Главные вкладки

    Конспект и презентация к уроку обучения грамоте "Упражнение в чтение. Наблюдение над смыслом слов в предложении"
    план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

    Зубкова Елена Александровна

    Разработка к уроку обучения грамоте включает в себя технологическую карту, конспект урока и презентацию. Данный урок разработан для учащихся 1 класса.

    Цель урока: формировать умение понимать роль заглавных букв в русском языке.

    Авторы учебника «Букварь» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. (УМК «Школа 2100»)

    Представленный конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Презентация является хорошим дополнением к уроку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uprazhnenie_v_chtenii_s_68.rar2.02 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок: Обучение грамоте

    Тема: Упражнения в чтении. Наблюдение над смыслом слов в предложении.

    Автор: Зубкова Елена Александровна, учитель начальных классов, МАОУ лицей №34 г.Тюмень

    Класс: 1

    УМК: Образовательная система «Школа 2100»

    Цели:

    – формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;

    – формируем умение анализировать текст.

    Планируемые результаты

    Личностные:

    1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

    2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

    3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    Метапредметные результаты:

    Познавательные УУД:

    1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

    2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

    3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

    4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

    5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

    6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

    7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

    Регулятивные УУД:

    1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

    2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

    4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Коммуникативные УУД:

    1) формируем умение слушать и понимать других;

    2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

    4) формируем умение работать в паре.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание:

    1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

    2) гражданско-патриотическое воспитание;

    3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

    4) воспитание здорового образа жизни;

    5) экологическое воспитание;

    6) эстетическое воспитание.

    Оборудование: индивидуальные карточки со слогами (лит, ка, у, па, рил), компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, учебник «Букварь» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

    Конспект  урока

    Ι. Организационный момент.

    Учитель и дети:           Мы пришли сюда учиться,

    Не лениться, а трудиться.

    Работаем старательно,

    Слушаем внимательно.

    Учитель: К нам в гости на урок пришли гости. Покажем им, чему мы научились на уроках обучения грамоте?

    ΙΙ. Актуализация знаний

    Учитель: С чего начинаем каждый урок обучения грамоте?

    Дети: С речевой гимнастики.

    Учитель: Правильно, поиграем в игру «Рифмы». Повторяйте и договариваем слова.

    Учитель и дети:         Ом-ом-ом – мы построим новый … (дом)

    Ли-ли-ли - папа строит … (корабли)

    Ла-ла-ла – над цветком жужжит … (пчела)

    Лу-лу-лу – нитку вдели мы в … (иглу)

    Ло-ло-ло – едем к бабушке в  … (село)

    Учитель: Молодцы! А сейчас давайте вспомним, о чем говорили на прошлом уроке.

    Дети: Познакомились с буквами л и м, читали стихотворение «Гном»

    Учитель: Кто прочитает выразительно это стихотворение?

    Дети читают.

    Учитель: Переверните страницу (с. 68) и скажите, что мы сегодня будем делать на уроке. Какова тема урока?

    Дети: Повторение. Мы сегодня будет тренироваться в умении читать.

    Учитель: Упражнения в чтении. Наблюдение над смыслом слов в предложении (слайд 1)

    Учитель: Составим план нашего урока и запишем его на доске.

    Дети:         1) Чтение слогов.

    2) Составление и чтение слов.

    3) Составление и чтение предложений.

    4) Чтение текста.

    ΙΙΙ. Повторение и закрепление изученного

    Учитель: С чего начнём нашу работу?

    Дети: С чтения слогов 

    Учитель: Из чего состоят слоги?

    Дети: Из букв

    Учитель: Какие буквы мы уже изучили?

    Дети: а, р, у, н, к, о, и, г, п, с, т, ы, л, м (слайд 2)

    Учитель: На какие две группы можно разделить, изученные буквы?

    Дети: Согласные и гласные.

    Учитель: Чем отличаются гласные звуки от согласных?

    Дети: Гласный звук состоит только из голоса, а согласный – только из шума или из шума и голоса. При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград, а при произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду.

    Учитель: Что вы еще можете рассказать о согласных звуках?

    Дети: Согласные звуки делятся на 2 группы: звонкие и глухие.

    Учитель: Молодцы: Разделите согласные звуки на группы.

    Учитель: Просмотрите на слоги с. 68. Что заметили? (слайд 3)

    ала          ола          ила           ула           али

    ало          оло         ило           уло           оли

    алу          олу         илу           улу           или

    алы         олы        илы           улы          ули

    Дети: Слоги состоят из трех букв. Посередине согласная буква – л

    Учитель: Прочитайте слоги 1-го столбика. Есть ли что-то общее?

    Дети: Первая буква – а

    Учитель: Что можете рассказать про звук [л]?

    Дети: Согласный звонкий звук.

    Учитель: Какого цвета точку поставите?

    Дети: Синюю точку, т.к. он твердый.

    Учитель: Прочитайте слоги 1-й строчки. Что можете сказать про согласные звуки в этих слогах? Они во всех слогах разные или это один и тот же звук?

    Дети: Разные. В последнем слоге – мягкий согласный, т.к. после согласного стоит гласная буква и.

    Аналогично читают остальные столбики и строчки.

    Учитель: Замените букву Л в слогах на букву М, прочитайте (слайд 4)

    Дети:         ама          ома          има           ума           ами

    амо          омо         имо           умо           оми

    аму          ому         иму           уму           ими

    амы         омы        имы           умы          уми

    Учитель: В каких слогах мягкий звук? Почему? Как вы определили?

    Дети: В последнем ряду. Буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.

    Учитель: Какое следующее задание должно быть по плану?

    Дети: Составление слов из слогов.

    Учитель: Игра «Слоги рассыпались». У вас на столах конверты, в белом конверте лежат слоги, достаньте их. Работу выполняем в парах.

    Учитель: Какие слова можно составить из данных слогов?

    Дети: Улитка, калитка, парилка (слайд 5) 

    Учитель: Что означает каждое слово?

    Дети: Калитка – дверца в заборе, в воротах. Улитка – это животное, которое медленно передвигается и имеет раковину-домик. Парилка – это баня, где парятся.

    Учитель: Напечатайте, получившиеся слова в тетрадях, поставьте ударение в словах. Проверьте свои записи с образцом. Оцените себя.

    ФИЗМИНУТКА

    Учитель:         А теперь пора нам отдохнуть.

    Для разминки из-за парт поднимаемся на старт! (Дети встают)

    Дети:         Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей! (Бег на месте.)

    Делаем вперёд наклоны – раз-два-три-четыре-пять! (Наклоны.)

    Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять. (Вращение прямыми руками.)

    Начинаем приседать – раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.)

    А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе! (Прыжки.) 

    Руки к солнышку потянем,

    Руки в стороны растянем. (Потягивания – руки вверх, потом в стороны.)

    А теперь пора учиться,

    Да прилежно! Не лениться! (Дети садятся за парты.)

    ΙV. Постановка учебной проблемы.

    Учитель: Отдохнули, а теперь за работу. Посмотрите на доску, прочитайте столбики слов (слайд 6):

    роман           панама            галка

    Роман          Панама           Галка

    Учитель: Почему одинаковые слова записаны по-разному? Какие слова пишутся с заглавной буквы?

    Дети: Слова имеют разные значения. С заглавной буквы пишутся имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, деревень, рек, озер, морей, стран.

    Учитель: Давайте определим значение каждого слова. Что такое роман с маленькой буквы?

    Дети: Роман – это большое произведение, оно пишется с маленькой буквы.

    Учитель: А что означает слово Роман, записанное с заглавной буквы?

    Дети: Роман – это имя мальчика. Имена людей всегда пишутся с заглавной буквы.

    Учитель: А какие значения имеет слова панама?

    Дети: Панама – головной убор, пишется с маленькой буквы. Панама – страна, расположенная на участке суши, соединяющем Северную Америку с Южной. Название страны пишется с заглавной буквы.

    Учитель: Какие значения имеет слово Галка?

    Дети: Галка – птица, пишется с маленькой буквы. Галка – имя девочки, Галина, Галя. Имена пишутся с заглавной буквы.

    Учитель: Слова, которые имеют разные значения, но пишутся одинаково, называются омонимами.

    V. Применение нового знания

    Учитель: Какие пункты плана мы уже выполнили? Какое задание должно быть следующим?

    Дети: Мы прочитали слоги, слова. Сейчас должны прочитать предложения.

    Учитель: Посмотрите на предложения внизу страницы букваря (слайд 7). Прочитайте первое предложение. 

    Дети: Тут Роман листал роман.

    Учитель: Что заметили?

    Дети: Одно и тоже слово записано с большой и с маленькой буквы.

    Учитель: Объясните значение предложения.

    Дети: Мальчик по имени Роман читает книгу.

    Учитель: Прочитайте 2-е предложение (слайд 8).

    Дети: Там Галка смотрит на галку. Девочка по имени Галя смотрит на птицу.

    Учитель: Читаем 3-е предложение (слайд 9)

    Дети: Пугало пугало сорок сорок.

    Учитель: Почему необходимо было поставить ударение во всех словах?

    Дети: Ударение помогает правильно произнести слова и понять его значение.

    Учитель: Что делает пугало?

    Дети: Пугало пугает.

    Учитель: Кого пугает?

    Дети: Пугает птиц – сорок. Их много.

    Учитель: Почему его прозвали пугалом? (Пугало – палка, воткнутая в землю, к ней прибивается поперечина, на неё надевается старая одежда, к которой привязаны предметы, создающие шум при ветре. Используют в саду, на огороде для отпугивания птиц.)

    Учитель: Очень интересное предложение, прочитаем его ещё раз.

    Учитель: Прочитаем остальные предложения, объясним их значения (слайд 10).

    Дети: У окна Гули – гули. Возле окна девочки по имени Гуля сидят голуби – гули.

    Дети:         У странника панама стара. (слайд 11)

    А Панама – страна.

    Учитель: Кто такой странник?

    Дети: Путешественник.

    Учитель: Что значит: У странника панама стара?

    Дети: Это значит, что его головной убор не новый, а старый, он часто в панаме был в различных путешествиях. Это слово пишется с маленькой буквы.

    Учитель: Почему в последнем предложении слово Панама написано с большой буквы? Дети: Это название государства. 

    Учитель: Сколько всего предложений прочитали?

    Дети: Шесть предложений.

    Учитель: Посмотрите внимательно на схему над картинками (слайд 12). Это схема чего? Дети: Это схема предложения. Начало предложения пиши с большой буквы, в конце ставь точку.

    Учитель: Сколько в этом предложении слов? Как определить?

    Дети: 4слова, т.к. 4 линии.

    Учитель: Давайте составим предложение. Какое самое маленькое? Почему?

    Дети: Самое маленькое – третье слово, т.к. короткая линия.

    Учитель: Какое слово первое? Почему?

    Дети: Книга, так как мы видим на картинке книгу.

    Учитель: Что можете рассказать о втором слове?

    Дети: 2-е слово состоит из трёх слогов, ударный второй слог, начинается на букву У. Наверное, упала.

    Учитель: Какое третье слово?

    Дети: 3-е слово маленькое – это предлог с.

    Учитель: Что означает следующее слово?

    Дети: 4-е слово – здесь нарисована картинка, на которой изображено много книг. Они стоят на полке. Получилось предложение: Книга упала с полки.

    Учитель: Что мы сейчас делали? 

    Дети:  Составляли предложение по схеме.

    ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

    Учитель: Наши глаза устали. Давайте выполним гимнастику для глаз.

    Упражнения:

    1. «Подмигни» (поморгать глазами, закрыть и досчитать до пяти)

    2. «Жмурки» (крепко зажмуриться и сосчитать до трех; считая до пяти, постепенно открывать глаза)

    3. «Веселый пальчик» (руку выставляем вперед, смотрим на палец, двигаем пальцем вправо-влево-вверх-вниз, голова неподвижна, 4 раза)

    4. «Смотрим вдаль» (смотрим сначала перед собой, а потом вдаль, 4 раза)

    5. «Покружимся» (круговые движения глазами: по 3 раза вправо и влево, потом смотрим вдаль и считаем до 5)

    VΙ. Повторение и закрепление изученного

    Учитель: Что осталось нам выполнить по плану?

    Дети: Прочитать текст.

    Учитель: Посмотрите на портрет. Кто помнит, как зовут эту писательницу? (слайд 13)

    Дети: Надежда Надеждина.

    Учитель: О чем мы читали в прошлый раз?

    Дети: О том, почему капусту назвали капустой.

    Учитель: Интересно, о чём Надежда Надеждина расскажет на этот раз? Давайте рассмотрим иллюстрацию (слайд 14) Кто изображён на картинке?

    Дети: Грек.

    Учитель: Что в руке?

    Дети: Петрушка.

    Учитель: Где и когда происходит действие?

    Дети: Давным давно в Греции.

    Учитель: Давайте прочитаем название.

    Дети: «Почему петрушку назвали петрушкой».

    Учитель: Что такое петрушка?

    Дети: Это растение, которую добавляют в еду.

    Учитель: Вкусная? Полезная? (ответы детей)

    Учитель: Интересно, что Надежда Надеждина расскажет про петрушку? Давайте прочитаем начало (1 абзац).

    Ребенок читает вслух.

    Учитель: Оказывается, имена, которыми мы называем людей, пришли к нам из Греции. Читаем дальше (2 абзац).

     Ребенок читает вслух.

    Учитель: Зачем давали детям при рождении имя Пётр?

    Дети: Имя Петр давали человеку в надежде, что он будет крепким, как скала. Т.к. по-гречески имя означает «камень».

    Учитель: Какое уменьшительное имя от Петра?

    Дети: Петя, Петруша, Петрушка...

    Учитель: Кем в старину являлся Петрушка?

    Дети: Это весёлый, смешной, озорной герой народного кукольного театра.

    Учитель: Читаем дальше, третий абзац.

    Ребенок читает вслух.

    Учитель: Почему же такое имя дано овощу?

    Дети: Греки называют петрушку «каменным сельдереем».

    Учитель: В чём отличие Петрушки от петрушки? (слайд 15)

    Дети: Петрушка – это имя героя кукольного театра и петрушка – растение. Поэтому слова пишутся по-разному: имя – с заглавной буквы, растение – с маленькой.

    Учитель: А что общего?

    Дети: Одинаково произносятся, в переводе с греческого означает камень.

    Учитель: Сколько частей (абзацев) в тексте?

    Дети: Три абзаца.

    Учитель: Как об этом догадались?

    Дети: Каждая часть начинается с красной строки.

    Учитель: Прочитайте первую часть.

    Дети читают.

    Учитель: Прочитайте вторую часть.

    Дети читают.

    Учитель: Прочитайте третью часть.

    Дети читают.

    Учитель: Чем удивил прочитанный текст?

    Дети высказывают свои мнения.

    Учитель: В какой книге можно узнать о значении и происхождении имён?

    Дети: В словаре имен.

    VII. Подведение итогов. Рефлексия.

    Учитель: Все ли пункты плана выполнили? 

    – Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?

    – Чему научились на уроке?

    – Кому сегодня было легко?

    – Кому ПОКА было трудновато?

    – Кто доволен сегодня своей работой?

    – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

    – Отметьте своё настроение в тетради

    VIII. Домашнее задание (по желанию)

    Учитель: Дома расскажите родителям, что узнали о греческих именах в русском языке. Всем спасибо за урок.

    Список используемых источников:

    1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/09/15/uprazhnenie-v-chtenii-i-pisme
    2. http://w.school2100.ru/pedagogam/vdru/cat.php?class=130&week=11&cat=132
    3. Физминутка - http://www.igraza.ru/various/366-fizmin.html
    4. Гимнастика для глаз - http://www.pupsek.com/zdorov-e-rebenka/uhod-za-rebenkom/kompleksy-detskoj-gimnastiki-dlya-glaz.html

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект и презентация к уроку "Обучение грамоте" 1 класс, по программе "Начальная школа 21 века". Тема: Звуки [з, з\']. Буквы З з.

    Тип урока: Урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)Задачи:Образовательная :познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными зв...

    Конспект и презентация к уроку обучения грамоте (письмо) УМК "Планета знаний" 1 класс по теме: "Письмо заглавной буквы Г. Парные согласные г-к"

    Ресурс представляет собой конспект урока письма для 1 класса  по теме: "Письмо заглавной буквы Г. Парные согласные г-к»" с презентацией.  Материал подготовлен по УМК "Планета знаний". В ходе...

    Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо). Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 класс УМК "Гармония"

    Конспект и презентация к уроку обучение грамоте, букварный период (письмо). Пропись №3. 1 класс УМК "Гармония". Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами....

    Конспект урока по обучению грамоте (чтению) " Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении".

    Учебный материал предполагает работу по формированию у первоклассников  осмысленного чтения предложений....

    Урок русского языка в 3 классе по теме: "Предложение и его смысл. Слова в предложении."

    Цель:-Организовать деятельность учащихся по углублению и систематизации знаний в рамках темы;- развивать умение определять границы предложения;- учить составлять из слов предложения;- способствовать ф...

    Конспект и презентация к уроку обучение грамоте. Гласный звук [и]. Большая и малая буквы и. Повторение

    Конспект и презентация к уроку обучение грамоте. Гласный звук [и]. Большая и малая буквы и. Повторение.1 класс, программа "Перспективная начальная школа"...