Литературное чтение в 1 классе. Л.Н.Толстой "Костока".
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Суховей Жанна Владимировна

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе Л.Н.Толстой "Косточка". Урок разработан в свете требований новых ФГОС НОО по развивающей системе Л.В.Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.n.tolstoy_kostochka.docx671.39 КБ

Предварительный просмотр:

Суховей Жанна Владимировна,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ № 9»,

Саратовская область, город Энгельс

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе

Тема: Главный герой и персонажи в рассказе  Льва Толстого «Косточка».

Цели: Выявить смысл рассказа Л. Толстого «Косточка»; задуматься над вопросом, что же в рассказе Л. Толстого главное, для чего он написан; поразмышлять над тем, кто главный герой рассказа (Ваня, косточка);  обсудить вопрос о характере главного героя, об отношении читателя к Ване; обсудить роль персонажей в рассказе, смысл финала.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого.

Ход урока.

I. Организационный момент. 

II. Подготовка к восприятию нового материала.D:\Картинки\Писатели\Л.Н.Толстой\img357752_b.jpg

- Отгадайте загадку.

Я все знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу. 

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.            (Книга)

- Для чего нужны книги?

- Из каких еще источников мы узнаем полезную информацию?  (Телевизор, радио, компьютер)

Картинка 26 из 479584Картинка 64 из 257628

  http://belarus.shop.by/pics/items/philipsaz1605_2242.jpg

- А чему вы отдаете предпочтение?

- Что появилось раньше?

- Что удобнее взять с собой в дорогу или на необитаемый остров?

- Без книг не можем мы прожить. Давайте вспомним пословицу, которая подтверждает это.   (Испокон века книга растит человека.)

Много книг чудесных,

Книжек умных, интересных,

Увлекательных, веселых

В городах, станицах, селах …

Ты идешь в библиотеку,

Чтоб побольше прочитать,

Настоящим человеком

Помогают книги стать.

III. Постановка цели урока.

- Открываем учебник на странице 28.

- Как называется новый раздел?     ( Долина рассказов: тайна за тайной)

- Как называется рассказ, с которым мы будем знакомиться?    (Косточка)

- Какие косточки вы знаете?

- Какие косточки принадлежат сливе?

D:\Загрузки с Интернета\01.gif

D:\Картинки\Еда\Фрукты\0_b1f63_e01e908c_XL.png

D:\Загрузки с Интернета\459625-numbersgamedice-1351808190-287-640x480.jpg

D:\Картинки\Писатели\Л.Н.Толстой\vitamin-b17-amigdalin-mindal.jpg

D:\Загрузки с Интернета\Titanophoneus.gif

D:\Загрузки с Интернета\hand-skelett-18906.jpg

D:\Загрузки с Интернета\large_3.jpg

-  Кто автор этого произведения?        (Л.Н.Толстой)

- Знаком ли вам этот писатель? Что вы о нем знаете?

- А хотели бы вы узнать о нем еще? Тогда слушайте…

IV. Биографическая справка.

Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад. Л. Н. Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна в большой дворянской семье. Он был четвертым ребенком. Когда мальчику не было еще двух лет, умерла его мать. Отец тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница. D:\Картинки\Писатели\Л.Н.Толстой\images (6).jpg

Всю жизнь Толстой, 82 года, посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Он начал работать над «Азбукой». Было написано более 100 новых сказок и рассказов, например: «Три медведя», «Косточка», «Котенок», «Ноша», «Филиппок», «Еж и заяц». Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.

V. Чтение рассказа «Косточка» и работа над содержанием.

1). Первичное восприятие рассказа.

 - А сейчас внимательно послушайте рассказ и подумайте, сюжет этого рассказа выдуман писателем или нет?

(Дети слушают произведение в записи.)

- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем?

- Почему вы так думаете?

- Л. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумал и в этом случае с Ваней.

- Как вы думаете, если это было на самом деле и история не придумана автором, то к какому жанру отнес Л. Н. Толстой свой рассказ «Косточка»? (Быль.)

- Сколько действующих лиц, персонажей в рассказе?

- Кто является главным героем рассказа?

- А можно сказать, что главным героем является слива? Докажите.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

 2). Чтение   рассказа   детьми.  

- Перед тем, как мы будем читать рассказ, скажите, когда люди краснеют? А когда бледнеют? Было ли с вами такое?

- Вот сейчас, читая рассказ, мы должны отметить, почему Ваня и краснел, и бледнел.

(Читают дети.)

- В какой же момент Ваня покраснел? Почему? Зачитайте.

- А в какой  момент Ваня побледнел? Почему? Зачитайте.

3). Чтение   рассказа   детьми  про себя.

- Найдите устаревшие слова, если они есть.

4). Словарная   работа.

Горница – комната или чистая половина крестьянской избы.

Сочла – сосчитала.

5). Беседа   по   содержанию.

 - Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Зачитайте. Подумайте, как будем читать эти строчки?

- Успел ли он насладиться вкусом сливы? Зачитайте. А как будем читать эти строчки?

- Что же плохого сделал Ваня?

- Как вы относитесь к поступку мальчика? А поступаете ли вы так сами?

- Какие чувства он у вас вызывает?

- Как отнеслись к поступку мальчика персонажи рассказа (отец, другие дети)?

- А что произошло с Ваней?

- Как вы думаете, почему же он заплакал?

- А как еще могла бы закончиться эта история?

VI. Итог урока.

- Чему хотел научить нас автор рассказа? (Быть терпеливыми, иметь силу воли и быть честными.)

- Восстанови сюжет рассказа по подсказке.

D:\Картинки\Писатели\Л.Н.Толстой\b816c634c3479d20df40546d98589c31.jpg.jpg

D:\Картинки\Писатели\Л.Н.Толстой\b816c634c3479d20df40546d98589c31.jpg.jpg

D:\Картинки\Писатели\Л.Н.Толстой\b816c634c3479d20df40546d98589c31.jpg.jpg

D:\Картинки\Писатели\Л.Н.Толстой\b816c634c3479d20df40546d98589c31.jpg.jpg

D:\Картинки\Писатели\Л.Н.Толстой\b816c634c3479d20df40546d98589c31.jpg.jpg

D:\Картинки\Писатели\Л.Н.Толстой\b816c634c3479d20df40546d98589c31.jpg.jpg

- Соберите пословицу из слов.

Лучше

чем

правда,

ложь.

горькая

сладкая

(Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.)

- Как вы ее понимаете?

Домашнее задание: Перечитайте быль. Представьте себя на месте Вани и попробуйте пересказать от своего лица. А кому тяжело, приготовьте чтение от своего лица.

Оценка: Оцените свою работу на уроке, выбрав соответствующую карточку с изображением смайлика.

D:\Загрузки с Интернета\funny-face-qq.jpg

D:\Загрузки с Интернета\funny-face-qq.jpg

D:\Загрузки с Интернета\funny-face-qq.jpg

отлично

поработал на уроке

хорошо

поработал на уроке

нужно постараться

еще


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...