Конспект урока литературного чтения в 4 классе по произведениям Э.Распе "Приключения барона Мюнхгаузена"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Кабонен Инна Александровна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_po_proizvedeniyu_e.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы по произведению Э.Распе "Приключения барона Мюнхгаузена"

 Цели урока:

  • обучающая: учить пересказу эпизодов, написанию сочинений-миниатюр;
  • развивающая: развивать навыки анализа художественного текста, навыки пересказа, умение выделять главные моменты в поведении героя;
  • воспитательная: воспитывать любознательность, активность, умение оценивать себя и свои поступки;

Оформление: иллюстрации к книге "Барон Мюнхгаузен", рисунки учащихся по книге Распе, фрагмент урока в электронном варианте, презентация к уроку.

Опережающее домашнее задание:

1) подготовить иллюстрации к рассказам барона Мюнхгаузена;

2) прочитать книгу Распе "Приключения барона Мюнхгаузена" в переводе К.И.Чуковского.

Ход урока

I. Слово учителя.

Презентация

Слайд № 1.

Ребята, после изученных нами глав "Приключений барона Мюнхгаузена" Р.Распе, помещенных в учебнике-хрестоматии, увидев ваш интерес и увлечение похождениями бравого барона Мюнхаузена, предлагаю сегодня проследить за "одиссеей" нашего героя по книге Распе "Приключения барона Мюнхаузена" в переводе К.И. Чуковского (Издательство "Детская литература").

Предлагаю вам разделиться на три команды.

За правильный ответ, в зависимости от полноты и точности, я буду присуждать от одного до трех баллов и вручать вам жетоны.

Итак, мы начинаем. Внимание!

Конкурс "Угадай предмет".

Слайд №2.

Барон Мюнхаузен- непревзойденный охотник, "первый стрелок на всем свете". Он поведал миру немало "чудесных историй" о том, что случалось с ним на охоте. Давайте вспомним самые интересные из них. ( Учитель вручает представителям команд предметы и просит рассказать истории, связанные с этими предметами).

Команда №1 получает вишневую косточку, команда №2 - большую швейную иглу, команда №3 - кусочек сала.

После небольшого обдумывания ребята пересказывают такие истории, как "Удивительная охота" (сало), "Лисица на иголке" (игла), "Необыкновенный олень" (вишневая косточка).

Дополнительные вопросы командам:

Слайды №3,4,5.

1. Одна из историй, рассказанных бароном Мюнхаузеном, содержит уникальную "инструкцию", как развести в походных условиях огонь. Можете ли вы вспомнить содержание этой "инструкции"?

Ответ:

("Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, посыпались искры: Советую вам всякий раз, когда вы вздумали развести огонь, добыть из правого глаза такие же искры"). ("Искры из глаз").

2. Барон Мюнхаузен уверял слушателей, что с успехом охотился без ружья и собаки. Как же это ему удавалось? Помнится, он упоминал про какой-то чудесный предмет:

Ответ:

( Из шкуры умершей любимой собаки барон приказал сшить куртку и стал надевать ее всякий раз, отправляясь на охоту. "Когда я приближаюсь к дичи на расстояние выстрела, от куртки отрывается пуговица и, как пуля, летит прямо в зверя". Также куртка помогала герою выслеживать добычу.

3. Однажды во время охоты Мюнхаузен преследовал зайца, целых двое суток "не слезая с седла". Лишь на третий день барону удалось подстрелить " на диво быстроногого" зайца. Что помогало косому спасаться от погони в течение столь долгого времени?

Ответ: 

(":у этого зайца, кроме его обычных ног, были ещё запасные. У него было четыре ноги на животе и четыре на спине!"). ( "Восьминогий заяц").

Проверка правильности ответов учащихся.

Слайд № 6.

II. Конкурс "Узнай историю барона:".

Слайд № 7.

(Каждой команде выдаётся комплект иллюстраций и таблица с номерами. Нужно установить соответствие).

Внимание! Посмотрим на иллюстрации к произведению, соотнесём названия рассказов и № иллюстраций в таблице.

Проверка.

Слайды № 8,9.

III. Викторина.

А теперь я предлагаю по одному вопросу каждой команде, но в качестве ответа даю три варианта. Выберите правильный. Желаю успеха!

Задание 1 команде:

Однажды барон Мюнхаузен попал в плен к туркам и был продан в рабство.

"Правда, работу мне давали нетрудную: меня назначили пастухом", - рассказывал он впоследствии.

Вопрос:

Кого должен был пасти герой?

а) волов, б) баранов, в) пчел

Слайд № 10.

Задание 2 команде:

Как - то раз, отгоняя медведя от ульев, Мюнхгаузен бросил в зверя топорик с такой силой, что инструмент залетел на Луну. К счастью, герой вспомнил, что в Турции есть " такая огородная овощь, которая растет очень быстро и порою дорастает до самого неба. Ни минуты не медля, Мюнхаузен посадил : в землю, и : быстро начал расти и вскоре дотянулся до Луны.

Вопрос:

Итак, что за "овощ" помог герою оказаться на Луне?

Варианты ответа: а) горох, б) бобы, в) тыква

Слайд № 11.

Задание 3 команде:

Вы прекрасно помните историю про беседку, образовавшуюся из прутиков, которыми были сшиты половинки разрубленного в бою с турками коня. Барон хвастался, что, находясь в этой уютной беседке, он совершил немало подвигов.

Вопрос:

Из каких веточек "выросла" эта беседка?

Варианты ответа:

А) лавровых, б) сосновых, в) дубовых

Слайд № 13.

Правка "мемуаров"

Слайд № 14.

При объявлении задания командам выдаются тексты заданий - отпечатанный текст "Мемуаров" (отрывок).

"Внимание! В этом конкурсе каждая команда познакомится со знаменитыми мемуарами барона Мюнхаузена. Ваша задача - быть очень внимательными. Вдруг в текст закрались какие-то ошибки. Прошу вас восстановить истину, ибо никому на свете ложь не была так отвратительна, как " правдивейшему на земле человеку" - барону Мюнхаузену.

Текст для команды №1:

"Я въехал в Россию верхом на осле. Дело было зимой. Шел снег. (:) Пришлось ночевать в открытом поле. Кругом ни куста, ни дерева.

Только маленький столбик торчал из-под снега .К этому столбику я кое-как привязал своего озябшего ослика, а сам улегся тут же на снегу и заснул.(:)Когда проснулся ,я увидел, что лежу не в поле ,а в деревне:И куда девался мой ослик? Вдруг слышу знакомое: "Иа, иа!" (:) Я поднимаю голову - и что же? Мой осел висит на верхушке огромного дуба. В одну минуту я понял, в чем дело. Вчера вечером весь этот городок, со всеми людьми и домами был занесен глубоким снегом:А ночью, пока я спал, началась сильная оттепель, снег растаял , и я незаметно опустился на землю. Но бедный мой осел так и остался там, наверху.

Ошибки : осел ; "иа, иа!"; на верхушке огромного дуба.

Надо: конь; ржание; на крыше колокольни. ( "Конь на крыше")

Текст для команды №2:

"Мы плыли десять дней без приключений, но вдруг невдалеке от Америки с нами случилась беда: мы налетели на подводную скалу. (:) Мы налетели на скалу так неожиданно, что я не мог устоять на ногах: меня подбросило вверх, и я ударился головой о потолок своей каюты. От этого моя голова ушла в плечи, и лишь в течение нескольких месяцев мне удалось понемногу вытащить ее оттуда за уши. Скала, на которую мы налетели, оказалась вовсе не скалой. Это была акула колоссальных размеров:

Ошибки: ушла в плечи; за уши; акула.

Надо: провалилась ко мне в желудок; за волосы; кит. ("Встреча с китом")

Текст для команды №3:

"Но как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный волк . (:) Он растерзал бы меня в одно мгновение, но я схватил его за хвост:и держал его :три дня и три ночи, покуда он не умер от голода. Да, он умер от голода, так как волки утоляют свой голод лишь тем, что грызут свой хвост. А этот волк никак не мог этого сделать и потому погиб голодной смертью. С тех пор ни один волк не решается напасть на меня."

Ошибки : волк; за хвост; грызут свой хвост.

Надо: медведь; за передние лапы: сосут свои лапы. ("Схватка с медведем").

Самопроверка.

Интервью с Мюнхаузеном.

Слайд № 15.

А теперь из каждой команды выберите своего "Мюнхаузена" и пусть он ответит на вопросы ведущего. Пусть это будет "самый правдивый человек на земле". Все вопросы будут касаться его путешествий по свету. Командам "своему Мюнхаузену" не подсказывать, иначе снимаю очки. Удачи!

Вопросы команде №1:

Глубокоуважаемый барон, рассказывают, что однажды вам предложили стать королем. Почему Вы не приняли столь лестное предложение? (Застигнутый бурей в Индийском океане, корабль, где находился Мюнхаузен, причалил к острову . Король островитян погиб во время бури ,и жители предложили " поцарствовать" Мюнхаузену , но последний "наотрез отказался", мотивируя решение следующим образом :": я не люблю огурцов" .Здесь надо заметить, что огурцы были единственной пищей островитян .)

Рассказ "Буря".

Вопрос команде № 2:

В одном " интервью" Вы обмолвились, что родственник просил Вас " отыскать для него страну , в которой живут великаны ,"обещая оставить большое наследство в награду. Нам доподлинно известно, что Вы снарядили корабль и отправились " в Южный океан" на поиски страны великанов . Удалось ли Вам найти подобное государство ?( " Страну великанов" Мюнхаузен обнаружил на Луне, куда ветер занес корабль. "На Луне все гораздо больше , чем у нас на Земле, - рассказывал герой по возвращении из путешествия . Мухи там величиною с овец, каждое яблоко не меньше арбуза".

Рассказ "Второе путешествие на Луну".

Вопрос команде № 3:

Вы признались, что очень "любите путешествовать и вечно ищете приключении, оттого с Вами и "случаются такие диковины , которых еще не случалось ни с кем". Так однажды Вы вошли в гавань, где вместо воды было молоко .А из чего же были берега в этой гавани ?

Почему жители острова не боялись лишиться почвы у себя под ногами?

(Берега острова были из сыра. "Но сыру не становилось меньше,т. к. за ночь его вырастало ровно столько, сколько было съедено в течение дня .)

Рассказ "Сырный остров".

Домашнее задание.

Слайд № 16, 17, 18.

Выборы "Короля вралей".

Последний конкурс называется " Король вралей"! За это звание предлагаю побороться каждому лично, написав сочинение - миниатюру о похождениях барона Мюнхаузена. Это может быть история, какой нет в книге Р.Распе, или продолжение повествования из книги Распе.

Обязательное условие: повествование должно вестись от первого лица.

Примечание: впоследствии предполагается создание рукописной книги, состоящей из рассказов учащихся.

Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока литературного чтения (3 класс) по произведению К. Паустовского "Барсучий нос"

Для урока литературного чтения  по теме: К. Паустовский " Барсучий нос" предлагаю использовать презентацию по произведению....

Конспект урока литературного чтения. 4 класс.УМК «Планета знаний» Тема: Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»

Конспект урока литературного чтения. 4 класс. «Планета знаний»Тема: Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»...

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Произведения русских баснописцев. И.А.Крылов «Стрекоза и муравей"

Автор:                 Калиева Жания Аяповна, учитель начальных классовТема, класс: ...

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Определение главной мысли произведения. Произведения А.С. Пушкина Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Зимний вечер».

Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите. 1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта.2. Развить навыки выразительного чтения, ум...

Конспект урока литературного чтения «Обобщение знаний по произведениям изученных авторов» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по произведениям изученных авторовПланируемые результаты:Предметные: знать: сведения из биографии изученных авторов и их произведения...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б. Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н. Римского-Корсакова». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование представления о том, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным на материале картины Б. Кустодиева «Масленица» и фрагм...