К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Пешкова Марина Валентиновна

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon korzina_s_elovymi_shishkami.zip190.28 КБ

Предварительный просмотр:

К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

- Прекрасную жизнь прожили люди, которым будет посвящен этот урок чтения.  Это замечательный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский и великий норвежский композитор Эдвард Григ.

- Сначала вспомним то, что узнали о К.Г. Паустовском на предыдущем уроке и проверим, насколько внимательны были при чтении рассказа.

Составление цитатного плана (подбор заглавий к каждой части) -индивидуальное задание

     Презентация «Тест»

1) Кто, как и К.Г. Паустовский, родился в Москве в 1892 году?

М.М. Пришвин (близ Ельца)

Д.Н. Мамин-Сибиряк

М.И. Цветаева

С.А. Есенин

2) Кто был одноклассником К.Г. Паустовского по 1-й Киевской гимназии?

М. Булгаков

А.П. Гайдар

А. Грин

Ю. Олеша

3) Где учился автор рассказа «Корзина с еловыми шишками»?

В Киевском и Московском университетах

В Московском университете

В Казанском университете

В Воронежском университете

4) Излюбленный жанр писателя?

Рассказ

Повесть

Басня

Роман

5) В какой стране происходят события, описанные в рассказе «Корзина с еловыми шишками»?

Во Франции

В России

В Норвегии

В Швеции

6) Как зовут главную героиню?

Дагни

Агния

Сольвейг

Нина

7) Кем был её отец?

Лесником

Моряком

Пастухом

Кораблестроителем

8) Чего не было в доме Хагерупа Педерсена?

Вышитой скатерти

Рыжего кота

Стеклянной лодки

Чёрного бархатного платья

9) В какое время года Э. Григ писал музыку для Дагни?

Весной

Летом

Осенью

Зимой

10) Что из вещей, которые могли приглушить звуки во время написания музыки, Эдвард Григ оставил в доме в Бергене

Ковры

Портьеры

Мягкую мебель

Старый диван

Самопроверка

 -Кто ни разу не ошибся?

Самооценка

- Вы уже не раз встречались с произведениями К.Г. Паустовского. Назовите их. Все они наполнены удивительно тёплым и трепетным чувством любви к природе родной земли, учат видеть прекрасное. Рассказ, с которым мы начали знакомится, привёл нас в необыкновенный мир музыкального творчества великого норвежского композитора Э.Грига.

Слайды 3-7

Величественна и сурова Норвегия-

страна диких скал,

густых лесов,

ледяных горных рек,

фьордов – узких извилистых морских заливов с крутыми берегами…

      Со времен древних скальдов ждала она своего гения. Она нуждалась в певце, который бы открыл красоту этого северного края всему миру.

Рассказ об авторе.

       Слайды 8-10 Конечно, он не мог оставаться равнодушным к этим пейзажам, которые окружали его с детства. Если бы он был художником, он изображал бы их на картинах, если бы он был поэтом, то писал бы о них стихи. А Григ был композитором. Он сочинял музыку…

Продолжение рассказа.

      Словарная работа

- Кто из вас слушал симфоническую музыку?

- Что такое симфония?

— В чьём исполнении вы слышите музыку?

(Музыку исполняет симфонический оркестр, солирует фортепиано.)

Музыка Грига так и называется — «Концерт». Слово “концерт” латинское, в переводе обозначает “соревнование”.

— Кто же соревнуется в музыке Грига?

(Фортепиано и оркестр.)

— Как они звучат?

(Начинает один, потом вступает другой исполнитель. А затем они звучат вместе.)

- Сочинение Эдварда Грига под названием «Концерт для фортепиано с оркестром» стало основой для истории о подарке девочке, рассказанной К.Г. Паустовским.

     Рассказ состоит из нескольких частей.

     Проверка индивидуальной работы

I часть «Встреча в лесу»

II часть «Жизнь удивительна и прекрасна» Мечта

III часть «В гостях у тёти»

IV часть «Духовный подарок»

     Цитатный план

 - У рассказа очень красивое начало. Вспомните, с чего он начинается? (с описания осеннего горного леса)

(Чтение начала рассказа детьми)

- Назовите сочетания слов, описывающие лес. Какими красками нарисован лес? Какие звуки наполняли его? А запахи?

- Какое настроение они создают? (Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень - поэтическое время года, оно даёт вдохновение, настраивает к творчеству)    

Слайд 11

— На что обращает внимание К.Г. Паустовский, описывая лес?

(На звуки осеннего леса: “шелест листьев, шум прибоя, эхо, подхватывающее каждый звук, птичий свист”.)

      Инсценировка "Встреча Э. Грига и Дагни"

(Ученики из творческой группы читают наизусть по ролям на фоне музыки Э. Грига. Класс может следить по тексту.)

- Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное. (сценка «Встреча в лесу») 

- Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок? К. Паустовский прямо об этом нам не говорит, но вы, может быть, уже догадались?

 (Девочка для Грига – олицетворение молодости, нового поколения, которому он хотел бы оставить свою музыку.)  

- Что надеялась получить Дагни в подарок? Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением? Сколько лет будет Дагни?

- Перенесёмся в дом композитора.

Слайд 12

— Что из себя представлял этот дом?

(В нём не было ничего, кроме рояля и дивана, чтобы ничего не мешало, не отвлекало от музыки.)

— Что Паустовский пишет о рояле? С чем он его сравнивает?

(С голосом человека: “Рояль мог петь обо всём — о порыве человеческого духа к великому, и о любви”. Он пел, как живое существо.)

Слайд 13

     -  Найдите в тексте слова, рассказывающие о слушателях музыки

— Почему музыка Грига понятна и близка этим простым людям?

(Композитор берёт свои мелодии из звуков природы, его музыка о простых человеческих чувствах, о любви, о красоте, о добре.)

     -  Какое настроение композитора в момент творчества?  (Григ был воодушевлён и счастлив, потому что он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается к его седой небритой щеке. Он весь отдался работе, он творил и творил великое.)

- Какие тропы использует К.Г. Паустовский, чтобы описать зимний город?

Слайд 14

      Рисунок Саши

- Прочитайте, какой эпизод проиллюстрировала Саша Стрельникова?

- Кто из слушателей Грига вас особенно поразил?

- Прочитайте!

Слайд 15

     Выборочное чтение

 В 3 части рассказа писатель снова приготовил нам встречу с Дагни.

- Что изменилось в её жизни?

- По какой причине она уехала из дома? Где оказалась?

- Кем были родственники девушки?

- Опишите комнату тётушки Магды. Слайд 16

- Как характеризует героиню её отношение к театру?

- Кто поддерживает Дагни в её отношении к театру?

- Куда любила ходить Дагни в городе?

- Почему она плакала после театральных спектаклей?

- Случалось ли такое с вами после или во время просмотра фильмов, спектаклей, чтения книг? Почему такое бывает?

     Выслушиваются рассуждения детей.

(-Чувства переполняют! Только счастливые люди могут видеть и слышать сердцем!)

- Дагни осталась такой же милой, чуткой, впечатлительной, какой была в детстве. Только теперь она взрослая девушка.

  - Попробуйте составить портрет Дагни. (работа в группах) Слайд 13

Представим ситуацию. Июнь. Белые ночи. Восемнадцатилетняя девушка впервые на концерте симфонической музыки. Как бы вы описали Дагни? Поскольку вам мало известно о ее внешности, предположите, как могла быть одета героиня, с помощью каких метафор автор мог бы, не конкретизируя портрет, показать красоту, молодость?

(Ученики предлагают свои варианты.)

- Сравните свои предложения с оригинальным текстом:

Девушка с зелеными сияющими глазами. Как солнце, как нежный ветер и раннее утро. Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы был богат наш язык. Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья: "У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны ... Ты - белая ночь с ее загадочным светом. Ты - счастье. Ты - блеск зари".

- Какие образы лежат в основе этих ярких сравнений?

(Образы природы. Именно природа подчеркивает истинную естественную красоту молодости, свежесть, чистоту. Одним из общечеловеческих идеалов всегда была и остается гармония, единение человека с природой. И эта мысль также находит выражение в тонких метафорических сравнениях. А элементы пейзажа начинают выполнять психологическую функцию.)

     Подготовка к восприятию заключительной части произведения.

- Почему тётушка Магда настояла на походе в концерт?

- Когда и где это происходило?

Слайды 17-18

- Как, по мнению Нильса, должна быть одета красивая девушка?

Рисунок Лизы Казаковой

— Случайно ли автор устраивает концерт, на который собиралась Дагни, в пору белых ночей?

День рождения.

     ♫ Музыкальная физкультминутка.

(Звучит музыкальный фрагмент из оперы Э. Грига "Пер Гюнт" - "Танец Анитры".)

- Представьте, что мы с вами вместе с Дагни собираемся на концерт. Мальчики наденут фраки, поправят бабочки на белоснежных рубашках. Девочки расправят шёлковые и бархатные складки своих бальных платьев. Не забудем взять для музыкантов букеты цветов. Прекрасный июньский вечер. Белые ночи. Осторожно ступая по каменным мостовым, мы направляемся в городской парк… Проходим между рядами лицом к сидящим. Бесшумно занимаем места согласно купленным билетам. Пусть наши глаза помогут сердцу стать зорче. Взмахните несколько раз ресницами. Занавес!

     Показательное чтение заключительной части рассказа под музыку Э.Грига

(стр. 55, третий абзац)

     Обмен впечатлениями. Анализ прочитанного текста.

- Что особенно понравилось?

- Какое чудо происходит на концерте?

- Как Дагни догадалась, что знаменитая пьеса Грига посвящена ей? Только ли потому, что было названо её имя?

- Какие чувства испытывает Дагни?  (Она очень волнуется, она тронута вниманием, оказанным ей таким великим человеком, как композитор Григ, Дагни плакала, не скрываясь слезами благодарности)

Что представляла Дагни, слушая музыку Грига?

- Смогла ли героиня понять, что хотел сказать ей Григ? О чём она сожалела?

Самостоятельное чтение

(Звучит музыка -  концерт ч.3)

Хоровое чтение на слайдах под музыку

- Давайте ещё раз насладимся прекрасной музыкой и проникновенными словами!

Слайды 19-29

- Как бы вы назвали музыку, посвященную Дагни? («Осенняя песня», «Утро в горах», «Утро у моря»)

- Какое место рассказа является его кульминацией?

- Как вы думаете, почему именно такое название, казалось бы, не связанное с основным содержанием рассказа, выбрал писатель?

(Счастливый случай послужил основой для описанных событий. Именно тяжелая корзина с еловыми шишками привлекла внимание великого композитора к ее хозяйке.)

         Определение главной мысли рассказа.

- Найдите в тексте и прочитайте мысли Грига, писавшего музыку.

- А теперь найдите и прочитайте мысли Дагни, услышавшей музыку.

- Что заметили? (Сходство.  Они подумали об одном и том же.)

Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора и чувства Дагни, нарисовала картины родной природы.

— О чём же была музыкальная пьеса, посвящённая Дагни?

(О прелести молодости, о красоте окружающего мира.)

“Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна”, — говорит Григ своей музыкой.

-  Как вы считаете, счастливый конец у рассказа или нет?

-  Какое открытие сделала для себя Дагни, слушая музыку?

-  Сегодня мы заканчиваем работу над рассказом. Как вы поняли, о чём этот рассказ? Какова его главная мысль? (О красоте мира и музыки, отражающей жизнь; об умении видеть прекрасное в самом обыкновенном.)

     Творческая работа

(Звучит музыкальный фрагмент из оперы Э. Грига "Пер Гюнт" - "Песня Сольвейг".)

 В рассказе, о котором сегодня шла речь, автор не поставил точку. Предполагается, что он оставляет возможность домыслить сюжет и сделать выводы читателю…

Жизнь Дагни будет полна добра и света, в ней будет любовь, а сама Дагни станет таким же щедрым человеком, как и Эдвард Григ

Итог урока

- Мы должны быть благодарны Паустовскому за то, что он подарил нам замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Э. Григе, этом добром «волшебнике и великом музыканте». Оба они великие мастера: один словом, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И люди всех времён будут признательны им за это.

- Мы познакомились с удивительными произведениями двух мастеров. Они пробудили в нас чистые и добрые чувства. К.Паустовский словами, Э.Григ музыкой сумели выразить то, что чувствуют, переживают в душе люди.

- Жизнь коротка – искусство вечно. Музыка - прекрасный вид искусства. Мастер слова К.Г.Паустовский в своем рассказе "Корзина с еловыми шишками" ещё раз подтверждает это.

- Какова, на ваш взгляд, основная мысль этого произведения?

(Один из вариантов ответа: думается, речь идет о том, что надо любить жизнь, учиться видеть прекрасное, чувствовать красоту своей земли. А открыть это прекрасное перед человеком призвано искусство.)

- Музыка звучит, когда композитора уже нет в живых, утверждая бессмертие души и победу того “прекрасного, чем должен жить человек”.

     Рефлексия

- Чувствую, что прочли произведение сердцем. Спасибо за урок!

   

Подготовила и провела Пешкова Марина Валентиновна, учитель начальных классов МБОУЛ «ВУВК им.  А. П. Киселева»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ" ."

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ"...

Презентация. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Презентация содержит в  себе фотографии и краткую биографию Э. Грига, У К. Паустовского есть замечательный рассказ об Э. Григе, под названием "Корина с еловыми шишками".  А так же прилагаетс...

Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Первый урок по произведению. После скачивания объедините, пожалуйста, все части в одну презентацию. Песня Сольвейг, фрагменты фильма: http://www.youtube.com/watch?v=9TWckPbKWsE  или htt...

К Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Данное произведение изучается на уроках литературного чтение по программе УМК "школа 2100" для 3 класса....

Литературное чтение К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Литературное чтение 3 класс. Научить детей выражать эмоциональный отклик. Создание ситуации осознанности к пониманию, что подарки бывают не только материальные, но и духовные....

Урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

        Среди произведений  литературных жанров, особое место занимают лирические. Для полноценного восприятия произведения учащиеся должны проникнуться эмоционал...