон-тон-оно-они

Ос-ост-сто-дос-дом-ома

От-лот-пот-мот-тот-рот

Оох-мох-мух-охи-ахи-мах

Ош-бош-бот-бог-бок-док

По-пол-пал-мал-дал-ждал

Ра-Юра-эра-рак-рок-роз

Ре-рек-век-вак-ваз-воз

Си-оси-сив-сиг-миг-маг

Су-суп-сук-сок-ток-так

Су-сук-суп-щуп-щук-щек

Та-эта-эра-раб-рад-род

Те-тел-тол-вол-дол-дел

То-тот-тут-аут-кут-кум

Ту-эту-туя-туф-тур-бур

Ты-тыл-пыл-пол-гол-год

Тю-тюз-тоз-туз-узы-зуб

Уа-ума-ура-мак-рак-так

Уж-муж-луж-лыж-пыж-паж

Ум-кум-ком-кот-кол-кал

Ус-рус-усы-сыр-сер-сет

Это исключительный материал логопедического словаря, поэтому слова этой группы подлежат обязательному прочтению. В процессе чтения блоков не только вырабатываются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка соответствующих участков речевого аппарата.

Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова. (3- я группа блоков)

Бокс борт борщ верх волк

Гонг диск Ейск зюйд Иезд

Лувр люфт лязг матч мозг

Нерп порт корт пунш Рижт

Факт финт фунт

Шурф щедр

Акт акр барс болт Вахш винт

Герб горд горн ГОСТ гурт дерн

Зонд зонт корт лифт лярд морж

Пуст путч ринг ромб рост сорт

Фонд форт цинк шарф шест шёлк

Фразы для чтения

Морж мёрз, но полз.

Майкл ел борщ и торт.

На борт жал болт.

Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова (4- ая группа блоков).

        Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные в начале слова необходимо прочитывать в один приём, ориентируясь на гласную фонему, т.к. слогообразующая гласная оказывает влияние на характер произношения всех согласных фонем в слоге, стоящих до неё. Для зрительного восприятия рекомендуем выделять гласную цветным мелом.

Блок блях барк взор ВГИК вжик

Влип враз врач вред все втуз

Где глуп граф грач грех гриф

Джаз дни дней дроф друг ждал

Жрец звон злой знак зной клев

Клич клуб клюв ключ кляк КМА

Фразы для чтения

Её плащ плох.

Класс встал у парт.

Мой друг щедр.

Чтение наиболее трудных однослоговых слов (5- ая группа блоков)

Вверх взмах взнос взмыл вклад

Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд

Монстр перст пёрст пункт склад

Смысл спорт столб страж треск

Хвост Холмс штамп штурм

Значение слов, доступных пониманию, учитель объясняет сам в ходе чтения. Значения отдельных слов предлагает выяснить в словаре дома и сообщить на следующем уроке. Эти задания дают толчок к самостоятельной работе со справочной литературой. Впоследствии при чтении ребята распределяют незнакомые слова между собой. Это, несомненно, оживляет работу на уроке, вносит соревновательный характер, повышает интерес к учёбе. Объясняя значения слов, ребята пополняют свой активный словарный запас.

Чтение двуслоговых слов (6-ая группа блоков).

        При чтении словарного материала данной группы упражнений остаются в силе рекомендации при прочтении каждого слога: строго ориентироваться на слогообразующую гласную, стоящую после согласных, но уже с учётом того факта, что объём зрительного восприятия должен быть доведён до предельно возможного, т.е. охватывать 3-4 и даже 5 букв одновременно. Особое значение имеет также навык определения ударного слога в любом слове по слуховому восприятию. Поэтому рекомендуем в словах, значение которых еще не выяснено, указывать ударение и делить на слоги вертикальной линией, например, аб/сурд.

 Аббат бедных браво велю

Абсурд без фар брикет венки

Аган белый бронза верни

Ажур бизон бронхит верхи

Акбар беркут броню весна

Фразы для чтения

Я вверх вёз хлеб.

Жнец ждал.

Плох дом.

На наш дом грач сел.

Чтение слов с твёрдыми и мягкими согласными (7-ая группа блоков).

При чтении слов данной группы необходимо еще раз напомнить функциональное значение твёрдого знака. Полезно отметить, что два слова сели и съели читаются одинаково, но обозначают разные действия. Для окончательного разъяснения смысла слов и уточнения прочтения можно предложить следующее стихотворение.

Мы взгрустнули, видя с ели,

Как внизу другие сели

И запасы наши съели.

Далее для чтения предлагаются пары слов:

Сели- съели                приём- объём

Сёмка- съёмка        веду- въеду

Приезд- съезд        взял- изъял

Фразы для чтения

Он вёл коня, потом въехал во дворец.

Наша съёмка объекта была изъята.

Слова с мягким знаком на конце.

Быт -быть                 ест- есть        вонь- вон

Гость- ГОСТ        мел- мель        даль- дал

Ел- ель                пусть- пуст        кровь- кров

Плот- плоть        тронь- трон        рис- рысь

Фразы для чтения

Не лезь вглубь- там грязь.

Шли сквозь огонь, сквозь пыль.

На следующем занятии предлагаются для чтения пары слов с разделительным мягким знаком. Предварительно напоминаются его функции.

Бабе- бабье                семя- семья

Коля- колья                чего- чьего

Дарю- Дарью        браня- враньё

Чтение слов и словосочетаний до трех слогов (8- ая группа блоков)

Никаких особенностей отработка этой группы слов не имеет. Навык слитного чтения слов из двух слогов к этому времени уже имеется. Учителю лишь необходимо быть очень внимательным к дозированию и отбору учебного материала.

Адская        датская        домашний

Акция        деньжата        артистка

Амплуа        дибазол        ассорти

Знание        водная                вольница

Горячка        заморозь        епископ

Изморозь        качели                лошади

Коробка        корзина        машина

Материя        медная        муравьед

Общество        озлоблен        ошибка

Фразы для чтения

Хвощ лесной, хвощ ценный.

На небе ни тучи- быть жаре.

Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей (9-ая группа блоков)

Апрельская                Ломоносов                полширины

Базальтовый        обыкновенная        эссенция

Зеркальный                падчерица                фамилия

Знаменитая        недобропорядочность

Диапозитивы        революция                энтузиазм

Отработка дикции

Умение отчётливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от медленного, отчётливого проговаривания до максимального чёткого, быстрого. Рекомендуем лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например:

        Сенька с Санькой вёз Соньку на санках.

        Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

        Полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объём же материала для чтения увеличивается (2,3,4 строки). Т.к. в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста, то при переходе на незнакомую новую строку темп чтения сохраняется. Называется такое чтение «с разбега».

Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везёт да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева- тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок и не перевыскороговорил.

        Два дровосека, дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. О пустяках спорить- дело упустить.

        От топота копыт пыль по полю летит- едет баба из города, везёт вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом; мол, пришёл Прокоп кипятить свой укроп; мол, супруги Потто играли в лото. От топота копыт пыль по полю летит. Кто приносит вести, тому бы день плетей на двести.

        Маланья- болтунья болтала, что тридцать три корабля лавировали (6 раз), да не вылавировали. Болтала- болтала, болтала- болтала, да так всего не выболтала; ложь ходит на гнилых ногах; кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

        В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича- шли, шли, вдруг перед ними река- широка, как Ока, да не Ока. А на том берегу стоит поп на коне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Увидали попы, рты раскрыли попы, закричали попы, побежали попы. У страха глаза велики- пуганая ворона куста боится.

        От топопта копыт пыль по полю летит. То курьера курьер обгоняет в карьер. Только бык- тупогуб никуда не спешит, у дороги лежал, головой лишь мотал, бык- тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Тень –тень- потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку небылицу про красну девицу, Маланью-болтунью, что молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша своё на уме: ел не ел, а за столом просидел, по усам текло, да в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!

        Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши, просто сыворотку из-под простокваши, а он всем говорил, что, мол, я удалец- молодец, съел холодец, да еще тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом, да один пирог с грибами, да один с потрохами… Болтал-болтал, молол-молол, язык болтает, а голова не знает.

        Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь, нечего руками рассуждать, коли Бог ума не дал, речь умом не красна, а если язык шевеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой. Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить, и тогда так заговорить, словно реченька зажурчишь.

        Наш Филат не бывает виноват, у нашего Филата всегда Маланья виновата, у самого лоб что лопата, да ума небогато. Пойдёт- не дойдёт, сядет да вздремнёт, а вздремнуть не вздремнет, так хоть всхрапнёт да присвистнет, присвистнет да проснётся, проснётся да вновь свернётся: мол, я не я, да и лошадь не моя. Так и живётся: себе не гож, да и людям не пригож.

        С чем ты к нам пришёл: с пересмешкой или с перевыпересмешкой?

Развитие оперативной памяти

        Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над ее развитием ведется с помощью зрительных диктантов. Предлагаем следующий вариант проведения этих диктантов: работа над выбором начинается на уроке чтения- чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке «ситуацию успеха».

Лучше начинать с демонстрации одновременно одного- двух предложений и постепенно доводить до пяти-шести (см. Таблицу «Тексты зрительных диктантов» по И.Т.Федоренко).

        Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно использовать задания повышенной сложности:

  • Запишите предложения в обратном порядке;
  • Запишите только второе и пятое предложения;
  • Запишите предложения с третьего по шестое.

Интонационная разминка

        Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какими конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального восприятия, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Правильным начать эту работу с формирования трёх умений.

  1. Различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противопоставления.

  1. Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размеренный или их сочетание).
  2. Ставить логическое ударение в предложении.

Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвёртое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова. Для этого предлагаем задания типа:

В предложении Подай мне деревянную ложку!  Выделите голосом сначала слово деревянную, затем- мне, потом- подай. Как меняется смысл предложения7

Вывод: Ударная гласная определяет правописание слова, «логически ударное» слово уточняет смысл всего предложения. В дальнейшей работе имеет смысл определять логическое ударение в каждом тексте и даже помечать простым карандашом (легко) прямо в учебнике.

Данная система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения, развить у них навыки исследовательской деятельности, начать формировать чувство языка. В сравнении с традиционной методикой дети значительно быстрее осваивают приём чтения целыми словами, допускают меньше ошибок при чтении. Выразительность перестаёт быть привилегией отдельных детей, а становится прочно усвоенным навыком каждого ребёнка. Интересно, что у детей уже сформировалась постоянная потребность осмысления каждого текста и поиска новых речевых оборотов.

Исходя из вышеизложенного, считаем оправданным использование данной методики как в «сильных» гимназических, так и в классах коррекционно-развивающего обучения.

Тексты зрительных диктантов

(по И.Т.Федоренко)

Предложения

Число букв

Набор 1

1.

Тает снег.

8

2.

Идёт дождь.

9

3.

Небо хмурое.

10

4.

Коля заболел.

11

5.

Запели птицы.

11

6.

Поле опустело.

12

Набор 2

1.

Трещат морозы.

12

2.

Я ищу землянику.

13

3.

В лесу росла ель.

13

4.

Наступила осень.

14

5.

Дни стали короче.

14

6.

В лесу много берёз.

15

Набор 3

1.

Прилетели птички.

15

2.

Ярко светит солнце.

16

3.

Даша вытерла доску.

16

4.

Весело бегут ручьи.

16

5.

Подул резкий ветер.

16

6.

Зоя прилежно учится.

17

Набор 4

1.

Дятел долбит дерево.

17

2.

Я хочу посадить цветы.

18

3.

Иней украсил деревья.

18

4.

Без воды цветы завянут.

19

5.

Пролетело жаркое лето.

19

6.

Возле дома посадили ель.

20

Набор 5

1.

Солнышко светит и греет.

20

2.

Федя решил задачу у доски.

21

3.

Загорелась в небе зорька.

21

4.

На деревьях сверкал иней.

21

5.

Город Киев стоит на Днепре.

22

6.

В лесу собирают землянику.

22

Набор 6

1.

Зимой река покрылась льдом.

23

2.

Мальчик подарил маме цветы.

23

3.

Дежурные стерли пыль с доски.

24

4.

Колхозники работают на лугу.

24

5.

На огород забрались цыплята.

24

6.

Мы жили возле берёзовой рощи.

24

Набор 7

1.

Небо покрылось серыми тучами.

25

2.

Дети посадили во дворе акацию

25

3.

Бабушка купила внуку букварь.

25

4.

Землю согрело тёплое солнышко.

26

5.

Моя сестра работает на фабрике.

26

6.

Ласково грело весеннее солнце.

26

Набор 8

1.

Идёт дождик.

10

2.

Мы любим наш Киев.

14

3.

Бабушка печёт пирог.

17

4.

У Андрея чистая тетрадь.

20

5.

Помогай своему товарищу.

21

6.

Быть здоровым очень важно.

22

Набор 9

1.

Вода в море солёная на вкус.

22

2.

Наша страна борется за мир.

22

3.

Началась большая перемена.

23

4.

Дети ходили в лес за грибами.

23

5.

Руки надо мыть водой с мылом.

23

6.

Красивы улицы нашего города.

24

Набор 10

1.

Москва- столица нашей Родины.

24

2.

Школьники поливают саженцы.            

24

3.

Депутаты съехались на съезд.

24

4.

Надо быть честным и правдивым.

24

5.

Звёзды сияют на башнях Кремля.

25

6.

Летом наша семья жила на Волге.

25

Набор 11

1.

Весело колосится густая рожь.

25

2.

Поля запорошило белым снегом.

25

3.

Мы читали интересный рассказ.

25

4.

Мичурин много и упорно работал.

26

5.

Новые дома растут очень быстро.

26

6.

Из машины вышел наш учитель.

26

Набор 12

1.

Мальчики принесли сухих веток.

26

2.

В поле поспевает рожь и пшеница.

26

3.

На стройку привезли рамы и двери.

27

4.

Дети всех стран хотят жить в мире.

27

5.

Свежий ветерок повеял прохладой.

28

6.

Сверкнула молния, и загремел гром.

28

Набор 13

1.

Давно скосили и убрали луга и поля.

28

2.

Белка взобралась на верхнюю ветку.

29

3.

Солнце светило ярко и дети купались.

30

4.

Травы скашивают во время их цветения.

31

5.

Дедушка Филипп пасёт коров.

32

6.

Люблю я в поле встречать восход солнца.

32

Набор 14

1.

Поднялась за рекой большая серая туча.

32

2.

В далёкой тайге живут охотники- эвенки.

33

3.

Все радовались встрече с космонавтами.

33

4.

Разведчики отправились в опасный путь.

33

5.

Дружная семья и землю превратит в золото.

34

6.

Обувь всегда необходимо очищать от пыли.

34

Набор 15

1.

Зацветет, зазеленеет наш веселый огород.

34

2.

Меж редеющих верхушек показалась синева.

35

3.

Хороши привольные, широкие степи Украины.

35

4.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

36

5.

Павел и Вика любят читать волшебные сказки.

36

6.

Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

37

Набор 16

1.

В тайге водятся хищные животные: рыси, волки.

36

2.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

36

3.

Школьники готовятся к новому учебному году.

37

4.

Много работы в яблоневом саду ранней весной.

37

5.

На берегу моря раскинулся спортивный лагерь.

38

6.

Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.

38

Набор 17

1.

Однажды в студёную зимнюю пору я вышел из лесу.

38

2.

Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.

39

3.

Мы посадили во дворе ёлочки, липы, клёны и берёзы.

39

4.

Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.

40

5.

Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.

41

6.

Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит..

42

Набор 18

1.

На полях выращивают картофель, свеклу, морковь, лук.

42

2.

Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.

43

3.

Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье.

44

4.

По лесной заросшей тропе идет группа туристов.

45

5.

Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом.

46

6.

Россия живёт в мире и дружбе с другими народами.

46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.

В докладе приведена система упражнений, которые можно использовать на уроках  для формирования навыка чтения целыми словами....

Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами

Необходимость овладения детьми навыком чтения как залогом успеха всего дальнейшего обучения понятна каждому учителю. Как же помочь детям? Система тренировочных упражнений решает эту задачу. Только не ...

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами

Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?Для решения этой задачи я вела работу в следующих...

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами

Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?Для решения этой задачи я вела работу в следующих...

Система упражнений для формирования навыка чтения целыми словами

Система упражнений для формирования навыка чтения целыми словами...

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами ________________________________________

Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?...

«Обучение детей умению вести диалог через работу в паре,группе. Ведение общеклассной дискуссии на уроках литературы при работе над системой упражнений по формированию навыка чтения целыми словами»

«Обучение детей умению вести диалог через работу в паре,группе. Ведение общеклассной дискуссии на уроках литературы  при работе над системой упражнений по формированию навыка чтения целыми словам...