I. Организационный момент (Слайд 1) – Здравствуйте, ребята! – Чтобы настроиться на урок, давайте потрём ладошки и передадим тепло друг другу. Согрелись теплом друг друга? Садитесь. II. Проверка д/з – Кто из вас был внимательным? С какого слова я начала урок? (Здравствуйте). – Какие слова вы говорите утром взрослым? – Что вы говорите, когда благодарите? - Что было задано на дом? (Провести мини - исследование) - Какое? (Найти в словарях и энциклопедиях значение этих слов). Здравствуй – наше привычное приветствие – не то, что иное, как пожелание здоровья. Пожалуйста – от глагола «пожаловать». Употребляется в разговоре как вежливый оборот для выражения просьбы. Спасибо – изначально – спаси Бог! Употребляется в разговоре для выражения благодарности. - Какие еще вежливые слова вы знаете? (Ответы детей) 2. Анаграмма. Упр. «Фотоглаз». (СЛАЙД 2) Ветпри – привет Нитевииз – извините Сибопас – спасибо Йничак – чайник - Прочитайте. Сфотографируйте «лишнее» слово. Почему оно «лишнее»? III. Актуализация знаний 1. Внимательно послушайте стихотворение «Чайник» Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд, Я всем напоказ выставляю живот, Я чай кипячу, клокочу, и кричу: «Эй, люди, я с вами чаевничать хочу!» - Скажите, как вы думаете, много найдется желающих попить чай вместе с этим чайником? Почему? - Какими словами передает автор характер чайника? Можно ли главного героя стихотворения назвать доброжелательным? 2. Царство книг. (выставка) - Я предлагаю заглянуть в Царство Книг и найти то произведение, которое поможет нам найти средство перевоспитать детей, похожих на этого героя. Какую книжку вы бы выбрали? (Волшебное слово). Почему? - Как вы думаете, что общего в этих книгах? (Эти книги одного автора Валентины Александровны Осеевой). IV.Сообщение темы урока. - Вы теперь, наверно, сами сумеете сказать, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Продолжим работу над произведением В. Осеевой «Волшебное слово»). - Наша тема: «Волшебная сила слов и поступков» (СЛАЙД 3) - Какую цель перед собой поставим? (Выяснить, может ли слово быть волшебным и как оно влияет на поступки) (СЛАЙД 4) - Какие задачи поставим перед собой? (развивать умение работать с текстом, воспитывать в себе лучшие нравственные качества). (СЛАЙД 5) - Девизом сегодняшнего урока будет «Волшебное слово помочь всегда готово».(СЛАЙД 6) - Как вы понимаете эти слова? (Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет улучшить наше настроение. Каждый человек может выразить свое доброе отношение к людям при помощи определенных слов). - Вы прочитали рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово». Сегодня мы посмотрим, кто из вас оказался самым внимательным читателем. Для этого мы разделились на группы по 5 человек в каждой. На партах в разноцветных конвертах лежат задания. Выполняя эти задания, вы должны проявить внимание, смекалку, собранность. А так же, будьте внимательны друг к другу, не забудьте правила работы с группой, покажите какие вы дружные и хорошие читатели. ФИЗМИНУТКА А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко», а словечко не простое, а «волшебное». Растает даже ледяная глыба От слова тёплого…. Спасибо Зазеленеет старый пень, Когда услышит…. Добрый день Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь…. Здравствуйте Когда нас бранят за шалости, Говорим…. Извините, пожалуйста. И во Франции, и в Дании На прощание говорят…. До свидания
1 задание.(желтые конверты) Дать лексическое толкование слова, которое находится в коконе от киндер-сюрприза. (Кому какое слово достанется, по 2 слова). (СЛАЙД 7 правила с группой ) Буркнул | Говорить ворчливо, невнятно | Засопел | Тяжело дышать, издавать носом свистящие звуки | Пробормотал | Говорить тихо, быстро, невнятно | Стряпает | Готовит пищу | Отворил | Открыл | С досадой подумал | Подумал с чувством раздражения и неудовольствия | Сквер | Небольшой общественный сад в городе | Потрепал | Похлопывать, поглаживать | противень | железный лист с загнутыми краями для жарения, печения | ВЗЪЕРОШИЛ | взлохматить, всклокочить. |
2 задание.(зеленые конверты) Работа с текстом 1 группа: чтение по ролям «Радиотеатр» (избегая слова автора) - Какое бы название вы могли бы предложить для 1 части этого произведения? (словами текста) - Каким вы видите Павлика в 1 части произведения? (составление кластера отриц. кач.) - Нравится ли вам Павлик таким, каким мы увидели его? - Что можете сказать о старике? Представьте его, как он выглядел? - Почему он захотел помочь Павлику? ( потому, что он очень мудрый, у дедушки большой жизненный опыт, знает, как помочь маленьким) - Сразу ли мальчик поверил ему? (да) - 2 группа: Посмотрите внимательно на эти записи и определите последовательность происходящих действий. Что было сначала, что потом. События записаны вразброс на доске:
2. Разговор с Леной. 4. Беседа за обедом. 1. Встреча со стариком. 5. Возвращение в сквер. 3. Разговор с бабушкой. - - А что у вас получилось? (план текста). СЛАЙД 8
- 3 группа: чтение 2 и 3 части «А читать вы будете по очереди, играя в игру «А дальше…»
Условия: первого читающего называю я. Он читает до тех пор, пока я не остановлю. Затем он говорит слова «а дальше…» и называет имя своего одноклассника, который продолжит чтение. Старайтесь читать правильно, выразительно. Вопросы: Как действовало на окружающих «волшебное слово»? Найдите эти строки в тексте (Лена широко раскрыла глаза, бабушка выпрямилась, за столом все сразу замолчали, брат громко засмеялся) - Каким становилось настроение у людей, когда они слышали это слово? (радостным). 4 группа: пересказ 4 части ( Беседа за обедом) Вопросы: - Каким стал Павлик после того, как старик подсказал ему волшебное слово? (составление кластера + кач.) - Что помогло измениться характеру Павла? (Волшебное слово) - Как вы думаете, может ли слово быть волшебным? (Я думаю, что слово может волшебным, так как мы видим, что благодаря слову "пожалуйста" изменилось поведение и настроение Павлика, изменилось отношение близких людей к Павлику. Из невежливого, грубого, недоброжелательного, Павлик стал добрым, вежливым, воспитанным).
3 задание. (голубые конверты) Исправь ошибку. Прочти отрывок. Найди неточность в отрывке. Среди карточек в конверте выбери подходящее слово, воспользуйся ножницами и наклей его поверх ошибочно написанного. высокий | длинной | лавке | зонтиком | карандашом | листке | Лена | бабушка | Катя | рисовала | волшебник | турист | путешественник | чёрной | компьютером |
1 гр. Маленький старичок с короткой седой бородой сидел на скамейке и палочкой чертил что-то на песке. | 2гр. Катя сидела за столом и читала. | 3гр. – Эх ты, морячок! Ну ладно, собирайся. 4гр. «Дедушка! Дедушка!» - повторял он про себя, вспоминая старика. |
- Кто такой волшебник?(СЛАЙД 9, 10) В каких жанрах мы с ними встречаемся? (в сказках) - Какие слова они используют для волшебства?(Крибли, крабли, бумс. Эники, беники. Трах-тибидох.). - На самом ли деле маленький старичок был волшебником? (Старичок был очень мудрым человеком. Он знал тайну доброго отношения к людям, открыл эту маленькую тайну Павлику, чтобы тот сумел достойно прожить жизнь). ФИЗМИНУТКА - Вот и настало время отдохнуть. Вышли из-за парт. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно. Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза! Руки на пояс! Пожалуйста, руки на пояс! Выполняем приседания! Приседаем 2 раза, пожалуйста! Прыгаем, как зайчики! Пожалуйста, сделали вдох и выдох! Пожалуйста, садимся на свои места! Вывод: Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!
4 задание. (сиреневые, всем) Кому принадлежат эти действия? Соедините действие с героем, кому это действие принадлежит. Чертил Засмеялся Рисовала Покосился Усмехнулся Прошептал Приговаривала Выпрямилась Сгребла Буркнул Засопел |
Павлик усмехнулся, покосился, засопел, буркнул
|
Бабушка выпрямилась, приговаривала | чертил Старичок прошептал,
| Сестра рисовала, сгребла,
| Брат засмеялся,
|
5 задание. (белые, всем) Раскрась квадрат в тот цвет, который использовал автор произведения. 1.Старик подвинулся и, взглянув на □ сердитое лицо мальчика, сказал… 2. Краски -□,□,□ – лежали перед ней. 3. – Какую тебе? - Мне □- робко сказал Павлик. 4. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе □ морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал…
6 задание. (резерв) Попробуй догадаться, о ком или о чём идёт речь: - Маленький - _________________________
- Мягкая, длинная, седая - ________________
- Сердитый - ____________________________
- Тихий - _______________________________
- Волшебное - ___________________________
- Зелёный, синие, красные - ________________
- Горячие, румяные - ______________________
- Морщинистое - __________________________
- Непонятные - ____________________________
7 задание. В каком порядке надо расположить картинки в книге В.Осеевой «Волшебное слово»? Озаглавить сюжет цитатами из произведения (каждой группе по 1 картине). Встать по порядку около доски остальные читают цитаты.
8 задание. (голубые конверты) Выберите крылатое выражение, которое подходит к рассказу В.Осеевой «Волшебное слово». СЛАЙД 11 - Доброе слово путь к сердцу тои открывает.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Вежливость украшает человека.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- У страха глаза велики.
- Друг познаётся в беде.
|