программа
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) на тему

Сергеева Елена Викторовна

тематическое планирование по программе "Школа XXI века"

Скачать:


Предварительный просмотр:


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

1 класс УМК «Начальная школа 21 века»


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Рабочая программа рассчитана на 132 часа в год (4 часа в неделю). В авторскую программу изменения не внесены.

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов

освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.

Общая характеристика учебного предмета.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных

положений:

- изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

- в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

- дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Основная
цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения,

слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:


  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).


Ценностные ориентиры содержания. Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно- нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине,

уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).

Результаты освоения курса. Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер.

Данная программа обеспечивает достижение необходимых
личностных, метапредметных, предметныхрезультатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гумманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной

программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в

цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».




Литературное чтение


Содержание программы

1. «Читаем сказки, загадки» (2ч)

2. «Учимся уму-разуму» (4ч)

3. «Читаем о родной природе» (3ч)

4. «О наших друзьях – животных» (5ч)

5. «Учимся уму-разуму» (4ч)

6. «Читаем сказки, пословицы, считалки»(4ч)

7. «О наших друзьях животных» (2ч)

8. «Читаем о Родине и родной природе» (8ч)


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится».

Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).

Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).

Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков).

Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров,

национальные особенности литературы. Юмористические произведения.

Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.

Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями.

Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.

Чтение: работа с информацией

Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.

Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.

Межпредметные связи:

- с уроками
письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

- с уроками
изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;

-с уроками
труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).


Планируемые результаты обучения


Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

- осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);

- читать вслух плавно слогами и целыми словами произведения разных жанров (рассказ, стихотворение,сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;

-пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне-пересказывать по готовому плану;

-знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;

-самостоятельно читать небольшие по объему произведения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень-самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе)

- правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

- моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

Ученик получит возможность научиться:

- понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

- высказывать суждения о произведении и поступках героев;

-узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

- оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

- определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;

- использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);

- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

- сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.

Ученик получит возможность научиться:

- сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;

- находить в тексте произведения сравнения, обращения;

- находить в тексте и читать диалоги героев;

- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

- читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

- моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

- придумывать истории с героями изученных произведений;

- пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Ученик получит возможность научиться:

- иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

- инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;

- создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

- получать информацию о героях, произведении или книге;

- работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

- дополнять таблицы, схемы, модели;

- сравнивать произведения по таблице.

Ученик получит возможность научиться:

-находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);

- дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель.

Литературное чтение (4 четверть)

(4 часа в неделю, 32 часа)

   

              Программа «Начальная школа XXI века»

Учебник «Литературное чтение» под редакцией Л.А.Ефросининой.

Дата

Тема урока.

Учебник.

Тетрадь.

Примечания.

1.

2.

3.

4.

 

5.

6.

7.

8.

9.

10

11.

12.

13.

14.

15

16

17

18

19.

20

21

22.

23

24

25

26

27

28

29

30

30

31

32

33

34

35

03.03

04.03

05.03

06.03

10.03

11.03

12.03

13.03

17.03

18.03

19.03

20.03

31.03

01.04

02.04

03.04

07.04

08.04

09.04

10.04

14.04

15.04

16.04

17.04

21.04

22.04

23.04

24.04

28.04

29.04

30.04

05.05

06.05

07.05

08.05

12.05

13.05-

23.05

Читаем сказки, загадки, скороговорки ( 2 часа)

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» отрывок

«Пузырь, соломинка и лапоть» Русская народная сказка.

В.Сутеев «Кораблик»

Кир Булычёв «Скороговорка»

В.Бианки «Лис и Мышонок»

Проверь себя.

Учимся уму-разуму ( 4 часа)

К.Ушинский «Играющие собаки»

Л.Толстой «Косточка»

В.Осеева «Кто наказал его?» Пословица.

И. Северянин «Её питомцы»

Е.Пермяк «Торопливый ножик» Пословицы.

В.Осеева «Потерянный день» Пословица.

В. Осеева «Три товарища»

В.Осеева «Печенье» Пословицы.

А.Барто. «Я – лишний». Пословица.

Я.Аким «Мама»

Э.Успенский «Всё в порядке»

Проверь себя.

Читаем о родной природе. ( 3 часа)

Л.Толстой «Солнце и ветер»

В. Бианки «Синичкин календарь» Февраль

Э. Мошковская «Лёд тронулся»

И. Соколов – Микитов «Русский лес» (отрывок)

Загадки. Песенка.

«Берёзонька» Русская народная песня. Загадка.

С.Маршак «Апрель»

М.Пришвин «Лесная капель»

Проверь себя.

О наших друзьях – животных. ( 5 часов)

И. Мазнин «Давайте дружить»

Ю.Коваль «Бабочка» Загадка.

С.Михалков «Аисты и лягушки» Сказка.  Загадка.

Е. Чарушин «Томкины сны»

И. Жуков. «Нападение на зоопарк» Скороговорка.

М. Пришвин «Ёжик» (отрывок)

Ю. Могутин «Убежал»

Б. Заходер «Ёжик»

М. Пришвин «Норка и Жулька»

«Котик» Русская народная песня. Загадка.

Э. Шим. «Глухарь»

Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья»

Проверь себя.

Учимся уму – разуму ( 4 часа)

М. Пляцковский  «Добрая лошадь»

В. Осеева «Кто хозяин?»

В.Осеева «На катке»

В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится» Пословица.

Е. Пермяк «Самое страшное»

С. Востоков «Кто кого»

И.Бутман «Клоун»

Е. Пермяк «Бумажный змей».

В. Берестов «Серёжа и гвозди»

Проверь себя.

Читаем сказки, пословицы, считалки ( 4 часа)

М. Пляцковский «Урок дружбы» Сказка.      Пословица.

В. Орлов «Как Малышу нашли маму»

А. Усачёв «Грамотная мышка»

М. Яснов «В лесной библиотеке» Считалка.

В.Сутеев «Цыплёнок и Утёнок»

С.Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить»

Д.Биссет «Дракон Комодо» (Перевод Н.В.Шерешевской)

Проверь себя.

О наших друзьях – животных. ( 2 часа)

А.Барто «Жук»

Н.Сладков «На одном бревне» Пословицы.

В.Орлов «Большие уши»

Е.Чарушин «Томка и корова» Загадка.

В.Берестов «Выводок»

Проверь себя.

Читаем о Родине и родной природе (8 часов)

И.Соколов –Микитов «Радуга»

Е.Трутнева «Эхо» Загадки

И.Шевчук «Ленивое эхо»

К.Чуковский «Загадка»

И.Соколов – Микитов «Май» Пословица. Загадка.

С.Витвицкий «Травка зеленеет…» (Перевод А.Плещеева)

Я.Тайц «Всё здесь»

Я.Тайц « По ягоды» Загадка.

К.Чуковский «Радость»

М.Есеновский «Моя небольшая родина»

Ю.Коринец.  «Волшебное письмо»

Р.Валеева «Здравствуй, лето!»

В.Лунин «Я видела чудо»

Проверь себя.

Повторение изученного.

4-9

10-13

14-18

19-23

24-28

28-32

33-36

37-40

40-44

45-48

48-54

54-56

57- 59

59-63

64-67

68-71

71-76

76-81

82-88

88-91

91-95

95-101

102-108

109-114

115-129

120-123

124-127

127-133

133-138

3-5

6-7

8-11

11-14

14-16

16-18

19-21

22-24

24-26

27-28

28-30

30-32

32-34

35-36

37-38

39-41

41-43

44-46

47-48

49-51

51-52

53-56

58

57-60

61-62

63-66

66-68

69-71

72-75

75-76

77-79


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...