Урок литературного чтения по произведению Драгунского "Друг детства"
план-конспект урока по чтению на тему

Урок литературного чтения по произведению Драгунского "Друг детства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_drug_detstva.doc74 КБ
Файл karta_samootchyota.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Программа  ПНШ

урок  литературного чтения

Тема урока:  В гостях  у Ёжика и Медвежонка.  Рассказ  Виктора  Драгунского

«Друг  детства»

Цель:  путём технологии продуктивного чтения познакомить с верной  дружбой на примере рассказа «Друг детства» В. Драгунского.

Задачи:

1.  Образовательные: активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения.

2. Развивающие: развивать коммуникативные навыки через работу в группе, в паре и самооценку своей деятельности.

3. Воспитательные: формировать у детей положительные качества личности: доброту, верность, честность.

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:


Познавательные  УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов и суждений).

Коммуникативные УУД:  умение слушать и понимать речь других,   умение  договариваться, находить общее решение, умение работать в парах, группах.

Личностные УУД: самоопределение,    умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, эмоционально проживать текст, высказывать свое отношение к героям, к их поступкам, оценка собственной и коллективной деятельности.


Регулятивные УУД:
учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка правильности выполнения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение 1 часть», презентация, мультимедийный проектор, ноутбук, карточки с заданием для групп, Мишка и шарики для самооценивания,  книга В. Драгунского «Денискины рассказы».

Ход урока

I.    Орг. момент.

Звучит музыка песни «Дружба»


Вступительное слово учителя.
- Ребята, прежде чем сесть,  давайте поиграем. Запоминайте слова и повторяйте движения:

В нашем классе все друзья:

Я, ты, он, она.

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь тем, кто справа.

Вместе мы одна семья.

В нашем классе все друзья:

Я, ты, он, она.

Пожмите руку тем, кто слева,

Пожмите руку тем, кто справа.

Вместе мы одна семья.

– Садитесь.

-  Я вижу, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что вы сохраните его на протяжении всего урока.

II.  Постановка  цели урока

– Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?

Ответы детей (улучшить технику чтения, учиться отвечать на вопросы, узнать новые слова, общаться друг с другом).

– Я добавлю, какую цель ставлю я? (путём технологии продуктивного чтения познакомить с верной  дружбой на примере рассказа «Друг детства» В. Драгунского.)

III. Повторение пройденного материала

– У кого в гостях были Маша и Миша? (Слайд 1.)

(Маша и Миша были в гостях у ежика и медвежонка.)

– О чем рассказы у ежика и медвежонка?

(Рассказы ежика и медвежонка о любви)

– Какие секреты о любви мы разгадали? (Слайд 2.)

(Любовь матери к своим детям, любовь детей к родителям, любовь к животным)

– Назовите авторов и названия произведений, которые мы прочитали?

(Марина Бородицкая “Котенок”, Эмма  Мошковская “Кому хорошо”)

IV.  Постановка цели нового материала

а) Откройте содержание учебника.

– С каким произведением мы сегодня познакомимся   на уроке?

(Виктор Драгунский “Друг  детства”)

– На какой странице мы будем работать?

(Рассказ расположен на странице 153) (Слайд 3).

б) Беседа о портрете Виктора Драгунского.

– Обратите внимание на портрет Виктора Драгунского.( С-4)

– Какие чувства выражает его лицо?

(Его лицо выражает чувство радости, доброты)

– Как вы думаете, что за характер у этого человека?

(У такого человека характер добрый, веселый, жизнерадостный).

– А  какие  рассказы мог бы  написать такой человек ?

(Он мог написать веселые рассказы)

Библиографы расскажут нам об этом  писателе.

Родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. В 1925 году  его семья переехала в Москву. В детстве он был заводилой во всех играх, товарищи уважали его. В. Драгунский очень любил театр, цирк, сам писал пьесы.  Писателю было почти 50 лет, когда стали выходить его книжки для детей. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую, – мальчик Дениска (сын писателя).   Чем бы ни занимался в жизни В. Драгунский, он делал всё мастерски– с душой, увлечением, талантом и огромной светлой улыбкой.

- Посмотрите какие книги написал Виктор Драгунский. (Слайды 5,6,7,8,9)

- Прочитайте  еще раз название рассказа, посмотрите на обложку книги. ( С- 10)

(“Друг детства”)

- О чем он может быть? ( С- 11, 12)

(Дети рассказывают о своих друзьях, о животных)

Учитель:
– Я хочу  показать вам книгу В. Драгунского «Денискины рассказы», из которой авторы нашего учебника взяли произведение. Вот она.  Рассмотреть ее ближе вы сможете на перемене. (Показываю книгу)
– В этой книге  45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской. Вот с одной из этих историй мы и познакомимся сегодня.

V. Словарная работа. (Слайд 13)

  - Какое слово со звездочкой? Где будем его искать? (Мы будем искать слово в толковом словаре, который находится во второй части учебника “Русский язык”).     - Если там его  нет, то где?

Показываю словарь С.И. Ожегова .

Это слово многозначное, а какое значение слова понадобится нам на уроке?

( Слайд 14)

VI. Работа с текстом

-  Посмотрите внимательно на текст еще раз. Что вы заметили? Как мы читаем? Что обозначает значок в верхнем левом углу? (Значок обозначает чтение цепочкой. Читает следующий)

- Посмотрите на цветные полоски  и скажите сколько частей? ( 5 частей)  Читаем по частям. Последнюю часть прочтите  самостоятельно по времени (3 минуты).

- Какое же решение принял Дениска в начале рассказа? ( С- 15)

 - Кем был для Дениски Мишка ?( настоящим другом) ( с-16)

-  А давайте с   вами выясним кто такой настоящий друг? Для этого нам понадобятся карточки №1.

КАРТОЧКА 1

- Зачеркните слова, которые не подходят.

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ - …

  • ДОБРЫЙ
  • ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
  • ВРЕДНЫЙ
  • ВЕРНЫЙ
  • НАДЁЖНЫЙ
  • ГРУБЫЙ
  • ЗАБОТЛИВЫЙ

- Кто уже выполнил задание? Проверяем.  ( Слайд 17)

Прежде, чем  мы продолжим работу дальше, давайте отдохнем.

VII. Физкультминутка. 

             Быть боксёром хорошо (движения боксёра)

             А штангистом лучше,

             В волейбол играть легко,

             Но учиться нужно.

             Спинку прямо ты держи,

             Руки  вверх  всегда тяни.

VIII. Работа с вопросами учебника

- Кто автор произведения с которым мы сегодня работаем?

-Автор говорит от своего лица или от имени лица Дениски? ( от имени лица Дениски)

- Маша и Миша тоже прочитали  это произведение и у них возник спор: Маша считает, что это рассказ, а Миша считает, что это сказка. Давайте поможем ребятам и разрешим их спор. (это рассказ)

-  Почему? ( по Ожегову: повествовательное произведение небольшого размера)

- Название рассказа соответствует его теме или основному переживанию?

-  Почему плюшевого медвежонка в рассказе     называют Мишкой, а не «мишкой»?

- Почему игрушка  выглядела такой  потрепанной?

- Найдите и прочтите в тексте как говорит об этом Дениска. (выборочное чтение)(С_20)

- Какое  же серьёзное решение принял Дениска?( С- 21)Почему?

 (Просто я никогда не буду боксером)

- И так давайте еще раз вспомним с чего все началось .( Слайд 22)

- Давайте выстроим в логическом порядке части данного рассказа.

-  Что помог понять нам Мишка?

( Что другом  может быть  не только человек, но и игрушка)

IX. Провести тест

- Мне бы очень хотелось посмотреть на  результаты  нашей совместной деятельности  после  работы с данным произведением.  У каждого из вас лежит на столе  тест.

- Прочитайте, посоветуйтесь друг с другом, если возникли трудности. У вас есть такая возможность.

- Поднимите руки, кто выполнил задание?

-Давайте проверим  выполнение теста.   (Слайд 23)

- Молодцы.

X. Домашнее задание (Слайд 24)

- Как вы думаете, какое домашние задание можно выполнить дома?

(Можно сочинить рассказ о любимой игрушке, о   домашнем животном)

 - Я предлагаю вам домашнее задание на выбор. Выберите то задание, которое вам больше всего по душе.

 1) можно нарисовать плюшевого мишку таким, каким его описал В. Драгунский ;

 2) можно подготовить рассказ о своей любимой игрушке;

 3) можно подобрать пословицы о дружбе.

ХI Самоанализ своей работы

 - В заключение урока мне  бы хотелось чтобы вы сами оценили свою работу.

У каждого из вас  на парте лежит «Карта самоотчета». Нарисуйте и раскрасьте тот кружок, который больше всего соответствует степени вашего участия на уроке.

- На доске  есть ключ к заполнению карты. (С-25)

XII Рефлексия. Самооценивание. (Слайд 26)

 – Так кто же помог нам понять что такое дружба?

— Давайте на память и в знак благодарности  подарим ему воздушные  шарики.

Те ребята, кому было всё понятно, интересно на уроке прикрепят к мишке  зелёный шарик, а те ребята, у кого на уроке были небольшие трудности, но им их помогли решить товарищи, прикрепят к мишке  красный шарик.   (Прикрепляют и садятся под музыку)

XIII. Итог урока.

– Дружбой нужно дорожить. Настоящий друг не бросит в беде, поддержит добрым словом, утешит. А в заключение урока, давайте вместе споём песню о дружбе. (Слайд-27, 28)



Предварительный просмотр:

Карта самоотчёта

На  уроке  я …

… узнавал  что – то новое

… ждал своей очереди

… работал вместе с другими

… решал проблемы

… делал правильный выбор

… проверял свою работу

… был сосредоточен

… делал своё дело хорошо

Карта самоотчёта

На  уроке  я  …

… узнавал  что – то новое

… ждал своей очереди

… работал вместе с другими

… решал проблемы

… делал правильный выбор

… проверял свою работу

… был сосредоточен

… делал своё дело хорошо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения По Занкову. Друг детства

Цель: создать условия для развития умения ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,осознавать сущность поведения героев,соотносить поступки героев с нравственными нормами.Задачи:-познако...

Урок литературного чтения по произведению В. Драгунского "Друг детства"

Тема: В. Драгунский. «Друг детства»Цели урока: Познакомить с творчеством В. Драгунского;совершенствовать навыки правильного, выразительного  чтения,учить понимать содержание и смысл текста, ...

Конспект урока литературного чтения В. Драгунский "Друг детства" (УМК "Школа 2100)

Учить читать - такую задачу поставила я  перед собой, предполагая, что чтение художественного текста - процесс медленный, потому что читает ребенок в режиме диалога с автором (думает над смыслом ...

Урок литературного чтения В.Драгунский "Друг детства"

Цели урока: • поговорить с детьми о ценности общения, дружбы, привязанности; • проверить насколько хорошо школьники удерживают второй план учебника – его интригу; • начинать добиваться того, чтобы шко...

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...