Адаптированная рабочая программа по чтению в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Балашова Юлия Сергеевна

Программа создана на основе основной программы под редакцией И.М.Бгажноковой. Структура программы: пояснительная записка; критерии оценки знаний и умений учащихся; тематическое планирование по предмету; список используемой литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_chteniyu.docx61.11 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА VIII вида № 309

129327  Москва, ул. Коминтерна, д.16, стр.1  Тел/Факс:499-184-39-41;499-184-37-03;499-185-87-74  E-mail:sch309@yandex.ru

ОКПО-18163843; ОГРН-1037739049677; ИНН-7716210890

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ

ДЛЯ 3- Б КЛАССА НА 2013 – 2014 УЧ.Г.

Автор-составитель программы – учитель начальных классов Балашова Ю. С.

Москва

2013


Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе «Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией И.М. Бгажноковой(Москва, Просвещение,

2011)

Обучение чтению учащихся с нарушением интеллекта очень важно для социализации личности, для коррекции и развития речемыслительных способностей детей, для формирования эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения.

Особенностью обучения чтению в 3 «Б» классе для учеников со сложной структурой дефекта является то, что у детей в основном преобладает пассивный словарный запас, дети понимают обращенную к ним речь, но не проявляют активности в речи, есть и не говорящие совсем. Поэтому главным методом обучения является сопряженное чтение или показ букв, слогов; соотнесение картинки и написанных слов или предложений. Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей, уровня их знаний, умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема информации. Обучение грамоте тяжело умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико- синтетическому методу. Освоение слоговых структур и чтения слов проводится на основе тщательного звукового анализ и синтеза.

Важными принципами обучения будут доступность, наглядность, индивидуальный подход и принципы практической направленность обучения и коррекции.

Цель:

Учить правильно, осмысленно читать  доступный  речевой  материал

(слоги, слова, простые  фразы и  предложения).

Задачи:

  • Знакомить  со звуками  и  буквами  родного языка.
  • Формировать  навык  послогового чтения.
  • Учить  читать (показывать) по букварю  буквы, слоги, слова и  короткие фразы.
  • Развивать  фонематический  слух, слуховое внимание и память.
  • Знакомить  с такими  понятиями как  «звук», «буква»,  «слог», «слово», «предложение».

  • Воспитывать  интерес к  чтению,  укреплять учебную  мотивацию.
  • Осуществлять  коррекцию  всех  сторон  речи.

  • программе предусмотрено два уровня требований к знаниям, умениям школьников, вследствие разного по своим возможностям состава класса. Учитывая сложный состав учеников класса

предъявляются разноуровневые требования к овладению знаниями. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.

Содержание предмета в рабочей программе значительно снижено по сравнению с базовым курсом. Учебный материал даётся в доступной форме, адекватной интеллектуальному развитию.

Основные требования к умениям учащихся.

  1. уровень
  • Различать звуки на слух

  • Читать по слогам слова, предложения и короткие тексты

 Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту

  1. уровень
  • Различать звуки на слух; знать буквы

  • Читать по слогам отдельные слова, соотносить с предметными картинками(сопряженное чтение)

  • Слушать небольшую сказку и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства

Календарно- тематическое планирование.

Дата

Тема урока

п/п

1.

02.09

Повторение изученных звуков, букв; звуки гласные и согласные

2.

03.09

Составление и чтение слогов из изученных букв

3.

04.09

Составление и чтение(показ) слов КОТИК, КОЗЛИК

4.

05.09

Чтение рассказа «КОЗЛИК»; беседа по содержанию

5.

09.09

Составление и чтение слов, состоящих из открытого и закрытого слогов

КОШКА, ШАПКА, МАСКА; составление предложений с этими словами

6.

10.09

Составление и чтение слов, состоящих из закрытого трехбуквенного слога

КОТ, СОМ, МОХ, ТАЗ

7.

11.09

Звук и буква Р; выделение звука в начале и конце слова

8.

12.09

Образование и чтение слогов АР, ОР, УР, ЫР, ИР

9.

16.09

Образование и чтение слогов РА, РО, РУ,РЫ,РИ

10.

17.09

Составление и чтение слов РАК, РОЗА, РУКА, КУРЫ; звуко-буквенный

анализ слова

11.

18.09

Чтение и повторение чистоговорок: ОР-ОР-ОР- У РОМЫ ТОПОР

РЫ-РЫ-РЫ- У ИРЫ ШАРЫ, РИ-РИ-РИ- У РИТЫ ПУЗЫРИ

12.

19.09

Составление и чтение слов МУХОМОР, КОРЗИНА, КАРТИНА; звуко-

буквенный анализ слова

13.

23.09

Чтение рассказа «НАШИ КАРТИНЫ»; беседа по содержанию

14.

24.09

Составление и чтение слов, обозначающих один и много предметов КОСА-

КОСЫ, НОРА- НОРЫ, РАК- РАКИ; звуко-буквенный анализ слова

15.

25.09

Чтение рассказа «КАКТУС»; беседа по содержанию

16.

26.09

Составление и чтение слов, обозначающих большой и маленький предмет

ШАР- ШАРИК, СЫР- СЫРОК, КАША- КАШКА

17.

30.09

Составление и чтение слов, обозначающих большой и маленький предмет

ШАР- ШАРИК, СЫР- СЫРОК, КАША- КАШКА

18.

01.10

Чтение рассказа(показывание предложений) «НАШИ РИСУНКИ»; беседа

по содержанию

19.

02.10

Различение звуков и букв Р- Л. Составление и чтение(показ) слов РАМА-

ЛАМА, РУКА- ЛУКА

20.

03.10

Чтение(показ) предложений рассказа «ЛИСА»; беседа по содержанию

21.

07.10

Составление и чтение(показ) слов ШИЛА, ВЫШИВАЛА, ЗАШИВАЛА;

объяснение смысла однокоренных слов

22.

08.10

Чтение(показ) предложений рассказа «МЫ»( «Букварь» под редакцией В.В.

Воронковой - стр.60); беседа по содержанию

23.

09.10

Чтение(показ) предложений рассказа «УРОК»( «Букварь» под редакцией

В.В. Воронковой - стр.65); беседа по содержанию

24.

10.10

Звук и буква Й; выделение звука в конце слова

25.

14.10

Образование и чтение(показ) слогов АЙ, ОЙ, УЙ, ЫЙ, ИЙ

26.

15.10

Составление и чтение(показ) слов МАЙ, ЛАЙ, РАЙ, ТАЙ

27.

16.10

Составление и чтение(показ) слов ЗАЙКА, МАЙКА, ЛАЙКА, СОЙКА


28.

17.10

Составление и чтение(показ) предложений по картинке

29.

21.10

Различение звуков и букв И- Й; составление и чтение(показ) предложений

по картинкам, с использованием слов МОЙ- МОИ

30.

22.10

Чтение(показ) предложений рассказа «ТАЙ»; беседа по содержанию

31.

23.10

Чтение подписи к картинкам; подбор слов признаков к предметам

32.

24.10

Чтение (показ предложений) загадки, составление слова-отгадки

33.

28.10

Чтение(показ предложений) с опорой на картинки

34.

29.10

Чтение рассказа «УТРОМ»( «Букварь» под редакцией В.В. Воронковой -

стр.66); беседа по содержанию

35.

30.10

Чтение рассказа «ВОРОНА»( «Букварь» под редакцией В.В. Воронковой -

стр.77);беседа по содержанию

36.

31.10

Чтение рассказа «КОТ И МЫШКА»( «Букварь» под редакцией В.В.

Воронковой стр.67); беседа по содержанию

За I четверть- 36 часов

37.

11.11

Чтение (показ) предложений рассказа "ПОПОЛАМ!"

38.

12.11

Звук и буква Ж. Выделение звука в начале и конце слова

39.

13.11

Образование и  чтение(показ) слогов ЖА, ЖУ, ЖО, ЖИ

40.

14.11

Чтение(показ предложений) рассказа "ЖУК"

41.

18.11

Составление предложений по картинкам со словами НУЖНО, ВАЖНО,

МОЖНО; различение смысла слов

42.

19.11

Чтение(показ предложений) рассказа "Журнал Мурзилка"

43.

20.11

Различение букв и звуков Ж и Ш

44.

21.11

Чтение(показ) предложений к картинкам

45.

25.11

Чтение(показ предложений) рассказа «ЖУК ЖАК»

46.

26.11

Чтение(показ) предложений с добавлением слов по картинкам

47.

27.11

Чтение(показ предложений) сказки «ЛИСА И ЖУРКА»

48.

28.11

Чтение(показ предложений) рассказа «ОСА»

49.

02.12

Звук и буква Б; выделение звука в слове

50.

03.12

Образование и чтение(показ) слогов БА, БО, БУ, БЫ, БИ

51.

04.12

Составление и чтение(показ) слов БАК, БЫК, БОК

52.

05.12

Составление и чтение(показ) слов БАРСУК, БОБРЫ, БУЛКА, БИНТЫ

53.

09.12

Чтение(показ предложений)  рассказа «БОБР»; беседа по содержанию

54.

10.12

Чтение(показ предложений)  рассказа «БАРСУК»; беседа по содержанию

55.

11.12

Составление и чтение(показ) слов, различающихся одной буквой БАНАН,

БАРАН; БАТОН, БУТОН

56.

12.12

Различение букв и звуков Б- П

57.

16.12

Чтение (показ предложений) рассказа «БАРАБАН»

58.

17.12

Чтение(показ предложений)  рассказа «ШАЛУН БАРСИК»

59.

18.12

Звук и буква Д; выделение звука в слове

60.

19.12

Образование и чтение(показ) слогов ДА, ДО, ДУ, ДЫ, ДИ

61.

23.12

Составление и чтение(показ) слов, обозначающих предмет большой и

маленький

ДОМ- ДОМИК, ДУБ- ДУБОК, ДЫМ- ДЫМОК; САД- САДИК

62.

24.12

Различение букв и звуков Д- Б

63.

25.12

Чтение(показ)  предложений- подписей к картинкам

64.

26.12

Чтение(показ предложений)  литературной загадки

За II четверть- 28 часов

65.

13.01

Различение букв и звуков Д- Т

66.

14.01

Чтение(показ предложений)  рассказа «МЫ РИСОВАЛИ»

67.

15.01

Чтение(показ )  предложений- подписей к картинкам

68.

16.01

Различение звуков по твердости- мягкости

69.

20.01

Звук и буква Г; выделение звука в слове

70.

21.01

Образование и чтение(показ) слогов ГА, ГО, ГУ, ГЫ, ГИ

71.

22.01

Составление и чтение(показ) слов КОЛБАСА, ГОРОХ, ОГРОМНЫЙ

72.

23.01

Чтение(показ предложений)  рассказа «ДОГ»


73.

27.01

Различение звуков и букв Г- К

74.

28.01

Составление и чтение(показ) слов ГОСТИ- КОСТИ, ГОРКА- КОРКА

75.

29.01

Составление предложений по картинке и чтение(показ предложений)

рассказа «АРТИСТЫ»

76.

30.01

Чтение(показ предложений) потешки «ГУСИ»

77.

03.02

Чтение (показ предложений) рассказа «НАС ЗАПУТАЛИ»

78.

04.02

Чтение(показ предложений) загадки и составление ответа из букв разрезной

азбуки

79.

05.02

Буква Ь, ее значение в слове

80.

06.02

Различение согласных твердых и мягких

81.

10.02

Составление по картинке слов, обозначающих действие предметов и

чтение(показ)  их  ПЫЛИТЬ, СОЛИТЬ, ХОДИТЬ, КУПИТЬ; ИГРАТЬ,

ДУМАТЬ, ВЫТИРАТЬ, КУПАТЬ

82.

11.02

Чтение (показ предложений) записки и придумывание обращения

83.

12.02

Чтение(показ предложений)  рассказа «ЛОДЫРИ»; беседа по содержанию

84.

13.02

Чтение(показ предложений)  рассказа  «НА ЛУГУ»; беседа по содержанию

85.

17.02

Чтение(показ предложений) и повторение чистоговорок АСЬ- АСЬ- АСЬ- У

НАС КАРАСЬ;

ОСЬ- ОСЬ- ОСЬ- НА ЛУГУ ЛОСЬ; УСЬ- УСЬ- УСЬ- ШИПИТ ГУСЬ; ЫСЬ-

ЫСЬ- ЫСЬ- ЗА КУСТОМ РЫСЬ

86.

18.02

Составление и чтение слов(показ), отличающихся одной буквой ХОР-

ХОРЬ; УГОЛ- УГОЛЬ

87.

19.02

Чтение(показ предложений)  рассказа «Зоопарк»; беседа по содержанию

88.

20.02

Составление и чтение (показ) слов, обозначающих один и много предметов

89.

24.02

Составление и чтение(показ предложений)  рассказа «Гриб»; беседа по

содержанию

90.

25.02

Звук и буква Е; выделение звука в слове

91.

26.02

Образование и чтение(показ) слогов с буквой Е ЛЕ, НЕ, СЕ, ДЕ, БЕ, ПЕ

92.

27.02

Составление и чтение(показ) слов ЕЛ, ЕЛА, ЕЛИ; выяснение смыслового

различия

93.

03.03

Чтение(показ предложений) и разучивание стихотворения «ЗАЙКА» с

опорой на картинки

94.

04.03

Чтение(показ предложений)  рассказа «В лесу»; беседа по содержанию

95.

05.03

Составление предложений по картинкам; формулирование вывода

96.

06.03

Образование новых слов от данных, при помощи суффикса с

уменьшительно ласкательным значением

97.

11.03

Чтение(показ предложений) загадок и составление слов- отгадок

98.

12.03

Чтение(показ предложений)  рассказа «ТРУДНЫЕ ПРИМЕРЫ»

99.

13.03

Чтение(показ предложений) загадок и составление слов- отгадок

100.

17.03

Чтение(показ предложений)  рассказа «ПОВАРА»

101.

18.03

Чтение(показ предложений)  рассказа «УРОК»; формулирование вывода

102.

19.03

Чтение(показ предложений)  рассказа «МАЛЫШИ»; формулирование

вывода

103.

20.03

Образование и чтение (показ) слогов со стечением согласных

За III четверть- 39 часов

104.

31.03

Звук и буква Я; выделение звука в слове

105.

01.04

Составление и чтение (показ) слов ЯМА, ЯГОДЫ, ЯБЛОКО

106.

02.04

Образование и чтение(показ) слогов НЯ, ЛЯ, ДЯ, СЯ, ТЯ

107.

03.04

Чтение(показ)  предложений по картинкам по теме знакомых сказок;

пересказ сказки «РЕПКА»по вопросам

108.

07.04

Чтение(показ предложений)  рассказа «НАШ ХОР»; беседа по содержанию

109.

08.04

Составление и чтение(показ) слов КОШКА, ЗМЕЯ; подбор слов признаков

к каждому предмету

110.

09.04

Чтение(показ предложений) и заучивание отрывка песни «ПУСТЬ

ВСЕГДА…..»


111.

10.04

Различение звуков А- Я; образование и чтение слогов МА- МЯ, НА- НЯ,

СА- СЯ, ПА- ПЯ, ЗА- ЗЯ, РА- РЯ

112.

14.04

Чтение(показ предложений)

рассказа «ЯБЛОНЯ»; беседа по содержанию

113.

15.04

Звук и буква Ю; выделение звука в слове

114.

16.04

Составление и чтение(показ) слов МОЮ, ПОЮ, РИСУЮ, КАТАЮ,

ОБЕДАЮ, ОДЕВАЮ

115.

17.04

Чтение(показ)  подписей к картинкам

116.

21.04

Чтение(показ предложений)

и заучивание стихотворения «Я БОЮСЬ»

117.

22.04

Чтение(показ предложений)

рассказа «ПРЯТКИ»

118.

23.04

Чтение(показ предложений)

загадок и составление слов- отгадок

119.

24.04

Звук и буква Ё; выделение звука в слове

120.

28.04

Образование и чтение(показ)

слогов с буквой Ё

121.

29.04

Составление и чтение(показ)

слов, обозначающих один- много предметов

ВЕДРО- ВЁДРА, ГНЕЗДО- ГНЁЗДА, ЗЕРНО- ЗЁРНА

122.

30.04

Чтение(показ предложений)

и заучивание стихотворения «»СВЕТОФОР»

123.

05.05

Чтение(показ предложений)

рассказа«ВОТ ТАК ТЁПА»

124.

06.05

Чтение(показ предложений)

стихотворения «ШУТКА»; составление

предложений по схемам

125.

07.05

Чтение(показ предложений)

стихотворения «ЗАЙКА»

126.

08.05

Чтение(показ предложений)

рассказа «ОПАСНАЯ РАБОТА»; беседа по

содержанию

127.

12.05

Звук и буква Ч; выделение звука в слове

128.

13.05

Образование и чтение(показ)

слогов с буквой Ч

129.

14.05

Чтение(показ)  слов, имен детей, и составление слов с помощью суффикса

уменьшительно- ласкательного значения

130.

15.05

Чтение(показ)  дву- и трехсложных слов; составление схемы слова

131.

19.05

Чтение(показ предложений)

рассказа «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

132.

20.05

Чтение(показ предложений)

считалки «ЧАЙКА»

133.

21.05

Чтение(показ)  предложений

по сказке «ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ»

134.

22.05

Чтение(показ предложений)

стихотворения шутки «КТО КАК ГОВОРИТ»

135.

26.05

Чтение(показ предложений)

загадки и составление слова- отгадки

136.

27.05

Чтение(показ предложений)

рассказа «ЧУЧЕЛО»; беседа по содержанию

За IV четверть- 33 часа

За год- 136     часов

Список учебно - методической литературы.

1.«Букварь» 1 класс для специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: А.К. Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Год издания: Москва, Просвещение, 2009

2.«Букварь» 1 класс для специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: В.В. Воронкова, И. В. Коломыткина. Год издания: Москва, Просвещение, 2001

3. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта . Программно- методические материалы ». Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И. М. Бгажноковой. Год издания: Москва, Гуманитарный издательский центр, 2007

4.Программы специальных (коррекционных )образовательных учреждений VIIIвида (0- 4 классы). Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И. М. Бгажноковой. Год издания: Москва, Просвещение, 2011

5. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». Авторы: А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Год издания: Москва, «Академия», 2003г.


Список учебно- методической литературы.

1.«Букварь» 1 класс для специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Авторы: А.К. Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Год издания: Москва, Просвещение, 2009

2.«Букварь» 1 класс для специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: В.В. Воронкова, И. В. Коломыткина. Год издания: Москва, Просвещение, 2001

3. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта . Программно- методические материалы ». Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И. М. Бгажноковой. Год издания: Москва, Гуманитарный издательский центр, 2007

4.Программы специальных (коррекционных )образовательных учреждений VIIIвида (0- 4 классы). Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И. М. Бгажноковой. Год издания: Москва, Просвещение, 2011

5. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». Авторы: А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Год издания: Москва, «Академия», 2003г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по чтению. 1 класс с РАС

Данная работа будет интересна для учителей коррекционных школ....

адаптированная рабочая программа по чтению 7 класс

адаптированная  рабочая  программа  по  чтению  7  класс  (8  вид,  коррекционный)...

Адаптированная рабочая программа по чтению, 2 класс, 8 вида

Адаптированная рабочая программа по чтению, 2 класс, 8 вида...