Урок: Виталий Бианки «Сова»
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Горбачева Ирина Владимировна

Знакомство со сказкой  Виталия Бианки «Сова»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Виталий Бианки «Сова»

Цель:    Знакомство со сказкой  Виталия Бианки «Сова»

Формируемые УУД:

Личностные УУД

- оценивать характеры и поступки героев ;

- высказывать своё отношение к прочитанному;

- ориентироваться в нравственном содержании текста, самостоятельно определять для себя жизненные ценности;

- осуществлять личностную  рефлексию.

Регулятивные УУД: 

- принимать и сохранять учебную задачу;

-  планировать свои действия с поставленной задачей  и условиями ее реализации;

 - оценивать результат своей работы.

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логическую цепочку рассуждений, доказательств;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные УУД: 

- строить понятные для партнёра высказывания, вести диалог;

-  принимать правила работы в группе.

Предметные УУД: 

  1. продолжить знакомство с творчеством В.Бианки
  2. создать условия для  углубления знаний учащихся  о природе, о взаимосвязи природы и человека;

воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой. 

Межпредметные связи: окружающий мир.

        I. Орг. момент .  Настрой.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

II. Вызов

1.Актуализация.

- С  произведением какого писателя вы познакомились на прошлом уроке? Что вы запомнили об этом писателе? (Слайд 1)

 

(Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Бианки - мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить ее.)

- Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны.

- И сегодня мы прочитаем такую сказку.

2. «Ребус»

Разгадав ребус, узнаете название сказки Виталия Бианки, с которой будем работать на уроке.

Слон-л-н+овал-ол=Сова  (раздать листочки)

(Слайд 2)

3. Целевая установка.

- Назовите тему урока.

- В конце урока мы должны составить синквейн, а для этого, подумайте, чему будем учиться на уроке?  (Слайд 3)

(Будем работать над вдумчивым и осознанным чтением,  отвечать на вопросы, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному)  

III. Осмысление.

1. Знакомство со сказкой «Сова»

- Начнем с решения первой задачи.

- Для более осознанного чтения текста  мы  будем делать остановки и отвечать на вопросы.

-Откройте учебник на стр.147.

Чтение произведения учителем с остановкой и объяснением непонятных слов и выражений. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположение о дальнейшем развитии сюжета.

Чтение с остановками  ( Приложение  1.)

2. Анализ произведения

- Какой вывод сделал старик   из этой истории?

- Как Старик исправил ошибку? Что он понял?

В сказке В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано.

-Как человек должен относиться к природе?

-С какой темой по окружающему  миру созвучна тема сказки? (Невидимые нити)

- Покажем эти невидимые нити между природой и человеком, о которых говорится в сказке  на схеме.

3.  Работа в группах.

- Соблюдайте правила работы в группе. (Слайд 4)

- Каждая группа получает  силуэт, на одной стороне  которого выписывает из сказки то,  что стало происходить  в природе после того, как сова  перестала летать на луг.

 (6 групп – 6 силуэтов: мыши, шмели, клевер, корова, молоко, старик. На одной стороне силуэта дети выписывают из учебника то,  что стало происходить после того, как сова  перестала летать на луг.

Дети прикрепляют на доску силуэты с записями 1-й стороной. Выходить нужно в той последовательности, в какой персонажи действуют в сказке. (Слайд 5)

- Какую связь мы можем проследить по этой схеме?

Физкультминутка.

- Переверните ваши карточки.  На другой стороне силуэта выписываем предложения, где показано  то, что стало происходить, когда сова простила старика.

Прочитайте, как поменялась ситуация в сказке, когда сова простила старика.

(Слайд 6)

 - Мы увидели, что  человек  тесно связан с природой, а в природе все явления и живые существа зависят друг от друга.

-Кто из вас нашёл в сказке пословицу, в которой содержится главная мысль сказки?

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.  (Слайд 7)

 - Объясните её значение.

- Кто из героев сказки  вам больше нравится - Сова или Старик?  Почему? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья. Старик понял, в чём его ошибка.)

IV. Рефлексия.

1. Синквейн.  (Слайд 8)

Составьте синквейн о Сове, Старике – на выбор.

2. Рефлексия.

- Выполнили ли мы задачи урока?  (Слайд 9)

- С какой ещё задачей мы справились?

- Что показалось вам самым интересным на уроке? (На доске прикреплён силуэт совы) Напишите на листочке и прикрепите пёрышки к силуэту совы.

Учитель зачитывает записи детей.

4. Домашнее задание: составить рассказ о сове или старике, используя материал синквейна.  (Слайд 10 - 11)

 Приложение  1.

Чтение с остановками

1 часть- до слов» Ночь пришла                                                          

- Как обратилась  Сова к старику?  

- А что Старик ответил ей?

- Почему Старик не считал Сову своим другом?

- Как ответил он на её предупреждение? (Прочитайте)

- Что значит "утекай пока цела"

2 часть- до слов « Стоит на лугу клевер…»

 - Почему мыши так расхрабрились?

- Чем они занялись на лугу?

- Как предупреждает Сова Старика о возможной беде? Прочитайте.

- Что же ответил Стари Сове?

- Какой был старик? ( Легкомысленный, ненаблюдательный)

- Взаимосвязаны ли в природе Сова и мыши? Как?

- Зависят ли друг от друга мыши и шмели?

 

3 часть- до слов « Старик браниться…»

- Почему не родится клевер на лугу?

- Что стало с коровой?

- Найдите три предупреждения Совы.

- О чём она предупреждает Старика?

- Меняется ли его поведение?

( Герой стал задумываться  о правильности своего поведения).

4 часть- до слов « Простила Сова…»

- Что изменилось в Старике?

( Старик не считал Сову своим другом, пренебрежительно. Даже высокомерно относился к ней: « Вишь, чем пугать вздумала! Утекай пока цела». Потом он стал молчать и наконец браниться, так как всё у него разладилось.)

- Когда Старик понял свою ошибку?

( Вот и чай белить Старику нечем стало»)

- Права ли оказалась Сова? Пришлось ли старику кланяться?

 

5 часть.- до конца сказки.

- Как Старик исправил ошибку? Что он понял?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виталий Валентинович Бианки 1894 - 1959

Слайд 3

Задачи урока: будем работать над вдумчивым и осознанным чтением; отвечать на вопросы; будем учиться анализировать текст; высказывать своё отношение к прочитанному.

Слайд 4

Я нашёл! Командир: читаешь группе; пишешь; готовишься отвечать. Готовлюсь- слушаю Пишу – помогаю

Слайд 7

. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Слайд 8

Синквейн 1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка 1 слово – заголовок. Это предмет разговора. (Кто? Что?) 2 слова Это признаки. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Это действия. (Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, с помощью которой учащийся характеризует тему в целом, высказывает своё отношение к теме. 1 слово Вывод, итог. Созвучен слову в 1-й строке (Кто? Что?)

Слайд 9

Задачи урока: будем работать над вдумчивым и осознанным чтением; отвечать на вопросы; будем учиться анализировать текст; высказывать своё отношение к прочитанному; составили схему «Невидимые нити в природе».

Слайд 10

Молодцы!

Слайд 11

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

C:\Users\Наташа\Downloads\cveti_364_auto_700.jpg


C:\Users\Наташа\Desktop\бианки сова\картинки\30008_550_799.jpg


C:\Users\Наташа\Desktop\бианки сова\картинки\88493145_large_pets_coloring_pages_1.gifC:\Users\Наташа\Desktop\бианки сова\картинки\Cupandsaucer_nyzhv.jpg



C:\Users\Наташа\Desktop\бианки сова\картинки\grandfathe-raster-coloring.png



C:\Users\Наташа\Downloads\61db8f6bc1e35628cfeada979e0a4bf7.jpgC:\Users\Наташа\Downloads\sova.jpg


C:\Users\Наташа\Downloads\sova.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературному чтению 2 класс Виталий Бианки "Сова" УМК "Школа России

Презентация поможет учителю лучше раскрыть тему данного урока и познакомить учащихся с новым произведением Виталия Бианки "Сова"...

Урок литературного чтения Виталий Валентинович Бианки "Сова"

На уроке литературного чтения по произведению В.В. Бианки "Сова" учащиеся научатся прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, восприним...

Тема: Виталий Бианки «Сова»,урок литературного чтения во 2 классе

Тип урока: открытие нового знания[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19844821","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"313","width":"480"}}]]Цель урока: знакомство учащих...

Открытый урок В.Бианки "Сова"

Урок по литературному чтению с презентацией...

План-конспект урока В. Бианки: "Сова"

Продолжить знакомство учащихся с творчеством В. Бианки...