Носов "Живая шляпа"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Волкова Анна Александровна

конспект урока чтения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НИКОЛАЙ НОСОВ Биография, произведения

Слайд 3

Что вы знаете о Николае Носове? Николай Носов –русский советский прозаик, драматург, все произведения для детей Николай Носов - придумал Незнайку и поселил вместе с другими коротышками в Цветочном городе

Слайд 5

Биография Отец был актером эстрады и кинематографа, мать-рукодельница и певунья. Родился Николай Носов в 1908 году.

Слайд 6

Маленький Николай

Слайд 7

Учиться мальчик начал в гимназии поселка Ирпень, недалеко от Киева, где прошло его детство.

Слайд 8

Закончив гимназию, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпени, потом на кирпичном в городе Буча. В 19 лет поступил в Киевский художественный институт, затем перевелся в Московский государственный институт кинематографии. Во время Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы До года работал в сфере кино: режиссер, постановщик.

Слайд 9

В литературу пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей… «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшая работа.»

Слайд 10

Первый рассказ «Затейники» был издан в 1938 году

Слайд 11

Каждая книга Носова имела шумный успех у детей.

Слайд 12

Заслуженную славу принесла писателю повесть-сказка «Приключения Незнайки и его друзей»,»Незнайка в солнечном городе» и «Незнайка на Луне»

Слайд 13

Послушайте один из рассказов Н.Носова нажать



Предварительный просмотр:

Орг.момент.

Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения А.Л.Барто «Стали грамотными»

Учитель:

 - почему девочка допустила ошибку?

-подберите рифму к словам «звали», «дом», «клетка»

-можно ли назвать это  стихотворение юмористическим?

Работа над новым материалом

1)Беседа. Вступительное слово учителя.

-Ребята ,сегодня нас ждет приятная встреча с одним из детских писателей –Николаем Николаевичем Носовым. Портрет его вы видите .

Есть писатели произведения которых намного переживают их самих. К их числу  принадлежит и Н.Н.Носов. Несмотря на то, что писатель умер более 30 лет назад он остается одним из самых популярных и любимых  детьми авторов.

-А что знаете вы о Н.Н.Носове?  

(монтаж: биографическая справка)

2)Беседа, продолжение.

-Николай Николаевич Носов написал много забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Некоторые рассказы мы читали на уроке внеклассного чтения. Назовите их.

Ответы детей…

-Сегодня мы познакомимся с еще с одной историей. Она  произошла с такими же ребятами как вы, когда они сидели дома. Послушайте этот рассказ

3)Первичное знакомство с произведением. Чтение рассказа учителем  

4)Проверка воспрятия

 Учитель:

 -Н.Носов назвал рассказ «Жива шляпа».Как вы думаете почему?

Дети:

-из-за того, что под ней был котенок ,шляпа действительно казалась живой.

-она двигалась как живая.

Анализ произведения.

1)Работа над текстом.

Учитель:

 -почему, когда я читала этот рассказ, вы смеялись?

-А ведь мальчикам ,героям рассказа  было не до смеха.

-для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте перечитаем первую часть рассказа.

 

Читают до слов «...что-то плюхнулось на пол»

2)структура текста.

 

 Учитель:

-узнали ли мальчики,кто скрывается под шляпой?

Дети:

Нет

Учитель:

А читатели?

Дети:

да

Учитель:

- значит, автор хотел, чтобы читатели знали,  того ,как котенок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением.

Учитель:

 -какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?

-смелые они мальчики или трусишки?

Чтение второй части рассказа до слов «ай –прыг на диван. Володя за ним. »

 Учитель- 

-что испугало мальчиков?

Дети: шляпа , которая двигалась

Учитель:

 понимали ли они .что шляпы не бывают живыми?

Дети: да, понимали.

 Учитель:

- найдите в тексте слова, которые говорят об этом.

  Учитель:

 -значит, они испугались того, что обычный, знакомый  предмет ведет себя странно, непонятно?

Дети: да.

Чтение третьей части рассказа

До слов «прибежали на кухню»

Учитель: 

-какими словами говорит автор о состоянии мальчиков?

Дети: «трясутся от страха»

Учитель:

- герои очень испугались, он тряслись от страха.

-что же они предприняли ?

Чтение 4 части рассказа до слов «и стали швырять ее в шляпу»

 Учитель:

- кто из мальчиков, Володя или Вадик ,вам больше нравится?

-кто из них посмелее?

Ответы детей.

 Учитель: 

-почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом сами стали нападать на шляпу?

Чтение рассказа до конца

 Учитель:

-что испытали мальчики, когда узнали, «секрет» шляпы?

Дети: облегчение

  Учитель: 

почему Вадик стал обнимать котенка, ласкать его?

Дети: ребята обрадовались, что прошел страх.

Им стало жалко Ваську, которому зря попало.

Учитель:

-как вы теперь ответите на вопрос смелые они мальчии или нет?

Дети: смелые

Учитель:

- как автор относится к свои героям?

Дети: с симпатией.

Закрепление.

Работа с иллюстрациями.

1)коллективная работа

 Учитель

- это веселый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

Действие здесь развивается очень быстро, события  следуют одно за другим. Мы говорили на предыдущих уроках. Что очень трудно изобразить на картинке действие.

 Но посмотрите, как вышел из трудного положения художник. Для этого рассмотрите иллюстрацию к рассказу.

Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту действия, а  все вместе  они рассказывают о том ,что случилось.

Задание группам: Подумайте и  расположите  данные            иллюстрации в соответствии с событиями   происходящими в рассказе. Дети обсуждают задание в группах. Затем дети выходят и составляют картинный план рассказа, поясняют ,какие эпизоды изображены на картинке.

2)Беседа по иллюстрациям

  Учитель:

-как вы думаете ,кто из них  Вадик, а кто Володя?

-как художник передает, что они «тряслись от страха»

-сравните, как сидят мальчики на первой и последней картинках?

-сказано ли в рассказе ,в какой позе сидят герои?

Дети

-нет

Учитель:

-художник должен перевести язык писателя- слово -на свой язык, -язык, язык красок

-итак, и писатель, и художник, каждый по-своему передают характер героя, его настроение. А мы читатели – постараемся передать характеры героев в чтении.

Итог урока:

 Учитель:

-Мы сегодня учились не только читать, но и думать над прочитанным.Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем? Что для этого нужно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению "Составление плана по рассказу Н.Носова "Живая шляпа"". 2 класс

Данный урок - второй по рассказу Н. Носова "Живая шляпа". Основным элементом является групповая исследовательская деятельность по работе с текстом. К уроку предлагается презентация...

Конспект урока Т. Янсон Шляпа волшебника.

Конспект открытого урока. УМК "Школа 2100" Технология продуктивного чтения....

презентация "Живая шляпа" Н.Носов

Данную презентацию можно применить при  изучении  рассказа "Живая шляпа". Предлагается текст для формирования навыков чтения ("чтение с конца") и тестовые задания для проверки первичного вос...

Урок литературного чтения во 2 классе на тему : Н. Носов "Живая шляпа"

Урок литературного чтения во 2 классе на тему : Н. Носов "Живая шляпа" ( второй урок), работа над содержанием рассказа, обсуждение поступков героев, составление плана....

Презентация-конспект литературного чтения Н.Носов «Живая шляпа"» во 2 классе и ИЗО «Домашние животные» в 3 классе.

Презентация  и конспект урока литературного чтения (2 класс) и ИЗО (3 класс) для малокомплектной начальной школы....

Чтение.Туве Янссон "Шляпа волшебника"

Презентация к уроку чтения. Образовательная система "Школа 2100", 2 класс....

«Дело в шляпе, или еще раз о дружбе»

Воспитание духовно-нравственных качеств личности; чувства ответственности за коллектив; активизация познавательной деятельности воспитанников и сплочение детского коллектива....