технологическая карта урока литературного чтения по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово" 2 класс УМК "Планета знаний"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

 

                                Целевой блок

Тема

В. Осеева «Волшебное слово»

Цель

развитие у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценностного отношения к окружающей действительности

Планируемые результаты

Предметные: научатся усовершенствовать умение зрительно конкретизировать образы персонажей; умение определять тему, проблематику и идею эпического произведения; умение соотносить начало и финал произведения и его название с его идеей; давать речевую характеристику персонажа; умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста.

Личностные: усовершенствуют умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: регулятивные -  ученики усовершенствуют умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и

учета характера сделанных ошибок; коммуникативные -  научатся слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; познавательные - научатся ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

 

                             Инструментальный блок

Задачи урока

  • показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
  • развивать интерес к чтению;
  • учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
  • формировать коммуникативные навыки работы в группах;

·                     воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях,  любви и уважения в семье.

Тип урока

закрепление изученного

Учебно-методический комплекс

-учебник «Литературное чтение» для 2-го класса, Э.Э. Кац, часть 2, стр.102- 105

- карточки с заданиями

- презентация к уроку, выставка книг В.А. Осеевой

 

      Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Словарные слова

Организация пространства

фронтальная и групповая работа

Междпредметные связи

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 19 .03.14г.

Класс 2а

Предмет: литер.

Урок

                                Целевой блок

Тема

В. Осеева «Волшебное слово»

Цель

развитие у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценностного отношения к окружающей действительности

Планируемые результаты

Предметные: научатся усовершенствовать умение зрительно конкретизировать образы персонажей; умение определять тему, проблематику и идею эпического произведения; умение соотносить начало и финал произведения и его название с его идеей; давать речевую характеристику персонажа; умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста.

Личностные: усовершенствуют умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: регулятивные -  ученики усовершенствуют умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и

учета характера сделанных ошибок; коммуникативные -  научатся слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; познавательные - научатся ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

                             Инструментальный блок

Задачи урока

  • показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
  • развивать интерес к чтению;
  • учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
  • формировать коммуникативные навыки работы в группах;
  •             воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях,  любви и уважения в семье.

Тип урока

закрепление изученного

Учебно-методический комплекс

-учебник «Литературное чтение» для 2-го класса, Э.Э. Кац, часть 2, стр.102- 105

- карточки с заданиями

- презентация к уроку, выставка книг В.А. Осеевой

      Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Словарные слова

Организация пространства

фронтальная и групповая работа

Междпредметные связи

Ход урока

I. Организационный момент (Слайд 1)

– Здравствуйте, ребята! 
– Чтобы настроиться на урок, давайте потрём ладошки и передадим тепло друг другу.  Согрелись теплом друг друга? Садитесь.

II. Проверка д/з

– Кто из вас был внимательным? С какого слова я начала урок? (Здравствуйте).
– Какие слова вы говорите утром взрослым?
– Что вы говорите, когда благодарите?

-  Что было задано на дом? (Провести мини - исследование)

- Какое? (Найти в словарях и энциклопедиях значение этих слов).

Здравствуй – наше привычное приветствие – не то, что иное, как пожелание здоровья.

Пожалуйста – от глагола «пожаловать». Употребляется в разговоре как вежливый оборот для выражения просьбы.

Спасибо – изначально – спаси Бог! Употребляется в разговоре для выражения благодарности.

-  Какие еще вежливые слова вы знаете? (Ответы детей)

2. Анаграмма. Упр. «Фотоглаз». (СЛАЙД 2)

Ветпри – привет

Нитевииз – извините

Сибопас – спасибо

Йничак – чайник

- Прочитайте. Сфотографируйте «лишнее» слово. Почему оно «лишнее»?
III. Актуализация знаний

1. Внимательно послушайте стихотворение «Чайник»

Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд,

Я всем напоказ выставляю живот,

Я чай кипячу, клокочу, и кричу:

«Эй, люди, я с вами чаевничать хочу!»

- Скажите, как вы думаете, много найдется желающих попить чай вместе с этим чайником? Почему?

- Какими словами передает автор характер чайника? Можно ли главного героя стихотворения назвать доброжелательным?

2. Царство книг. (выставка)

- Я предлагаю заглянуть в Царство Книг и найти то произведение, которое поможет нам найти средство перевоспитать детей, похожих на этого героя. Какую книжку вы бы выбрали? (Волшебное слово). Почему?

- Как вы думаете, что общего в этих книгах?  (Эти книги одного автора  Валентины Александровны Осеевой).

IV.Сообщение темы урока.

- Вы теперь, наверно, сами сумеете сказать, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Продолжим работу над произведением В. Осеевой «Волшебное слово»).

- Наша тема: «Волшебная сила слов и поступков» (СЛАЙД 3)

- Какую цель перед собой поставим? (Выяснить, может ли слово быть волшебным и как оно влияет на поступки) (СЛАЙД 4)

- Какие задачи поставим перед собой? (развивать умение  работать с текстом, воспитывать в себе лучшие нравственные качества). (СЛАЙД 5)

- Девизом сегодняшнего урока будет «Волшебное слово помочь всегда готово».(СЛАЙД 6)

 - Как вы понимаете эти слова? (Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет улучшить наше настроение. Каждый человек может выразить свое доброе отношение к людям при помощи определенных слов).

- Вы прочитали рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово». Сегодня мы посмотрим, кто из вас оказался самым внимательным читателем. Для этого мы разделились на группы по 5 человек в каждой. На партах в разноцветных  конвертах  лежат задания. Выполняя эти задания, вы должны проявить внимание, смекалку, собранность. А так же, будьте внимательны друг к другу, не забудьте правила работы с группой, покажите какие вы дружные и хорошие читатели.

ФИЗМИНУТКА

А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко», а словечко не простое, а «волшебное».
Растает даже ледяная глыба 
От слова тёплого…. Спасибо
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…. Добрый день
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…. Здравствуйте
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…. Извините, пожалуйста.
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят…. До свидания

1 задание.(желтые конверты)  Дать лексическое толкование слова, которое находится в коконе от киндер-сюрприза.  (Кому какое слово достанется,  по 2 слова). (СЛАЙД 7 правила с группой )

Буркнул

Говорить ворчливо, невнятно

Засопел

Тяжело дышать, издавать носом свистящие звуки

Пробормотал

Говорить тихо, быстро, невнятно

Стряпает

Готовит пищу

Отворил

Открыл

С досадой подумал

Подумал с чувством раздражения и неудовольствия

Сквер

Небольшой общественный сад в городе

Потрепал

Похлопывать, поглаживать

противень

железный лист с загнутыми краями для жарения, печения

ВЗЪЕРОШИЛ

 взлохматить, всклокочить.

2 задание.(зеленые конверты) Работа с текстом

1 группа: чтение по ролям «Радиотеатр» (избегая слова автора)

- Какое бы название вы могли бы предложить для 1 части этого произведения? (словами текста)

- Каким вы видите Павлика  в 1 части произведения? (составление кластера отриц. кач.)

- Нравится ли вам Павлик таким, каким мы увидели его?

- Что можете сказать о старике? Представьте его, как он выглядел?

- Почему он захотел помочь Павлику? ( потому, что он очень мудрый, у дедушки большой жизненный опыт, знает, как  помочь маленьким)

- Сразу ли мальчик поверил ему? (да)

  • 2 группа: Посмотрите внимательно на эти записи и определите последовательность происходящих действий. Что было сначала, что потом. События записаны вразброс на доске:

2. Разговор с Леной.

4. Беседа за обедом.

1. Встреча со стариком.

5. Возвращение в сквер.

3. Разговор с бабушкой.

  • - А что у вас получилось? (план текста). СЛАЙД 8
  • 3 группа: чтение 2 и 3 части «А читать вы будете по очереди, играя в игру «А дальше…» 

Условия: первого читающего называю я. Он читает до тех пор, пока я не остановлю. Затем он говорит слова «а дальше…» и называет имя своего одноклассника, который продолжит чтение.  Старайтесь  читать правильно, выразительно.

Вопросы: Как действовало на окружающих «волшебное слово»? Найдите эти строки в тексте (Лена широко раскрыла глаза, бабушка выпрямилась, за столом все сразу замолчали, брат громко засмеялся)

- Каким становилось настроение у людей, когда они слышали это слово? (радостным).

4 группа: пересказ 4 части ( Беседа за обедом)

Вопросы: - Каким стал Павлик после того,  как старик подсказал ему  волшебное слово? (составление кластера + кач.)

- Что помогло измениться характеру Павла? (Волшебное слово)

- Как вы думаете, может ли слово быть волшебным?

 (Я думаю, что слово может волшебным, так как мы видим, что благодаря слову "пожалуйста" изменилось поведение и настроение Павлика, изменилось отношение близких людей к Павлику. Из невежливого, грубого, недоброжелательного, Павлик  стал добрым, вежливым, воспитанным).

3 задание. (голубые конверты) Исправь ошибку. Прочти отрывок. Найди  неточность в отрывке. Среди карточек в конверте выбери подходящее слово, воспользуйся ножницами  и наклей его поверх ошибочно написанного.

высокий

длинной

лавке

зонтиком

карандашом

листке

Лена

бабушка

Катя

рисовала

волшебник

турист

путешественник

чёрной

компьютером

1 гр. Маленький  старичок  с  короткой  седой  бородой сидел  на  скамейке  и  палочкой  чертил  что-то  на песке.

2гр. Катя  сидела  за  столом  и  читала.

3гр. – Эх  ты,  морячок!  Ну  ладно,  собирайся.

4гр. «Дедушка! Дедушка!» - повторял он про себя, вспоминая старика.

- Кто такой волшебник?(СЛАЙД 9, 10) В каких жанрах мы с ними встречаемся? (в сказках)

- Какие слова они используют для волшебства?(Крибли, крабли, бумс. Эники, беники. Трах-тибидох.). - На самом ли деле маленький старичок был волшебником? (Старичок был очень мудрым человеком. Он знал тайну доброго отношения к людям, открыл эту маленькую тайну Павлику, чтобы тот сумел достойно прожить жизнь).

ФИЗМИНУТКА  

- Вот и настало время отдохнуть. Вышли из-за парт. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Руки на пояс!

Пожалуйста, руки на пояс!

Выполняем приседания!

Приседаем 2 раза, пожалуйста!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, садимся на свои места!

Вывод: Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!

 4 задание. (сиреневые, всем) Кому принадлежат эти действия? Соедините действие с героем, кому это действие принадлежит.

Чертил

Засмеялся

Рисовала

Покосился

Усмехнулся

Прошептал

Приговаривала

Выпрямилась

Сгребла

Буркнул

Засопел

Павлик усмехнулся, покосился, засопел, буркнул

Бабушка выпрямилась, приговаривала

        чертил

Старичок прошептал,    

Сестра рисовала, сгребла,

Брат         засмеялся,

5 задание. (белые, всем) Раскрась квадрат в тот цвет, который использовал автор произведения.

1.Старик подвинулся и, взглянув на   сердитое лицо мальчика, сказал…

2. Краски -□,□,□ – лежали перед ней.

3. – Какую тебе?  

    - Мне - робко сказал Павлик.

4. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе  морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал…

6 задание. (резерв) Попробуй догадаться, о ком или о чём идёт речь:

  1. Маленький - _________________________
  2. Мягкая, длинная, седая - ________________
  3. Сердитый - ____________________________
  4. Тихий - _______________________________
  5. Волшебное - ___________________________
  6. Зелёный, синие, красные - ________________
  7. Горячие, румяные - ______________________
  8. Морщинистое - __________________________
  9. Непонятные - ____________________________

7 задание. В каком порядке надо расположить картинки в книге В.Осеевой «Волшебное слово»?

Озаглавить сюжет цитатами из произведения  (каждой группе по 1 картине). Встать по порядку около доски остальные читают цитаты.

                                                                                    

8 задание. (голубые конверты) Выберите крылатое выражение, которое подходит к рассказу В.Осеевой «Волшебное слово». СЛАЙД 11

  1. Доброе слово путь к сердцу тои открывает.
  2. Любишь кататься, люби и саночки возить.
  3. Вежливость украшает человека.
  4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  5. У страха глаза велики.
  6. Друг познаётся в беде.

Диагностика результатов урока (итог урока)

- Вот и подошел урок к концу. А чему учит данное произведение?

- Кто на самом деле творил чудеса? (Мальчик, когда говорил слово «пожалуйста»)

- Что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в сквер?

- Как вы думаете, каким человеком станет Павлик?

- В чем состоит главная мысль(СЛАЙД 12) рассказа? (В том, что если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми. За добро добром и платят, волшебные слова действительно существуют, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой)

- Какие  «волшебные»  слова мы сегодня вспомнили? («Спасибо», «пожалуйста», «извините», «до свидания», «доброй ночи», «доброе утро») ( СЛАЙД 13 солнышко)

- Как они действуют на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ)

- С какой целью надо употреблять «волшебные» слова? (Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать)

- Показав замечательное творчество в группах, этим самым вы решили задачи, поставленные в начале урока. Посмотрим, как удалось нам их решить. Самыми внимательными читателями оказались ребята из ………….. команды. Я очень рада за вас. Надеюсь, что в следующий раз таких читателей станет ещё больше. Читайте рассказы Валентины Осеевой. Они заставят вас задуматься о ваших поступках, вашем поведении. Помогут найти правильное решение в трудной ситуации. Удачи вам на читательской дорожке.

Рефлексия (Слайд 14)

  • Зеленые «огоньки» – я уважителен и доброжелателен к людям.
  • Желтые «огоньки» – я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.
  • Красные «огоньки» – мне трудно быть уважительным и вежливым.

Домашнее задание

1.Придумать продолжение рассказа. СЛАЙД 15

2.Нарисовать иллюстрацию к произведению, выбрать сюжет, который не был среди этих. (1,2 по выбору)

3.Провести эксперимент: обращаться к окружающим при помощи «волшебного» слова – и на следующем уроке рассказать, как подействовало слово «пожалуйста» на ваших родственников (Всем)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого "Прыжок"

Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого "Прыжок"

Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу В. Бианки "Мышонок Пик"

Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы»

Анализ рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы», знакомства с системой образов и  жанровыми особенностями произведения...

Технологическая карта урока литературного чтения «Художественные рассказы. В. Осеева «Бабка»»(УМК «НШ 21 века», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе работы над произведением В. Осеевой «Бабка»; совершенствование видов речевой деятельностиЗадачи урокаДидактические:1. ф...

Технологическая карта урока литературного чтения «Исторические рассказы. Л. Пантелеев «Камилл и учитель»» (УМК «НШ 21 века», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе работы над произведением Л. Пантелеева «Камилл и учитель»; совершенствование видов речевой деятельности.Задачи урокаДид...

Технологическая карта урока литературного чтения «Драматизм рассказа Людмилы Улицкой «Бумажная победа»» (УМК «ПНШ», 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Л. Улицкой «Бумажная победа».Задачи урока:Дидактические:знать сведения из биографии писателя, содержание р...