Главные вкладки

    Литературное чтение. 2 класс. "Школа России". Тема : Пословицы и поговорки. Технологическая карта урока.
    план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

    Колганова Нина Анатольевна

    Технология поликультурного образования. Использованы русские, армянские, таджикские пословицы и сказки в соответствии с этническим составом класса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturnoe_chtenie_2_klass_poslovitsy_i_pogovorki.docx25.29 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                   

                                                                                                                                    2 класс

                                                                                                     УМК «Школа России»

                                                                                                     Литературное чтение

                                                                                                Технологическая карта урока

     Тема: Устное народное творчество.  Пословицы и поговорки.

    Тип урока: Закрепление изученного    материала.

    Задачи урока: 

       -  учить различать виды устного народного творчества;

       -   воспитывать интерес и уважительное отношение  к образцам устного  творчества  разных народов;

       -  пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками;  

       -   учить  выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
      -   развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

                                                                                               Планируемые результаты

    Предметные:

      - знать и называть малые фольклорные жанры, узнавать их, отличать друг от друга;

     - отличать пословицу от поговорки;

    Метапредметные:

     регулятивные:

    - понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;

    познавательные:

    - сравнивать малые фольклорные жанры между собой,  соотносить пословицы и поговорки со смыслом прочитанных произведений;

    коммуникативные:

    - работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе.

    Личностные:

    - самоопределяться в выборе заданий;

    - определять личностный смысл выполнения творческих заданий;

    - реализовывать свой творческий потенциал

    Межпредметные связи:  окружающий мир (тема «Твой адрес в мире»)

    Ресурсы урока:  учебник «Литературное чтение» 2  класс;

    - электронная презентация (приложение)

                                                                                                             Ход урока

                                              Деятельность учителя

                                                      Деятельность учащихся

                                                                                                  Мотивация познавательной деятельности

    Просит назвать тему урока, угадав  виды устного народного творчества по определениям: Это короткие, точные, образные выражения. В них заключена народная мудрость.

     Одна из них имеет поучительный смысл.   Другая  дает  меткую и краткую  характеристику  явлению, поведению, поступку

    Отвечают, опираясь на знания, полученные в 1 классе. Приводят примеры. Обосновывают свои ответы.

                                                                                                         Актуализация необходимых знаний

    Просит уточнить определения, воспользовавшись Толковым словарем и Интернет- ресурсами.
    Слайд 1 (определения)

    Просит подготовленных учащихся рассказать о происхождении пословицы « Взялся за гуж, не говори, что дюж», поговорок «тютелька в тютельку» и « семь пятниц на неделе».

    Слайд 2. (пословицы, поговорки)

    Слайд 3. ( лошадиная упряжь)

    Предлагает определить жанр, привести примеры, когда уместно использовать эту пословицу и поговорку.

      Поиск определений, чтение определений вслух.        http://slovari.yandex.ru /, Толковый словарь.

    «Тютелька в тютельку». Тютелька — это уменьшительное   ( «удар, попадание») название точного попадания топором в одно и то же место при столярной работе. Сегодня для обозначения высокой точности употребляется выражение «тютелька в тютельку».

    - Раньше пятница была свободным от работы днём, а, как следствие, базарным. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе». - «Взялся за гуж, не говори, что не дюж!» У слова гуж в русском языке несколько значений. Это веревочная петля для весла на лодке ;  это еще и способ перевозки грузов  на телегах  или санях. В нашем выражении гуж - это часть лошадиной  упряжи, кожаная (или веревочная) петля у хомута, служащая для скрепления оглобли с дугой. Взялся за гуж - буквально значило "впрягся", а переносно - "взялся за дело", "дал слово, пообещал что-нибудь".  Вторая часть пословицы  содержит нравоучение: не говори, что не дюж, т. е. не отговаривайся, что ты слаб.

    Работа в парах (подготовка примеров с использованием пословиц и поговорок)

                                                                                               Организация познавательной деятельности

    Работа с учебником. Стр. 26, 27.Чтение пословиц. Распределение их   на группы: пословицы  о Родине, о трудолюбии. Объяснение их смысла.

    - Пословицы, поговорки, а также сказки относятся к устному народному творчеству. В них заключена народная мудрость. Пословицы, поговорки и сказки часто сопровождают друг друга.

    Организация чтения сказки «Человек без друга, что дерево без корней» (карточки). Поиск пословиц и поговорок.

    Самостоятельно, про себя читают пословицы. Делят пословицы по темам, объясняют их смысл.

    Чтение сказки про себя. Поиск пословиц и поговорок. Объяснение смысла пословиц и поговорок в сказке.

     

                                                                                                           Человек без друга, что дерево без корней

            Собрались как-то кот Васька, петух Петя и гусёнок Гоша в лес за клюквой. Ведь что летом соберёшь, то зимой на столе найдёшь. А клюква на болоте растёт, значит, без резиновых сапог никак не обойтись. У кота и гусёнка резиновые сапоги были, а петуху их пёс Трезор одолжил. Дошли приятели до болота, и тут у них спор возник. Гоша предложил обойти болото по краешку. Кот стал уговаривать друзей переночевать в шалаше, а утром в путь отправиться. А петух стал возражать приятелям: « Ну уж нет!   Мало того, что мы тащимся сюда черепашьим шагом, так сейчас ещё спать разляжемся. Вы как хотите, а я напрямик пойду. Вот увидите, я больше всех ягод наберу».

    И  запрыгал  петух  по трясине с кочки на кочку. Кот и гусенок решили не ссориться, а сначала шалаш сложить, затем выстругать длинные палки, чтобы трясину проверить, и  идти  искать непутёвого петуха.

    « Человек без друга, что дерево без корней. Нельзя нам Петьку бросать»,  - решили друзья.

    Когда шалаш был готов, друзья, вооружившись палками, отправились на поиски петуха. А он не смог далеко уйти и сидел мокрый, жалкий и босой на кочке  совсем рядом с шалашом.

    - Ну что, горе - горькое, где же твои сапоги? – спросил кот.

    - В трясину засосало, я и сам чуть не погиб, - жалобно пропищал петух. – Может вы поищете мои сапоги вон за той кочкой, а то как же я теперь босиком пойду? И Трезорке что отдавать буду?

    -Цену вещи узнаешь, когда потеряешь, -  заметил гусёнок.

    А кот пошёл за кочку, на которую ему указал петух, и долго шарил лапами и палкой в трясине.

    -Нет, что с возу упало, то пропало, - наконец произнёс он. – Пошли к шалашу: утро вечера мудренее.

    Гоша и Васька вдвоём донесли петушка до стоянки. Когда птицы угомонились, кот надрал лыка и сел плести петуху лапти. К утру лапти были готовы. На зорьке приятели быстро набрали по лукошку клюквы и к обеду были уже дома. Пёс Трезор простил петуху утерянные сапоги, а Пете так понравились лапти, что он их и снимать не захотел. Так с тех пор в лаптях и щеголяет.

     

    Слайды 4, 5,6 ,7 ыделены пословицы и поговорки в тексте сказки)

    Слайд 8. (армянские и таджикские пословицы о труде)

    Предлагает прочитать пословицы,  определить  их тему, найти похожие по смыслу русские пословицы  в учебнике (с.26, 27)

    Делает вывод. Пословицы о труде принадлежат разным народам,

    а смысл их один и тот же.

    Читает армянскую сказку «Ремесло дороже золота». Предлагает найти в ней пословицу, в которой заключен ее смысл. Поясняет, что сказка эта -  образец устного творчество армянского народа.

    Читают и определяют общую тему пословиц. Находят похожие по смыслу русские пословицы  в учебнике на с. 26. 27

    Слушают чтение учителя. Определяют, чему учит сказка. Называют пословицу, в которой заключен ее смысл.

                                                                           Армянская сказка « Ремесло дороже золота»

           Жил некогда богатый царь. Он часто тайком от везиров  ходил  по городам и селам, послушать, что о нем говорит народ. Как-то раз в одном селе царь встретил красивую девушку и решил на ней жениться. Отправил он везиров  в  село.  Сказали они отцу и матери девушки, что царь  хочет на ней жениться. Отец девушки  обратился к дочери:

    - Дочь моя, царь послал своих  везиров, сватается за тебя. Что им ответить?

    Девушка спросила:

    - А какое у царя ремесло?

    - Что ты, дочь моя, ума лишилась? Какое у царя может быть ремесло? Он владеет миром, что захочет - сделает, а мы все - его слуги.

    - Нет, мой муж должен владеть каким-нибудь ремеслом, иначе я за него замуж не пойду.

    , передали везиры  царю ответ девушки. Удивился царь, но ничего не поделаешь, ради девушки решил  выучиться ремеслу. Выбрал он  самое легкое ремесло, - стал учиться ткать ковры. Наконец, царь соткал для своей невесты красивый ковер и послал ей в подарок.
    Девушке понравился ковер, и она согласилась стать женою царя.
          Прошло время, и снова царь в одежде нищего стал обходить свои города и села. Однажды он попал в руки разбойников, и разбойники продали его богатому купцу.
          Купец запер царя в темную каморку и заставил выткать ковер. Царь соткал  ковер, да такой красивый, подобного которому не было во всем мире. Купец остался  очень доволен и приказал пленнику соткать ковер для царского дворца..
      Царь  очень обрадовался , выткал    ковер, а в углу ковра выткал буквы (так, чтоб только одна царица могла прочитать), что попал он в беду и просит освободить его.
          Купец  понес ковер в царский дворец.  Царица  прочитала надпись и узнала, что случилось с ее мужем.  Она тотчас  повелела привести того, кто соткал этот ковер, целым и невредимым во дворец.
      Когда  везиры доставили ткача во дворец, царица   узнала в нем царя. Она   бросилась к нему, обнялись они, поцеловались.
    - Правду говорят, жена, - сказал царь, - что ремесло - дороже золота.

    Везир  - ( арм.) - царский чиновник

    Слайд 9 ( пословицы разных народов)

    Организует чтение пословиц разных народов и предлагает сравнить их с русскими пословицами.

    Читают пословицы, из списка русских пословиц подбирают похожую по смыслу.

                                                                                                                                    Подведение итогов

    Предлагает совместными усилиями ответить на вопрос «Что общего в пословицах разных народов».

    Объясняют, приводят примеры

                                                                                         Диагностика достижения планируемых результатов

    Слайд 10 (пословицы армянские, русские, таджикские)

    Уровень  А.  Найдите пословицы с одинаковым смыслом у русских, армян и таджиков.

    Уровень Б. Составьте  пословицы:
    сколько волка ни корми – век живи – любишь кататься – лучше поздно – семь бед – за спрос – он все в лес смотрит – век учись – люби и саночки возить – чем никогда – один ответ – денег не берут.

    Уровень В. ( Работа в группе). Придумайте небольшой рассказ,  выберите для него  пословицу, в которой заключена будет основная мысль.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

    Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...

    технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

    материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

    УМК Школа России. Окружающий мир 4 класс.Технологическая карта урока. Тема "Лес и человек"

    Окружающий мир 4 классУМК Школа Россиитема "Лес и человек"...

    Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

    Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

    Литературное чтение 1класс. Школа России.Тема "Чтение слов с буквой Фф

    Папка содержит технологическую карту урока, презентацию . Урок разработан по азбуке В Горецкого.....