Использование АМО (стратегия «РАФТ», метод универсального характера) на уроке литературного чтения в 4а классе
презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме

Реймхе Мария Владимировна

Преимущество стратегии "РАФТ":    стратегию можно адаптировать к любой предметной области; школьники начинают писать охотнее, если видят, что у них это получается;  эта стратегия для учащихся более привлекательна, чем простые ответы на вопросы в письменном виде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon amo.ppt2.49 МБ
Файл amo.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование АМО (стратегия «РАФТ», метод универсального характера) на уроке литературного чтения в 4а классе Подготовил учитель начальных классов МБОУ СОШ №8 Реймхе Мария Владимировна

Слайд 2

РЕФЛЕКСИЯ Само слово рефлексия пришло в русский язык из английского языка и является синонимом таким более привычным словам, как «обратная связь», «отдача», «самооценка и самоанализ», «взаимопонимание и взаимодействие».

Слайд 3

Стратегия « РАФТ» Роль Аудитория Форма Тема Кто может написать данную тему? (выявление социальных групп) Для кого может быть написан текст? (предполагаемая аудитория) В какой форме может быть написан текст (выбор жанра) О чем будет тот или иной текст? Какие идеи постарается донести автор? (определение тематики)

Слайд 4

Стратегия « РАФТ» 1. Выбор темы, роли, аудитории, формы. 2. Обсуждение в группе (паре) 3. Письмо (текст) 4. Правка 5. Читка в читательском кресле.

Слайд 5

Урок литературного чтения А.П.Чехов «Белолобый» РОЛЬ АУДИТОРИЯ ФОРМА ТЕМА Щенок волчиха сторож Игнат, Старая сосна Волчатам, собаке Арапке, путнику, молодой липе Рассказ, письмо Белолобый

Слайд 6

Преимущества стратегии РАФТ Стратегию можно адаптировать к любой предметной области. Школьники начинают писать охотнее, если видят, что у них это получается. Эта стратегию для учащихся более привлекательна, чем простые ответы на вопросы в письменном виде. Ученикам дается структура их письменной работы, они точно представляют, какую точку зрения описывают и чего от них хотят. Получая возможность для творчества, школьники приобретают дополнительную мотивацию для обучения.



Предварительный просмотр:


Использование АМО (стратегия «РАФТ», метод универсального характера) на уроке литературного чтения в 4а классе

                                 Реймхе М.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 8

Рефлексия - обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу.

Само слово рефлексия пришло в русский язык из английского языка и является синонимом таким более привычным  словам, как «обратная связь», «отдача», «самооценка и самоанализ», «взаимопонимание и взаимодействие»

Как же проводить рефлексию эффективно и интересно? Фантазировать на тему рефлексии может сам учитель. Чем более творчески он к этому подойдёт, тем сильнее будет отдача, ответ. 

Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение.  

Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей. Часто  школьники говорят о том, что выражение своих мыслей в форме повествования, диалога или вопросов помогает прояснить некоторые значимые проблемы

   Однако большинство ученых-психологов и педагогов отмечают, что наиболее важной для развития личности является письменная рефлексия.
Можно выделить несколько наиболее известных форм письменной рефлексии:  
эссе,синквейн,сочинение,хокку,телеграмма, РАФТ

И сегодня мы остановимся на одной из форм письменной рефлексии-РАФТ. Данная стратегия была предложена в 1988 году американским педагогом К.Санта. Эта стратегия пробуждает воображение и творчество и мотивирует к письменному рассуждению.


. Основной задачей для выполняющих это социо-игровое задание будет являться описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи будет еще и в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается.
Итак РАФТ - это Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).

    Начинать надо, конечно, с темы: о чем будет тот или иной текст? Какие идеи постарается донести автор? (определение тематики).

    Затем можно перейти к выбору роли: кто может написать данную тему? Это очень важный этап. Мы не просто выбираем роль, а пробуем перевоплотиться в персонажа, почувствовать его. Не забываем, что нам приходится искать тот способ словесного воздействия, который позволит воплотить заданный характер, сделать его узнаваемым. Речь у каждого героя особенная, имеющая свою лексику, свою конструкцию. Необходимо подумать, к кому бы мог обратиться этот герой? То есть выбрать аудиторию (адресат: для родителей, учеников, для друга ); выбрать форму: письмо, стихотворение,рассказ и т.д.,  то есть в каком жанре герой мог бы обратиться к выбранной аудитории.  
Идея состоит в том, что пишущий
выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Выбор может происходить индивидуально, но на первых порах лучше поработать в парах, а затем вынести предложенные варианты на обсуждение всего класса 

Итак, стратегия РАФТ включает в себя: 

    1. Выбор темы, роли, аудитории, формы

    2. Обсуждение в группе, в паре выбранных параметров.
Задача - услышать советы, предложения, которые помогут перевоплотиться, нащупать сюжетную линию будущего текста. Какие факты, детали могли бы заинтересовать выбранного героя, о чем бы он непременно захотел бы рассказать и как.

    3. Письмо.
В течение отведенного времени создается текст, соответствующий выбранным параметрам.

    4. Правка.
Когда текст записан, а отведенное время закончено, можно помочь друг другу совершенствовать написанное. Автор может работать и самостоятельно, если в тексте содержится что-либо сокровенное.

    5. Читка в читательском кресле.

РАФТ можно использовать  на  уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения.

Приведу фрагмент урока окружающего мира.

Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.

Р – роль (любой человек нашей планеты)

А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера,Сатурн)

Ф - форма – письмо

Т – тема «Животный и растительный мир Австралии»

     Учитель предлагает ученикам:

-Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.

     Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.

Здравствуйте, дорогие инопланетяне! Это пишет вам Соловьянова  Аня с планеты Земля. Надеюсь, что мое письмо дойдет до вашей планеты Сатурн!Может вы и не поймете мой язык,но я все равно решила вам написать.

        Так как я живу в Австралии и знаю многих животных,то я охотно поделюсь с вами своими знаниями о них!

              Коала-это маленький медведь,который спит от  18 до 22 часов в сутки. Это очень ленивое животное. А вы знаете, что собака динго-единственный  хищник на самом маленьком континенте. Необычные  кенгуру живут до 16 лет и являются сумчатыми.

        Была рада поделиться своими знаниями. Напишите мне,пожалуйста,ответ. Я хочу, чтобы вы прилетели  на мою планету, и мы с вами подружились. До встречи!

     Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. Значит,  отношения между участниками образовательного процесса «субъект-субъектные».  А быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Урок литературного чтения  проходит не менее интересно при использовании стратегии РАФТ. Сейчас мои ученики поделятся  с вами своими интересными мыслями. (СЛАЙД 8)

  • Саша Черный.

«Дневник фокса Микки»

Попробуй сочинить от лица фокса Микки «Собачьи стихи»

(читает Хубиева К., Рашкевич А.,Катан А.)

РОЛЬ

АУДИТОРИЯ

ФОРМА

ТЕМА

Фокс Микки

читателям

стихотворение

Собачьи стихи

  • А.П.Чехов «Белолобый» (читает Катан Анастасия,Шляхова София,Вершинин Андрей,Хубиева К.)(СЛАЙД 9)
  • А.И.Куприн «Слон» (читает Рашкевич А.,Вершинин А,Шляхова С)

(СЛАЙД 10)

Преимущества стратегии РАФТ. (СЛАЙД 11)

  • Стратегию можно адаптировать к любой предметной области.
  • Школьники начинают писать охотнее, если видят, что у них это получается.
  • Эта стратегию для учащихся более привлекательна, чем простые ответы на вопросы в письменном виде.
  • Ученикам дается структура их письменной работы, они точно представляют, какую точку зрения описывают и чего от них хотят.
  • Получая возможность для творчества, школьники приобретают дополнительную мотивацию для обучения

Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся.  В процессе деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность.  Данная стратегия формирует ряд  следующих компетентностей обучающихся: (СЛАЙД 12)

  - готовность к импровизации;
- свободное взаимодействие (общение на том языке, на котором думает собеседник);
  - анализ своих поступков и происходящих событий, осознание своего отношения к миру;
  - формирует понимание специфики жанра, учит разбираться в художественных средствах.  

Успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – это и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.  

Спасибо за внимание

       Я фоксик Микки:добродушный пес

В семью пришел и счастье им принес.

Зина мне бросает мячик,командует,чтоб я его ловил

И как послушный мальчик ей в руки приносил.

Собачьей верности она от меня все время ждет,

Но в город погулять с собою не берет.

Хозяйку я всегда послушаться готов,

Пусть даже мне придется позабыть котов.

На  них не буду лаять никогда,

Быть может в город отвезет тогда.

Птицы бегают,кричат.

Куры зернышки хотят.

И с утра в курятнике

Бегают цыплятники.

У коровы молоко

Ей-корове,нелегко.

Ходят куры грустные,

Но яйца очень вкусные.

Я все вижу,замечаю

Я над жизнью размышляю.

Умный очень песик я,

Знает это вся семья.

        

РОЛЬ

АУДИТОРИЯ

ФОРМА

ТЕМА

волчиха

К волчатам

рассказ

Заботливая волчиха

        Доброе утро, мои любимые волчата. Я хочу вам рассказать историю, которая произошла со мной этой ночью.

        Когда вы еще мирно спали, я пошла добывать для нас еду. С трудом дошла до зимовки, где в эту пору, по-моему разумению, должны быть ягнята.Я прыгнула на крышу и начала разбирать сено.Оно оказалось очень мягким и мокрым от снега, и я чуть не провалилась. Прыгнув в дыру, я упала на что-то мягкое и теплое.Я схватила первое, что мне попалось в зубы и бросилась вон.

        Куры расшумелись. Из дома вышел дед Игнат со своей верной собакой Арапкой. Но я уже была далеко от зимовки. Когда все затихло, я решила отпустить добычу и очень расстроилась, увидев перед собой глупого белолобого щенка. Я с грустью побежала домой, ведь сегодня мы остались вновь без вкусной еды. Но щенок не отставал от меня «Неужели он думает, что я его съем?» Кстати, этот невежа сейчас здесь, и я разрешаю вам поиграть с ним.

РОЛЬ

АУДИТОРИЯ

ФОРМА

ТЕМА

щенок

Собака Арапка

рассказ

Приключения щенка

        Я думаю, если бы я не любил спать в хлеву с овцами, то со мной не произошла бы эта история.

        Однажды, когда я спал в хлеву, сверху на меня что-то упало. С перепугу я залаял,завизжал,а потом неожиданно оказался в зубах чудовища. Это была волчица. Она бежала, а я болтался в ее зубах. Волчица положила меня на снег, но есть почему-то не стала.

        Я облизал свою раненую спину и захотел поиграть с волчицей. Она зарычала на меня и побежала, я за ней. Так мы добрались до ямы, где ее ждали волчата. Я сначала залаял на них, но потом успокоился и решил с ними поиграть. Они бегали за мной, визжали от восторга и в шутку кусали меня. Нам было весело!

        К ночи похолодало. Я соскучился по тебе, мама, и пошел домой.

РОЛЬ

АУДИТОРИЯ

ФОРМА

ТЕМА

Игнат

Страннику

Рассказ

Переполох в сарае

Мне 70 лет, мил человек, и уже давно прошло то время, когда я служил механиком.   Живу я у почтовой дороги, в зимовье, и работаю сторожем. Вокруг ни души и мне часто приходиться разговаривать с самим собой. Я рад, что сегодня ты забрел ко мне в сторожку, мне жуть как хочется рассказать тебе историю, произошедшую совсем недавно.

Проснулся я однажды ночью от громкого визга. А в сарае у меня небольшое хозяйство: куры, овцы.Я решил, что на них напала волчиха, до  того неистово выла Арапка. Но проверив сарай, был крайне удивлен: живность вся была на месте. И так бы я не узнал причину столь странного поведения животных, если бы на следующий день, эта бы история не повторилась. А оказалось, божий человек, все очень просто. Малая бестолковая собака повадилась спать в сарае с животными, да еще и не через дверь к ним ходить, а через крышу. Оттрепал я его за уши и наказал хворостиной: не люблю глупых. Понравилась ли тебе эта история?

        

РОЛЬ

АУДИТОРИЯ

ФОРМА

ТЕМА

Старая сосна

Молодая липа

рассказ

История старой сосны

        Что ты шелестишь листьями, неугомонная липа? Да было время и я была высокой красивой сосной, поражала вокруг путников своею мощью. Но однажды в наш дремучий лес налетела настоящая буря, которая все сметала на своем пути и я попала к ней в лапы. Меня с корнем вырвало из земли, отчего и образовалась огромная яма. В ней теперь живет семейство волков: старая волчица и три маленьких волчонка. Ты знаешь,липа, мне хочется рассказать тебе о забавном случае, свидетелем которого я стала.

        Недавно, не успело солнце взойти, я заметила странную картину: рядом с ямой стояла изможденная волчица, а поблизости  - черный, с большой головой щенок. «Что они делают вместе? - подумала я. - Неужели это  ее добыча?»

         Спустя некоторое время, я заметила, что и щенок, и волчата играли друг с другом, визжа от восторга. «Какая умная мать, подумала я!»- ведь так она приучает своих детей к охоте!

        

РОЛЬ

АУДИТОРИЯ

ФОРМА

ТЕМА

Хозяин зверинца

дочь

рассказ

Встреча

Однажды ко мне в зверинец, а я являюсь его хозяином, подошел мужчина с необычным предложением: отпустить слона на некоторое время к нему домой. Отчего, моя маленькая дочка Лиза, я был просто удивлен. Я подумал, не является ли этот человек сумасшедшим. Но оказалось, что у него, как и у меня, есть маленькая дочь Надя, которая тяжело больна. А сейчас эта девочка просит только одного: привести к ней в гости настоящего слона. Как я мог отказать ему? Ведь Наде столько же лет, как и тебе, Лиза. И я решил помочь этим людям. Большой фисташковый торт позволил мне провести слона в дом, откуда заранее была вывезена вся мебель.

Наутро состоялась встреча маленькой девочки и нашего сильного  большого слона -Томми.Надя оказалась очень воспитанной барышней, она кивнула Томми головой, здороваясь с ним, а он в ответ, пожал ее тонкие пальчики длинным хоботом, при этом его маленькие глаза сузились, точно смеялись. Весь день я наблюдал за ними. Они разговаривали, играли, обедали вместе. И когда наступил вечер, Надя так и заснула возле нашего Томми, не желая ни на миг с ним расставаться. Ты спрашиваешь, выздоровела ли она? Конечно, недавно на представлении она громко смеялась и хлопала в ладоши!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНО- УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

Личностные  действия  включают  в  себя  ценностно-смысловую  ориентацию  учащихся,  т.  е.  ученик  должен  знать  морально-этические...

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе. Обучение устному пересказу на начальном этапе. ...

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...

"Использование методов и приемов на уроках литературного чтения" из опыта работы

Использование разнообразных методов и приёмов на уроках литературного чтения позволило достичь  следующих результатов:...