Урок литературного чтения 2 класс тема Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Касаткина Вера Антоновна

Данный урок способствует формированию у младших школьников ценностной ориентации, формированию нравственных суждений; содействует воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 2 класс

тема  Е. А. Благинина «Посидим в тишине»,

Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Автор урока: Касаткина Вера Антоновна, учитель начальных классов, МБОУ Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского, с.Мужи, Ямало-Ненецкого автономного округа.

Цели и задачи:

Познавательные:

- познакомить с биографией Е. Благининой, её стихотворением «Посидим в тишине» и с биографией Э. Мошковской, её произведением «Я маму мою обидел»;

- работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.

Предметные:

- продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме;

- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;

- развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения по ролям и наизусть;

Метапредметные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;

-  развивать воображение,   фантазию, творческие способности;

- совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;

-  расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;

- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Личностные:

- определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия;        

- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать;

- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;

- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Планируемые результаты достижения на уроке:

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению; надо научиться видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, особенно в семье; уметь давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.

Оборудование: компьютер, проектор, мультфильм, музыка для физминутки, портреты Е. Благининой и Э. Мошковской, цветок для игры, карточки со словами, 3 набора цветов для рефлексии.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Мы отставим все дела!

Заниматься нам пора!

2.Проверка домашнего задания.

 Работа с пословицами:

  • Нет лучшего дружка, как родимая матушка.
  • Сердце матери лучше солнца греет.
  • Дитя хоть криво, да отцу матери мило.
  • Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
  • Мать кормит детей, как земля людей.
  • Всякой матери свое дитя мило.
  • При солнышке тепло, при матери добро.

Дороже всех на свете для каждого из нас является мама. О милой и родной сложено немало добрых, нежных песен и стихов. А вот сейчас прочитайте пословицы о маме и объясните их смысл.

3. Введение в тему урока.

- Я предлагаю поиграть вам в игру: «Мамочка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «мамочка», только дружно и громко!

Кто пришел ко мне с утра? – Мамочка!

Кто сказал: «Вставать пора!»? – Мамочка!

Кашу кто успел сварить? – Мамочка!

Чаю в чашку кто налил? – Мамочка!

Кто косички мне заплел? – Мамочка!

Целый дом один подмел? – Мамочка!

Кто меня поцеловал? – Мамочка!!

Кто ребячий любит смех? – Мамочка!!

Кто на свете лучше всех? – Мамочка!

- Правильно – это наши мамы.

Замечательная поэтесса Елена Александровна Благинина, написала стихотворение, посвященное мамам,  называется оно  «Посидим в тишине».

Елена Александровна Благинина  (1903-1989) (портрет на доске)

Первые стихи Елены Александровны Благининой напечатали в детском журнале «Мурзилка» почти 80 лет назад. «Ребята любили и её, и её стихи, потому что она писала стихотворения про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и печали».

 Она писала стихи, очень весёлые, детские «дразнилки», песенки, сказки, «считалки» ребята, а для чего нам нужны считалки? (они нам нужны в играх, когда мы выбираем водящего), так же Елена Александровна Благинина писала и «скороговорки» а для чего нам нужны скороговорки? (чтобы развивать нашу речь)

Ребята давайте мы с вами вместе проговорим и запомним скороговорку про маму и посмотрим кто же у нас самый быстрый и внимательный!

Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

- С самого первого дня, с того самого момента, как малыш появился на свет, о нем заботится кто? (мама). Мама всегда рядом, всегда придет на помощь. А вы, ребята, умеете заботиться о маме? Как вы о ней заботитесь?

- Вы на прошлом уроке слушали стихотворение «Посидим в тишине».

- Давайте вспомним – как надо правильно читать это стихотворение, каким голосом? (Тихим, спокойным)  (Дети читают стихотворение) 

- Попробуем прочитать стихотворение по ролям. Выберем действующих лиц.                      

- Понравилось ли вам стихотворение?

- А чем оно вам понравилось? (Что девочка сидит тихонечко и не мешает маме, заботится о ней, любит свою маму)

- Словарная работа: - синонимы к словам: крадётся, метнулся, скользнул, шепнул.

(на доске)                

- Что хотелось девочке? (вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать)

- Что девочка сказала лучу? (Я тоже двигаться хочу)

- Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (девочка сидит, вокруг нее игрушки, на диване спит мама).

- Девочке трудно сидеть в тишине? ( Да)

- Почему? (Потому что  вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть)

- Ребята, а какие звуки передают тишину? (Дети читают звуки [с], [ш], [ч])

- Как вы думаете, это сказка? А что это?

- Что бы вы сделали на месте девочки?

- Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? (смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил)

- Представьте, что вы музыканты и должны придумать мелодию к этому стихотворению.

 - Отгадайте, какая она будет? ( Плавная, медленная)

- Она должна быть похожа на колыбельную?

4. Физминутка

- А сейчас пришло время отдохнуть. (Звучит мелодия к песне «Колыбельная», дети выполняют движения под музыку).

5.  Проблемные учебные действия.        

а) На доске записано: “Я маму мою обидел”

– Прочитайте слова, записанные на доске.– Что вы подумали, когда прочитали эти слова?

б) Проблемный вопрос        

– Как можно обидеть человека?- Послушайте рассказы:

  • Петя увидел, как его друга Славу толкнул во время игры в “Пятнашки” один мальчик. Слава упал и заплакал. Петя подбежал к нему, помог. Слава ободрал колено, кроме того, ему было очень больно и обидно.        – Как вы думаете, почему Славе было обидно?
  • Прибежал Митя в сад, выхватил из рук своей маленькой сестры Тани куклу и побежал по саду. Таня стояла и плакала. Выбежал из дому старший брат Мити Серёжа. Он отнял у Мити куклу и стал играть с ней. Митя побежал жаловаться отцу. Отец всё видел в окно.        

– Опишите состояние мальчика.– Так что значит обидеть кого-то?

- Как можно обидеть? (Словом, жестом, взглядом, физически.        )

– Случалось ли с вами такое? – Как вы себя чувствовали? – Как вы поступили?

Вывод: От доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – остаётся обида, дружба рушится.        

6. Целеполагание и построение выхода из затруднения.        

а) Знакомство с произведением Э. Мошковской «Я маму мою обидел» (на доске).

- Это стихотворение написала Эмма Мошковская. (портрет)

- Знакомство с биографией Э. Мошковской:

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)

Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый» и Эмма Мошковская стала заниматься поэзией профессионально. Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.

– Ребята, давайте обратимся к учебнику.– Прочитайте название стихотворения.

– Что бы вы хотели узнать и чему научиться? Какой у вас возник вопрос?

б) Просмотр мультфильма.

- А теперь мы с вами заочно отправляемся в кинотеатр на просмотр мультфильма. Сначала вспомним правила поведения в кинотеатре, с которыми мы познакомились на уроке окружающего мира…(не шуметь, не разговаривать, отключить телефон, нельзя что-то есть, пить)

- Садимся поудобнее и  посмотрим мультфильм, в котором рассказывают это стихотворение…

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какие чувства у вас оно вызвало? (Жаль мальчика, жаль маму.)        

в) Чтение стихотворения учениками.        

– Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки и прочитайте.

– Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?- Кем он себя представлял?

– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым? – Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму? – Какой совет вы бы дали мальчику?

- Мама – самый близкий человек, самый родной. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слова

г) Игра «Волшебный цветок»

- А сейчас, закройте глазки, представьте свою маму и подумайте, какое слово вы бы сказали ей, чтобы она улыбнулась.  Передаём цветок друг другу и называем слова.

(Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная)

7. Рефлексия.

- Что вы узнали на уроке? - За что вы похвалили бы себя? - Что у вас особенно получилось?

- Мы много сегодня говорили о маме. А кто ещё живёт с вами в семье и помогает вам?

- Выберите себе цветок, который подойдёт вашему настроению и вашей работе на сегодняшнем уроке: жёлтый – отлично, красный – хорошо, синий – удовлетворительно.

8. Итог урока. Объяснение домашнего задания. Выставление оценок.

- Понравился ли вам урок? - Что вы узнали на уроке? - За что можете похвалить себя?

– Почему важно в семье любить друг друга?  – Как выразить свою любовь к маме?

 – Как проявить своё особое внимание, чтобы она почувствовала заботу о ней?        

- Сегодня на уроке мы проследили, как можно с помощью стихотворений, с помощью музыки, картин передать чувства, эмоции, любовь к маме.

- Закончим урок стихотворением Виктора Гина. Послушайте его (читают 3 ученика).

«Не обижайте матерей».

  1. Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

  1. Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши,

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опёкой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей.

На матерей не обижайтесь.

  1. Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук-

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

9. Домашнее задание.

 Выразительное чтение стихотворений.

Индивидуально Желающие  могут выучить стихотворение  наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "Е. Благинина "Посидим в тишине", Э. Мошковская "Я маму мою обидел..." 2 класс УМК "Школа России"

Открытый урок литературного чтения был дан на районном семинаре учителей начальных классов.  Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; наход...

Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Познакомить с биографией Е. Благининой, её стихотворением «Посидим в тишине» и с биографией Э. Мошковской, её произведением «Я маму мою обидел»...

Тема:Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Перед проведением урока дети должны нарисовать портреты своих мам дома или на уроке ИЗО. Портреты нужно будет выставить для начального обсуждения....

Конспект урока по теме: «Е. Благинина «Посидим в тишине» и Э. Мошковская «Я маму мою обидел»» (2 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя: формировать навык осознанного и выразительного чтения;познакомить детей с биографией Е.Благининойи произведением «Посидим в тишине»;познакомить детей с биографие...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Благинина Е.А. «Посидим в тишине» и Э. Мошковская «Я маму мою обидел…» сравнение произведений" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: открытие нового знания Цель урока: знакомство со стихотворением Э. Мошковской «Я маму мою обидел…» и Е. Благиной «Посидим в тишине». Задачи урокаДид...

Конспект урока 2 класс "Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел»."

Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел»....