Л.Толстой.Акула
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок литературного чтения в 3 классе "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit.chteniya_3_kl.ksf_2.docx38.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 д классе.

Учитель: Кривошапкина Сардана Фруменетьевна, МБОУ «СНОШ им.В.Г.Павлова»

Тема. Л.Н.Толстой «Акула».

Цель: Создание условий для знакомства с произведением Л.Н.Толстого «Акула», его сюжетом.

Задачи

  1. Обучающие:

 развивать умение анализировать текст, понимать поступки  героев;

продолжить знакомство с произведениями Л.Н.Толстого;

  1. развивающие :
  • развивать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;
  • развивать навыки осмысленного, выразительного  чтения.
  • развитие речи детей и обогащение их словарного запаса ;
  • развитие рефлексии и адекватной самооценки;
  1. воспитательные:
  • воспитывать позитивно-ценностное отношение к окружающему миру и людям (чувства сопереживания, умения оценивать поступки) 

Планируемые результаты

Предметные: Познакомятся с  произведением Л.Н.Толстого «Акула». Научатся читать вслух бегло, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения.

 Метапредметные:

Познавательные:  Определяют основную мысль произведения, понимают какую информацию о чувствах и настроениях автора несут образные слова.

Регулятивные: Оценивают свои достижения, проводят прогнозирование

Коммуникативные: Осознают цель своего высказывания, строят диалог в паре, задают вопросы.

Личностные: Оценивают поступки героев произведения под руководством учителя, с точки зрения моральных ценностей, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения, проявляют чувство сопереживания.

      Образовательные ресурсы:

- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка,

- Климанова Л.Н. Литературное чтение.  3 класс; учебник.

- Презентация к уроку.

                               

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

-  Сегодня у нас урок необычный, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей, настроимся на урок. Пусть сегодняшний урок чтения будет новым открытием для вас.                                                                                                                                                                                                    

Приветствуют гостей, показывают готовность к уроку.

Личностные: проводят самоорганизацию

2. Самоопределение к деятельности

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством одного из величайших классиков русской литературы – Льва Николаевича Толстого. 

   А название этого произведения вы узнаете, если отгадаете первую строчку синквейна.

Кровожадная, большая

Плавает, нападает, кусает

У неё острые зубы.

Хищник.

Значит,  тема сегодняшнего урока -

Ответы детей.

- Акула.

Л.Н.Толстой «Акула»

Коммуникативные: строят монологическое высказывание,

Познавательные: выделяют существенное из данных признаков

3 Постановка учебной задачи

Сформулируйте цель урока.

А как нам лучше познакомиться с текстом? Что для этого нам надо сделать?

                                                                 

А для этого нам нужны какие умения?

- Цель урока- познакомиться с произведением  Л.Н.Толстого «Акула»

-  Прочитать произведение, ознакомиться с ним.

- Поработать над содержанием.

- Познакомимся с героями.

- Узнать новые слова

- Выяснить жанр произведения.

 Рассказ или сказка,

- Узнать мысль произведения

- Быстро и внимательно читать

- Находить ключевые слова

- Выделять главное

- Слушать

Регулятивные: участвуют в целеполагании, ставят учебную задачу

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные задачи,

Коммуникативные: выражают свои мысли,

Личностные:самоопределение

4.Подготовка к восприятию.

1.Речевая разминка.

Чтобы бегло и выразительно  читать,  нам надо потренироваться. Прочитайте эти слова с разной интонацией.

Акула! Акула? Акула. Акула…

Шепотом.

С испугом.

2. Беседа с опорой на знания детей.

- Ребята, что вы знаете об акулах? Кратко сформулируйте свои ответы.

Откуда, с каких источников вы узнали?
(слайд)
- Послушайте внимательно текст об акуле. И подумайте, как называется такой текст?
  Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Акула - рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой. 
- Как называется такой текст? Почему?
 

- А как можно назвать такой текст?

А произведение Л.Н.Толстого  тоже называется «Акула». Можете определить жанр произведения?

3.Предположение (антиципация)
– Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием? 
- Как выдумаете, кто будет героем этого произведения? 


– Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?

Дети участвуют в речевой разминке.

Ответы детей.

Указывают источники

-научный. В нем содержится только информация,и мы можем найти такой текст в энциклопедиях.

Акула.Хищник.

- ответы детей

Предположения детей.

Опора на слова - Я думаю….

потому что …Могу предположить…

- да

 Познавательные: Смысловое чтение, выбирают вид чтения в зависимости от цели

Познавательные: выделяют необходимую информацию,

Коммуникативные: выражают свои мысли, проявляют инициативность, аргументируют свое мнение, достигают договоренности.

Коммуникативный:выражают свои мысли, учитывают мнения, аргументируют свое мнение

Познавательные: доказывают.

Регулятивное: проводят прогнозирование

Коммуникативный:выражают свои мысли, учитывают мнения, аргументируют  , доказывают свое мнение

5.Работа над новым материалом.

1.Словарная работа.

- Как вы считаете, с чего необходимо начать работу с текстом, чтобы её лучше понять?

- Значит…

-Сегодня в проведении словарной работы нам помогут  Вика и Айна. Им было дано задание подготовить и выбрать 5 незнакомых слов.

- Представляю их работу. Посмотрите на доску, прочитайте новые слова, подумайте, что они означают. Выберите правильное толкование.

Артиллерист - а) военнослужащий, при огнестрельном орудии.

                       б) спортсмен

Полотно -  а) слабое освещение

                 б) белая льняная ткань

Фитиль – а) горючий шнур для воспламенения   зарядов

                 б) тропическое растение

Ропот -  а) негромкая речь    

                б) классическая музыка

Хобот -   а) удлиненный нос    

                б) задняя часть орудия

Дополнительно:

   Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на местe. 

Сделайте вывод:

2.Знакомство с текстом.

-Я приглашаю вас в путешествие к берегам материка Африка .Представьте ,что мы плывём на этом корабле, по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло, горячий пустынный ветер дует в паруса.

Итак, вместе с героями  рассказа мы отправляемся вперёд .

Чтение первого отрывка учителем.

    «Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленой печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

    Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул «Купаться!» - и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

    На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

   Оба , как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

   Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать.

   Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»

 В ходе чтения будем заполнять таблицу чувств.

Части

Чувства

1.

2.

- Кем приходится артиллерист одному из мальчиков? Докажите из текста.

- Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, что вздумали. Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали?

- Как вы думаете, какие чувства испытал артиллерист ?

В таблице – гордость, любовь

Чтение второго отрывка подготовленным учеником.

        «Вдруг из палубы кто-то крикнул «Акула!» - и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков.(пауза)

  - Назад! Назад! Вернитесь! Акула! – закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего. Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.»

 - А теперь что испытывает артиллерист?

Таблица – волнение, ужас

- Как автор передает неожиданность, внезапность появления акулы?

- Какие слова автора показывают чувство страха?

- При чтении, на что нам надо обратить внимание?

- Когда матросы и артиллерист увидели акулу, что бы вы предложили им сделать?

- Давайте узнаем, что произошло дальше.

Чтение третьего отрывка учеником

    «Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

     Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны».

 - Что сделали мальчики, когда увидели акулу?

- Какие чувства испытывает артиллерист в этот момент?

- В каком состоянии человек пронзительно кричит?

- Акула находится на расстоянии двадцати шагов от мальчиков, лодка с матросами еще дальше. Что вы предложите сделать в этой ситуации?

Давайте узнаем, что произошло дальше.

В таблице слово – страх, паника

Чтение четвертого отрывка учителем.

  «Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

   Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

   Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.»

Что автор хотел передать словами “сорвался с места”?

- А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии?

- Что автор хотел показать этими словами?

- Какой из этого можно сделать вывод?

- Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый решительный, самообладание

- Почему упал и закрыл лицо руками артиллерист? Что он чувствовал?

Таблица – решительность,

  «Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

   Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

   По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.»

- Что можете в этот момент сказать об артиллеристе?

- что он в это время чувствовал?

Таблица – облегчение, радость

- Верны ли ваши предположения о произведении?

- Понравилось вам произведение? Чем? 
- Было ли вам страшно? Когда?
- Какие эпизоды запомнились больше всего? 
- За кого вы переживали? 
- К какому литературному жанру мы отнесем это произведение?


- Назовите героев этого рассказа

О героях мы поговорим после маленького отдыха.

Со словаря, объяснения незнакомых слов.

- Словарная работа

Выбор правильного значения слов.

- Узнали значение новых слов

- Правильно выбрали значение слов

-отцом.

-необдуманность поступка

- он любуется сыном, чувство гордости, что его сын такой ловкий, хорошо плавает, подвижный , как ящерица 

-Волнение, шок, страх, ужас, он боится за своих детей. 

- словом Вдруг.

Акула! Чудовище

- на интонацию

- Развернуть корабль на акулу, спустить лодку, поплыть кому-то на помощь

- Они пронзительно закричали. 

-Когда испытывает страх, панику.

Предположения детей.

- стремительность действия, нельзя было терять ни секунды

замерли от страха и ждали что будет

- все находились в состоянии оцепенения

-что этот визг разбудил лишь одного артиллериста(

нашел - - единственный правильное решение, решил произвести выстрел, смог проделать все действия для выстрела

- не мог стоять от всего пережитого, не знал о результате выстрела.

-встал и открыл глаза, т.к. когда услышал радостный крик, понял, что все хорошо-

Облегчение

-когда мальчики начали купаться в открытом море, когда раздался крик. 

-Это рассказ - небольшое повествовательное произведение о каком-то событии в жизни героев

- мальчики, матросы, капитан, старый артиллерист.

Регулятивные: выделяют учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного.

Познавательные: извлекают информацию

Коммуникативные: строят высказывания, участвуют в учебном диалоге.

Личностные : проявляют терпение, преодолевают трудности

Познавательные:  понимают прочитанное, овладевают умениями выделять существенную информацию из текста, делают выводы,

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, предвосхищают результат.

Коммуникативные:обосновывают высказанные суждения, оформляют свои мысли в устной речи, участвуют в учебном диалоге.

Личностные: проводят нравственно-этическое оценивание содержания

Коммуникативные: выражают свои мысли , аргументируют свое мнение, учитывают мнения других, вступают в диалог, включаются в совместную работу., умеют задавать вопросы.

Регулятивные:оценивают правильность выполнения действий

Личностные: проявляют интерес к чтении и ведению диалога с автором текста, проявляют эмоциональную отзывчивость.

Познавательные: понимают цель чтения, осмысливают прочитанное, делают выводы,

6. Физминутка

Купание дельфинят.

7.Творческая работа

-  Я вам предлагаю подумать над следующим проблемным вопросом.
• Кто является главным героем рассказа? 

Давайте вспомним правила работы в группе .

(на слайде)                                

Каждая группа выбирает задание.

- Взять интервью у героя. (группа выбирает героя, остальные готовят вопрос)

- Составить словесный портрет героя.

- Написать  синквейн о главном герое.

- Ответить на вопрос. Почему рассказ назван «Акула», а не «Артиллерист»?


- артиллерист

Работа. Озвучивание работ.

Регулятивные: планируют свою работу, адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют задавать уточняющие вопросы, вырабатывают навыки общения , планируют учебное сотрудничество.

Личностные :умеют взаимодействовать с одноклассниками в группе

  8.    Итог   урока.

- Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека. Как вы думаете, почему Л.Н. Толстой написал этот рассказ?

- Что нового вы узнали?

- Работу каких детей вам особенно хочется отметить? Почему?

В индивидуальной таблице «Проверь себя» отметьте то, что удалось выполнить при знакомстве  с новым произведением.

Итак, ребята, никогда не нужно теряться в различных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение. Урок хочется закончить пословицей – любовь сильнее страха. Любите друг друга.

Спасибо за урок.

Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям; 
Чтобы показать, как переживают родители за детей; 
Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент; 
Как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии. 

 узнали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.

Регулятивные: оценивают свои возможности, осознают уровень и качество выполнения., адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные: строят высказывания, участвуют в учебном диалоге.

Личностные: осознают значение чтения, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

9. Домашняя работа

Дифференцированное.

На листах три варианта домашнего задания.

 Прочитайте и выберите один вариант, который тебе  по силам.

  1. Перескажи текст. Во время пересказа постарайся голосом, интонацией показать свое отношение к героям (кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь; когда радуешься или огорчаешься).

  1. Как вы думаете, кому и как мог рассказать об этом старый артиллерист ? Творческий пересказ от имени старого артиллериста

  1. Составить три – четыре вопроса к прочитанному тексту (письменно).

Личностные: самостоятельно оценивают свои возможности и делают выбор.

Регулятивные: планируют свои действия

Проверь себя. Отметь  в таблице знаком +, то, что тебе удалось выполнить.

Понял   значение словарных слов

Достиг цели урока. Познакомился с новым произведением Л.Н.Толстого

Отвечал на вопросы.

Понял главную мысль рассказа

Работал в группе :                                                        - активно

                                                                                       - не активно

                                                                                         Оценка за урок:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"

Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой....

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"

Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой....

Методическая разработка. Изображение героев в рассказе Л. Н. Толстого "Акула"

1.                 Урок направлен на развитие речи, эмоциональной сферы, воображения, умения работать в группах, воспитания чувства сопереживания, умения ...

Тема: «Кульминационные моменты в рассказе Л.Н. Толстого «Акула»

На уроке продолжается  знакомство с творчеством Л. Н. Толстого.  Обучающиеся учатся  находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное состояние героя, его по...

Л.Н. Толстой "Акула"

Данный материал представлен в виде конспекта урока по произведению Л.Н. Толстого "Акула". Цель - дать полный литературно методический анализ текста....

Л.Н. Толстой. Акула. Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Урок литературного чтения построены с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.Одна из технологий – развитие критического мышления. Кр...

Конспект урока. Л.Н. Толстой "Акула"

Конспект урока по литературному чтению. Тема урока: Л.Н. Толстой "Акула"...