Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению на тему: "Виталий Валентинович Бианки- Первая охота" 1 класс
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Желнова Валерия Сергеевна

    Конспект урока по литературному чтению на тему: "Виталий Валентинович Бианки- Первая охота" 1 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon v.v.bianki.doc87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Виталий Валентинович Бианки- Первая охота»

    Цели деятельности учителя: -Формировать эмоционально-ценностное отношение к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.

    Планируемые результаты:

    Предметные: 

    -Познакомить с библиографическими сведениями о В.В.Бианки.

    - Развивать умение анализировать рассказ.

    - Совершенствовать умение находить выразительные средства языка.

    - Расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы.

    - Воспитывать любовь и бережное отношение  к родной природе.

    Личностные:

    -выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа;

    -осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

    -проявлять фантазию и творческие способности.

    Тип урока: открытие новых знаний

    Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс,  2 часть, под редакцией В.Г.Горецкого; презентация

    Этап урока
    Методы и приемы

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Организационный

    Словесный – слово учителя

    1 мин

     Ребята, настал новый урок. Улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Представьте что вы в лесу. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть и красоту леса, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

    - Возьмите в руки смайлики и покажите, какое у вас настроение перед уроком.

    – Проверь, мой маленький дружок,

     Готов ли ты начать урок?

     Все ль на месте, все ль в порядке:

     Книжки, ручки и тетрадки?

     Проверили? Садитесь!

    Приветствовать учителя

    Настраиваться на работу

    Проверять готовность рабочего места

    Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

    К: слушать и понимать речь других

    Постановка учебной задачи

    Практический – чтение стихотворений

    Словесный – строят речевое высказывание

    5 мин

    5 мин

     - Начать наш урок литературного чтения я  хотела бы начать словами Михаила Михайловича Пришвина – русского писателя, автора многих произведений о природе:

     «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!»

        - Как вы понимаете это высказывание? Что, значит, охранять природу?

       - Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. В присутствие таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи.

    Сегодня нас приглашает в гости  человек, который обладал этим волшебным даром, а как его зовут, вы узнаете сами.

    Прочитайте через букву, начиная со второй

    А В П И Т Р А Д Л Т И В Й          Р Б Т И У А С Н Д К Ф И Ц

    Правильно это Виталий Бианки.  

    Посмотрите на доску (На  доске портреты писателей:  Толстой, Ушинский, Чуковский, Бианки.)

    - найдите портрет писателя,  назовите имя, отчество, фамилию человека к которому сегодня на уроке мы отправляемся в гости. Используйте запись на доске. (Виталий Валентинович Бианки).

    Воспринимать речь учителя

    Обосновывать свои догадки

    Поддерживать учебный диалог

    Читать имя писателя

    Работать с портретами

    П: формулировать ответы и выводы

    К: слушать и понимать речь других

    Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы

    Р: принимать и сохранять учебную задачу

    К: слушать и понимать речь других

    Решение частных задач

    Словесный – слово учителя

    физминутка

    5 мин

    1 мин

    - Ребята, а вы хотите узнать, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте слова на карточках, которые лежат у вас на партах, и распределите их на четыре равные группы, работаете в паре.

    (лисица, ворона, сосна, василёк, липа, ласточка, кабан, лилия)

        (В первую группу можно отнести слова лиса, кабан - это названия зверей. Во вторую группу войдут слова ворона, ласточка - это названия птиц. Третью группу составляют слова сосна, липа. Они обозначают названия деревьев. К четвёртой группе можно отнести слова василёк,  лилия - это названия цветов.)

     - Подумайте, а на  какие две группы можно разделить эти слова и скажите, о ком или о чём писал Виталий Бианки?

    (Можно объединить  слова лиса, кабан, ворона, ласточка   - это животные. Можно объединить слова сосна, липа, василёк,  лилия  - это растения. Значит, Виталий Бианки писал о животных и растениях.)

    - Всё что нас окружает можно назвать одним словом, каким? (Природа). 

        - Правильно, Виталий Валентинович Бианки писал о природе.

        - Название произведения Виталия Бианки, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, вы определите сами. Для этого заполните правильно кроссворд.

    (павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула)

        - Как называется это произведение?(«Первая охота»). 

        - Какова же тема урока? (Виталий Бианки «Первая охота»).

        - Ребята, а чему мы сегодня должны научиться, с чем или с кем познакомиться? Для своих ответов воспользуйтесь моими подсказками.

    1. Мы познакомимся с творчеством …  и его произведением …

    2. Научимся правильно, выразительно …

    3. Отвечать на …, выполнять …

    Глядя на портрет,  В. Бианки и зная о том, что он писал о природе, как вы думаете, каким он был человеком?

     Биография писателя.

    В. Бианки (1894 -1959) родился в Петербурге. Природу любил с детства. Эту любовь ему привили родители. Отец был ученым — орнитологом, изучал птиц и их повадки. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню. Маленькому мальчику, каким в то время  был В. Бианки, нравилось наблюдать за жизнью животных и растений. Он пытался понять, о чем «разговаривают» птицы, почему одни животные строят домики на деревьях, другие на воде или под водой. Когда он повзрослел, интересные наблюдения отразил в своих многочисленных книгах.

    – Читая произведения В. Бианки можно узнать много о повадках, образе жизни животных.

    Повсюду: в лесу на полянке,

    В реке, на болоте, в полях-

    Ты встретишь героев Бианки,

    У них побываешь в гостях.

    Про птиц, насекомых, лягушек

    Рассказы и сказки прочтёшь

    И лучше знакомых зверушек

    Узнаешь, дружок, и поймешь.

    Ох, так написать о природе

    Непросто, ведь нужно уметь

    На вещи, знакомые вроде,

    Всегда удивлённо смотреть.

    А теперь встанем и немного разомнемся.

    Работать с карточками

    Делить слова на группы

    Говорить о чем писал Бианки

    Называть одним словом, все, что нас окружает

    Разгадывать кроссворд

    Находить название произведения

    Формулировать тему и цели урока

    Знакомиться с биографией

    Поддерживать учебный диалог

    Знакомиться с произведением

    разминаться

    К: слушать и понимать речь других

    К: знать ранее изученные правила

    К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.

    П: анализируют объекты

    К: слушать и понимать речь других

    П: формулировать ответы и выводы

    Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

    К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.

    Л:ЗОЖ

    Решение частных задач

    Словесный – отвечают на вопросы

    Практический –изучение произведения

    Словесный – ответы на вопросы

    Наглядный – рассматривают картинки

    Словесный – отвечают на вопросы

    10 мин

    10 мин

    Работа по учебнику.

    – Назовите животных, которых видите на странице учебника.

    – Почему художник именно этих животных разместил на странице?

    – Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведений. Два таких представителя изображены В. Бианки в произведении “ Первая охота”.

    – Зная название произведения и по иллюстрации, предположите, о чем вы узнаете из произведения?

    Первичное восприятие текста.

    (слушают запись рассказа)

    -У кого предположения оправдались?

    -Назовите героев произведения. (щенок и ящерица)

    - А каким вы себе представляете этого щенка?

        (Добрый, отчаянный, отважный, добродушный, весёлый, радостный, беззаботный, неунывающий).

    -Что произошло со щенком?  (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).

    - Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).

    – А вы знали о такой особенности ящериц?

    - Кто из вас видел ящериц? Расскажите, как оно выглядит? Что вы о них знаете? (Ящерица - небольшое животное. У нее удлинённое тело, длинный хвост).

    -Чем покрыто тело ящерицы? (мелкой чешуей).

    -Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).

     Вторичное восприятие текста.

      1)   - Прочитайте текст. (Дети читают вслух произведение).

         - Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).

         - Прочитайте, как об этом говорит Виталий Бианки? (Выборочное чтение).

         - Что сделал щенок, когда увидел ящерку?(Щенок подкрался и схватил её за хвост).

         - Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделился и остался в зубах у щенка).

      2)   - А теперь снова выполним задание. Возьмите таблички со словами действиями, обсудите в группе и расположите по порядку.

    1 и 3 группа – разложите по порядку слова действия, которые выполняла ящерица.

     (сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила)

    2 группа – а  вы разложите слова действия, которые выполнял щенок

    (подкрался, ухватился, фыркнул, бросил)

         - А теперь проверим работы. 

      3)   -  Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Дети читают текст с хлопками).

    - Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно.

         - Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите, что он сделал верно, и что неправильно. (Выборочное чтение).

         - Какие действия были правильными?(Щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул).

         - Какое действие было неправильным? (То, что щенок схватил ящерку за хвост). 

         - Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (Щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост).

          - И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок и неправильных решений.

     Поисковая деятельность в парах.

    - Нарисуйте словесную картину, на которой изображен щенок с хвостом в зубах.

    В зарисовке отобразите по порядку следующее: поза щенка, голова, уши, рот, выражение глаз (щенок стоит на четырех лапах. Голова опущена. Уши висят. Во рту он держит небольшой серебряный хвостик ящерки. Он не понял, что случилось, поэтому в его глазах растерянность и изумление.)

     Рассмотрите иллюстрацию в Азбуке. Какие слова из произведения мы могли бы написать под рисунком?

    Сколько раз автор в тексте употребляет слово щенок? (2)

    Сколько раз автор в тексте употребляет слово ящерка? (3)

    Найдите в тексте слова, которые указывают на действия щенка.  Выберите из  данного списка нужные слова и подчеркните.

    Сидела, ухватился,  фыркнул,  закрыла,  грелась,  извернулась,  оставила, бросил, подкрался.

    - Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?

    Работать по учебнику

    Называть животных

    Высказывать свои предположения

    Слушать аудиозапись

    Поддерживать учебный диалог

    Читать вслух произведение

    Выборочно читать

    Выполнять задание

    Работать с табличками

    Читать текст с хлопками

    Читать часть текста

    Рисовать словесную картину

    Зарисовку отображать по порядку

    Рассматривать иллюстрацию

    Анализировать героев

    П: формулировать ответы и выводы

    П: осмысленно читают текст

    К: аргументировать свое мнение

    П: осознанно строить ответ в устной форме

    К: учитывать мнения своих одноклассников

    К: аргументировать собственное мнение

    П: строить речевые высказывания в устной форме.

    Р:

    Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

    Домашнее задание

    1 мин

     

     - Придумайте загадки или стихи о героях рассказа.

    - Нарисуйте любимого героя.

     

    Записывать задание на дом

    Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

    Рефлексия

    По содержанию

    Словесный – ответы на вопросы

    2 мин

     - Понравился вам урок? Что нового узнали? Чему научились? Что было самым интересным на уроке?

    - Поможет вам ответить на вопросы, небольшая подсказка.

    - Я для себя сделал открытие…

    - Меня удивило…

    - Оказывается, что…

    -Покажите, с каким настроением вы уходите с урока. Почему? (смайлики)

    Подводить итоги урока

    Оценивать свое эмоциональное состояние

    Р: осуществляют итоговый контроль


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс

    Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс...

    Конспект урока по литературному чтению на тему: "Как хорошо уметь читать" 1 класс

    Конспект урока по литературному чтению на тему: "Как хорошо уметь читать" 1 класс...

    Конспект урока по литературному чтению на тему: Борис Заходер «История гусеницы» 3 класс

    Конспект урока по литературному чтению на тему: Борис Заходер «История гусеницы» 3 класс. ПНШ...

    Конспект урока по литературному чтению на тему «Ф. Кривин "Родная коробка"» 2 класс

    Конспект урока по литературному чтению на тему «Ф. Кривин "Родная коробка"» 2 класс...