Конспект занятия в группе продлённого дня
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему

Шумилина Валентина Дмитриевна

Внеклассное занятие по русскому языку

 «Великий, могучий русский язык».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx40.12 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель ГПД: Шумилина Валентина Дмитриевна

ГБОУ СОШ №638

Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

        Конспект занятия в группе продлённого дня.

Внеклассное занятие по русскому языку

 «Великий, могучий русский язык».

Класс:4                  
Цель и задачи занятия: развивать познавательный интерес, воображение, устную речь, мышление; воспитывать любовь к русскому языку и литературе; учить брать в свою речь литературно правильные слова; расширять кругозор и словарный запас; уметь пользоваться дополнительной литературой, словарями.

Форма занятия: устный журнал.

Оборудование:
У воспитателя – карточки  с названиями страниц, задания для команд, на доске плакат «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К. П. Паустовский)

У детей – листы  бумаги для представления команд, карандаши.

План проведения занятия:

  1. Организация начала занятия.
  2. Сообщение темы занятия.
  3. Основная часть
  1. Первая страница

 «Русский язык – самый богатый, самый красивый из языков мира».

  1. Вторая страница «Коверканье русского языка».
  2. Третья страница «Правильно ли мы говорим?».
  3. Четвёртая страница «Этикет».
  4. Пятая страница «Моя игрушка».
  1. Подведение итогов.

Ход занятия.

  1. Организация начала занятия.

Приветствие гостей. Настрой на занятие.

  1. Сообщение темы занятия.

Тема: «Великий, могучий русский язык».

Разделение участников занятия на 2 команды, выбор капитанов команд. Определение название команд. Представление  жюри.

  1. Основная часть
  1. Первая страница  «Русский язык – самый богатый, самый красивый из языков мира».

Сообщение ученика 4 класса Романа

  1. Вторая страница «Коверканье русского языка».

Да, русский язык бесконечно богат. Язык находится не в застывшем, неподвижном состоянии, а в постоянном движении, продолжает развиваться. А поэтому нетерпима словесная небрежность, допускаемая многими из нас в разговорной и письменной речи.

Почему она есть?

  • Неумение найти точное нужное слово для выражения мысли;
  • Нежелание его искать;
  • Говорю так, потому что так говорят;
  • Мода на бессмысленные словечки;
  • Грубый жаргон улицы и т.д.

Вот сейчас мы с вами попробуем в этом разобраться и посмотрим, как мы знаем русский язык. Каждой команде предлагается ответить на 7 вопросов по очереди (на обдумывание вопроса полминуты). За верный ответ 1 балл.

  1. команда
  1. команда

Объясните как правильно сказать:

«Звякну, брякну по телефону». (позвоню)

«Черкну пару слов». (напишу)

«Я часто ездию» (езжу)

«Вы уже ходили вешаться» (взвешиваться)

«Разбери кровать» (приготовь постель)

«Не бросай на пол» (в закрытом помещении - правильно, а часто говорят это же в саду, в парке на улице. Земля – нет)

«надеть»            «одеть»

на себя                      кого-то

(пальто, обувь…)   (ребёнка, больного)

«Я надел ребёнка»

(нет- одел)

(Я одел пальто, шапку- нет –надел)

«Стоят хорошие погоды»

Нет (погода не имеет множ.числа)

«Затяжные дожди»

(да)

«больно ногу»

Нет (больно ноге)

«отряхни ноги от снега»

Нет (отряхни снег с ног)

«вы сходите сейчас с автобуса»

Нет (выходите из автобуса)

«Заходите в магазин»

Нет (случайно, а в магазин входят в дверь)

  1. Третья страница «Правильно ли мы говорим?».

Командам предлагаются 5 заданий (на листочках), где они должны найти и «исправить ошибки». Совещаются в командах, представитель от команды представляет результат.

  1. команда
  1. команда

«намочились под дождём»

(намокли под дождём)

«Я часто ездию»

(я часто езжу)

«Ложить тетради»

(класть тетради)

«холодный кипяток»

(кипячёная вода)

«Здесь вы будете весить пальто»

(вешать пальто)

«Сколько время?»

(который час?)

«Эта задача решается запросто»

 (просто, а запросто можно зайти в гости)

На рынке, в магазине, в столовой (меню) «кура»

(А должно быть «курица», т.к. «кура» пытается её вытеснить»)

Совет школьнику «Полоскай рот после еды».

(полощи рот после еды)

«Я перед тобой извиняюсь» ( это не просить извинение, а самому извинять себя) надо! «прошу извинить меня», «извините пожалуйста»

Дополнительное задание

Назовите жителей отдельных городов

В Пушкине живут – пушкинцы

В Петербурге живут – петербуржцы

В Колпино живут – колпинцы

В Минске живут - Минчане 

Назовите жителей отдельных городов

В Москве живут – москвичи

В Одессе живут – одесситы

В Павловске живут – плавовчане

В Гатчине живут - гатчинцы

  1. Четвёртая страница «Этикет».

Этикет – слово французское, определяется оно как «установленный порядок где-либо».

При дворе Людовика 15 было принято получать так называемые этикетки, на которых были написаны правила этикета. Опираясь на них, человек знал, как вести себя в той или иной ситуации.

В России появление свода хороших манер связано с именем Петра 1, который решил перевести европейский этикет на российскую почву. Под этикетом в широком смысле слова принято понимать совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, обхождения с окружающими, формы обращений и приветствий, нормы поведения  в общественных местах, а также,  как следует одеваться.

Сейчас мы с вами разыграем некоторые сценки, связанные с этикетом.

  1. Задание обеим командам. Один ученик от команды. Представь себе, что ты учитель. Заходишь в класс, где идёт урок. Твоя команда - учащиеся. (Ученики от команд выходят за дверь. Заходит сначала один, затем другой. Учащиеся одной команды должны встать, затем другой команды).
  2. Представьте себе, что вы в автобусе. Входит бабушка. (По 1-му ученику от 1 и 2 команды выходят за дверь. Два ученика и той и другой команды сидят, при входе должны уступить место, встать)
  3. Разговор по телефону. А вот разговаривать по телефону – искусство. Очень важно правильно общаться по телефону. ( На доске – слова. Их нужно использовать в разговоре по телефону так, чтобы они стояли в Р.п. мн.ч..)

Тема «В магазин за покупками» (записана на доске)

Помидоры –         (ов)

Апельсины –         (ин)

Носки –        (ов)

Чулки –         (ок)

Яблоки –         (ок)

5 килограмм –         (ов)

 

Дать слова (по 1 человеку от команды) и за дверью готовятся. Затем входят от 1 команды, потом от 2 команды.

  1. Пятая страница «Моя игрушка».

Ребята, с вами рядом в жизни всегда есть любимая игрушка. Вы недавно писали о них в своих сочинениях. И сейчас мы с вами побываем в гостях у игрушки. Узнаем, возможно, то, чего и не знали.

  1. Слово ученицы Сергеевой Насти.
  2. Слово воспитателя «О путешествии слов». Это сказка, но и быль. Зачитывается сказка-быль о Бабе-Яге.
  3. Пока подводят итоги командам, 1 ученик из команды рисует Бабу-Ягу. Конкурс «Улыбка».
  1. Подведение итогов.

Вот и закончился наш «устный журнал». Слово членам жюри. Награждение.

Во времена татарского нашествия жил богатый татарин Бабай-Ага, что в переводе означало «старый дед». Он был свиреп, и многие матери, чтобы утихомирить шаловливых детей, пугал их, грозя отправить их к самому Бабай-Аге. Часто говорили «Спи, а то Бабай-Ага возьмёт». Всё это было 600 лет назад, и люди, рассказывая эту историю, изменили имя. Слово Бабай-Ага превратилось в слово Баба-Яга.

Может ты не веришь? Тогда поищи в книгах другую историю этого слова.

        

Использованная литература:

  1. Б. Трофимов «Правильно ли мы говорим?» Лениздат, 1963г.
  2. В. Иванов серия «Для девочек», «Этикет для девочек», М., «Премьера», издательство АСТ, 1999г.
  3. Журнал «Куклы в народных костюмах» №1.
  4. Журнал «Начальная школа», №12,  2011г.