Главные вкладки

    Пояснительная записка к программе по литературе для 4 класса "Перспектива"
    рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

    Рабочая программа по литературному  чтению для 4 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования, ориентирована на работу по УМК «Перспектива» авторы Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина

    Общая характеристика предмета.

    Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poyasnitelnaya_zapiska_literatura.docx48.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 4 класса

    Рабочая программа по литературному  чтению для 4 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования, ориентирована на работу по УМК «Перспектива» авторы Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина

    Общая характеристика предмета.

    Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

    Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

    Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средства самообразования.

    Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

                                               Цели  и задачи :

          В результате обучения литературному  чтению реализуются следующие цели:

    развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при   работе с текстами литературных произведений;

    формирование навыка чтения про себя;

    приобретение умения работать с разными видами информации;

    приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова;

    развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

    обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

    введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг;

    овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

    Задачи: 

    развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,

    учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

    формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

    развивать поэтический слух,

    формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

    обогащать чувственный опыт ребёнка,

    формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

     расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

    обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

    Место предмета учебном плане

    Программа составлена по  программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 4 часа в неделю, 136  часов в год.

    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

    Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

    Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

    Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

    Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

    Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

    Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

    Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

    Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

    Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

    Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

    Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

    Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

    Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

    Предметные результаты:

    1.Умение аргументировано высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
    2.Понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
    3.Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям другим

    осознанное, правильное, выразительное чтение;
    4.Самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения;
    5.Самостоятельное нахождение ключевых слов;
    6.Самостоятельное освоение незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
    7.Вычитывание разных уровней текстовой информации: актуальной, подтекстовой, концептуальной;
    8.Формулирование основной мысли текста;
    9.Составление простого и сложного плана текста;
    10.Написание сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой

    11.Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
    12.Относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
    13.Относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам
    14.Видеть языковые средства, использованные автором.

    Личностные результаты.

    1.Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.

    2.Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.

    3.Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.

    4.Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.

    5. Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.

    6.Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.

    7.Обогащение опыта эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки.

    М етапредметные

    Регулятивные: 

    1.Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;

    2.Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    3.Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

    4.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    5.Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

    6.Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

    Познавательные: 

    1.Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.

    2.Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.

    3.Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.

    4. Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.

    5. Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д.

    6.Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).

    7.Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).

    8. Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).

    Коммуникативные:

    1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    2.Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    3.Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    4.Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

    5.Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    Содержание курса

    Виды речевой и читательской деятельности

    Аудирование.

    Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

    Чтение вслух. 

    Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

    Чтение про себя. 

    Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

    Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

    Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

    Работа с разными видами текста. 

    Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

    Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

    Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

    Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

    Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

    Библиографическая культура. 

    Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

    Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

    Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

    Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

    Работа с художественным произведением. 

    Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

    Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

    Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

    Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

    Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

    Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

    Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

    Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

    Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

    Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

    Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

    Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

    Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. 

    Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

    Умение говорить (культура речевого общения). 

    Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

    Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

    Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

    Письмо (культура письменной речи). 

    Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

    Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

    Круг детского чтения

    Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

    Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

    Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

    Литературоведческая пропедевтика

    (практическое освоение)

    Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

    Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

    Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

    Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

    Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

    Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

    Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

    Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

    Творческая деятельность

    Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

    Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

    Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).

    Содержание учебного материала.

    Книга в мировой культуре                

    Истоки литературного творчества  

    О Родине, о подвигах, о славе          

    Жить по совести, любя друг друга  

    Литературная сказка                        

    Великие русские писатели    

               

                                                  Учебно-методический комплект.

    1. .Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А. Виноградская,

    Литературное чтение: учебник  для 4 класса в  2-х  частях/,

     Москва  « Просвещение» 2013год

    Изменений, внесённых в авторскую программу, нет.

    Требования к уровню подготовки обучающихся.

    знать:

    • наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

    • названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

    • не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

    уметь:

    • осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

    • понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

    •  передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

    •  использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);

      • составлять план к прочитанному;

    • делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

    • определять тему и главную мысль произведения;

    • озаглавливать иллюстрации и тексты;

    • вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

    •  выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

    • полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;  

    • ставить вопросы к прочитанному;

    • самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

    • оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

    должны

    • освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);

    • принимать участие в конкурсах чтецов;

    • владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;

    • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.  

    Требования к уровню подготовки  оканчивающих начальную школу:

    Знать/ понимать:

    • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

    Уметь:

    •  различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
    • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
    • определять тему и главную мысль произведения;
    • пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);
    • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
    • составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
    • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
    • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
    • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);
    • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
    • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • самостоятельного чтения книг;
    •  высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
    • самостоятельного выбора и определения содержания книги  по ее элементам;
    •  работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).  

    Контроль уровня обучения содержит пакет контрольно-измерительных                                                            материалов.

    План проведения проверочных и контрольных работ

    №п/п

    Компетенция. Вид проверки

    Время проведения

    1

    Навык чтения вслух. Текущая проверка

    сентябрь

    2

    Интегрированная проверочная работа. Текущая проверка

    сентябрь

    3

    Начитанность и читательские умения учащихся. Текущая проверка

    октябрь

    4

    Выразительность чтения. Текущая проверка

    ноябрь

    5

    Навык чтения вслух. Текущая проверка

    ноябрь

    6

    Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Текущая проверка

    декабрь

    7

    Читательские умения и работа с текстом художественного произведения за 1полугодие. Итоговая проверка

    декабрь

    8

    Навык чтения молча. Текущая проверка

    февраль

    9

    Начитанность и читательские умения. Текущая проверка

    март

    10

    Навык чтения вслух. Итоговая проверка

    апрель

    11

    Навык чтения молча. Итоговая проверка

    апрель

    12

    Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Итоговая проверка

    апрель

    13

    Интегрированная работа. Итоговая проверка

    май

    14

    Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка

    май

    15

    Выразительность чтения. Итоговая проверка

    май

    Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературному чтению

    (на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»)

    Оценка «5» ставится ученику, если он:

    читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию;

    полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;

    самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое);

    знает и выразительно читает наизусть стихотворение.

    Оценка «4» ставится ученику, если он:

    читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;

    делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;

    составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);

    самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;

    читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

    Оценка «3» ставится ученику, если он:

    читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), недостаточно выразительно, допускает от 3 до 5 ошибок;

    передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя; воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.

    Оценка «2» ставится ученику, если он:

    читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, допускает более 6 ошибок;

    пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;

    не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;

    при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

    Материально-техническое обеспечение.

     Литература:

                 «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011 год

     Дидактический материал:

                 Наглядные пособия (Плакаты с портретами художников, схемы, блички с терминами, картины.)

    Техническое обеспечение

    СД диск «Стихи разных поэтов»

    Проектор,компьютер.

            

    Формы достижения результата обучения с учетом особенностей класса.

    Ученик научится

    Ученик получит возможность научиться

    высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

    - работать по предложенному учителем плану

    - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

    - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

    - слушать и понимать речь других;

    - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

    - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    - проговаривать последовательность действий на уроке;

    - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

    - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

    - выразительно читать и пересказывать текст;

    - работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

    Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

    Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

    Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых груп

    Ученик научится

    Ученик получит возможность научиться

    - воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

    - осмысленно, правильно читать целыми словами;

    - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

    - составлять устный рассказ по картинке;

    - заучивать наизусть небольшие стихотворения;

    - соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

    - различать рассказ и стихотворение

    декламировать стихотворения;

    пересказывать текст художественного произведения (подробно);

    читать про себя;

    читать по ролям, используя нужную интонацию, темп и тон речи;

    иллюстрировать прочитанное произведение или план

    Список литературы

    1. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2ч. Ч.1 / Сост. Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская,  М.В.Бойкина.  М.П., 2011г.
    2. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2ч. Ч.2 / Сост. Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская,  М.В.Бойкина.

    М.П., 2011г.

    1. Сборник рабочих программ. Перспектива. Пособие для учителей. М.П. 2011г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Музыкальная гостиная»

    В основу положена авторская программа учителя-педагога дополнительного образования – Довбенко О.И. Модифицированной её делают мои изменения, которые я вношу в исходную программу с учётом особенносте...

    Пояснительная записка к программе по русскому языку

    Пояснительная записка к программе по русскому языку...

    Пояснительная записка к программе по математике

    Пояснительная записка к программе по математике...

    Пояснительная записка к программе технологии

    Пояснительная записка к программе ИЗО...

    Пояснительная записка к программе по ИЗО

    Пояснительная записка к программе по ИЗО...

    Пояснительная записка к программе литературному чтению

    Пояснительная записка к программе литературному чтению...

    Пояснительная записка к программе по окружающему миру

    Пояснительная записка к программе по окружающему миру...


     

    Комментарии