УМК "Перспективная начальная школа" Тема урока «Секреты свитка», «Литературное чтение», 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Черепанова  Ольга  Петровна

2.     Лирическое стихотворение, форма  японской поэзии. Хокку состоит из трех стихов: первый и последний стих хокку – пятисложные, а второй стих хокку – семисложный. Изначально хокку являлись первой полустрофой танка, буквальный перевод слова «хокку» - «начальные стихи». С начала периода Эдо (XVII век) хокку стали рассматриваться и как самостоятельные произведения.

Хокку отличаются предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне времен года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zasedaniya_sekrety_svitka.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ  УРОКА  «Секреты свитка»

«Литературное чтение»,  2 класс;  

авторы учебника: Чуракова Н. А.  

Тема урока: «СЕКРЕТЫ  СВИТКА»  2 класс.

Автор урока:  Черепанова  Ольга  Петровна, учитель начальных классов

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №40 г. Томска»

Оборудование:  УМК «ПНШ»  «Литературное чтение», 2-го класса,  учебник в 2-х частях. Автор  учебника: Чуракова Н. А.;

Созданные учащимися стихи в стиле «хокку» - «начальные стихи»,    рисунки к своим стихам, нарисованные на внеурочных занятиях,  Японские мелодии  «Цветущая сакура», плакат для

создания модели «Свитка».

Тема  урока: «СЕКРЕТЫ  СВИТКА»

1.     Введение в тему урока

 - Я хочу задать вам вопрос:

Люди во все времена записывали свои послания  разными способами,  чтобы мы смогли спустя тысячелетия  их прочесть.

 - Какие это были способы?

  • В  Древнем Египте создали  папирусы;
  • В нашем древнем государстве, под названием Древняя Русь были созданы «берёсты», затем берестяные грамоты и берестяные  свитки
  • Позже из древне европейского города стали привозить  « пергаменты»,  из которых скручивали свитки.

 - Кто из вас сможет рассказать, что такое свиток?

 - Как  можно свиток и секреты  чайного домика связать между собой?

  1. «СЕКРЕТЫ  СВИТКА»  мы будем сами разгадывать сейчас.

 - Какие секреты чайного домика мы узнали на прошлых уроках.

 - Что делали  сказочные герои  в чайном домике у Барсука?

 - В чем заключаются  особенности японской поэзии   (ХОККУ,  ХАЙКУ)

 - Вы сможете объяснить необычность этих стихов?

  1. Пояснение -  Хокку (или хайку) - лирическое стихотворение, форма

японской поэзии. Хокку состоит из трех стихов: первый и последний стих хокку – пятисложные, а второй стих хокку – семисложный. Изначально хокку являлись первой полустрофой танка, буквальный перевод слова «хокку» - «начальные стихи». С начала периода Эдо (XVII век) хокку стали рассматриваться и как самостоятельные произведения.

Хокку отличаются предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне времен года.

  1. - Какие стихи к уроку приготовили вы?

Учащиеся представляют свои стихи – пробы

Под звучание японской музыки «Цветущая сакура» дети зачитывают стихи, показывают рисунки к своим произведениям, прикрепляют их к новому  «Свитку», который создали  сами на Заседании  «Ключ и заря».

  1. - Такие  стихи  из трёх строчек называются по-японски ХОККУ  или  ХАЙКУ.  В них поэты выражают своё  восхищение красотой  мира,  природы. Такие стихи мы читали в наших учебниках  Литературного чтения.

Поэты и художники разных стран,  создавая свои произведения, пишут и творят об одном и том же.  О чём?

  1. Вывод занятия

 - Вы можете объяснить, какие секреты хранит  наш свиток.

 - Какие секреты   узнаем мы на уроках литературного чтения.

 - В чем заключается уникальность стихов, которые мы читали и  которые мы услышали от наших одноклассников.

  1. Итог заседания

- Может ли человек, написавший такие строки о природе, причинить несчастье своей природе?

Приложение

Папи́рус -  с (лат. papyrus), писчий материал. Для изготовления папируса использовалось водно-болотное растение семейства Осоковых.  

 Использовался в Египте по меньшей мере с III тысячелетия до н. э. -  до XII века. На бумагу распространилось название папируса во многих европейских языках.

Исписанные кусочки бересты, которые археологи находят в Новгороде и других древних русских городах, называются берестяными грамотами. Сегодня из них можно составить целую библиотеку, в которой будут денежные документы, деловые и личные письма, просьбы.

Для чего же ученые ищут берестяные грамоты? Для того, чтобы как можно больше узнать о прошлом нашего народа, о важных событиях того времени, чтобы знать имена, дела и думы наших предков.

Берестяны́е гра́моты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. представляют как источники по истории восточнославянских языков.

Бумага и пергамент (специально обработанная кожа) были в те времена очень дороги, поэтому на них писали только в исключительных случаях. А березовой коры было сколько угодно, поэтому любой мог взять костяную палочку — писало — и на кусочке бересты нацарапать все, что душе угодно.

Пергамент - Это материал, на котором писали книги и документы вплоть до конца XV века. Название произошло от его греческого наименования - charta pergamena, т.е. пергамские листы.  

Дело в том, что основная масса пергамента завозилась в Грецию из малоазиатского города Пергама. В древнерусских памятниках за ним закрепилось название харатья (кожа), а иногда и просто «теляти­на» (лучший пергамент изготовлялся из коровьих шкур).

Делали пергамент так  -  Сырую шкуру - козью, овечью или телячью - вымачивали в воде, чтобы она размякла. Потом соскабливали ножом мясо и вновь вымачивали, добавив золу. После этого шерсть снималась специальным скребком.

Затем шкуру сушили, растянув на специальной раме, выглаживали, натирали мелом и полировали. Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон.

Вначале из пергамента делали такие же свитки, как и из папируса. Но очень скоро заметили, что его можно складывать в тетради и из этих тетрадей сшивать книги. Так и появилась книга, сшитая из отдельных листов.

Такие листы сшивали и делали первые пергаментные книги.

Др.  греч. (πάπῡρος, или би́блиос)  в древности распространённый в Египте, а позднее — на всём пространстве античного мира.

Одноимённое  Cyperus papyrus , принадлежащее в античном мире появился примерно с VII века до н. э. Был в употреблении, пока не был вытеснен бумагой…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

"Начальная школа XXI века", урок литературного чтения 3 класс,"Творчество С. Есенина"

Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века», по теме «Творчество С. А. Есенина».Это урок обобщения  и проверки усвоения изученного материала  по пройде...

УМК «Начальная школа XXI века» Урок литературного чтения. 3 класс С. Есенин . Стихи о Родине ( отрывки)

Данный урок знакомит детей с творчеством Сергея Александровича Есенина, помогает  понять   содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), знакомит с языковыми средствами, которы...

ДОКЛАД на тему: «Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения»

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Каменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельно...

Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоят...

Проектная деятельность в начальной школе. Урок-проект по литературному чтению, 4 класс (2015-2016 уч.г.)

Материал содержит технологическую карту урока литературного чтения в 4 классе по теме "Война - страшнее слова нету...", методические рекомендации,  листы для проектной деятельности...