Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Миронова Юлия Леонидовна

Формировать понятия «мир доброта»,  «мир зла»; способствовать формированию умения  раскрывать и сравнивать образы героев, делать выводы, приводить примеры из жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России»)

                                         

Тема

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Цель

Задачи

Повышение уровня восприятия литературного произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»;

  • учить вдумчивому осознанному чтению;
  • учить находить в тексте ответы на вопросы;
  • развивать умение рассуждать об идейном замысле на основе литературного материала;
  • развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;
  • развивать связную речь, умение давать полные ответы;
  • расширять словарный запас;
  • способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу);
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Формировать УУД.

Регулятивные:

принимать и сохранять  задачу, поставленную на занятии;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия во фронтальной, групповой  работе;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

оценивать правильность выполнения действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учить формулировать собственное мнение и позицию;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

Личностные:  

развитие высших психических функций -  внимание, восприятие, логическое мышление.

Планируемый результат

Планируемые результаты:

Предметные:

сформировать понятия «мир доброта»,  «мир зла»; способствовать формированию умения  раскрывать и сравнивать образы героев, делать выводы, приводить примеры из жизни.

Метапредметные:

умение слышать, слушать и понимать участника диалога, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Личностные:

воспитать позитивное отношение к живой природе, формировать единое понятие добра и зла, умение высказать свою точку зрения и выслушать чужую.

Основные понятия

Мир добра, мир зла.

Межпредметные связи

Музыка, изобразительное искусство.

Ресурсы

ИКТ

Организация пространства

Фронтальная,  индивидуальная работа

Технология

Технология развития критического мышления

Методы и приемы

Словесно-наглядный,  проблемно-поисковый, фронтальная работа.

Оборудование

мультимедийное оборудование (презентация),  иллюстрированный материал с изображением жабы, розы, портрет В.М.Гаршина, учебник (УМК «Школа России» 4 класс 1 часть), музыка - А.Г.Рубинштейн «Мелодия»; раздаточный материал – маршрутные листы, картинки с изображением розы и жабы (для рефлексии).

Ход урока

Этапы занятия

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

                  УУД

 Планируемые результаты

I. Самоопределение к учебной деятельности

- Добрый день!

(слайд №1)

- Наш урок хотела бы начать с высказывания известного французского писателя Жан Жака Руссо, а вы мне поможете.

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как хорошо умеете работать, если будете постоянно перед собой ставить новые цели, стремиться к их достижению»

                                                 Ж.Ж. Руссо

-Желаю вам плодотворной работы.

Дети получают положительный настрой.

Личностные:

проявлять интерес к занятию,

самоопределение;

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные : определять и формулировать цель деятельности на уроке, ставить задачи

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме

Создание  положительной  мотивации.

Стадия вызова

1. Целеполагание.

- Сегодня мы работаем в группах.

( на столе картинка: жаба, роза, мальчик)

-Чтобы вам найти  группу, прочитайте на карточках высказывание и займите свое место. (в карточке предложение из сказки)

- Проверим вашу работу. Прочитайте по цепочке свои предложения.

- О ком они?

(аналогичная работа со всеми группами)

- Что объединяет все ваши высказывания?

( предложения из произведения «Сказка о жабе и розе»)

- О чем сегодня пойдёт речь на уроке?

- Какие задачи вы поставите?(Карточка. Задачи: продолжить работу….

                                   узнать ……….

                                  понять……….           )

Высказывают предположения.

 

Формулируют тему урока.

Стадия осмысления

  1. История создания произведения

(Звучит  музыка  Антона Григорьевича

Рубинштейна «Мелодия» )

 Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Напротив Гаршина сидели музыкант и весьма несимпатичный, неприятного вида старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Под звуки музыки Рубинштейна у Гаршина складывалась в голове  маленькая трогательная сказка.

(Отрывок читает ученик со слайда)

Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, всё смотрела и смотрела.

  1. Приём «Цветопись»

- У вас в группах лежат цветные карточки.

- Представьте себя художниками и выберите цвет, которым бы изобразили вашего героя.

- Обоснуйте ваш выбор? Можно зачитать.

 

     

     

Регулятивные: 

выполнять  задание в соответствии с целью.

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания. 

Личностные: 

проявлять интерес к занятию,

самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Умеют слушать, наблюдать и делать простые выводы, высказывать своё мнение.

3.Работа по составлению образа героев.

- Работая в группе, попробуйте выразить свои представления о жабе и розе по следующему плану

Группа «Роза»

План

1.Внешний вид  розы

2.Что главное для розы в жизни.  

- Какие чувства испытывает роза?  

- Разве роза может плакать?  

- Какой  литературный  приём использует автор?  

- А если человек  достигает расцвета своей души, что он может подарить людям?  

Группа  «Жаба»

План.

1.Внешний вид  жабы

2.Что главное для жабы в жизни.  

 

Счастье  жить

(Плакать не от горя, а от счастья жить).

(Нет: роза – символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присуще душевные переживания).

(Олицетворение).

(Любовь, заботу, тепло, счастье).

(жирная, старая, грязно – серые липкие бородавчатые лапы, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…).

 (Главное  для жабы –  это  плотно  поесть  и отдохнуть после  еды, т.е.  жаба  ленива  и  прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца – слопать  розу, уничтожить красоту. А это плохо.)

(Не  умеет  радоваться солнцу,  утру,  хорошей погоде,  мечтает слопать розу,  погубить её.  Запах  розы причиняет ей  смутное беспокойство, ненавидит розу, испытывает злость, зависть,  жаба не видит красоту, она её не чувствует).

Регулятивные умения:

выполнять  задание в соответствии с целью, планирование.

Познавательные: умение структурировать знания, постановка проблемы, моделирование наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Личностные:

проявлять интерес к выполнению работы;

Коммуникативные:

формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.

Делают выводы

Делают выводы

Группа «Мальчик»

                                 План.

1.На кого из персонажей сказки похож мальчик?

2.  Что же  сближает мальчика и розу?

3. Как автор относится к мальчику? Выберите из списка:  с любовью, состраданием, нежностью, безразличием, равнодушием, юмором.

- Зачитайте, как к мальчику приходит смерть?

- Зачем мальчику нужна была роза?

-  А что чувствовала роза, когда её срезали?

- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?

(Оба любили прекрасное, они оба погибают).

(Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные его минуты).

Регулятивные умения:

выполнять  задание в соответствии с целью.

Личностные:

проявлять интерес к выполнению работы;

Коммуникативные:

формулировать высказывание, умение выражать свою точку зрения.

Делают выводы

4.Книжная выставка.

(динамическая пауза)

- Предлагаю вам отдохнуть. В классе разложены книги. Соберите их и создайте книжную выставку под названием «Произведения В. Гаршина». Не ошибитесь.

- В какой из книг может быть помещена «Сказка о жабе и розе»?

- Как определили?

- Давайте  проверим. (Как быстро найти?)

4. Чтение по ролям.

- Перед вами «Словарь настроений».

- Прочитайте отрывок из сказки  и определите эмоциональное состояние каждого героя.

- Прочитаем по ролям так, чтобы отразить состояние и настроение каждого героя.

(читают дети из 1 группы и 2 группы. Учащиеся 3 группы - эксперты. Оценивают чтение)

- Удалось ли ребятам передать настроение каждого героя? Оцените работу.

Вывод:

-Что символизирует «роза» и «жаба»?

-О чем заставляет задуматься это произведение?

-Можно ли сказать, что мальчик  и роза  навсегда ушли из жизни..?

В этом произведении жаба, конечно, несет зло и представляет собой жадность- это зло)

Роза- добрая, нежная. Она символ добра )

(Надо делать добрые дела, быть доброжелательными, приносить пользу людям, добро победит зло, добрые дела не забываются) 

 

Регулятивные умения:

выполнять  задание в соответствии с целью.

Познавательные:

умение структурировать знания.

Личностные:

проявлять интерес к выполнению тестовой работы;

проявлять интерес к самооценке;

Коммуникативные:

формулировать высказывание, умение выражать  свою точку зрения.

Оценка работы

Стадия рефлексии

  1. Домашнее задание.

- На выбор:

умным: подготовить рисунок к сказке и озвучить его;

самым умным: подготовить творческий пересказ от лица главных героев?

2. Итог

- Чему вас научил сегодняшний урок?

- Какие задачи, поставленные в начале урока, решены?

3. Рефлексия.

Заканчивая урок, мне хочется,  чтобы каждый, прикрепил к макетам двух миров картинку (жаба или роза), которая отражала бы ваше состояние души.

Урок хочу закончить словами В. Гаршина (слайд)

Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему.

Благодарю за работу.

     

       

     

Познавательные: Определять, каким образом полученные знания пригодятся в жизни, обосновывать своё мнение.

Коммуникативные:

формулировать высказывание, умение выражать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)

К моменту проведения урока по изучению произведения «Сказка о Жабе и Розе» ребята уже познакомились с творчеством Гаршина, читая и анализируя сказку ... -К...

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс. УМК «Школа России»

Структура урока построена согласно методике системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных компетенций обучающихся. ....

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" по теме "Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа."

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" по теме "Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа."...

Технологическая карта урока Литературное чтение 2 класс (УМК Школа России) "Сказка Андерсена "Огниво"

Технологическая карта урока Литературное чтение 2 класс (УМК Школа России) "Сказка Андерсена "Огниво"...