Урок обучения грамоте в 1 классе УМК " Школа России" Тема : "Согласный звук [ж] , буквы Ж ж "
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Киблер Людмила Викторовна

Познакомить учащихся   звуком [ж] и с буквами Ж,ж , которые его обозначают

учить   давать характеристику звукам; различать в словах твердый звук, связывать его с буквой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_soglasnyy_zvuk_zh_bukvy_zhzh.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:  Согласный звук [ж] , буквы Ж ж

Тип урока:  урок изучения нового материала 

Цель: познакомить с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.

Задачи урока:   

 Образовательные:

познакомить   звуком [ж] и с буквами Ж,ж , которые его обозначают

учить   давать характеристику звукам; различать в словах твердый звук, связывать его с буквой

учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

 Развивающие:

развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;

развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

 Воспитательные:

воспитывать интерес к чтению; любовь к родной природе

прививать навык культурного общения;

воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

воспитывать стремление применять знания, полученные на уроках окружающего мира

Методы обучения:

Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

     Формы обучения:

фронтальная работа; парная; индивидуальная

    Оборудование: слоговые таблицы, фишки для  звукового анализа слов, наборные полотна, схемы, образцы печатных букв «Ж» и «ж»,  буквы на карточках из кассы, образцы демонстрационные печатных и письменных букв, опорные таблицы для выведения задач урока детьми, снежинки, тексты для дополнительного чтения на каждого ученика, лента букв, индивидуальные наборные полотна.

Ход урока:

1.Мобилизирующий этап.

Перед тем, как начать урок, проведем разминку речевого аппарата. Для этого берем таблицы для развития скоростного чтения и будем работать в парах. Читаете другу другу строчки под цифрами 6 и 7. Каждый читает 3 раза. Сначала медленно, а затем скорость увеличиваем.

II. Формулирование учащимися темы и цели урока:

У. Какое   время года сейчас в природе?

Д. Зима.

У. Какой признак зимы   самый характерный, самый заметный?

Д. Выпадение снега.

У. Посмотрите вокруг. А есть ли в классе предметы, говорящие об этом зимнем признаке?

Д. Снежинки.

У. Верно. Проговорите слово снежинки шепотом, для себя. Найдите в нем звук, с которым мы ещё не знакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Д. В слове снежинка есть один звук с которым мы ещё не знакомились. Это звук [ж]. Значит тема сегодняшнего урока - Звук [ж] и буква, которая его обозначает.

У. Отталкиваясь от темы и опираясь на написанные на доске фразы, сформулируйте цель нашего урока. На   доске написано :

                                                             познакомиться со…

                                                              учиться отличать…

                                                               научимся….

Д. Цель урока – познакомиться со звуком [ ж ] и буквой, которая его обозначает;

Учиться отличать звук и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв.

III. Знакомство с новым звуком:

У. Измените слово снежинки так, чтобы оно обозначало один предмет.

Какое у вас получилось слово?

Д. Получилось слово снежинка.

У. Что такое снежинка?

Д. Снежинка – очень маленькая снежная частичка.

У. Сегодня эта пушистая красавица прилетела к нам на урок. (Показывает красивую снежинку)

У. Произнесите слово снежинка по слогам.

- Произнесите второй слог слова снежинка?

- Произнесите второй слог слова снежинка, выделяя в нем первый звук.

- Назовите выделенный звук.

Д. Это звук [ж]

У. Как мы его произносим? Губы немножко вытянуты вперед, зубы не сжаты, язык лежит свободно. Произнесите звук. Встречает ли воздух во рту преграды?

Д. При произнесении воздух во рту встречает преграды. Значит он согласный.

У. Определите какой это звук – звонкий или глухой?

Д. При его произнесении  слышится голос. Значит, это звонкий звук. Произносится твердо, значит, он твёрдый.

У. Красавица снежинка нежная и мягкая. А попробуйте найти слова, где бы наш новый звук был мягким. ( Дети  не могут подобрать )

У. Ни вы, ни я не смогли назвать слова, в которых звук (ж) был бы мягким. Какой вывод можно сделать?

Д. Звук [ ж ] всегда твердый.

IV. Физкультминутка.

Сейчас мы отправляемся на прогулку в зимний лес, где настоящих снежинок видимо – невидимо. Нам понадобится полезный предмет, чтобы не провалиться в снег, и потребуется он именно сегодня на уроке. Какой это предмет?

Д. Лыжи. Потому что в слове лыжи есть звук [ж] и на лыжах не провалишься в снег.

У. Проходя по лесу, мы будем останавливаться возле тех предметов, в названиях которых встречается звук [ж]

Если нового звука не услышали, не останавливаясь, едем дальше. (Дети изображают движение на лыжах)

Медвежата, неуклюжие, лиса, ёжик, дупло, валежник, березка, снежок, кедр, осинка, желуди.

V. Знакомство с новой буквой.

У. Пока мы гуляли по лесу, в окно влетел ветер и перепутал все буквы. Но в нашем классе есть предмет, на который похожа буква, обозначающая звук (ж). Она поможет отыскать нам новую букву. На что она похожа?

Д. Новая буква похожа на снежинку.

У. Найдите букву, которая похожа на снежинку. Как она называется?

Д. Это буква « жэ »

У. Давайте поселим эту букву в город Буквоград .

VI. Работа со слогами.

а) слоги читаем на снежинках

Обратить внимание на чтение слога ЖИ, ЖЕ  

Читается твердо, несмотря на написание после буквы «ж» буквы «И, Е »

У. Какие  гласные стоят после буквы Ж?

У. А какие гласные вы не увидели после Ж?

Какой сделаем вывод?

Д. После  буквы Ж никогда не пишутся гласные  Ы ,Я  

б) Чтение слогов в слоговой таблице.

VII.  Работа с «Азбукой» стр.

У. Найдите на странице учебника букву Ж

Стала снежинка буквою Ж,

Солнце её не растопит уже.

                                Е.Тарлапан

У. Почему эти буквы напечатаны в прямоугольнике синего цвета?

Д. Буквами   жэ обозначают твердый согласный звук

У. Чем буква отличается от звука?

Д. Букву мы видим и  пишем , а звук произносим и слышим.

 а) чтение слов в столбиках;

б) чтение текста;

Вопросы к тексту:

- В какую игру играли дети?

- Кому завязали глаза?

- Куда разбежались дети?

- Как вы  думаете,  почему Женя не может догнать детей?

- О чём его предупредили друзья?

- Можно ли сказать, что они поступили благородно?

- Почему слово Женя в тексте пишется с большой буквы?

Д. Слово Женя обозначает имя. А имена людей пишутся с большой буквы.

У.  Как можно озаглавить этот текст?

Д. Жмурки

У.  От какого слова могло образоваться слово жмурки?

Д. От слова жмуриться.

У.Как вы понимаете смысл этого слова?

Д. Щуриться, прикрывать глаза.

У. В каком случае мы еще щуримся, жмуримся?

Д. Когда светит ярко солнышко?

VIII. Чтение дополнительного текста 

Читают ребята, которые хорошо умеют это делать.

Снежинки не всегда бывают белыми. Бывали случаи, когда на земле выпадали снежинки красного, синего и жёлтого цвета. Происходило это из-за присутствия пыльцы, которая находилась в воздухе перед тем, как начал падать снежок. По снежинкам можно предсказывать погоду. Если на землю падают маленькие снежинки, будет холодно. Если падают большие снежинки, будет тепло.

У. Почему же иногда снежинки выпадают разноцветные?

Д. В воздухе бывает пыльца красного, желтого или синего цвета. Тогда снежинки окрашиваются в эти цвета.

У. По снежинкам можно узнать погоду. Если снежинка мелкие – какая будет погода?

Д. Холодная.

У. А если большие, то какая будет погода?

Д. Тёплая.

IX. Составление звуковых схем.

У. Взяли наборные полотна и  составили  схему слова «жмурки»

Проверили по образцу на доске

У. Почему на схеме слова первый звук окрашен в синий цвет?

У. Охарактеризуйте звук [ж]

Д. Звук [Ж] - согласный, звонкий, твердый.

X . Рефлексия.

У Давайте еще раз прочитаем и скажем, что же мы должны были на уроке сделать?

Д. Познакомиться с…

У. Эту задачу мы выполнили?

Д. Да

Д. учиться отличать …

У.Это мы сделали?

Д. Да

У. Научились…

У.  Следовательно , мы выполнили все поставленные к этому уроку задачи.

Урок окончен.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте с презентацией по теме: Согласные звуки (ф) и (ф,),буква ф. Строчная буква ф.

Урок  по развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения , письма и слушания.На уроке использованы разные виды работы, методы и приемы....

Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.

Одной из особенностей ФГОС НОО является их  деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...

Автор: Баранова Анна Викторовна Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: Согласный звук [ч’], буква ч.

Конспект урока обучение грамоте по образовательной системе "Школа - 2100". На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продуктивного чтения, оценивания, ИКТ....

конспект новогоднего урока «Обучение грамоте» в 1 классе Тема: «Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф».

Тема: «Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф».Цель методическая: создание благоприятных условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебно...

Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России» Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.

Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России»Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока:Образовательная: Формировать представление детей о звуке [ щ\' ], ...

Конспект урока для 1 класса. Школа России. Тема: Согласный звук [й]. Буква Й.

Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и обучению письму. Тема: Согласный звук [й]. Буква Й. Цели деятельности учителя: учить писать прописную букву Й; читать слоги и слов...

Методическая разработка урока Обучения грамоте (чтение+письмо) на тему: "Согласный звук [ч’] Буквы Ч ч."

ull;познакомить учащихся с мягким согласным звуком [ч], буквой Ч, ч; • учить распознавать звук в словах; • познакомить с графическим образом буквы Ч, ч; • совершенствов...