Урок русского языка: обучение грамоте (обучение письму) 1 класс по УМК « Школа России» Тема"Строчная и заглавная буквы Л, л."
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Чижова Ильмира Сабиржановна

Данный урок был проведён мною в первом классе как открытый. На нём присутствовали представители учреждений дошкольного образования с целью осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок обучения грамоте105 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка: обучение грамоте (обучение письму)

1 класс  по УМК  « Школа России»

                                                                          Технологическая карта урока.

Тема

Строчная и заглавная буквы Л, л.

Педагогическая цель

формирование умения писать заглавную и строчную буквы Л, л.

Задачи урока

Создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы Л, л, способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Различают строчную и заглавную буквы; осуществляют сравнение печатной и письменной букв; используют заглавную букву в именах собственных; грамотно записывают предложения, обозначают границы предложения на письме; осуществляют списывание с письменного шрифта и письмо под диктовку; правильно интонируют при чтении вопросительное предложение

Личностные результаты

Применяют правила делового сотрудничества: считаются с мнением другого человека, проявляют терпение и доброжелательность, доверие к соучастнику деятельности

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: оценивают уровень овладения тем или иным учебным действием.

Познавательные: общеучебные- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические- выделяют общее и частное, целое и часть.

Коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия.

Основное содержание темы, понятия и термины

Буквы Л, л ,строчная, заглавная, печатная, письменная буквы, звуки [л], [л ]; предложение.

Образовательные ресурсы

Презентация «Живая азбука» (электронный ресурс);

Презентация по письму (электронный ресурс)

                                                                               Сценарий урока

Этапы УЗ

Задача этапа

Формы

организации УПД

Методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы контроля

Планируемые результаты

Действия   умения

1.Организацион-ный момент

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. Проводить инструктаж настраивать детей на работу.

Фронтальная

Словесный

  Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи2», ручки)

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок

Самопроверка готовности к уроку. Индивидуальный.

Позитивный настрой на урок

2.Постановка учебной задачи

Способствовать запоминанию изученного материала.

Нацелить на осознанное восприятие нового материала. Активизировать познавательную деятельность

         

Фронтальная.

Словесный. Вступительное слово учителя.

 Читает стихотворение:

Ласковый лев.

Лев левой лапой лоб умыл,

И стал он ласков, добр и мил.

Все радуются звери,

Но льву они не верят.

Понятно им давно,

Что ласковые львы

Бывают лишь в кино.

             В.Дронов

-А вы согласны с этим? Может быть, с кем-нибудь они бывают ласковыми? Каких ещё животных на букву л вы знаете? Назовите, интонационно выделяя звук [л] или [л ].

-Как вы думаете, какие буквы мы будем сегодня учиться писать?

Слушают стихотворение.

.

Отвечают на вопросы учителя.

-Научимся писать буквы Л, л.

Высказывают своё мнение. Совместно с учителем формулируют учебную задачу.

Фронтальный. Устные ответы, произношение звуков.

. Познавательные: общеучебные- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;

3. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

    1-Пальчиковая гимнастика.

Подготовить пальцы детей к письму, развивать мелкую моторику рук.

Фронтальная, индивидуальная.

Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики.

- Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Лошадка» :

Одной рукой я травку рву,

Другой рукой я тоже рву.

Я травкой накормлю коня.

Вот сколько пальцев у меня!

Выполняют пальчиковую гимнастику по тексту

Делают хватательные движения поочерёдно левой и правой рукой, затем вытягивают руки вперёд и поворачивают ладонями вверх

.

Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя.

Самоконтроль.  Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук.

 

Регулятивные:                           умение работать с                                                                                              

предоставленной информацией; оценивать успешность усвоения                                                                      материала.

Личностные: умение преодолевать трудности, готовность устанавливать    какие из предложенных задач могут быть успешно решены.

    2-Правила посадки за столом во время письма.

Повторить с детьми правила правильной посадки за рабочим местом, закрепить правила обращения с письменными принадлежностями.

Индивидуальная.

Практический.

-Проверяем посадку за партой, правила обращения с ручкой.

Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку

Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой.

Индивидуальный. Проверка правильности посадки при письме, верного обращения с ручкой.

Регулятивные:                           умение работать с                                                                                              

предоставленной информацией; оценивать успешность усвоения                                                                      материала.

Познавательные: умение определять состав числа 5, образовывать       следующее число прибавлением числа 1 к предыдущему числу

 или  вычитанием числа 1 из следующего за ним числа.

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою позицию, оценивать правильность составления числовой последовательности.

3-Знакомство с написанием строчной буквы  « л»

Создать условия для успешного усвоения нового материала с учетом психофизиологических особенностей учащихся.

Фронтальная

Словесный,   наглядно-демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ.

-Рассмотрите образец строчной буквы л.

-Начинаем писать букву л чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем, доводим до нижней линии, затем ведём вверх, отклоняя черту вправо, и доводим до верхней линии рабочей строки. От этой точки, где закончили писать первый элемент, начинаем писать второй- палочку с закруглением внизу. Сначала ведём вниз по написанному, а потом следим за тем, чтобы между первым и вторым элементами образовался уголок.

- Пропишите элементы буквы л в воздухе.

Слушают объяснения учителя, следят за написанием буквы. Прописывают элементы в воздухе.

Анализируют образец изучаемой буквы, обращают внимание на то, что буква состоит из двух элементов.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

Регулятивные: проявление познавательной инициативы, адекватно оценивать правильность выполнения действий, умение работать с                                                                                                  

предоставленной информацией, оценивать успешность усвоения                                                             материала.

4-Работа в «Прописи 2»(с.23).Письмо буквы л.

Сформировать умение писать строчную букву л.

Фронтальная, индивидуальная.

Практический, словесный. Письмо, беседа.

-Рассмотрите образец строчной буквы л.

-Сколько элементов в букве л? Для чего нужны стрелки?

-Обведите элементы буквы. Обведите узор «Цветы».

-Допишите на первой строке элементы буквы л.

-На второй строке допишите букву л.

Рассматривают букву. Отвечают на вопросы учителя.

Обводят узор «Цветы», элементы буквы и пишут букву л.

Анализируют образец буквы, в соответствии с ним выполняют письмо буквы л, соблюдая высоту, ширину.

 Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо. Самоконтроль.

Личностные: умение преодолевать трудности, готовность устанавливать                     какие из предложенных задач могут быть успешно решены

Познавательные: умение писать элементы буквы л, соединять в одну букву.

 

 Регулятивные: проявление познавательной инициативы, адекватно оценивать правильность выполнения действий, умение работать с                                                                                                  

предоставленной информацией, оценивать успешность усвоения                                                             материала.

5-Чтение и письмо слогов и слов ( с.23)

Формировать навыки чтения и письма слогов и слов с буквой л.

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный, практический. Чтение, письмо.

-Прочитайте слоги на 3, 4, 5, 6-й строках.

- Напишите слоги и сова, обращая внимание на соединение букв.

Читают слоги, слова, выполняют их письмо.

Соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Фронтальный, индивидуальный. Письмо.

Познавательные: умение читать и писать слоги и слова с буквой л, соблюдая соразмерность элементов букв..

Регулятивные: умение адекватно оценивать уровень усвоения материала.

Коммуникативные: умение аргументировано отстоять свою позицию.

6-Знакомство с написанием заглавной буквы Л.

Создать условия для успешного усвоения нового материала с учетом психофизиологических особенностей учащихся.

Фронтальная.

Словесный, наглядно- демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ.

-Рассмотрите образец заглавной буквы Л.

- Буква Л состоит из двух элементов. Начинаем писать от середины широкой вспомогательной сроки. Ведём линию наклонно вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведём вниз, слегка отклоняя вправо. Доводим черту до нижней линии рабочей строки, закругляем влево и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки. Второй элемент начинаем писать от той точки, что и первый элемент. Ведём черту вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки. Чуть не доходя до нижней линии, закругляем вправо и доводим до нижней линии рабочей строки; поднимаемся вверх до середины рабочей строки.

-Пропишите элементы буквы Л в воздухе.

Слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы. Прописывают элементы в воздухе.

Анализируют образец изучаемой буквы, обращают внимание на то, что буква состоит из двух элементов.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

Личностные: умение преодолевать трудности, готовность устанавливать                     какие из предложенных задач могут быть успешно решены

Познавательные: умение писать элементы буквы Л, соединять в одну букву.

7-Работа в «Прописи 2»(с.24).Письмо буквы Л.

Сформировать умение писать заглавную букву Л.

Фронтальная, индивидуальная.

Практический, словесный. Письмо, беседа.

-Рассмотрите образец заглавной буквы Л. Сколько элементов в букве Л?

-Для чего нужны стрелки?

-Обведите элементы буквы.

-Обведите по контуру узор «Дерево».

-Допишите на первой строке элементы буквы Л.

-На второй строке допишите букву Л.

Рассматривают букву. Отвечают на вопросы учителя. Обводят контуры узора, элементы буквы  и пишут букву Л.

Анализируют образец буквы, в соответствии с ним выполняют письмо буквы Л, соблюдая высоту, ширину.

Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо. Самоконтроль.

Личностные: умение преодолевать трудности, готовность устанавливать                     какие из предложенных задач могут быть успешно решены

Познавательные: умение писать элементы буквы Л, соединять в одну букву.

Физкультминутка

Создать условия для успешного усвоения нового материала с учетом психофизиологических особенностей учащихся

Коллективная.

Практический.

А часы идут, идут-

Тик-так,  тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт.

(наклоны влево и вправо)

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка.

(глубокий присед)

Прокукует птичка время,

Снова прячется за дверью.

(Приседания)

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга.

(вращение туловищем вправо)

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой.

(вращение туловищем влево)

А часы идут, идут,

(ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают.

(замедление темпа ходьбы)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят.

(бег на месте)

Если их не заведут

То они совсем встают.

(остановиться)

Выполняют движения по тексту за учителем.

Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке.

Коллективный. Правильное выполнение упражнений.

Активный отдых и позитивный настрой на урок.

8-Чтение и письмо слогов(с.24).

Формировать навыки чтения и письма слогов с буквой Л.

Фронтальная, индивидуальная.

Практический, словесный. Чтение, письмо.

-Прочитайте слоги на 3-ей строке.

-Напишите слоги, обращая внимание на соединение букв.

Читают слоги, выполняют их письмо.

Соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Фронтальный, индивидуальный. Чтение,  письмо.

Познавательные: умение читать и писать слоги и слова с буквой л, соблюдая соразмерность элементов букв..

Регулятивные: умение адекватно оценивать уровень усвоения материала.

4.Закрепление знаний и способов деятельности.

1-Работа в «Прописи 2»(с.24). Письмо слогов и слов.

Закрепить навыки чтения и письма слогов и слов с буквами Л, л.

Парная, индивидуальная.

Практический. Письмо.

-Прочитайте друг другу слоги и слова, проверьте правильность чтения.

-Посмотрите, как пишутся слоги. -Запишите слоги под диктовку.

-Какая: заглавная или строчная- буква стоит в начале слов? Почему?

Читают слоги. Выполняют письмо слогов под диктовку. Отвечают на вопросы учителя.

Соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона, выполняют письмо согласно образцу. Правильно записывают имена собственные. Списывают без ошибок с письменного шрифта.

Парный, индивидуальный. Письмо, устные ответы.

Познавательные: умение читать и писать слоги и слова с буквами Л, л, соблюдая соразмерность элементов букв..

Регулятивные: умение адекватно оценивать уровень усвоения материала.

Личностные: умение преодолевать трудности, готовность устанавливать какие из задач, поставленных учителем,                     успешно решены

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою позицию, оценивать правильность

чтения  и написания слов  с буквами Л,л

2-Работа с вопросительным предложением (с.23).

Закрепить знания учащихся о вопросительном предложении, интонации, оформление на письме.

Фронтальная, индивидуальная.

Практический, словесный. Беседа, чтение, письмо.

-Посмотрите на последнюю строку. Что здесь написано?

-Как обозначаются границы предложения на письме?

-Какое это предложение по цели высказывания?

-Прочитайте предложение выразительно, с интонацией.

-Напишите предложение по образцу.

-Предложение.

-Начало с большой буквы, в конце стоит вопросительный знак.

-Вопросительное.

Читают и пишут предложение.

Правильно интонируют при чтении вопросительное предложение и грамотно оформляют его на письме. Списывают без ошибок.

Фронтальный, индивидуальный. Чтение, письмо, устные ответы.

Регулятивные: умение адекватно оценивать уровень усвоения материала.

Коммуникативные: умение аргументировано отстоять свою позицию.

5.Рефлексивно- оценочный.

Сформировать умение оценивать свою работу на уроке, выявлять свои ошибки, затруднения, планировать пути устранения.

Фронтальная.

Словесный. Беседа.

-Какие буквы мы учились сегодня писать на уроке?

-В каких случаях пишется заглавная буква?

-Что получилось? Над чем надо ещё поработать?

-Дома потренируйтесь в написании изученной буквы, слогов и слов.

-Заглавную и строчную буквы Л, л.

-Заглавная буква пишется в начале предложения и в именах людей.

-Отвечают на вопросы учителя.

-Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения, планируют пути устранения (над чем следует поработать дома самостоятельно).

Фронтальный. Устные ответы. Самооценка.

Регулятивные: умение адекватно оценивать уровень усвоения материала.

Коммуникативные: умение аргументировано отстоять свою позицию.

Личностные: умение преодолевать трудности, готовность устанавливать какие из задач, поставленных учителем,                     успешно решены


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1классе по программе «Школа России» Тема «Закрепление»

Цель: учить читать; развивать речь, мышление учащихся , воспитывать любовь к чтению,взаимовыручке....

Технологическая карта урока обучения письму в 1 классе по теме "Строчная и заглавная буквы К, к"

Технологическая карта урока обучения письму в 1 классе по теме "Строчная и заглавная буквы К, к". УМК "Школа России". Пропись №2 автор: В.Г.Горецкий,Н.А.Федосова...

урок обучения грамоте в 1 классе УМК «Школа России» Тема урока: «Звуки [н], [н’], буквы Н,н.».

Урок разработан  в соответствии с т ребованиями ФГОС НО и может использоваться в различных УМК....

Методическая разработка урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной "Строчная буква п". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В,А, Илюхиной "Строчная буква п". УМК "Школа России"...

Урок обучения грамоте в 1 классе УМК " Школа России" Тема : "Согласный звук [ж] , буквы Ж ж "

Познакомить учащихся   звуком [ж] и с буквами Ж,ж , которые его обозначаютучить   давать характеристику звукам; различать в словах твердый звук, связывать его с буквой....