Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого "Прыжок"
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему
Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolstoy_pryzhok.docx | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Л.Н.Толстой рассказ «Прыжок»
КЛАСС: 3 («Школа России»)
ТИП УРОКА: урок «открытия» нового знания
ВИД УРОКА: урок — диалог
ЦЕЛИ:
Образовательная: ознакомить с творчеством Л.Н.Толстого, формировать умение решать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач
Развивающая: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать тему и главную мысль рассказа
Воспитательная: прививать любовь к чтению
Предметные результаты обучения: умение прогнозирования содержания произведения, определение жанра произведения, выбор видов деятельности на уроке умение понимать поступки героев, характеризовать героя, подбирая слова-определения, умение работать в группе.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):
Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результата, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое обращение , строят монологическое высказывание, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений, доказывают.
Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.
Оборудование: учебники, тетради, записи на доске, запись музыкального отрывка из кинофильма «Дети капитана Гранта», карточки для самостоятельной работы.
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге
Формы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися ( побуждение, обращение, похвала)
Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода
МПС: русский язык, физическая культура, ОЗОМ, связь с жизнью.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный момент | Создание ситуации успеха (1 мин) | Доброе утро, ребята! Начнем день с улыбки! Урок чтения. | Настраиваются на активную работу на уроке | Регулятивные: - формирую способность к организации своей деятельности |
Актуализация знаний | Мотивация (1 мин) | - Назовите автора, чьи произведения мы читаем сейчас на уроках чтения. - Выберите портрет Л.Н.Толстого (предлагается несколько портретов писателей и поэтов) - Что вы знаете о Л.Н.Толстом? - Найдите лишнее произведение На доске: 1. «Акула» 2. «Какая бывает роса на траве» 3. «Филипок» 4. «Ворона и лисица» 5. «Лев и собачка» Объясните свой выбор. | Л.Н.Толстой «Ворона и лисица» Произведение написал другой автор (И.А.Крылов) | Познавательные: - учу анализировать Коммуникативные: - учу отвечать на вопросы |
Постановка учебной задачи | Создание проблемной ситуации (1 мин) | - Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением Л.Н.Толстого «Прыжок». На доске: Портрет Л.Н.Толстого и запись Лев Николаевич Толстой «Прыжок» Литературный жанр: ....... - Определим, к какому литературному жанру относится это произведение и попробуем понять, как характер человека влияет на его поступки. | Записывают в тетрадь | Регулятивные: - учу определять цель урока Коммуникативные: - создаю ситуация для обсуждения |
Знакомство с рассказом. Открытие нового знания | Исследование (15 мин) | - Послушаем ребят, которые готовили чтение этого произведения. С 1 по 5 абзац — читают ученики. Далее учитель: «Вдруг в народе...» и до конца (одновременно звучит музыкальный отрывок из кинофильма «Дети капитана Гранта») - Понравилось ли прочитанное произведение? - К какому литературному жанру оно относится? Почему? Учитель рассказывает о паруснике - Рассмотрите парусник на иллюстрации. Раньше на таком корабле плавали в дальние морские путешествия. Палубу такого корабля делали из твердых как камень пород дерева, мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. Имели высоту 5-8 этажного дома. На доске выписаны слова, значение которых надо объяснить. Ещё больше расходилась Разобрал задор, раззадорился Было аршина два - Назовите героев рассказа. - Почему мальчик залез на мачту корабля? - Перечитайте начало рассказа до стр. 157 про себя, чтобы ответить на вопрос: случайно ли это произошло, или здесь сыграли роль какие-то черты характера мальчика? Предлагаю выбрать и доказать текстом. Обратите внимание, что делал мальчик в ответ на действия обезьяны, матросов. При проверке: учитель начинает — читает о том, что делала обезьяна; ученики продолжают — как реагировал мальчик. Сразу же выбирают соответствующие поступкам качества характера. На доске: геройство обидчивость* смелость * самолюбие* хвастовство самоуверенность* желание испытать себя Делаем вывод: мальчик попал в беду из-за своего характера. - Кто спас мальчика? Прочитайте. Какое качество характера отца мальчика помогло ему принять верное решение? - Почему капитан заплакал? Обратите внимание, как решительный характер отца помог ему в трудную минуту - В каком рассказе Толстого была похожая история? | Рассказ Мальчик, капитан — отец мальчика, обезьяна, матросы смелость, обидчивость, самолюбие, самоуверенность отвага, решительность «Акула» | Регулятивные: - учу действовать по выбранному плану Познавательные: - учу находить в действиях причину (из чего, почему) и следствия (поэтому, из-за этого) - учу анализировать - учу обобщать и делать выводы Коммуникативные: - учу убеждать другого человека |
Физкультминутка | 1 минута | |||
Применение нового знания, первичное закрепление | Применение открытого знания в практической деятельности | - Сейчас мы будем перечитывать рассказ, делить его на части и составлять план рассказа для пересказа. - Прочитайте про себя начало рассказа, подумайте, где заканчивается I часть. О чем в ней рассказывается? - Как назовем I часть? (И так далее, по каждой части) На доске: План 1. Шалунья — обезьяна 2. Опасная погоня. 3. Спасение мальчика - Ребята, а теперь давайте определим, как менялось настроение героев в течении рассказа. -Каким было настроение в I части? Почему? во II части? Почему? в III части? Почему? На доске: План Выберите для чтения I части (II, III) нужную интонацию (соединяем стрелками) | Веселье веселье, испуг страх, горе | Регулятивные - учу определять план действий - учу действовать по выбранному плану Познавательные: - учу анализировать -учу выделять главную мысль - учу осмысливать, какая информация нужна для решения задачи Коммуникативные: - создаю ситуацию для обсуждения |
Самостоятельная работа | Создание ситуации успеха, рефлексия достижения цели (5 мин) | - А теперь я хочу проверить: внимательно ли вы читали рассказ. Предлагаю вам еще один вариант плана — цитатный план. Работа на карточках. - Прочитайте цитаты, расставьте верный порядок событий, происходящих в рассказе. «Прыгай, или застрелю!» «... а мальчик остался без шляпы» «... бросился за обезьяной на мачту» Взаимопроверка. - Найдите в тексте отрывки с этими цитатами, прочитайте. - Молодцы, вы были очень внимательны при чтении. Нарисуйте соседу цветок, если он постарался. Если немного ошибся, помогите исправить ошибку и напишите - «хорошо» | 3 часть 1 часть 2 часть | Регулятивные: - учу действовать по выбранному плану - учу способам самопроверки, взаимопроверки Познавательные: - учу обобщать Коммуникативные: - учу передавать содержание в сжатом виде - учу критически относится к своей позиции и признавать свою неправоту - учу работать в группе |
Включение нового знания в систему знаний и закрепление. Работа в группах | Применение открытого знания в практической деятельности (4 мин) | - Давайте подведем итоги. Определим основную мысль рассказа «Прыжок». - Зачем Л.Н.Толстой написал этот рассказ? Чему он нас хотел научить? Работа с карточками. - Сейчас будете работать парами - Прочитайте пословицы на карточках. Выберите те, которые можно отнести к прочитанному рассказу. «Гордится отец, что у него сын храбрец» «Где смекнёт боец, там врагу конец»* «Отвага — половина спасенья»* «Не зная броду, не суйся в воду»* (объясните, что такое брод) Дети читают выбранные пословицы и объясняют - Какие из пословиц можно отнести к мальчику? К отцу? | Ответы детей (*)отмечены правильные ответы | Познавательные: - учу выделять главную мысль - учу обобщать Коммуникативные: - учу строить монологическое высказывание - учу работать в группе - учу вносить вклад в совместные действия |
Домашнее задание | 1 минута | Подготовить пересказ по составленному плану. | ||
Рефлексия | Формирование и развитие ЦО к умению анализиро-вать и осмысливать свои достижения (1 минута) | - Надеюсь, сегодня на уроке вы поняли, что многое в жизни зависит от нас и наших поступков. - Назовите те качества характера, которые необходимо в себе вырабатывать. - А с какими нужно бороться? - А сейчас, ребята, оцените свою работу на уроке, нарисуйте смайлики. - Поднимите руки те из вас, кто нарисовал улыбку. Молодцы! Спасибо за урок. | Смелость, решительность, отвага, рассудительность самоуверенность,обидчивость, глупость, самолюбие | Познавательные: - учу анализировать характеры и чувства героев Коммуникативные: - учу делиться своими размышлениями, проявлять симпатию по отношению к героям |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого "Прыжок"
Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...
Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу В. Бианки "Мышонок Пик"
Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...
Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы»
Анализ рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы», знакомства с системой образов и жанровыми особенностями произведения...
Технологическая карта урока литературного чтения «Художественные рассказы. В. Осеева «Бабка»»(УМК «НШ 21 века», 3 класс)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе работы над произведением В. Осеевой «Бабка»; совершенствование видов речевой деятельностиЗадачи урокаДидактические:1. ф...
Технологическая карта урока литературного чтения «Исторические рассказы. Л. Пантелеев «Камилл и учитель»» (УМК «НШ 21 века», 3 класс)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе работы над произведением Л. Пантелеева «Камилл и учитель»; совершенствование видов речевой деятельности.Задачи урокаДид...
Технологическая карта урока литературного чтения «Драматизм рассказа Людмилы Улицкой «Бумажная победа»» (УМК «ПНШ», 4 класс)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Л. Улицкой «Бумажная победа».Задачи урока:Дидактические:знать сведения из биографии писателя, содержание р...