Главные вкладки

    Конспект и презентация к уроку "Обучение грамоте" 1 класс, по программе "Начальная школа 21 века". Тема: Звуки [з, з']. Буквы З з.
    план-конспект урока (чтение, 1 класс) на тему

    БОНДАРЕНКО СВЕТЛАНА НОВОМИРОВНА

    Тип урока: Урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)

    Задачи:

    • Образовательная :

    познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [з, з '], буквами Зз. Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.

    •  Развивающая:

    развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

    • Воспитательная:

    воспитывать интерес к чтению, культуре общения, умение слушать друг друга, воспитывать наблюдательность, чуткое отношение к природе.

    Методы: наглядный, беседа, диалог, практический, проблемно-поисковый

    Формы проведения урока: индивидуальная, парная, разноуровневая, учебный диалог.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon bukva_z.doc66.5 КБ
    Office presentation icon bukva_znachalo.ppt2.92 МБ
    Office presentation icon bukva_zokonchanie.ppt2.79 МБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: чтение (  обучение грамоте)

    Класс:  1

    Авторы  учебника: Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э., Рудницкая В.Н.

    Тема: Звуки [з, з']. Буквы З з.  

     Дидактическая цель: сформировать у учащихся знания о звуках [з], [з'] b,и буквах З з

    Тип урока: Урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)

    Задачи:

    1. Образовательная :

    познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [з, з '], буквами Зз. Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.

    1.  Развивающая: 

    развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

    1. Воспитательная:

    воспитывать интерес к чтению, культуре общения, умение слушать друг друга, воспитывать наблюдательность, чуткое отношение к природе.

    Методы: наглядный, беседа, диалог, практический, проблемно-поисковый

    Формы проведения урока: индивидуальная, парная, разноуровневая, учебный диалог.

    Оборудование:

    1. учебник
    2. тетрадь с печатной основой «Грамота» № 3
    3. Индивидуальные карточки
    4. Компьютер.
    5. Проектор.
    6. Экран.
    7. Презентация Microsoft Office Power Point.

    ХОД УРОКА.

    I. Организационный момент

    - Ребята, повернитесь друг к другу и произнесите слова “Я – молодец!”, а теперь своему соседу скажите “И ты – молодец!”.

    – Мы с вами все молодцы. Садитесь.

    – Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.

    -  В КОНЦЕ УРОКА ВСЕХ ВАС ЖДЕТ ПРИЯТНЫЙ СЮРПРИЗ.

    (СЛАЙД № 1)

    -Если хочешь много знать,
       Многого добиться,

        Обязательно читать

        Должен научиться

    2. Речевая разминка

    - Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране  Звуков и Букв.

    Но сначала нам нужно сделать речевую разминку.

    (СЛАЙД № 2)

    Комар летел и протяжно звенел – “ЗЗЗЗ”.

    Дети–комарики с мамой летят. Тоненьким голосом протяжно звенят: “Зьз’ з’ з’ з’”.

    Комар звенит: “ЗЗЗЗ”, комарик: “з’ з’ з’ з’”.

    -Отлично.

    3.Активизация познавательной деятельности.

    – Вы верите в чудеса? (Ответы детей.)

    – И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами сами создадим чудо в своём воображении.

    (СЛАЙД № 3)

    -Закройте глазки, а теперь откройте. Где мы с вами оказались ? ( в лесу)

    -Отгадайте загадку

    Крыша в шапке меховой
    Белый дым над головой
    Двор в снегу. Белы дома.
    Ночью к нам пришла ….(зима)

    - И мы с вами оказались не в простом лесу, а в каком?(зимнем)

    -Зимний лес всегда кажется волшебным, сказочным. Деревья стоят в красивых нарядах. На снегу невиданные звери оставили свои следы. И очень, очень тихо.

    И вдруг мы слышим звуки падающего снега с кустов и поскрипывание снега на земле. К нам на полянку выскочил какой-то зверек.

    (СЛАЙД № 4)

    -Загадка

    – Что за зверь лесной –
    Встал, как столбик, под сосной.
    И стоит среди травы
    Уши выше головы. (Зайка).

    -Зайка  и зима принесли с собой новые звуки. Вы догадались какие?

    4.Целеполагание.

    - А что мы с этими звуками будем делать?

    - Мы их будем исследовать, заменим их буквой, научимся читать слоги, слова, предложения.

    5.Характеристика звука.

    - Зима задает вам вопрос. Ее первый звук «добрый»   или  «серьезный»?  (Добрый) .Произнесите его. ( [з'])

    - А теперь ответьте зайке, какой его первый звук? (серьезный)  Произнесите его. ( [з]).

    -Наш зайка прибежал не один, а со своими друзьями. Они хотят узнать, а в каких еще словах встречается  серьезный звук  [з]? А в каких добрый звук [з'] ?

    -Вы отлично справились с заданием.

    - Теперь Зима вам дает задание. Она просит охарактеризовать новые звуки. Но чтобы дать нашим звукам характеристику,  надо вспомнить, на какие 2 группы делятся все звуки речи. (гласные и согласные.)

    (СЛАЙД № 5)

    – Самостоятельно определите, к какой группе относятся новые звуки. Докажите это.

    Ответы детей: звуки согласные, так как при произношении встречают во рту преграду, не поются, не тянутся.

    – Определите, звонкие эти звуки или глухие. Докажите.

    - Положили руку на горлышко.

    Дети кладут руку на горлышко и определяют, “включился” ли моторчик. Ответы детей с доказательством.

    -Дрожит ваше горлышко или нет? Да.

       - Значит звук [з] звонкий или глухой? ( звук [з] -  звонкий.)

    - А почему один звук мягкий, а другой твердый?

    Учитель: У каждого звука должен быть паспорт. И мы сейчас заполним с вами паспорт каждого звука.

    (СЛАЙД № 6)

    Фамилия: Согласный
    Имя: [ З ]
    Отчество: Звонкий
    Характер: Твердый
    Родители: Голос, шум

    Фамилия: Согласный
    Имя: [ З’]
    Отчество: Звонкий
    Характер: Мягкий
    Родители: Голос, шум

    -А теперь давайте удивим наших друзей. Покажем им, что мы умеем составлять звуковые схемы к словам Зима и зайка. (двое у доски, а остальные- на партах).

    (СЛАЙД № 7)

    -Разделим слова на слоги.

    -Поставим ударение. Определим какой слог ударный.

    - Заменим уже известные нам звуки буквами.

                                                 и                 м                   а

            а               й                 к               а

    - Какие звуки вы не смогли заменить буквами? Почему?

    Что делать нам в такой ситуации?

    6.Знакомство с буквой

    А сколько букв нам понадобится для обозначения твердого и мягкого звуков? Почему?

    (Опора на плакат)

    -На какую цифру похожа эта буква? ( на три)

    (СЛАЙД № 8)

    На эту букву посмотри, она совсем как цифра три.

    -Сколько элементов в написании буквы, какие? (два полуовала).

    - Откуда начнете писать букву?

    -Написание в воздухе под счет.

    -Обвод буквы З по бархатной бумаге.

    (СЛАЙД № 9)

    - Если бы вы были художником, то каким бы цветом вы раскрасили эту букву?.    Раскрасьте.

    - А теперь заштрихуйте эту букву.

    (СЛАЙД № 10)

    - Давайте сравним печатную букву с письменной. Что общего, а в чем различие?

    Работа в тетрадях «Грамота».

    -Откройте тетради. На верхней строке какие буквы? (Заглавная и строчная).

    -Попробуем их написать. Сначала обводим буквы по образцу, а потом печатаем сами.

    (П О К А З А Т Ь!)

    7.Чтение слогов.

    А теперь давайте составим слоги с буквой З.

    (СЛАЙД № 11)

    зю

    зя

            -На доске и в тетрадке записываем слоги (за, зо, зу, зя, зё, зю, зи)

    - А теперь прочитаем. Мальчики читают слоги с твердым звуком [з].

    - Девочки читают слоги с мягким звуком [з'].

    - Чтение слогов по учебнику.(по желанию).

    (СЛАЙД № 12)

    -Вернемся к нашим друзьям :Зиме и зайке. Давайте заменим первый звук буквой.

    (СЛАЙД № 13)

    - Найдем место букве З в ленте букв.

    В этих словах мы будем писать строчную букву з. А во всех ли словах пишется строчная буква З? В каких словах пишется заглавная? Назовите эти слова.

    -Вернемся к нашим тетрадкам. Нам нужно выполнить еще одно задание зайки и Зимы. Дописать в словах  заглавную или строчную буквы  Зз.

    -Пишем на доске и в тетрадке.

    8.Чтение слов .

     Читаем слова на стр. 120 .

    - вслух цепочкой

    -первый ряд-1 столбик

    Второй ряд – 2 столбик

    Третий ряд-3 столбик

    Все вместе – 4 столбик.

    Составляем слова по учебнику.

    ( ЗАРЯ, ЗАМОК, ЗАГАР, ЗАНОЗА) – где звук[ З]?

    (ГРОЗА, РОЗА, ЗАНОЗА, ГЛАЗА).

    ( СЛАЙД № 14)

    В лесу нам встретились возвышенности надо их пройти. Прочитайте слова.

    Ва-за, за-гон, гон-ка, ка-за-ки

    (СЛАЙД № 15)

       РАСКРАСИТЬ УЗОР.

    Дунул ветер, и мороз

    Снег нам с севера принёс.

    Только вот с тех самых пор

    На стекле моём ...

    (узор)

    Раскрасим узор, который нарисовал на окнах мороз.

    9. Чтение текста.

    Стр. 121.

    О чем этот текст? У него нет названия. Давайте придумаем ему название. Какие есть мнения?

    -О каком времени года говорится в тексте?

    -Кто рисовал узоры?

    -Где рисовал мороз узоры?

    -Какие узоры он рисовал?

    -А какое предложение вы бы смогли добавить к этому тексту?

    (СЛАЙД  № 16)

    -Посмотрите на эту иллюстрацию Подходит она к нашему рассказу?.

    (СЛАЙД № 17)

    - А где мы можем увидеть вот такую букву?

    ЗА

    ЗО

    МОК

    ВОД

    БОР

    Н

    АЗ

    БУ

    Т

    В

    КА

    Д

    10.Игра «Составь слова»

    – Составьте слова по слоговой таблице, (забор, замок, завод, азбука, зонт) .

    11. Рефлексия.

    -С каким звуком познакомились?

    -Что мы о нем узнали? Какой он?

    Какой буквой обозначается?

    - Оденем наш звук.

    А теперь прочитайте, каким словом называли в старославянском букваре букву З. (земля)

    (слайд № 19)

    -Всем спасибо. Все молодцы.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Дунул ветер, и мороз Снег нам с севера принёс. Только вот с тех самых пор На стекле моём ... узор

    Слайд 3

    Молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обучения грамоте в 1 классе по ОС "Школа 2100". Тема: "Звук [ж], буквы Ж, ж. Письмо слов с жи".

    Урок по курсу "Обучение грамоте"  по теме "Звук [ж], буквы Ж, ж. Письмо слов с жи" был проведен в нетрадиционной форме: путешествие...

    Конспект урока по математике для 4 класса по программе "Школа России". Тема урока "Решение задач на движение. Повторение."

    Данный урок является обучающим, развивающим, воспитывающим. Структура урока, содержание, применение различных методов и приёмов, форм работы смена одного вида деятельности другим отвечают поставленной...

    Конспект урока литературного чтения в 1 классе по программе «Школа 2100». Тема урока: Г.Цыферов «Про друзей».

    Конспект урока литературного чтения в 1 классе по программе «Школа 2100». Тема урока: Г.Цыферов «Про друзей»....

    Урок русского языка: обучение грамоте (обучение письму) 1 класс по УМК « Школа России» Тема"Строчная и заглавная буквы Л, л."

    Данный урок был проведён мною в первом классе как открытый. На нём присутствовали представители учреждений дошкольного образования с целью осуществления преемственности дошкольного и начального школьн...

    Конспект комбинированного урока и презентация по предметам "Письмо" и "Чтение" в 1 классе по программе "Школа России". Тема: "Звук и буква Ч"

    Конспект комбинированного урока и презентация по предметам "Письмо" и "Чтение" в 1 классе по программе "Школа России". Тема: "Звук и буква Ч"...

    Конспект комбинированного урока и презентация по предметам "Письмо" и "Чтение" в 1 классе по программе "Школа России". Тема: "Звук и буква Ш"

    Конспект комбинированного урока и презентация по предметам "Письмо" и "Чтение" в 1 классе по программе "Школа России". Тема: "Звук и буква Ш"...