Виталий Валентинович Бианки «Сова»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Коноплянко Екатерина Ивановна

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.cht_._4urook.docx24.88 КБ
Файл literaturnoe_chtenie.pptx370.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Виталий Валентинович Бианки «Сова».

Цели и задачи урока:

1) Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием текста «Сова»;

2) Дать понятие о новом литературном жанре  «сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок;

3) Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения;

4) Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой;

Оборудование: мультимедийная презентация, мультфильм «Сова».

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее,

Начнём сейчас урок!

Здравствуйте, дети! Меня зовут Екатерина Ивановна. И сегодня я проведу у вас урок математики.

2. Речевая разминка. Работа со скороговоркой на слайде.

Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог.

Читаем громче целыми словами.  Читаем быстрее.  Читаем быстро.

 ( спрашиваю 1-2 учеников )

- О ком говорится в скороговорке?

3. Проверка домашнего задания.

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

- Кто автор этого произведения?

- Зачем старик пошёл в лес?

- Что он там услышал когда отдыхал?

- А что это были за звуки?

- Почему старик не застрелил медведя?

4. Актуализация знаний.

Что объединяет все произведения В.В.Бианки? Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.  Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.

Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадку.

(Слайд: загадка) «Кто это?»

5. Сообщение темы и цели урока.

Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?

Тема нашего урока «В.В.Бианки «Сова». Какая нам предстоит работа?

Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя, пересказывать.

6. Ребята, что вы знаете о сове?

6.1. Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся.

- На кого они охотятся? (На мышей, лягушек, полевок, насекомых.)

- Что помогает им охотиться?

а) Острый слух.   б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).

в) Когти (хватать добычу, держать ее).   г) Клюв.

6.2. Какую пользу приносят совы?

С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.

Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.  Совами также называют людей, которые привыкли поздно вставать.

7. Подготовка к восприятию нового материала.

Чтение слов (запись на доске):

от-ча-ян-ная – отчаянная;

хо-ро-нишь-ся – хоронишься (прячешься, таишься);

сто-ро-нишь-ся – сторонишься;

рас-сер-ди-лась – рассердилась;

пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются;

за-гля-ды-ва-ют – заглядывают;

стар – старик – стариковом.

8. Первичное знакомство с текстом.

Чтение текста учителем.

- Понравилось ли вам это произведение?

- С каким настроением вы его слушали?

- Назовите главных героев.

- Ребята, а почему текст назвали «Сова»?

- Можно ли ему дать другое название? Какое?

8.1 Значения каких слов вам не понятны?

 «Словарная работа».   Как можно заменить слова и выражения?

Утекает                                     убегает.

Кормовистый                           клевер, предназначенный для корма скоту.

Цветень                                     пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Хорониться                           прятаться, таиться.

Раздолье                                     много места.

Как бы худа не вышло                 как бы беды не было.

Чай белить                                     добавлять молоко в чай.

Пойло                                     питательное питьё для скота.

Физминутка.

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, а раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем наклоны.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

9. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка». Постановка проблемного вопроса. Выборочное чтение сказки детьми, анализ текста.

- Скажите, сказку или рассказ мы читаем?

- Какие виды сказок вы знаете? (Литературная, авторская.)

- А «Сова» это какая сказка? ( Сказка о животных).

Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и несказочное.)

Вывод:  сказки-несказки рождаются как ответ на многие детские «почему?».  Они помогают понять детям что? как? и почему?

- Давайте уточним, какие признаки сказки  использовал автор?

- Докажите примером из текста (выборочное чтение).

Вывод: со сказкой это произведения связывают сказочные приёмы: присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

10. Закрепление усвоения содержания сказки.

Теперь давайте побеседуем по содержанию сказки.

- Почему Сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)

- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)

- Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.) – Почему?

- Что мы узнаем о природе из этого предложения?

- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)

- Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.)

- Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

- Что произошло с клевером на лугу?

- Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).

- Что же пришлось сделать старику?

- Простила ли старика Сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

- Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)

- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)

11. Работа над усвоением смысла прочитанного.  

Прочитайте предложения.   На слайде:

Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока .

- Какое из этих предложений можно назвать пословицей?

- Объясните её значение.

- Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, и , что они друзья.)

Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

- Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.

12. Работа над выразительностью чтения.

Чтение по ролям. Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки.

Мне нужны 3 человека для роли старика, совы и автора.

- Найдите 3 предупреждения совы. О чём предупреждает сова? Докажите словами из текста. (1. Шмели с луга летят. 2. Некому переносить Цветень с цветка на цветок. 3. Не родится клевер на лугу.)

13. Подведение итогов.

- Над каким произведением работали?

- Какого жанра это произведение? Какова главная мысль сказки?

- Почему природу нужно охранять?

- Мы тоже часть живой природы. «Любить Родину – это значит беречь и охранять её природу!» (Михаил Пришвин). - Как вы понимаете эти слова?

- А как вы, ребята, можете помочь природе?

14. Домашнее задание.  Прочитать произведение Виталия Бианки «Сова».

14. Рефлексия.

Закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

«Было интересно ….»

А сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, нарисованный по произведению, которое мы сегодня прочитали.

Конспект пробного урока

по Литературному чтению

во 2 «Д»  классе студентки группы  135

ГОАУ СПО АПК

Коноплянко Екатерины Ивановны

Урок будет дан    « 26»  ноября  2014 года

На уроке   2    2  смены

Начало урока в  14   часов  30 минут

Учитель класса:   ______________________________

Методист:   Цурикова Светлана Борисовна

С конспектом ознакомлен:   «_____» ___________  20_____года

К уроку допущен:    «_____»  ______________  20____ года


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прорычал медведь в берлоге, Промолчал сурок в норе. Прорычали, промолчали - И проснулись на заре.

Слайд 2

Весь день она спит, ну а ночью летает. Своими большими глазами сверкает. Ее острый слух и внимательный взгляд Разыщут в траве лягушат и мышат. Вращается кругом её голова И скажет «Угу» нам лесная …

Слайд 3

… сова

Слайд 4

от- ча - ян -на-я – отчаянная ; хо- ро - нишь-ся – хоронишься; сто- ро - нишь-ся – сторонишься ; рас-сер- ди - лась – рассердилась ; пе -ре- кли -ка-ют- ся – перекликаются ; за- гля - ды - ва -ют – заглядывают ; ста – рик – старик.

Слайд 5

Клевер

Слайд 6

Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком . Дружно не грузно, а врозь хоть брось . Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ : Виталий Валентинович Бианки «Первая охота»

Конспект открытого урока по предмету «Литературное чтение»Тема:Виталий Валентинович Бианки «Первая охота» Цели урока:- познакомить детей с произведением В.В. Бианки «Первая охота»...

Виталий Валентинович Бианки.

Презентация посвящена биографии писателя и его детским произведениям. Она может быть использована на уроках чтения при первом знакомстве учащихся с творчеством писателем....

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Виталий Валентинович Бианки- Первая охота" 1 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Виталий Валентинович Бианки- Первая охота" 1 класс...

Конспект урока "Виталий Валентинович Бианки"

Презентация и конспект урока "Виталий Валентинович Бианки"...

Урок литературного чтения Виталий Валентинович Бианки "Сова"

На уроке литературного чтения по произведению В.В. Бианки "Сова" учащиеся научатся прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, восприним...

Бианки Виталий Валентинович

Виталий Бианки – знаменитый русский писатель. Он очень любил родную природу и рассказывал о ней в книгах, которые писал для детей....