Разработка урока по литературному чтению для 4 класса по теме: М.Борисова "Теплый хлеб"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Ланзыы Алефтина Николаевна

Хлебы – это хлебобулочные изделия: булки, батоны, караваи.

Хлеба – это зерновые растения: пшеница, рожь, ячмень, просо, овес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_m.borisova_teplyy_khleb.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: М.Борисова «Теплый хлеб»

Цель: Осмысление проблемы нравственности, доброты, заботу о других, как основного качества человека.

Задачи:

Метапредметные: обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения; формировать навыки анализа рассказа; умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею рассказа.

Предметные: развивать умения анализировать рассказ и делать обобщающие и самостоятельные выводы; обогащение словарного запаса учащихся; развитие кругозора учащихся.

Личностные: создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе; воспитывать любовь к литературе через идейную нагрузку рассказа; воспитывать детей к бережному отношению к хлебу и уважению к труду; формировать нравственные качества.

Оборудование: учебник Г.М. Селиверстовой «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, тетради, картинки – Хлебные изделия.

Используемые технологии:

1.Интегрированная: связь с русским языком

2.Здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физкультминутка, отслеживание за посадкой при чтении, соблюдение светового и воздушного режима, спокойная и доброжелательная обстановка на уроке)

3.Личностно-ориентированный подход (использование карточек)

4.Информационно-коммуникативные (компьютер, проектор)

Методы и приемы: фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа по учебнику.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Психологический настрой

Наш урок любимый – чтение – наступил

Много гостей к себе он пригласил.

Будем выразительно о хлебе прочитать

Главное в тексте выделять

И себя оценивать.

- Ребята, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг - другу удачи.

- Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными

Слушают учителя, задают вопросы

II. Проверка домашнего задания

- Что было задано на дом?

- Кто перескажет рассказ? Есть желающие?

Учащиеся пересказывают

III. Этап усвоения новых знаний.

1.Вступительная беседа.

2.Словарная работа.

3.Образцовое чтение учителем.

4.Самостоятельное чтение (Жужжащее чтение).

5.Чтение по цепочке.

6.Анализ рассказа.

7.Учитесь думать о прочитанном

- Я расскажу вам сказку. Жила-была девочка, она была маленькая и в школу еще не ходила. Больше всего на свете она любила… А что она любила прочитайте и запомните.

Булки, пряники, батоны, баранки, калачи, лепешки, пироги.

- Однажды мама посадила ее обедать, дала кусочек хлеба. А девочка раскапризничалась: «Не буду есть этот противный и невкусный хлеб!» И только она так сказала, как оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь Каравай. Рассердился он на девочку и сказал: «Не отпущу тебя, пока не выполнишь все мои задания!»

- Поможете девочке вернуться домой?

- Тогда вспомните слова, которые запоминали.

- А эти слова какой части речи?

- Как одним словом назвать эти слова?

- Давайте подберем прилагательные к слову «хлеб».

- Прежде чем приступить к работе  над рассказом Марины Борисовой «Теплый хлеб», мы сначала проведем словарную работу:

Уважительный – хундулексээр

Хозяйство – бажын ажыл-агыйы

Отломить – бузар

Отламывать – бузар

Кружок – болгум

Кулак – чудурук

Замечание – сагындырыг

Бульон – быдаа суу

Буханка – хлеб

Учитель выразительно читает рассказ.

Учитель следит за чтением учащихся.

Учитель следит за чтением по цепочке.

- Как Мишка помогает маме?

- Почему Мишка отламывает куски от буханки и ест на ходу?

- Почему ребятам захотелось хлеба?

- Кого Мишка угостил хлебом?

- Как ребята едят хлеб?

- Что их объединяет в кружок?

- Кому, и какие замечания сделала Лика?

- Что сделала Лика с недоеденным куском хлеба?

- А что сделал Сева с этим куском хлеба?

- Скажите, одинаково ли автор к ним относится?

- Кто автору нравится?

- Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующие задания.

- Расскажи, что тебе понравилось в Мише?

- Скажите, что объединяет всех ребят во дворе. Докажи.

- Хотели ребята дружить с Ликой?

- Как Сева передразнил Лику? Найди и прочитай.

- Что он сказал о Лике? Как ты понимаешь эти слова?

Учащиеся читают слова и запоминают.

- Да.

- Булки, пряники, батоны, баранки, калачи, лепешки, пироги.

- Имена суще-ствительные.

- Хлеб.

- Вкусный хлеб, душистый хлеб, белый хлеб, теплый хлеб, черный хлеб.

Учащиеся запоминают словарные слова.

Учащиеся внимательно следят и слушают учителя.

Учащиеся самостоятельно читают рассказ.

Учащиеся выразительно читают рассказ по цепочке.

- Мишка часто покупает продукты.

- Потому что, в руках Мишки была теплая, свежая, душистая буханка.

- Им захотелось теплого душистого хлеба.

- Мишка угостил хлебом ребятам: Тиме, Сане, Ксюше, Лике, Севе.

- Стоят ребята кружком и едят хлеб.

- Теплый, вкусный хлеб.

- Лика сделала замечание Тиме: некультурно набивать полный рот.

- Повертела в пальцах недоеденный кусок и швырнула его прямо в лужу.

- Он выловил хлеб из лужи и положил на забор, пускай хоть птицы склюют.

Учащиеся отвечают на вопросы.

- С этими словами он хотел сказать, что она сама некультурная

IV. Физминутка

Гимнастика для глаз

Выполняют гимнастику

V.Чтение по ролям

- Давайте распределим роли и прочитаем внимательно по ролям

Внимательно читают по ролям

VI. Развитие речи

На доске записаны пословицы

1. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

2. Хлеба к обеду в меру бери,

    Хлеб – драгоценность, им не сори.

- Прочитайте пословицы.

- Как вы понимаете их смысл?

- Почему на доске написано: «Слава хлебу на столе»? Вернемся к этому позже.

Читают пословицы.

Ответы учащихся

VII. Этап систематизации знаний

Упражнение 1

- Прочитайте, употребляя вместо точек нужное слово.

- Знаете ли, что от начальной формы имени существительного ХЛЕБ можно образовать две формы множественного числа: хлебы и хлеба?

  Хлебы – это хлебобулочные изделия: булки, батоны, караваи.

  Хлеба – это зерновые растения: пшеница, рожь, ячмень, просо, овес.

Слушают учителя и задают вопросы

VIII. Этап обобщения

- Понравились ваши ответы Караваю, отпустил он девочку домой, но напоследок ей сказал…

- Как вы думаете, что?

- Прочитайте текст «Умей беречь хлеб» и найдите самое главное предложение.

- Помните, я у вас спросила: «Почему на доске написано: «Слава хлебу на столе!»?

Читают текст и находят самое главное предложение.

- Потому что хлеб – сама жизнь

IX. Итог урока

- Чему научились на уроке?

- Что нового узнали?

Ответы учащихся.

- Узнали, что хлеб – сама жизнь и что его надо уметь беречь

Х. Рефлексия

- На прощание Каравай подарил вам корзинки с баранками. У кого хорошее настроение в конце урока, возьмите баранки из корзинки с розовым бантиком. У кого настроение плохое – из корзинки с голубым бантиком.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Тема: знакомство с творчеством Дж.Р.Р.Толкина.

В материале дана разработка урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления. Урок направлен на получение новых знаний и  формирование УУД...

Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»

Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»...

Разработка урока по литературному чтению 2 класс. Тема урока: «Полна богатырями Земля Русская».

Цели урока:  Сформировать целостное представление о фольклоре как о культурном наследии народа.   Развивать творческие способности детей. Расширять представления детей о былинах, как о...

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин  «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс по теме: Контрольная работа по разделу "Поэтическая тетрадь 2"

Контрольная работа «Поэтическая тетрадь 2»Ф. И._______________________________________1. Найдите лишнюю фамилию среди перечисленных поэтов.А) Н.А.Некрасов;   Б) И.А.Бунин; ...