Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого "Прыжок"
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему

Пахомова Татьяна Григорьевна

Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolstoy_pryzhok.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Л.Н.Толстой рассказ «Прыжок»

КЛАСС: 3 («Школа России»)

ТИП УРОКА: урок «открытия» нового знания

ВИД УРОКА: урок — диалог

ЦЕЛИ:

Образовательная: ознакомить с творчеством Л.Н.Толстого, формировать умение решать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач

Развивающая: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать тему и главную мысль рассказа

Воспитательная: прививать любовь к чтению

Предметные результаты обучения: умение прогнозирования содержания произведения, определение жанра произведения, выбор видов деятельности на уроке умение понимать поступки героев, характеризовать героя, подбирая слова-определения, умение работать в группе.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результата, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое обращение , строят монологическое высказывание, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений, доказывают.

Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.

Оборудование: учебники, тетради, записи на доске, запись музыкального отрывка из кинофильма «Дети капитана Гранта», карточки для самостоятельной работы.

Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге

Формы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися ( побуждение, обращение, похвала)

Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода

МПС: русский язык, физическая культура, ОЗОМ, связь с жизнью.

                                                                             СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент

Создание ситуации успеха                    (1 мин)

Доброе утро, ребята!

Начнем день с улыбки!

Урок чтения.

Настраиваются на активную работу на уроке

Регулятивные:

- формирую способность к организации своей деятельности

Актуализация знаний

Мотивация              (1 мин)

- Назовите автора, чьи произведения мы читаем сейчас на уроках чтения.

- Выберите портрет Л.Н.Толстого

(предлагается несколько портретов писателей и поэтов)

- Что вы знаете о Л.Н.Толстом?

- Найдите лишнее произведение

На доске: 1. «Акула»

2. «Какая бывает роса на траве»

3. «Филипок»

4. «Ворона и лисица»

5. «Лев и собачка»

Объясните свой выбор.

Л.Н.Толстой

«Ворона и лисица»

Произведение написал другой автор (И.А.Крылов)

Познавательные:

- учу анализировать

Коммуникативные:

- учу отвечать на вопросы

Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации

(1 мин)

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением Л.Н.Толстого «Прыжок».

На доске: Портрет Л.Н.Толстого и запись

Лев Николаевич Толстой «Прыжок»

Литературный жанр: .......

- Определим, к какому литературному жанру относится это произведение и попробуем понять, как характер человека влияет на его поступки.

Записывают в тетрадь

Регулятивные:

- учу определять цель урока

Коммуникативные:

- создаю ситуация для обсуждения

Знакомство с рассказом. Открытие нового знания

Исследование      (15 мин)

- Послушаем ребят, которые готовили чтение этого произведения.

С 1 по 5 абзац — читают ученики.

Далее учитель: «Вдруг в народе...» и до конца (одновременно звучит музыкальный отрывок из кинофильма «Дети капитана Гранта»)

- Понравилось ли прочитанное произведение?

- К какому литературному жанру оно относится? Почему?

Учитель рассказывает о паруснике

- Рассмотрите парусник на иллюстрации. Раньше на таком корабле плавали в дальние морские путешествия. Палубу такого корабля делали из твердых как камень пород дерева, мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. Имели высоту 5-8 этажного дома.

На доске выписаны слова, значение которых надо объяснить.

Ещё больше расходилась

Разобрал задор, раззадорился

Было аршина два

- Назовите героев рассказа.

- Почему мальчик залез на мачту корабля?

- Перечитайте начало рассказа до стр. 157 про себя, чтобы ответить на вопрос: случайно ли это произошло, или здесь сыграли роль какие-то черты характера мальчика?

Предлагаю выбрать и доказать текстом.

Обратите внимание, что делал мальчик в ответ на действия обезьяны, матросов.

При проверке: учитель начинает — читает о том, что делала обезьяна; ученики продолжают — как реагировал мальчик.

Сразу же выбирают соответствующие поступкам качества характера.

На доске: геройство обидчивость*                                           смелость * самолюбие*                                                         хвастовство самоуверенность*                                                   желание испытать себя

Делаем вывод: мальчик попал в беду из-за своего характера.

- Кто спас мальчика? Прочитайте.

Какое качество характера отца мальчика помогло ему принять верное решение?

- Почему капитан заплакал?

Обратите внимание, как решительный характер отца помог ему в трудную минуту

- В каком рассказе Толстого была похожая история?

Рассказ

Мальчик, капитан — отец мальчика, обезьяна, матросы

смелость, обидчивость, самолюбие, самоуверенность

отвага, решительность

«Акула»

Регулятивные:

- учу действовать по выбранному плану

Познавательные:

- учу находить в действиях причину (из чего, почему) и следствия (поэтому, из-за этого)

- учу анализировать

- учу обобщать и делать выводы

Коммуникативные:

- учу убеждать другого человека

Физкультминутка

1 минута

Применение нового знания, первичное закрепление

Применение открытого знания в практической деятельности

- Сейчас мы будем перечитывать рассказ, делить его на части и составлять план рассказа для пересказа.

- Прочитайте про себя начало рассказа, подумайте, где заканчивается I часть.

О чем в ней рассказывается?

- Как назовем I часть?

(И так далее, по каждой части)

На доске: План

1. Шалунья — обезьяна

2. Опасная погоня.

3. Спасение мальчика

- Ребята, а теперь давайте определим, как менялось настроение героев в течении рассказа.

-Каким было настроение в I части? Почему?

во II части? Почему?

в III части? Почему?

На доске: План

Выберите для чтения I части (II, III) нужную интонацию (соединяем стрелками)

Веселье                           веселье, испуг                  страх, горе

Регулятивные

- учу определять план действий

- учу действовать по выбранному плану

Познавательные:

- учу анализировать

-учу выделять главную мысль

- учу осмысливать, какая информация нужна для решения задачи

Коммуникативные:

- создаю ситуацию для обсуждения

Самостоятельная работа

Создание ситуации успеха, рефлексия достижения цели  (5 мин)

- А теперь я хочу проверить: внимательно ли вы читали рассказ. Предлагаю вам еще один вариант плана — цитатный план.

Работа на карточках.

- Прочитайте цитаты, расставьте верный порядок событий, происходящих в рассказе.

«Прыгай, или застрелю!»

«... а мальчик остался без шляпы»

«... бросился за обезьяной на мачту»

Взаимопроверка.

- Найдите в тексте отрывки с этими цитатами, прочитайте.

- Молодцы, вы были очень внимательны при чтении. Нарисуйте соседу цветок, если он постарался. Если немного ошибся, помогите исправить ошибку и напишите - «хорошо»

3 часть

1 часть

2 часть

Регулятивные:

- учу действовать по выбранному плану

- учу способам самопроверки, взаимопроверки

Познавательные:

- учу обобщать

Коммуникативные:

- учу передавать содержание в сжатом виде

- учу критически относится к своей позиции и признавать свою неправоту

- учу работать в группе

Включение нового знания в систему знаний и закрепление. Работа в группах

Применение открытого знания в практической деятельности         (4 мин)

- Давайте подведем итоги. Определим основную мысль рассказа «Прыжок».

- Зачем Л.Н.Толстой написал этот рассказ? Чему он нас хотел научить?

Работа с карточками.

- Сейчас будете работать парами

- Прочитайте пословицы на карточках. Выберите те, которые можно отнести к прочитанному рассказу.

«Гордится отец, что у него сын храбрец»

«Где смекнёт боец, там врагу конец»*

«Отвага — половина спасенья»*

«Не зная броду, не суйся в воду»* (объясните, что такое брод)

Дети читают выбранные пословицы и объясняют

- Какие из пословиц можно отнести к мальчику? К отцу?

Ответы детей

(*)отмечены правильные ответы

Познавательные:

- учу выделять главную мысль

- учу обобщать

Коммуникативные:

 - учу строить монологическое высказывание

- учу работать в группе

- учу вносить вклад в совместные действия

Домашнее задание

1 минута

Подготовить пересказ по составленному плану.

Рефлексия

Формирование и развитие ЦО к умению анализиро-вать и осмысливать свои достижения    (1 минута)

- Надеюсь, сегодня на уроке вы поняли, что многое в жизни зависит от нас и наших поступков.

- Назовите те качества характера, которые необходимо в себе вырабатывать.

- А с какими нужно бороться?

- А сейчас, ребята, оцените свою работу на уроке, нарисуйте смайлики.

- Поднимите руки те из вас, кто нарисовал улыбку.

Молодцы! Спасибо за урок.

Смелость, решительность, отвага, рассудительность

самоуверенность,обидчивость, глупость, самолюбие

Познавательные:

- учу анализировать характеры и чувства героев

Коммуникативные:

- учу делиться своими размышлениями, проявлять симпатию по отношению к героям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого "Прыжок"

Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу В. Бианки "Мышонок Пик"

Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы»

Анализ рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы», знакомства с системой образов и  жанровыми особенностями произведения...

Технологическая карта урока литературного чтения «Художественные рассказы. В. Осеева «Бабка»»(УМК «НШ 21 века», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе работы над произведением В. Осеевой «Бабка»; совершенствование видов речевой деятельностиЗадачи урокаДидактические:1. ф...

Технологическая карта урока литературного чтения «Исторические рассказы. Л. Пантелеев «Камилл и учитель»» (УМК «НШ 21 века», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе работы над произведением Л. Пантелеева «Камилл и учитель»; совершенствование видов речевой деятельности.Задачи урокаДид...

Технологическая карта урока литературного чтения «Драматизм рассказа Людмилы Улицкой «Бумажная победа»» (УМК «ПНШ», 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Л. Улицкой «Бумажная победа».Задачи урока:Дидактические:знать сведения из биографии писателя, содержание р...