Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются умения делить слова на слоги, для переноса, выполнять звуко-буквенный разбор слов, подбирать однокоренные слова.В качестве упражнений для закрепления материала используются ребусы, кроссворды, пословицы, поговорки.Яркая и красочная презентация позволяет воспитывать чувство вежливости, а также доброты и благодарности к окружающим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  

русского   языка и литературного чтения во 2-в классе.

Тема: Пословицы и поговорки. Закрепление изученного в 1 классе.

Цель: формирование ключевых компетенций у учащихся

Задачи: 

 -Формировать умения переносить слова, выполнять звуко - буквенный анализ слов, закрепить понятие однокоренные слова;

- развивать коммуникативные навыки, память,   воображение, устную   речь,  

  творческие способности, орфографическую зоркость, фонематический слух;

- воспитывать чувство вежливости, а так же доброты и благодарности к окружающим.    

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке –

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

- Скажите мне, пожалуйста, что вы ожидаете от урока?

- узнать что-то новое; проверить свои знания, общаться,  получить пять,

хорошего настроения, я думаю, что всё это у нас получится.

Словарные слова.

Давайте вспомним  вежливые слова. Отгадайте ребус. 

Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь: … (здравствуйте).

 Письмо с комментированием с места, ударение, перенос

- Когда говорим здравствуй, а когда здравствуйте?

 И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят: … (до свидания).

Растает ледяная глыба

От слова тёплого: … (спасибо)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим, простите: … (пожалуйста).

Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста.

- Ещё раз вместе прочитаем эти слова и не забывайте почаще их говорить. Потому что такие слова называются волшебными.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, посмотрите  на доску и внимательно прочитайте предложение.

 У-че-ни-е об-ра-зу-ет ум, а вос-пи-та-ни-е – нра-вы.

Догадались, что это? ( пословица)

Как вы её понимаете?

Внимательно посмотрите и подумайте, о чём пойдёт речь на уроке? (ответы детей)

Кто из вас может сказать тему нашего урока?

Правильно, будем делить  слова на слоги и для переноса, вспомним однокоренные слова, расширим словарный запас и узнаем много нового. Кроме этого мы продолжим знакомиться с русскими народными пословицами и поговорками.

Понятие пословиц и поговорок

Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли русского народа. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью. Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом.

Пословицы и поговорки выражают истину, проверенную многовековой историей народа. Пословица и поговорки - не простое изречение. Они выражают мнение народа. В них заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.

 Прочитаем некоторые пословицы и поговорки о добре и вежливости.

Чтение пословиц и поговорок.

- Найдите и прочитайте  пословицу с восклицательной интонацией, объясните ее значение.

- А теперь найдите  пословицу с  вопросительной интонацией. Объясните значение данной пословицы. Большинство в русском языке пословиц и поговорок в повествовательной форме. Давайте зачитаем их.

Давайте сделаем вывод, о чем говорится в этих пословицах? (о доброте, вежливости). Почему ещё с древних времен сохранились пословицы и мы пользуемся ими? (они выражают глубокий смысл, в простой форме легко запоминаются)

- Давайте хором прочитаем  доброта.

- Запишите к себе в тетрадь это замечательное слово.

- А сейчас подберите и запишите однокоренные слова к слову доброта и выделите у них корень. С места  диктуют слова, комментируют написание слов и выделяют корень.

(добро, добрый, добряк, подобрел, задобрил, доброта, одобрить)

- Докажите, что это однокоренные слова.(слова, имеющие общую часть и близкие по смыслу).

- А что такое корень?

- Найдите среди слов те, которое являются проверочными к слову доброта (Задобрил, добрый)

- А как вы понимаете быть добрым? (отзывчивый, стремление делать  добро другим, хотеть ему помочь).

 Работа с пословицей.

Есть еще одна очень хорошая пословица.

Прочитайте и объясните её.

Доброе слово, что ясный день.

(доброе слово дарит радость, тепло как, солнышко в ясный день. Вот и получается, что словом можно согреть человека).

Добрым быть, совсем совсем непросто,
Не зависит доброта от роста.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются добрые и дети.

 Мы можем сравнить доброту с солнцем, а его лучиками являются волшебные слова.

Давайте прочитаем и будем чаще использовать эти слова.

- А вы заметили, как произносятся волшебные слова?

- Верно, вежливо, с улыбкой, приветливо.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать.

И, словно сердце, кровью обливаться.

И равнодушно холодом дышать!

Объясните, как вы понимаете слово равнодушный ( высказывают своё мнение)

Вот как об этом слове говорится в  толковом словаре Ожегова. Прочитайте.

Равнодушный – безразличный, безучастный, лишённый интереса к чему-либо. Действительно, добрый человек не только тот, кто говорит вежливые слова, а тот кто совершает добрые поступки.

Задание -  Разбейте на слоги слова: доброта, улыбка, ласковый

- Вспомним, какие правила для переноса существуют в русском языке (нельзя переносить одну букву и оставлять на строчке)

- Разбейте эти же слова для переноса. Сосчитайте, сколько букв и звуков в слове доброта? А сколько звуков в слове мёд?

Физкультминутка-игра «Не ошибись, пожалуйста».

Я буду говорить вам команды, но выполнять их надо только тогда, когда скажу волшебное слово пожалуйста.( Встаньте, пожалуйста!, Улыбнитесь!, Похлопайте, пожалуйста!, Попрыгайте, пожалуйста!, Сядьте!, Тихонько сядьте, пожалуйста!)

 Кроссворд.

1. Если мальчик съел конфету и ни с кем не поделился? (жадность)

2. Когда человека ни за что отругали, что он чувствует (обида)

3. Когда нас угощают конфетой, что мы говорим? (спасибо)

4.  При встрече с друзьями, что говорим? (привет)

5. Когда вежливо просим, какое добавляем волшебное слово? (пожалуйста)

Получилось добро

III. Итог урока

- Какие хорошие поступки вы можете сделать сегодня, придя домой?

 - Будете ли вы за это ждать награды? Потрём ладошки, передадим свою доброту товарищу по парте, пусть она вас греет.

- А теперь давайте посмотрим, сбылись ли наши ожидания от урока.

- Узнали что - то новое для себя?

- Проверили свои знания?

-Какое задание было самым интересным?

-  Настроение приподнялось?

Перед тем, как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться

Пожелав при этом вам

Чтобы вежливыми вы были

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

IV. Домашнее задание

По желанию:

1. Выучить наизусть понравившуюся пословицу о доброте и вежливости

2. Нарисовать рисунок на тему Добротой спасем мир!

Будьте добрыми и вежливыми!

Молодцы! Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный Урок-праздник -ЛЕСНАЯ ДОРОГА (русския язык, математика,литературное чтение, )

Урок-праздник в конце четверти "Лесная дорога" (комплексный по всем предметам.)...

Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....

Мастер- класс по теме: « Использование пословиц на уроках русского языка и литературного чтения»

представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач....

Презентация к уроку русского языка "Начальная школа 21 век" 4 класс .Тема"Правописание тся- ться в глаголах" (урок 45) Учитель начальных класов Мозгунова Н.А.

Данная презентация создана к уроку правописания , русский язык , 4 класс, урок 45 по прграмме "Начальная школа 21 век" в соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "Г.Н. Юдин. "Вытри лапы и входи"". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "Г.Н. Юдин. "Вытри лапы и входи"".  УМК "Перспективная начальная школа"...

Роль изучения фольклора на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

В статье акцентировано внимание на роли включения жанров фольклора на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе....