Главные вкладки

    Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф'], [ф] и буквы Ф, ф.
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

    Суслина Елена Владимировна

     

    Одной из особенностей ФГОС НОО является их  деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изменений  в:

    -   конструировании образовательной деятельности младших школьников; использование в системе групповых форм работы и исследовательского подхода на уроке с целью развития их коммуникативной компетенции;

    - отборе содержания учебного материала, который в первую очередь должен формировать познавательную сферу, качества и свойства личности, активную жизненную позицию;

    -обеспечении планируемых результатов освоения основной образовательной программы  ( личностных, метапредметных и предметных).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_suslinoy_ev.docx33.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Краткая аннотация содержания материала.

    Актуальность:

    Одной из особенностей ФГОС НОО является их  деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изменений  в:

    -   конструировании образовательной деятельности младших школьников; использование в системе групповых форм работы и исследовательского подхода на уроке с целью развития их коммуникативной компетенции;

    - отборе содержания учебного материала, который в первую очередь должен формировать познавательную сферу, качества и свойства личности, активную жизненную позицию;

    -обеспечении планируемых результатов освоения основной образовательной программы  ( личностных, метапредметных и предметных).

    Методическая особенность  и новизна конкурсного урока.

    Всякий урок должен быть ответом,

    который тем легче усвоится учеником,

    чем самостоятельнее он формулировал вопросы,

    вызвавшие этот ответ.

    Э. Клапаред.

         В эпоху, когда личность стоит на первом  месте  как  в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для её реализации. В последнее время наблюдается тенденция к потере  интереса со стороны учеников к школьному образованию. Именно поэтому поиски и достижения способствуют открытию новых идей. Не столь новой, но востребованной в обучении является исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Считаю, что целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с первого класса. Особенностью организации исследовательской деятельности  является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. В приобщении детей  к исследовательской деятельности я нацелена не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

          Насколько важно правильно выстроить структуру урока, выявить единицу содержания, так построить проблемный диалог  с учащимися (на подготовительном этапе), чтобы они сами поставили учебную задачу и предложили способы её решения.

         Планируя свою деятельность, я исхожу из особенностей учащихся, т. е. иду  «от ученика», от его запросов. Я учу ребёнка думать, добывать знания, а не только применять их в готовом виде. На каждом уроке я ставлю конкретные цели, нахожу новые методы, средства и формы организации обучения, соответствующие современной школе. Но при этом не забываю мудрого наставления К. Д. Ушинского: «Сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность. Вы приготавливаете ребёнка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны…»

                          Методической особенностью моего урока, является использование проблемно-исследовательского метода. Важно то, что проблемно-исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися. Индивидуальное творчество ребёнка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.  

    ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т. е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.   ИКТ использовались также в процессе подготовки к уроку как средство извлечения информации и наглядного материала, для этого использовала Интернет.  Наглядный материал оформлен в виде презентации в Рower Poit.

    Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте - №     ).

    УМК «Школа России»

    Тема «Звуки [ф'], [ф] и буквы Ф, ф.

    Класс 1

    Цель:

    Создать условия для формирования новых знаний  о звуке  и букве «эф».

    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:                                                                                                                                          -  формирование устойчивых учебных мотивов ,потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения и русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися;

    -способствовать  расширению познавательной сферы школьника: внимание, восприятие, мышление, речь, способности через игровые и информационные технологии;          

      -  формировать культуру общения, навыки коллективного труда;

    - познакомить с историей возникновения флота в России , воспитывать чувство гордости за свою Родину.                                                                                                    

          Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения:                                                                                                                                                               Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.                                                                  

     Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.                                                                                                                                                                                        

       Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                                                                            

        Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:                                                                                                                                             познакомить учащихся со звуками ( ф) и  (ф’) и  буквами, которые их обозначают; учить читать слоги, слова, тексты с этими   буквами                                                                                                                                                                                                                                Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, история.

    Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

    Оборудование к уроку:                                       

                                            - «лента букв»,

                             -учебник «Русская азбука»,

                            - плакат с буквой Ф;  буква  р, сложенная вдвое;                          

                            - основные правила для групповой работы (на карточке);

                          -   карточки с текстом скороговорки;

                           -  книга со сказками А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

                           -  карточки с буквами слова «дружба»

                         -    толковый словарь Ожегова С. И. , М., Просвещение; 2004г.

                                     -     презентация к уроку.  

    Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

    Структура  урока.  

    Этапы:

    1. Организационный этап.  Мотивация.
    2. Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Актуализация субъектного опыта при совместном формулировании  темы урока и  «учебных задач.
    3. Этап изучения новых знаний и способов групповой деятельности.
    4. Этап первичной проверки понимания изученного материала.
    5. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

    Единица содержания: характеристика звуков [ф'] и [ф], обозначаемых на письме букой Ф.

    Граница знания – незнания:

    1. учащиеся знают и умеют: читать слова с буквой Ф (дошкольная подготовка разного уровня);
    2. не знают: какие звуки обозначает буква Ф.

    Использованная литература:

    1. Поурочные разработки по обучению грамоте, 4- изд., М., «ВАКО», 2010.
    2. Учебник «Русская азбука», авторы  Горецкий     М., «Просвещение», 2010г.
    3. «Учимся играя», В. Волина, М., «Просвещение», 2004г
    4. Материалы Интернет.

    Информационно-технологическая карта урока.

    п/п

    Этапы

    Информационное обеспечение (ИО) к каждому этапу урока

    1

    Организационный этап

    Слайд №1 . Психологический настрой на урок.

    2

    Этап подготовки к восприятию нового материала и активной учебно-познавательной деятельности.

    Слайд № 2 – 3. Работа с предметными картинками.

    3

    Этап изучения нового материала

    Слайд № 4  - 9

    4

    Этап первичной проверки понимания изученного материала.

    Слайд № 10 - 16

    5

    Подведение итогов. Рефлексия.

    Слайд № 17

    Технологическая карта  урока.

    п/п

    Этапы

    урока

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    учащихся

    Результаты:

    формируемые УУД

    1

           Организационный  этап . Мотивирование к учебной деятельности.

    1.Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку:

    -читает четверостишие

     

     - напоминает  главное правило на уроке:

    внимательно слушай учителя и своих товарищей.

    2.Проверяет готовность к уроку.

     

    Проговаривают стихотворение и вспоминают главное правило на уроке.

    Быстро включаются в деловой ритм.

    Регулятивные:

    Организация рабочего

     места под

    руководством учителя.

    Личностные:

    Развитие

     самостоятельности.

    2

     Этап подготовки к восприятию нового материала и активной учебно-познавательной деятельности.

    1.Проводит фонетическую зарядку с изученными буквами .

    2.Повторяет изученные буквы и звуки. Проводит игру «Доскажи словечко».

    3. Актуализирует субъектный опыт и опорные знания детей. Предлагает отправиться в путешествие по стране букв и звуков ( использует ленту букв, слайды № 1,2).

    4. На основании предыдущих заданий  и слайда №3 организует совместное формулирование темы урока и учебных задач.

    Формулирует задание, в результате которого возникает проблема.

    Побуждает к высказыванию своего мнения.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Активно  и заинтересованно участвуют в игре.

    Договаривают предложения - вопросы учителя.

    Под руководством учителя формулируют тему урока и учебные задачи.

    Коммуникативные:

    Постановка вопроса .

    Познавательные:

    Построение речевых высказываний.

    Познавательные:

    Формулирование темы, постановка проблемы.

    Регулятивные:

    Соотнесение того,

    что известно и

    что предстоит узнать.  

    3

    Этап изучения нового материала

    Учитель объясняет выполнение задания в слышании звуков ; называет слова с новыми звуками.

    Учитель объясняет задание

    «Чистоговорки».

    Учитель наблюдает за выполнением работы.

    Учитель,  организуя диалог с учащимися по слайдам,

    предлагает ответить на вопросы (слайды №5,6,7)

    Учитель организует детей на исследовательскую работу, делит их на три группы.

    Учитель предлагает детям подвести итог исследований и определить место буквы на ленте букв (слайд 9).

    Учащиеся встают и выполняют нужные действия, выполняют упражнение в слышании звуков.

    Повторение скороговорок  и чистоговорок за учителем.

    Дети выполняют практическую работу: образуют букву ф из буквы р.

    Учащиеся высказывают свои предположения.

    Учащиеся повторяют правила работы в группах.

    Каждая группа получает своё задание.

    Каждая группа докладывает свой вывод.

    Коммуникативные :

    умения  слушать и

     понимать речь других

    Коммуникативные:

    Формирование умения

     слушать и слышать,

    ясно и чётко

    повторять за учителем.

    Познавательные:

    Формировать умения 

    выдвигать гипотезу и обосновывать её.

    Познавательные.

    осознавать звуки,

     соотношение звуков и

     букв, слова, речь

    (устную и письменную),

     речевое поведение как

    объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним

     операции анализа,

     синтеза, сравнения, классификации,

    обобщения,

    подводить факты

     языка под освоенные

     понятия;

    Коммуникативные:

    участвовать в диалоге,

    в общей беседе,

    выполняя при этом

    принятые нормы

    речевого поведения,

    культуры речи; задавать

     вопросы, слушать

    собеседников,

     стремиться сделать

    свою речь понятной,

    стараться понять мысль

     другого.

    Личностные.

    помочь учащимся

    осознать

    социальную,

    практическую и

    личностную значимость

    учебного материала,

     ценность

    совместной деятельности;  

    4.

    5.

    Этап первичной проверки понимания изученного материала.

    Физкульт-минутка.

    Работа по иллюстрации учебника.

    Чтение отрывка стихотворения

    А. С. Пушкина

    Работа над стихотворением – отрывком из сказки А.С.Пушкина.

    Подведение итогов. Рефлексия.

    Учитель организует первичную проверку материала (чтение слогов, слайд№10, скороговорок ).  

    Учитель предлагает  провести звуко – буквенный анализ слов и составить схему слов (слайд № 10 и схемы – опоры  для составления слов).

    Учитель организует физминутку.

    Организует беседу по иллюстрации.

    (с. 194-195 учебника)

    Вступительный рассказ учителя о создании флота в России  и о том, как А.С. Пушкин об этом написал.

    (показ слайдов 13,14)

    Далее – работа над другим стихотворением (с. 194) и беседа по вопросам.

    Показ книги со сказками и слайда – картинки парусного судна.

    (слайд №

    Организует самооценку учебной деятельности.

    Организует рефлексию

    Дети выполняют задания в чтении,  звуко- буквенном разборе слов.

    Выразительное чтение скороговорок по карточкам.

    Учащиеся делают звуко – буквенный анализ слов шарф и шарфик

     

     

    Учащиеся встают около своих парт,  если в слове, произносимом учителем, слышится твёрдый  [ф] –  приседают мальчики, Томы,  если мягкий звук [ ф’] – девочки, Тимы.)

    Отвечают на вопросы и слушают

    подготовленное выступление ученика об Андреевском флаге.

    Учащиеся слушают рассказ учителя.

    Затем самостоятельно читают стихотворение и объясняют значение выражения

    « В  Европу прорубить окно».

    Стихотворение читает ученик.  Дети отвечают на вопросы учителя.

    Выразительное чтение парами.

    Взаимодействуют с учителем во время беседы, формируют конечный результат своей работы.

    Коммуникативные:

    вступать

    в учебное

    сотрудничество с

    учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

    Познавательные:

    воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;

    Познавательные УУД:

    знаково- символическое моделирование

    Коммуникативные:

    формирование умения

     слушать и слышать.

    Регулятивные:

    умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров

    Коммуникативные:

    вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

    Познавательные:

    воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого.

    Коммуникативные:

    вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

    Коммуникативные УУД:

    Контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

    Личностные УУД:

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

    Формировать понятия «мир доброта»,  «мир зла»; способствовать формированию умения  раскрывать и сравнивать образы героев, делать выводы, приводить примеры из жизни....

    Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)

    К моменту проведения урока по изучению произведения «Сказка о Жабе и Розе» ребята уже познакомились с творчеством Гаршина, читая и анализируя сказку ... -К...

    Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России". Тема. К.Чуковский "Радость"

    Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России". Тема. К.Чуковский "Радость"Цели деятельности учителяСоздать условия для ознакомления с произведением К. И. Чуковского «Радость», способствоват...

    Урок литературного чтения во 2 классе ФГОС "Школа России". Тема: "А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Урок первый из трёх по плану.

    Подробная технологическая карта, презентация и файл для физминутки заявленного урока....

    Открытый урок литературного чтения в 3 классе. Программа "Школа России" Тема: Рассказ Ю. Ермолаева "Проговорился"

    При работе над рассказом Юрия Ермолаева "Проговорился"дети осознают значение юмора для отдыха, учатся читать вслух бегло, осознанно, выразительно, правильно, определять основную мысль произв...