Урок литературного чтения во 2 классе ФГОС "Школа России". Тема: "А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Урок первый из трёх по плану.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Степанцова Елена Борисовна

Подробная технологическая карта, презентация и файл для физминутки заявленного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin_skazka_o_.docx86.81 КБ
Файл prezent_ch1.rar1.72 МБ
Файл prezent_ch2.rar2.78 МБ
Файл fizminutka.rar652.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока литературного чтения

Учитель

Степанцова Елена Борисовна

Класс

2

Автор УМК (программы учебного курса)

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина

Тема урока

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Тип урока

Комбинированный урок.

Цель:

продолжать формирование представления о творчестве А.С. Пушкина; обучать элементарным приёмам анализа художественных текстов; совершенствовать навык чтения; развивать речь учащихся.

Задачи:

Воспитательные (Личностные УУД):

Б.- формирование заинтересованности  к произведениям А.С. Пушкина; позитивного отношения к ним; осознания ценности его творчества;

- воспитание эстетических потребностей на основе опыта заучивания наизусть стихотворений А.С. Пушкина и подготовки к инсценированию понравившихся отрывков сказки после изучения текста;

П. - дать возможность для формирования понимания литературных произведений русских классиков как явления национальной и мировой культуры.

Образовательные:

Б. - формирование умения использовать использования разные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, выборочное, поисковое) текста в соответствии с целями и задачами;

- формирование умения читать текст вслух с соблюдением орфоэпических  и интонационных норм,

- формирование умения участвовать в коллективном обсуждении текста;

- формировать умение проводить простейший первичный анализ художественного текста

- давать простейшую характеристику героев по их поступкам.

П.- дать возможность формирования умения распознавать в тексте непонятные слова и вычленять из них устаревшие;

- дать возможность для формирования умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- дать возможность для формирования умения самостоятельно находить средства выразительности для передачи  характера героя художественного произведения, его настроения, состояния.

Развивающие:

Познавательные УУД:

Б. - формирование умения овладения навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;

- формирование умения овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- формирование умения поиска учебной информации в словарях.

П. - дать возможность для формирования умения осознанно и произвольно строить сообщение в устной форме;

- дать возможность для формирования умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные УУД:

Б. - формирование умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- формирование умения понимать причины успеха\неуспеха учебной деятельности

П. - дать возможность для формирования умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные УУД:

Б. - формирование умения выступать перед классом, читая текст изученного произведения вслух, наизусть с соблюдением орфоэпических и интонационных норм;

- формирование умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

- формирование умения слушать собеседника, вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого излагать своё мнение, задавать вопросы;

- формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль.

П. - дать возможность для формирования умения аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Планируемый результат:

Личностные:

Б. (обучающиеся научатся)

- позитивное отношение к произведениям А.С. Пушкина, осознание их ценности.

П. (обучающиеся получат возможность научиться):

- осознание значимости чтения произведений классика для личного развития.

Метапредметные:

Б. (обучающиеся научатся)

 - принимать учебную задачу и оценивать результаты своей деятельности;

- определять последовательность этапов деятельности по работе над сказкой;

- сравнивать и классифицировать объекты по родовым признакам;

- работать в паре и в группе.

П. (обучающиеся получат возможность научиться):

- одному из способов решения проблем творческого характера (инсценировка).

Предметные:

Б. (обучающиеся научатся):

- читать изученный отрывок произведения вслух, по ролям с соблюдением орфоэпических и интонационных норм;

- использовать некоторые виды чтения (просмотровое, ознакомительное, выборочное, поисковое) для решения поставленных задач;

- вычленять из текста реплики героев, обозначенные кавычками, и слова автора;

- давать определение настроению\состоянию  героев по опорным словам, иллюстрациям;

- находить значение слов в словаре.

П. - (обучающиеся получат возможность научиться):

- самостоятельно выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- вычленять из ряда слов с неизвестным лексическим значением устаревшие слова

Методы

наглядные, словесные, аналитический, исследовательский, стимулирование интереса к учению, устный и письменный контроль и самоконтроль, образный (рефлексия)

Основные понятия:

устаревшие слова: землянка, невод, корыто, светёлка, столбовая дворянка;

кавычки: кавычки открываются, кавычки закрываются.

Межпредметные связи

Русский язык. Разделы «Лексика», «Язык и речь».

Ресурсы

Учебник «Литературного чтения. 2 класс, Ч1» [Л.Ф. Климанова и др.], презентация Microsoft Power Point

к заданиям урока.  Экран, мультимедийный проектор.

Карточки оценивания: «смайлы»,  «светофор».

Организация пространства

 Фронтальная  работа,  индивидуальная,  работа в парах, группах.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Осуществляемые действия

познавательная

коммуникативная

регулятивная

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

I.Организационный этап. Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Предлагаю начать наш урок с хорошего настроения. Улыбнёмся друг другу. Садитесь.

Все дети хором:

-В порядке стол (ладони на крышку стола)

В порядке мысли (ладони на виски)

Душа открытий новых ждёт (руки к груди)

И к знаньям тянется вперёд (руки вперёд)

Задумаем пожелание на этот урок, запомним его и шепнём в кулачок. Отпустим его, словно бабочку в класс.

 Вступление в эмоциональный контакт

Умение слушать и понимать других.

Дать себе установку для работы на уроке. 

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в самоопределении к деятельности.

Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Чему научились, покажем сейчас.

- На этом уроке вам нужно вспомнить, что узнали о Пушкине и его твореньях на прошлых уроках, а затем составить план  изучения его следующего произведения. На доске открывает схему:

Хорошо ли помним изученное?

Как будем изучать новое? (план)

Слушают монолог учителя.

Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Проверка домашнего задания. Включение в предметную деятельность.

- В каком разделе учебника мы работаем?
Какое д\з вы готовили?
(стихи А.С. Пушкина о зиме)
- Послушаем и оценим друг друга.

- Представьте себе, что вы встретились на прогулке и делитесь впечатлениями.

*«Вот север...» наизусть (Выступление в паре)

Вопросы:

1. Как Пушкин показал зиму в стихотворении? (олицетворение)

2. Можно ли включить это стихотворение в раздел «Люблю природу русскую. Зима»? Почему?

* «Зима!.. Крестьянин...» выразительное чтение (Выступление в тройке)

- Представьте, что вы посетили картинную галерею и рассказываете друг другу о том, что нарисовано на картинах.

Вопросы:

1.Что общего в этих стихах?

2. Любит ли автор зиму?

3.Сравните стихи о зиме Пушкина и стихи об осени , изученные ранее по настроению.

Читают стихи Пушкина (по 2 и по 3 чтеца).

Отвечают на вопросы учителя.

Сравнивают настроение 2-х групп стихов.

Строить сообщения в устной форме.

Выбор вида чтения в зависимости от поставленной цели.

Рефлексия на содержание и форму произведения.

Сравнение.

Читают стихи наизусть и по учебнику.

Речевые умения: участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках; Эмоциональный контакт с партнёром.

Включение в деловой ритм работы.

Оценивают своё ответ и выступление одноклассников.

Умение аргументировать свою оценку и самооценку.

Актуализация знаний.

Включение в предметную деятельность.

Оценка 1-го этапа урока.

- Предлагаю вам поработать в парах и выполнить тест с последующей самопроверкой и оцениванием.

(выполняют  Тест =5= )

1. Какой герой Пушкина тут лишний? (дворовый мальчик)

2. На какие группы можно разделить произведения Пушкина, данные в учебнике? (стихи и сказки)

3. К каким из данных групп можно отнести сказки Пушкина? (авторская, волшебная)

4. Чем отличаются тексты П. от современных стихов? (в них много устаревших слов)

5. Задание на экране. Вспомните словесные картины к стихотворению «Зима!..» Какая картина лишняя?

Проверка.

Возьмите зелёные ручки для проверки.

-Сравните ваши ответы с образцом, впишите в бланк верные буквы и составьте из них слово.

- Отметьте свои успехи знаком + на доске под смайликами.

-Как считаете, хорошо ли класс в целом помнит то, что изучили на прошлых уроках?

В парах.

Выбирают верный вариант ответа.

Проверяют буквы ответа

Из букв ответа составляют слово.

Анализ, сравнение, классификация.

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить рассуждения.

Знаково-символические действия.

Слушают задания теста.

В парах выполняют тест

Адекватно использовать речевые средства для использования коммуникативных задач; задавать вопросы; учитывать разные мнения; допускать наличие у партнёров по группе иных точки зрения; контролировать действия партнёра.

Умение с достаточной  полнотой и точностью  выражать  свои  мысли  в  соответствии с  задачами  и  условиями  коммуникации.

Ответ на вопрос.

Коррекция каждого ответа.

Оценка.

Умение работать по составленному плану.

Контроль и коррекция.

Умение понимать причины своего успеха\неуспеха.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и сверстников.

ФИЗМИНУТКА

Музыка В. Дашкевича Слова Ю. Кима "Приходите в гости к нам". (нарезка)

Выполняют движения под музыку.

Эмоциональный контакт с учителем и сверстниками.

Решение учебной задачи

Составление плана работы над сказкой.

Работа в группах.

Работа с текстом

Поисковое чтение

Чтение вслух по ролям.

Работа с иллюстрациями.

- Куда нас позвала музыкальная минутка? (в сказку) Так отправимся туда скорее!

(учебник с.90)

Перед нами ... «Сказка о...» (дети: ...рыбаке и рыбке»)

- Что можно узнать о произведении по его названию?

- А когда про человека говорят: «Остаться у разбитого корыта»?  Значение этой фразы нам раскроет «Сказка о рыбаке и рыбке».

А как бы вам хотелось поработать над её изучением: 3 урока читать и отвечать на вопросы или изучить сказку за два урока, а на третьем разыграть сцены из сказки, которые нам понравятся?

Давайте составим план нашего проекта. (работа в группах)

План изучения сказки

-Проверим друг друга и внесём поправки.

-Наш план готов.

Если мы решили изучать сказку 2 урока, то нужно текст разделить на 2 части. Эксперты дома считали количество частей. 13=6+7. Значит, сегодня изучаем 6 частей.

Приступим к работе с текстом и начинаем ловить непонятные слова, будто рыбку.

(после 2-3 мин. чтения «бросают рыбку» учителю: вместе объясняют или находят значение слов) 

«Кавычки»

сможете ли вы отыскать в тексте реплики героев?

- А как они обозначены в нашем тексте?

-Попробуем порепетировать диалог старика рыбки.

-Хорошо ли получилось? Над чем ещё нужно поработать?

- Чтобы выразительно читать реплики, надо понять характер, настроение героев.

Какая интонация у рыбки? у старика?

 Интонация рыбки и старика: требует, просит, умоляет, говорит душевно, насмешливо, сердито.

-Рассмотрите иллюстрацию на с. 90. Можно ли по ней определить характеры старика и старухи?

-Какая интонация должна быть у старика и у старухи?  

старуха говорит: сердито, сочувственно,

с негодованием, устало.

старик говорит: удивляясь, грустно с сожалением, взволнованно устало.

( Прослушивают отрывок из сказки.)

Поиск произведения в учебнике.

светофоры

Ответы на вопросы учителя

По названию произведения определяют жанр и героев.

Ответы на вопросы учителя

Выбирают приемлемый вариант работы над сказкой.

Разделяются на группы

Располагают карточки так,

чтоб получился план, отражающий последовательность этапов работы над сказкой. И прикрепляют к доске схему.

Деление текста на 2 части. Определение границ 1-й части.

Поиск непонятных слов.

Выясняют значение слов и выражений Различными способами.

Воспроизводят знания из раздела русского языка «Язык и речь».

Определение по знакам препинания (кавычки) реплик героев.

Определяют интонацию героев.

Читают по ролям.

Определяют интонацию героев.

Прослушивают отрывок из сказки.

Поиск и выделение необходимой информации.

Классификация

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить рассуждения.

Постановка и решение проблемы.

Ориентироаться на разнообразие способов решения задач.

Знаково-символические действия

Устанавливают причинно-следственные связи.

Поиск и выделение необходимой информации.

Осуществляют фиксацию выборочной информации.

Выборочное чтение

Проявлять познавательную инициативу.

Строить рассуждение об объекте.

Выборочное чтение

Строить рассуждение об объекте.

Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте.

Вступают в диалог с учителем.

Высказывают суждения о том, что может рассказать заголовок о произведении.

Выбирают приемлемый вариант работы над сказкой.

Работа в группе.

Участвуют в диалоге с учителем.

Задают вопросы.

Поиск и чтение реплик героев.

Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; ясно формулировать ответы на вопросы педагога; обосновывать правильность своего выбора;  строить высказывание.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Участвовать в диалоге на уроке.

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать и понимать речь других.

Адекватно использовать речевые средства для использования коммуникативных задач; задавать вопросы; учитывать разные мнения; допускать наличие у партнёров по группе иных точки зрения; контролировать действия партнёра.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Допускать различные точки зрения учителя или одноклассников.

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Речевые умения: участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках; умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев.

Сотрудничество и кооперация: Чтение как кооперация (чтение по цепочке или по ролям).

Слушают задание, готовятся его выполнять.

Учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Действуют по плану.

Корректируют работу.

Чтение вслух по ролям.

Оценивают свою работу и вносят предложения, как улучшить результат.

С помощью учителя ставить новые учебные задачи

Прогнозирование 

 Выполнять работу в соответствии с заданным планом.

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. 

Проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия

Осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату

Вносить необходимые коррективы.

Использовать предложения и оценки учителя и сверстников для создания нового, более совершенного результата.

Рефлексия. Подведение итогов учебной деятельности.

Итог урока:

(цели урока на доске)

-Удалось ли нам выполнить задуманное по изученному материалу?

 Дайте оценку своей работы.

(план проекта)

 - Смогли мы разработать план проекта по изучению сказки?

-Оцените наш урок

-Какие пункты плана надо выполнить дома?

*прочитать текст,

*выяснить значение непонятных слов,

*найти все реплики

Подводят итоги своей деятельности.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Допускать различные точки зрения учителя или одноклассников.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и сверстников.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учебник с 90-94 читать, отмечая непонятные слова и реплики героев.

Запоминают, инструктаж учителя.

Принимать и сохранять учебную задачу.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

5. Картины к стихотворению «Зима!..» Какая картина лишняя? в о к а

Слайд 2

Проверка

Слайд 3

1. Лишний герой о Балда с дворовый мальчик г Царь Салтан

Слайд 4

2. Группы произведений Пушкина, из учебника. е стихи и басни ц стихи и рассказы а стихи и сказки

Слайд 5

3 . Сказки Пушкина относятся к группам ... к авторская з волшебная у бытовая

Слайд 6

4. Отличие текстов Пушкина от современных в том, что там ... ч много длинных слов м много красивых слов а много устаревших слов

Слайд 7

5. Картины к стихотворению «Зима!..» Какая картина лишняя? в о к а

Слайд 8

сказка Буквы верных ответов с а к з а к Какое слово можно составить из букв ответа? Оценим работы

Слайд 9

Иллюстрации к презентации мною взяты из сети Интернет



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Непонятные слова столбова ʹ я дворя ʹ нка не ʹ вод о ʹткуп простоф и ʹля коры ʹто тесо ʹ вые воро ʹ та ве ʹтха я земля ʹ нка коры ʹсть ( т.сл .) светё лка ( т.сл .) (с. 214)

Слайд 2

Устаревшие слова не ʹ вод тесо ʹ вые - тёс светё лка столбова ʹ я дворя ʹ нка

Слайд 3

Столбова ʹ я дворя ʹ нка Дворянка – знатная женщина старинного рода

Слайд 4

Тесо ʹ вые ворота Тёс — тонкая доска.

Слайд 5

Светёлка Светёлка (помещение) — небольшая комната, обычно в верхней части жилья.

Слайд 6

Куда, Ф ома, едешь? Сено косить. «Куда, Фома, едешь?» «Сено косить». « » кавычки « кавычки открываются кавычки закрываются »

Слайд 7

насмешливо требует просит умоляет душевно сердито Старик говорит: Рыбка говорит:

Слайд 8

Посмотрите на иллюстрацию с. 90 Каким характером наделил художник старуху? А как к ней относится старик? Прочитаем диалог. на с.91-92

Слайд 9

Старик говорит: взволнованно с сожалением хвастливо с грустью

Слайд 10

старуха говорит: устало сочувственно равнодушно с досадой недовольно

Слайд 11

Д\з с90-94 чит . ;реплики в.ч .

Слайд 12

Иллюстрации к презентации мною взяты из сети Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. 2 класс. "Школа России". Тема : Пословицы и поговорки. Технологическая карта урока.

Технология поликультурного образования. Использованы русские, армянские, таджикские пословицы и сказки в соответствии с этническим составом класса....

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

Урок литературного чтения. 2 класс. "Школа России". Тема: "Сравнение стихов русских поэтов о зиме"

Урок построен по технологии деятельностного подхода в обучении, используется для сравнения два стихотворения И.Бунина и К.Бальмонтапри помощи критериев, разработанных детьми на уроке совместно с учите...

Урок литературного чтения. 2 класс. "Школа России". Тема: "Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою...:

Урок построен по технологии деятельностного подхода в обучении, отражается работа над  литературными приёмами,групповая работа....

Урок литературного чтения. 2 класс. "Школа России". Тема: С.А. Есенин "Белая берёза"

Урок литературного чтения построен по технологии деятельностного подхода в обучении, представлена технологическая карта урока, отражена работа над литературными приёмами, групповая работа и работа в п...

технологическая карта урока литературного чтения 3 класс "Школа России", тема: Стихи о детях. С. Михалков "Если"

Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России" 3 класс. Тема: Стихи о детях. С.В. Михалков "Если"...