Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) на тему

Ряскова  Светлана  Николаевна

Рабочая  программа  по  литературному  чтению  2 класса  была  разработана  на 2014-2015 учебный  год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»

УТВЕРЖДЕНА

приказом от_________  №_____

Рабочая программа

учебного предмета  «Литературное  чтение»

(УМК «Школа России»)

для  2  класса

Составитель:

Ряскова  С.Н., учитель  начальных классов

г. Воскресенск

2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Литературному  чтению» составлена в соответствии с:

Законом «Об образовании  в РФ» №273- ФЗ от 29.12.2012г.

Федеральным   государственным образовательным стандартом  начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009г. № 373).

Федеральным базисным учебным планом начального общего образования.

Федеральным перечнем учебников рекомендованных (допущенных) Минобразования к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных школах, реализующих общеобразовательные программы общего образования на 2014-2015 учебный год, утвержденных приказом Минобразования РФ N 253 от 31.03.2014 г.

Рабочая   программа составлена  на     основе     программы    Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное  чтение» (Сборник рабочих программ «Школа  России» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011),  которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учётом  Учебного плана МОУ «СОШ №18».

Изучение  предмета «Литературное чтение» направлено на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Программа направлена на  реализацию основных задач образовательной области «Филология» средствами предмета «Литературное  чтение».

Программа  определяет ряд практических задач, решение которых обеспечивает достижение основных целей изучения  предмета:

- освоение общекультурных навыков  чтения  и понимания текста; воспитание интереса  к чтению и книге;

- овладение  речевой, письменной и коммуникативной  культурой;

- воспитание эстетического  отношения   к действительности, отражённой в художественной литературе;

Формирование нравственных ценностей и эстетического  вкуса младшего  школьника; понимание духовной сущности произведений.

Общая  характеристика учебного предмета

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Этот формирует функциональную  грамотность, способствует общему  развитию и воспитанию. Успешное  освоение этого  предмета обеспечивает результативность обучения по  другим предметам начальной  школы.

Рабочая  программа для 2 класса направлена на  формирование и развитие  у учащихся речевых  навыков, главным  из которых  является  навык  чтения, а также  вводит  детей  в мир  художественной  литературы и помогает  в осмыслении образности словесного  искусства, посредством которой  художественное  произведение раскрывается во  всей  полноте и многогранности. У детей  пробуждается  интерес к словесному  творчеству и чтению.

Внеклассное  чтение – неотъемлемая  часть курса литературного чтения, которая  проводится  в форме  самостоятельной  домашнего  чтения и уроков  внеклассного  чтения.  Цель  его – углубленно  знакомить  обучающихся с детской  литературой, обеспечивать полноценное  литературное развитие младших  школьников, вырабатывать художественный  вкус, формировать культуру общения.

Учебная  программа предлагает для  ознакомления весь  курс детского  чтения с учетом тем, жанров, авторов  и книг. Методика обучения  литературному чтению основана на  художественно-эстетическом, литературоведческом  и коммуникативно-речевом  принципах. Все  эти  принципы объединены  внутрипредметной  связью.        

Во 2 классе  основным  видом  упражнений  является  выбор  нужной  книги по  заданным  показателям и соотнесение  ее  с рядом  книг. Первый  вид  упражнений  второклассники  осуществляют  вне  урока, при  самостоятельном  выполнении  домашних  заданий по  внеклассному  чтению, второй – в классе, при  коллективном  анализе представленной у доски выставки прочитанных книг на  определённую уроком  тему.

Каждый  урок  внеклассного  чтения  обеспечивает  младшим  школьникам знакомство с широким кругом детского чтения – от устного  народного  творчества до  стихотворений, рассказов русских и зарубежных писателей, формирует умение выбирать книги, содействует возникновению  устойчивого интереса  к  книге.

В  процессе  изучения  курса  литературного  чтения  ученик  приобретает  первичные  умения  работы  с текстами разного  вида и содержания, с учебной и научно-популярной  литературой, будет  учиться  находить и использовать информацию для  практической  работы. В результате школьник  получит  возможность  осознать  значимость систематического  чтения  для    своего  дальнейшего  развития  и успешного обучения  по  другим  учебным  предметам.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Форма организации  образовательного  процесса: классно-урочная  система.

Технологии, используемые   в  обучении: здоровьесбережения, развивающего  обучения, обучения  в  сотрудничестве, проблемного  обучения, индивидуальной проектной  деятельности,  критического  мышления, личностно-ориентированного  обучения, информационно-коммуникационные,  проблемно-диалогического  обучения.

Основными  формами  и видами контроля  знаний, умений и навыков  являются: текущий  контроль - в форме  устного, фронтального  опроса, индивидуальных заданий, тестов, проверочных  работ; тематический контроль «Проверим себя  и оценим свои  достижения» по  окончании каждого  раздела;  проектные  работы.

Место учебного  предмета  «Литературное чтение» в учебном плане

По программе обучения и учебному плану МОУ «СОШ №18» на изучение предмета «Литературное  чтение»  во 2  классе отводится 140  часов (по  4 часа  в неделю)  из расчёта 35  учебных  недель.

Содержание учебного  предмета

        

Самое великое чудо на свете (2 ч)

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.

Книги, прочитанные летом. Любимые книги.

Проект «О чём может рассказать школьная  библиотека».

Устное народное творчество (12 часов)

Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки.  Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики»,  «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».

Внеклассное  чтение: «Русские  народные  сказки».

Проверим  себя и оценим свои  достижения по  разделу «Устное  народное  творчество»

Люблю природу русскую. Осень (8ч)

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...»,     К. Бальмонт.     «Поспевает брусника»,   А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».

Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Люблю  природу  русскую. Осень».

Русские писатели (14ч)

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…», «Вот север тучи нагоняя», «Зима! Крестьянин, торжествуя…», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой «Старый дед и внучек», «Филипок», «Правда  всего дороже», «Котёнок».

Внеклассное  чтение: «Осень».

Проверим  себя и оценим свои  достижения по  разделу «Русские  писатели»

О братьях наших меньших (12 ч)

Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем  становится», Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок». В. Бианки «Музыкант», «Сова».

Внеклассное  чтение: «Книги  о животных».

Проверим  себя и оценим свои  достижения по  разделу «О братьях  наших  меньших»

Из детских журналов (8 ч)

 Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; «Что это было?»;   Д. Хармс, С. Mapшак. «Веселые чижи»; Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»;  Ю. Владимиров. «Чудаки»;

 А. Введенский. «Ученый Петя».

Проект: «Мой любимый детский  журнал».

Внеклассное  чтение: «Мои  любимые  журналы»

Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Из  детских журналов".

Люблю природу русскую. Зима (10 ч)

И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Снежинка...», Я. Аким. «Утром кот принёс на  лапках...», Ф. Тютчев. « Чародейкою Зимою…», С. Есенин. «Поет зима — аукает...». «Береза». Русская народная сказка «Два Мороза». С. Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А. Барто, «Дело  было  в январе…», С. Дрожжин «Улицей  гуляет…».

Внеклассное  чтение: «Стихи русских  поэтов  о  зиме»

Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Люблю  природу  русскую.  Зима".

Писатели - детям (19 ч)

К.И. Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В. Михалкова  «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок».  А. Л. Барто. «Веревочка», «Мы не заметили жука,..»,  «В школу», «Вовка — добрая душа». Юмористические рассказы Н.Н. Носова «Затейники», «Живая шляпа», «На  горке».

Внеклассное  чтение: «Книги  К. Чуковского»

Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Писатели - детям".

Я и мои друзья (11 ч)

Стихи о дружбе и друзьях    В. Берестов. «За игрой»,  «Гляжу с высоты на  обиду...».

 Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Лунин. «Я и Вовка». Рассказы Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два  пирожных», В. Осеева «Волшебное  слово», «Хорошее», «Почему».

Внеклассное  чтение: «Книги  С. Маршака»

Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Я и мои  друзья».

Люблю природу русскую. Весна (11 ч)

Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится». «Весенние воды», А. Плещеева «Весна», «Сельская песенка», «В бурю». А. Блока «На лугу», И. Бунина «Матери», С. Маршака «Снег уже теперь не тот», Е. Благининой «Посидим в тишине»,

 Э. Мошковской. «Я маму мою обидел». С. Васильев «Белая береза».

Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Люблю  природу    русскую. Весна".

Проект: «Газета «День  Победы – 9 Мая».

И в шутку и всерьёз (15 ч)

Б.  Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего», «Песенки Винни-Пуха».

Э. Успенский «Чебурашка» (из повести «Крокодил Гена и его друзья»). «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой» «Память».  В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». И. Токмакова «Плим», «В чудной стране». Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения. Г. Остер «Будем знакомы». В. Драгунский «Тайное становится явным».

Внеклассное  чтение: «Стихи и сказки Б. Заходера».

Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «И в шутку  и всерьёз".

Литература зарубежных стран (15 ч)

Американские, английские, французские, немецкие народные   песенки в переводе

С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина. Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».

Г.С. Андерсен. «Принцесса на горошине». Эни Хогарт. «Мафин и паук».

Внеклассное чтение: «Сказки Г.Х. Андерсена»

Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Литература зарубежных стран".

Проект: «Подготовка к выставке  книг «Мой  любимый  писатель-сказочник».

Резервные  уроки (3 ч)

Содержание предмета «Литературное чтение» отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

Виды речевой и читательской деятельности:

- умение слушать (аудирование);

- чтение (вслух и про себя);

- работа с разными видами текста;

- библиографическая культура (работа с текстом художественного произведения, работа с научно-популярными, учебными и другими текстами);

- умение говорить (культура речевого общения);

- письмо (культура письменной речи).

Круг детского чтения.

Литературоведческая пропедевтика.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных  произведений).

                

Проверочные  работы

  1. Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Устное  народное  творчество".
  2. Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Люблю  природу  русскую. Осень».
  3. Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Русские  писатели".
  4. Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «О братьях  наших  меньших".
  5. Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Из  детских журналов".
  6. Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Люблю  природу  русскую.  Зима".
  7. Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Писатели - детям".
  8. Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Я и мои друзья".
  9. Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Люблю  природу    русскую. Весна".
  10. Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «И в шутку  и в всерьёз".
  11. Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Литература зарубежных стран".

Проекты:

1. «О чём может рассказать школьная  библиотека».

2. «Любимый детский  журнал».

3.  «Газета «День Победы – 9 мая» (или «Экскурсия к памятнику Славы в нашем  городе»).

4.  «Подготовка  к  выставке книг «Мой  любимый писатель-сказочник» (или  «Создание  справочника  «Зарубежные  писатели – детям»).

Внеклассное  чтение

  1. «Книги, прочитанные  летом».
  2. «Русские  народные  сказки».
  3. «Стихи  русских  поэтов  об  осени».
  4.  «Книги  о животных».
  5. «Мои любимые   журналы».
  6. «Стихи русских  поэтов о зиме».
  7.  «Книги К. Чуковского».
  8. «Книги С. Маршака».
  9. «Стихи  и сказки Б. Заходера».
  10. «Сказки Г.Х. Андерсена».

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные:

  • осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
  • испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков,  поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями;
  • осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов;
  • проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей;
  • иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (н-р, татарскую, коми, чеченскую и др.);
  • допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации;
  • проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации;
  • проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор;
  • включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей;
  • знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений;
  • пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;
  • знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения;
  • понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома;
  • приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения;
  • делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности;
  • замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа;
  • доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания;
  • выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.);
  • использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях;
  • фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой;
  • отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя;
  • различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие;
  • предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм;
  • строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения;
  • проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами;
  • знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером;
  • пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости;
  • предлагать свои способы сохранения зрения и осанки;
  • пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в  процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
  • коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи;

Познавательные УУД

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений;
  • осознавать сущность и   значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры;
  • осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении;
  • понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).

Коммуникативные УУД

  • строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из  5-6 предложений по предложенной теме;
  • оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова;
  • аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства  (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо,  нравственно/ безнравственно и др.);
  • принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
  • выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Предметные:

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами  вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель);   выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;
  • читать  целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст;  при чтении отражать  настроение автора читаемого текста;  
  • ориентироваться в информационном аппарате учебной  книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
  • соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер  литературных героев,  приводить примеры их поступков в соответствии с качествами  героя прочитанного или прослушанного текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания   о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,  делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника);
  • осуществлять переход с  уровня событий  восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством  учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;  делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся научатся:

Творческая деятельность

  • читать текст, соблюдая при чтении  орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
  • пересказывать текст  подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
  • составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сочинять свои произведения  малых жанров устного народного творчества  в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
  • пересказывать содержание произведения  выборочно и сжато.

Учащиеся научатся:

Литературоведческая пропедевтика

  • различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
  • находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.
  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.
  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).


Календарно-тематический план

                                                                                                по  литературному  чтению

 за 2014-2015  учебный  год

Номера  уроков  по  порядку

№ урока в разделе, теме

Тема урока

Плановые  сроки изучения учебного  материала

Скорректированные  сроки изучения  учебного  материала

Основные  виды  деятельности

обучающихся

1 четверть (36 ч.)

Самое  великое  чудо  на  свете (2 ч)

1.

1

Знакомство с учебником «Литературное  чтение». Введение в тему «Самое великое чудо на  свете»

01.09.-05.09

Ориентироваться в учебнике  по  литературному  чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их  содержание с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему  условных обозначений при  выполнении  заданий. Находить нужную главу и нужное  произведение в содержание главы. Пользоваться  словарём в конце  учебника.

Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Составлять список прочитанных книг. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлять над прочитанным. Находить информацию о старинных книгах из учебника. Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников. Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и о чтении. Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия.

2.

2

Подготовка к проекту «О чём может рассказать школьная библиотека»

Устное  народное  творчество (12 ч)

3.

1

Знакомство с  названием раздела. Устное народное творчество. Малые  и большие жанры устного народного творчества.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроение произведения. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.

Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей. Находить созвучные окончания слов в песне. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Распределять загадки и пословицы по тематическим группам. Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками.

Выбирать книги по темам и авторам.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

4.

2

Русские  народные  песни. Образ деревьев в русских народных песнях.

5.

3

Потешки  и прибаутки – малые  жанры устного народного творчества. Отличия  прибаутки от потешки.

08.09 -12.09

6.

4

Считалки и небылицы – малые  жанры устного  народного  творчества. Ритм – основа считалки.

7.

5

Загадки, пословицы и поговорки.

8.

6

Знакомство  с жанрами  народных сказок.

Ю. Мориц «Сказка  по лесу  идёт…».

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

9.

7

Сказка «У  страха глаза  велики». Развитие  речи: обучение  подробному пересказу  с сохранением особенностей сказки.

15.09. –19.09

10.

8

Сказка «Лиса и тетерев»

11.

9

Сказка «Лиса и журавль». Сказка  «Каша  из топора»

12.

10

Сказка  «Гуси-лебеди»

13.

11

Внеклассное  чтение.  Русские  народные  сказки.

22.09 – 26.09

14.

12

Обобщение  и проверка знаний по разделу «Устное  народное  творчество».

Люблю  природу  русскую. Осень (8 ч)

15.

1

Знакомство с названием раздела. Картины  осенней  природы. Образ  осени  в загадках.

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор.

 Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. 

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения.

Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Представлять картины осенней природы. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок.

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины.

Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать  свои достижения.

16.

2

Ф. Тютчев  «Есть в осени первоначальной…»

17.

3

К. Бальмонт «Поспевает брусника…»

29.09 – 03.10

18.

4

А. Плещеев  «Осень наступила…»

19.

5

А. Фет «Ласточки  пропали…»

20.

6

А. Толстой  «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» С. Есенин  «Закружилась листва  золотая…».

М. Пришвин «Осеннее  утро»

21.

7

В. Брюсов «Сухие листья…». И. Токмакова «Опустел скворечник…». М. Пришвин «Осеннее  утро»

06.10 – 10.10

22.

8

В. Берестов «Хитрые грибы». Научно-познавательный  текст «Грибы».

Обобщение и проверка знаний по  разделу «Люблю природу русскую. Осень»

Русские  писатели  (14 ч)

23.

1

Знакомство с названием  раздела. А.С. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила»

Находить содержание раздела. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках.  

Сравнивать авторские и народные произведения.

Отличать басню от стихотворения и рассказа.

Знать особенности басенного текста.

 

Соотносить пословицы и смысл басенного текста.

Характеризовать героев басни с опорой на текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном  тексте.

Определять в тексте красочные, яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты; создавать на  их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.

Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке.

Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Представлять картины природы.

Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно.

Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа  их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

 Выбирать книги по авторам и по темам.

Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе.

24.

2

А.С. Пушкин.  Отрывки из  романа «Евгений  Онегин»: «Вот север, тучи  нагоняя…», «Зима! Крестьянин, торжествуя…»

25.

3

А.С. Пушкин  «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок.

13.10 – 17.10

26.

4

А.С. Пушкин  «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины  моря в сказке.

27.

5

А.С. Пушкин  «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев  произведения.

28.

6

И.А. Крылов. Басня «Лебедь, Щука и Рак»

29.

7

И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и  Муравей»

20.10 – 24.10

30.

8

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»

31.

9

Л.Н.  Толстой «Филипок»

32.

10

Л.Н. Толстой «Филипок». Развитие  речи   подробному  пересказу

33.

11

Л.Н. Толстой «Правда  всего  дороже»,  «Котёнок». Развитие  речи подробному  пересказу

27.10 – 31.10

34.

12

Внеклассное  чтение. Стихи  русских  поэтов  об  осени.

35.

13

Обобщение и проверка знаний по  разделу «Русские  писатели»

36.

14

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека»

2 четверть (30 ч)

О братьях  наших  меньших (12 ч)

37.

1

Знакомство с названием раздела. Весёлые стихи о животных.  Н. Сладков «Они и мы».  А. Шибаев «Кто кем становится»

10.11 – 14.11

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно-популярный тексты. Сравнивать сказки и рассказы о животных.

Определять последовательность событий. Составлять план.

Пересказывать подробно по плану произведение.

Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях.

 Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам.

Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Выбирать книги по темам и авторам.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы,

представленной в учебнике.

38.

2

Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…» И. Пивоварова «Жила-была  собака…»

39.

3

В. Берестов «Кошкин щенок»

40.

4

М. Пришвин «Ребята и утята».

41.

5

М. Пришвин «Ребята и утята». Развитие речи: обучение  выборочному  пересказу

17.11 – 21.11

42.

6

Е. Чарушин «Страшный  рассказ»

43.

7

Б. Житков «Храбрый  утёнок»

44.

8

В. Бианки «Музыкант»

45.

9

В. Бианки «Сова»

24.11 – 28.11

46.

10

Развитие  речи: составление рассказа по  серии сюжетных картинок

47.

11

Внеклассное  чтение.  Книги  о животных

48.

12

Обобщение и проверка знаний по  разделу «О  братьях наших  меньших»

Из  детских  журналов (8 ч)

49.

1

Знакомство с названием раздела. Обучению  составлению вопросов.

Подготовка к проекту  «Мой  любимый  детский  журнал»

01.12 – 05.12

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.  

Воспринимать  на слух прочитанное.  Отличать  журнал от книги. Ориентироваться в журнале.

Находить интересные и нужные статьи в журнале.

Находить нужную информацию по заданной теме.

Участвовать в работе пары и группы.

Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; Находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление.  

Придумывать необычные вопросы для дет. журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.  Писать (Составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала.

50.

2

Д. Хармс «Игра»

Д. Хармс «Вы знаете?»

51.

3

Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые  чижи»

52.

4

Д. Хармс «Что это было?», Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», Ю. Владимиров «Чудаки».

53.

5

А.  Введенский «Учёный  Петя».  А. Введенский «Лошадка».  

08.12 – 12.12

54.

6

Внеклассное  чтение. 

Мои  любимые журналы

55.

7

Проект  «Мой  любимый  детский  журнал»

56.

8

Обобщение и проверка знаний по  разделу «Из детских журналов»

Люблю  природу  русскую.  Зима (10 ч)

57.

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Зимние  загадки. Соотнесение загадки с отгадкой

15.12 – 19.12

Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки.  

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения.  

Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.

Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Подбирать музыкальное сопровождение текстом; придумывать свою музыку.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения. Читать стихи наизусть. Понимать особенности были и  сказочного текста.  

Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

58.

2

Стихотворения русских поэтов на  тему «Первый  снег». И. Бунин «Зимним холодом пахнуло…»

59.

3

К. Бальмонт «Снежинка» (в сокращении)

60.

4

Я. Аким «Утром кот  принёс на  лапках…»

61.

5

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

22.12 – 26.12

62.

6

С. Есенин «Поёт зима – аукает…» (в сокращении).

С. Есенин «Берёза»

63.

7

Сказка  «Два Мороза»

64.

8

С. Михалков «Новогодняя быль».

Развитие  речи: обучение выборочному  пересказу

65.

9

А. Барто «Дело  было  в январе…». С. Дрожжин «Улицей  гуляет…».

29.12 – 31.12

66.

10

Внеклассное  чтение. Стихи русских поэтов о зиме.    

Обобщение и проверка знаний по  разделу «Люблю природу русскую. Зима»

3  четверть (40 ч)

Писатели – детям (19 ч)

67.

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. К.И. Чуковский «Путаница»

12.01 – 16.01

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Воспринимать на слух художественный текст.

Определять смысл произведения.

Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.

Объяснять  лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.

Определять особенности юмористического произведения. Находить  слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения.

Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним;

Выразительно читать  юмористические эпизоды из произведений.

Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.

Пересказывать  текст подробно на основе картинного плана, высказывать свое мнение.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.

Выбирать книги по темам и авторам.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

68.

2

К.И. Чуковский «Путаница»

69.

3

К.И. Чуковский  «Радость»

70.

4

К.И. Чуковский «Федорино  горе»

71.

5

К.И. Чуковский «Федорино  горе»

19.01 – 23.01

72.

6

С.Я. Маршак «Кот и лодыри»

73.

7

С.Я. Маршак «Мой  секрет»

74.

8

С.В. Михалков «Сила  воли»

75.

9

С.В. Михалков «Мой  щенок»

26.01 – 30.01

76.

10

А.Л. Барто «Верёвочка»

77.

11

А.Л. Барто «Верёвочка», «Мы  не  заметили  жука»

78.

12

А.Л. Барто «В школу»

79.

13

А.Л. Барто «Вовка – добрая  душа»

02.02 – 06.02

80.

14

Н.Н. Носов «Затейники»

81.

15

Н.Н. Носов «Живая  шляпа».

82.

16

Н.Н. Носов «Живая  шляпа». Развитие  речи: обучение выборочному пересказу

83.

17

Н.Н. Носов «На  горке»

09.02 – 13.02

84.

18

Внеклассное  чтение. Книги К. Чуковского

85.

19

Обобщение и проверка знаний по  разделу «Писатели – детям»

Я и мои  друзья (11 ч)

86.

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В. Берестов «За  игрой»

Прогнозировать содержание раздела.  Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения  вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Определять последовательность событий в произведении. Придумывать продолжение рассказа.

Соотносить основную мысль рассказа стихотворения с пословицей.

Объяснять нравственный смысл рассказов.

Объяснять и понимать поступки героев.

Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно  читать по ролям.

Составлять план рассказа пересказывать по плану.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Составлять короткий рассказ на предложенную тему. Выбирать книги по темам и авторам.  Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.  Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

87.

2

В. Берестов «Гляжу с высоты на  обиду».

Э. Мошковская.  Стихотворение «Я  ушёл в свою обиду»

16.02 – 20.02

88.

3

В. Лунин. Стихотворение «Я и Вовка»

89.

4

Н. Булгаков «Анна, не  грусти»

90.

5

Ю. Ермолаев «Два  пирожных»

91.

6

В. Осеева «Волшебное  слово»

23.02 – 27.02

92.

7

В. Осеева «Волшебное  слово». Развитие  речи: обучение выборочному  пересказу

93.

8

В. Осеева «Хорошее»

94.

9

В. Осеева «Почему?»

95.

10

Внеклассное  чтение. Книги С. Маршака

02.03 – 06.03

96.

11

Обобщение и проверка знаний по  разделу «Я и мои друзья»

Люблю природу  русскую. Весна (10 ч)

97.

1

Знакомство с названием раздела. Весенние  загадки. Сочинение весенних загадок

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворение и загадки с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.

Наблюдать за жизнью слова.

Отгадывать загадки. Соотносить отгадки с загадками. Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.

Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворение о весне разных поэтов. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант допущенных ошибок.

98.

2

Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

99.

3

Ф. Тютчев «Весенние воды»

09.03 - 13.03

100.

4

А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка»

101.

5

А. Блок «На  лугу».

С. Маршак «Снег уже  теперь не  тот»

102.

6

И. Бунин «Матери» (в сокращении)

103.

7

А. Плещеев «В  бурю»

16.03 – 20.03

104.

8

Е. Благинина «Посидим в тишине»

105.

9

Э. Мошковская «Я  маму  мою обидел…»

106.

10

С.  Васильев «Белая  берёза».

Подготовка к проекту  «Газета «День Победы – 9 мая»

                                                                                                                 4 четверть (34 ч)

Люблю природу  русскую. Весна  (продолжение) (1 ч)

107.

1

Обобщение и проверка знаний по  разделу «Люблю  природу  русскую.  Весна»

30.03. –03.04

Контролировать и оценивать свое чтение, оценивать свои достижения.

И в  шутку и всерьёз (15 ч)

108.

1

Знакомство с названием раздела.

Б. Заходер «Товарищам детям»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работ с текстом.

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

Понимать особенности юмористического произведения.

Анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением.

Восстанавливать последовательность событий на основе событий.

Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них.

Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов. Пересказывать веселые рассказы.

Придумывать собственные веселые истории.

Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

109.

2

Б. Заходер «Что красивей всего?»

110.

3

Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха»

111.

4

Э. Успенский «Чебурашка» (из сказки «Крокодил Гена и его друзья».

06.04 – 10.04

112.

5

Э. Успенский «Чебурашка» (из сказки «Крокодил Гена и его друзья». Развитие  речи: обучение подробному  пересказу по  коллективно  составленному  плану

113.

6

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…»

114.

7

Э. Успенский  «Над нашей квартирой»

115.

8

Э. Успенский «Память»

13.04.-17.04

116.

9

В. Берестов «Знакомый»

117.

10

В. Берестов «Путешественники», «Кисточка»

118.

11

И. Токмакова «Плим», «В чудной  стране»

119.

12

Г. Остер «Будем знакомы»

20.04 – 24.04

120.

13

В. Драгунский «Тайное  становится  явным»

121.

14

Внеклассное  чтение.

Стихи  и сказки Б. Заходера.

122.

15

Обобщение и проверка знаний по  разделу «И в шутку и всерьёз»

Литература зарубежных стран (15 ч)

123.

1

Знакомство с названием раздела. Выставка  книг. Развитие  речи: восстановление сюжета знакомых сказок по иллюстрациям

27.04. –01.05

Прогнозировать содержание раздела. Выбирать  книгу для самостоятельного чтения. Читать вслух с постепенным переходом про себя. Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различие. Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведения. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различие. Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок. Сравнивать сюжеты сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий.

Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке.

Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеке; составлять списки книг для чтения летом (с учителем). Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.

124.

2

Американская народная песенка «бульдог по кличке Дог». Подготовка к проекту «Выставка  книг «Мой любимый  писатель-сказочник»

125.

3

Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» (перевод  К. Чуковского), «Храбрецы» (перевод С. Маршака)

126.

4

Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

127.

5

Ш. Перро «Кот в сапогах»

04.05.-08.05

128.

6

Ш. Перро «Кот в сапогах». Развитие  речи: обучение выборочному  пересказу

129.

7

Проект  «Газета «День Победы – 9 мая»

130.

8

Ш. Перро «Кот в сапогах». Пересказ

11.05. -15.05

131.

9

Ш. Перро «Красная  шапочка»

132.

10

Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

133.

11

Э. Хогарт «Мафин и паук»

18.05.-22.05

134.

12

Э. Хогарт «Мафин и паук»

135.

13

Внеклассное  чтение. Сказки Г.Х. Андерсена

136.

14

Обобщение и проверка знаний по  разделу «Литература зарубежных стран»

137

15

Проект «Выставка  книг «Мой любимый  писатель-сказочник»

25.05. –29.05

Резервные  уроки (3 ч)

138.

1

Резервный  урок

139

2

Резервный  урок

140.

3

Резервный  урок

Итого  часов

В том  числе:

по  прог-

рамме

140

внеклассное  чтение

10

проверочные   работы

11

выпол-

нено

Согласовано:        

Зам  директора по  УВР        

_____________ /Кошелева  Е.И./        

«____»  _____________ 20___ г.        

        

Согласовано:

На  заседании ШМО (РМО)

Протокол №___ от «___» ____________ 20___ г.

Руководитель   ШМО (РМО)

______________ / Терёхина Т.Е./


Учебно-методическое и  материально-техническое  обеспечение

Учебно-методическое  обеспечение  для  учителя

  1. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские  писатели (справочник для  учителя и родителей). Приложение  к книгам для  чтения серии «Свободный  ум» Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой – м.: «Баллас», «С-Инфо», 1995 – 176 с.
  2. Кутявина С.В. Поурочные  разработки  по  литературному  чтению. 2 класс. – М.: ВАКО, 2013.-384с. – (В  помощь  школьному  учителю).
  3. Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс: пособие для  учителей общеобразовательных  учреждений/ Н.А. Стефаненко. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 125с. – (Школа  России).
  4. Рабочая  программа по  курсу «Литературное  чтение». 2 класс / Сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2014. – 96 с. – (Рабочие  программы).
  5. Рабочие  программы. Начальная  школа. 2 класс. УМК «Школа  России». Методическое  пособие с электронным приложением / Авт.-сост. Т.А. Жукова; под  редакцией Е.С. Галанжиной. – М.: Планета, 2013. – 168 с. – (Образовательный  стандарт).
  6. Школа  России. Концепции  и программы для нач. кл. Ш67В 2 ч. Ч.1/(М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008.-158 с.
  7. Школа  России. Концепции  и программы для нач. кл. Ш67В 2 ч. Ч.2/(М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008.-207 с.

                                           Учебно-методическое  обеспечение  для  учащихся

1. Контрольно- измерительные  материалы. Литературное  чтение: 2 класс / Сост. С.В. Кутявина.-4-еизд., перераб.-М.: ВАКО, 2012.-80с. - (Контрольно-измерительные  материалы).

2. Литературное  чтение. 2 класс. Учеб.  для общеобразовательных  учреждений с аудиоприл. на  электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / (Л.Ф. Климанова, В.Г.  Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 3-изд. – М.: Просвещение, 2012. – 224 с. ил. – (Школа  России).

3. Литературное  чтение. 2 класс. Учеб. Общеобразовательных  учреждений с аудиоприл. на  электрон. Носителе. В 2 ч. Ч.2 / (Л.Ф. Климанова, В.Г.  Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 3-изд. – М.: Просвещение, 2012. – 224 с. ил. – (Школа  России).

4. Литературное  чтение. Рабочая  тетрадь. 2 класс.  Пособие для  учащихся общеобразовательных организаций. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.- с. 95.

Согласовано:        

Зам  директора по  УВР        

_____________ /Кошелева  Е.И./        

«____»  _____________ 20___ г.        

        

Согласовано:

На  заседании ШМО (РМО)

Протокол №___ от «___» ____________ 20___ г.

Руководитель   ШМО (РМО)

______________ / Терёхина Т.Е./

Нормы оценок по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст  особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. В 4 классе чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. По мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя.

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности: в 4 классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста, проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка.

Норма техники чтения (слов/мин.) для 4 класса:90 слов в минуту (вслух), 120 слов в минуту (про себя).

Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более двух);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
    Недочеты:
  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
    слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Особенности организации контроля по чтению.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.

Оценка "5" ставится ученику, если он:

  • понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
  • читает целыми словами (2полугодие);
  • читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
  • самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
  • понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
  • твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.

Оценка "4" ставится ученику, если он:

  • читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова
  • по слогам (1полугодие);
  • читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
  • допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
  •  правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
  • знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).

Оценка "3" ставится ученику, если он:

  • читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
  • переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
  • последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.

Оценка "2" ставится ученику, если он:

  • читает монотонно, по слогам (1полугодие);
  • читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
  • допускает более 6 ошибок;
  • искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
  • при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.