Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" по теме "Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа."
методическая разработка по чтению (4 класс)

Загороднева Маргарита Александровна

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" по теме "Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta.docx24.18 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.2 МБ
Файл syshchiki.docx12.44 КБ
Файл fantaziya.docx11.97 КБ
Файл test.docx15.04 КБ
Файл opisanie_malchika.docx12.15 КБ
Файл derevo_voprosov.docx52.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема урока: Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: познакомить с фантастическим произведением Е.С. Велтистова «Приключения Электроника.»

Задачи:

1.Создать условия для знакомства с понятием научно-фантастической литературы;

2. научить понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научно-фантастическая литература»;

3.  научить характеризовать героев произведения, сопоставлять героев с целью выявления авторского и собственного отношения к ним.

Планируемые результаты

Предметные:

-развивать способность учащихся воспринимать художественный текст фантастического жанра;

-развивать умение определять тему;

-выявить особенности  фантастического произведения;

-развивать  навык выразительного чтения;

Метапредметные:

-прогнозировать содержание раздела;

- осознавать сущность и значение произведений великих классиков литературы как части русской национальной культуры;

Личностные:

-осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений-  развивать воображение детей;

-формировать умения адекватно  оценивать свою работу и работу своих

товарищей.

Ресурсы урока:

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

1. Организация начала урока. СЛАЙД 1

- Проверим готовность к уроку.

- Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества, закрепим имеющиеся знания по изучаемому курсу, узнаем новое. Для этого потребуется внимание, активная работа, взаимопомощь и конечно хорошее настроение.

Определяют  готовность к уроку.

Актуализация необходимых знаний

Проверка домашнего задания. Речевая разминка, дыхательная гимнастика

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста.

В ЧУДНОЙ СТРАНЕ

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

                           И. Токмакова

– Прочитайте стихотворение «птичьим гамом».

– Прочитайте хором.

– Первое предложение стихотворения прочитайте с вопросительной интонацией

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку мини-сочинения «Моя малая Родина».

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Организация познавательной деятельности

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

Звучит фонограмма одной из песен из художественного фильма «Приключения Электроника».

– Вы, конечно, узнали песню? Откуда она?

– А известно ли вам, по произведению какого писателя создан фильм «Приключения Электроника»?

– Кто автор фантастического романа об Электронике? (Евгений Велтистов.)

-Как называется раздел учебника? (Страна фантазия)

– Кто может попасть в «Страну Фантазию»?

Прием «Кластер»

– Как вы понимаете слово «фантазия»? (мечта, воображение, сказка, выдумка)

На доску вывешивается слово «Фантазия». Ассоциации детей в виде кратких тезисов прикрепляются вокруг главного слова в виде кластера.

- Давайте обобщим, что же такое «фантазия»?

На доску под кластером вывешивается значение слова «фантазия» из словаря.

- Совпали ли ваши предположения со значением слова из словаря?

- Какие однокоренные слова вы бы подобрали к данному слову? А как бы вы их толковали?

– Кто такой фантазер?

– Что такое фантастика?

- Мы с вами уже прочитали отрывок «Чемодан с четырьмя ручками» из повести «Приключения Электроника» Евгения Серафимовича Велтистова, который открывает наш новый раздел «Страна Фантазия».

- Какой жанр у этого произведения? (научная фантастика)

- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?  (Продолжим разбирать фантастическое произведение Евгения Серафимовича Велтистова «Приключения Электроника») 

– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.

Мы продолжим знакомиться….

Мы вспомним …

Мы узнаем …

Мы будем учиться …

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения.

– Все вы прочитали фантастическую повесть об Электронике.

-Назовите главных героев произведения.

- О чем это произведение?

– Согласны ли вы с тем, что Велтистов рассказал о необычном событии?

– Почему Электроника привезли в чемодане? Какой сюрприз хотел сделать профессор Громов своим коллегам?

– Как вы считаете, Громов был жестоким человеком?

– Почему Электроник сбежал от профессора?

– Каким вы представляете себе Электроника? Чем он похож на обычного мальчика?

Просмотр видеофрагмента.

- Кого встретил Электроник?

- Что мальчики обнаружили?

- По видеофрагменту дайте характеристику Электронику. Какой он?

- О чем мечтает Электроник?

– Вот мы сейчас и попробуем ответить на вопрос: «Что значит, быть настоящим человеком?». (уметь думать, сопереживать другим, уметь дружить, любить, чувствовать…)

Прием «Сыщики (разыщи слово)»

- У вас на столах имеются заготовки с предложениями из нашего текста, но эти предложения напечатаны вразброс и в них пропущены некоторые слова. Ваша задача – совместно с соседом, сравнивая оба текста (текст на заготовке и текст в учебнике), вставить эти пропущенные слова.  

Текст: Нет, ни один человек не мог бы сразу догадаться, что перед ним ___________(кибернетический) мальчик. Ранним майским утром к гостинице _________("Дубки") подкатил светло-серый автомобиль. Оставив Электроника, профессор подошел к ___________(видеотелефону). Это был профессор ________(Громов). Директор с ______(тремя) помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на ___________(второй) этаж. Над деревьями прострекотал маленький вертолет - ___________(воздушное такси). 

- Давайте проверим и оценим вашу работу.

Проводит тест по теме урока.

– Выберите правильный вариант ответа:

1. Как называлась гостиница, куда майским утром подкатил светло – серый автомобиль?

А. Берёзки     Б. Дубки     В. Сосёнки

2. Назови фамилию почётного гостя конгресса, приехавшего из Синегорска.

А. профессор Громов     Б. доктор наук Грымов     В. младший сотрудник Грюмов

3. На какой конгресс приехал этот учёный?

А. по геологии       Б. робототехники        В. кибернетиков

4. Что, согласно надписи, лежало в чемодане чёрного цвета с четырьмя ручками?

А. приборы         Б. контрабас       В. робот

5. Чем пахло в комнате  учёного?

А. фруктами     Б. сосновым лесом    В.  новой мебелью

6. К какому виду транспорта никак не мог привыкнуть профессор?

А. к воздушному шару     Б. к воздушному такси     В. к воздушному лифту

7. Что лежало в футляре профессора?

А. Мальчик       Б. Приборы       В. Разобранный робот

8. Какую процедуру нужно было пройти Электронику, когда он вылез из чемодана?

А. напитаться солнечным светом

Б. поменять батарейки

В. подкрепиться электрическим током

9. Как Электроник убежал от профессора?

А. через окно       Б. через дверь     В. телепортировался

10.  Какого цвета была куртка у Электроника?

А. серого     Б. зелёного     В. синего

11. Каким аппаратом воспользовался профессор для связи со своим знакомым?

А. радиопультом     Б. видеотелефоном       В. Пейджером

Ответы:  1б    2а     3в     4а     5б     6б     7а     8в     9а     10в     11б

Прием «Дерево вопросов»

- Сейчас мы с вами вырастим свое фантастическое дерево. На столах у вас имеется заготовка листочка, на обратной стороне которой вы, работая в паре, напишите один вопрос по содержанию текста. Потом этот листок прикрепите к нашему дереву (ствол дерева на магнитной доске).

- Кто желает ответить на эти вопросы?

- А мы все вместе оцениваем правильность составления вопроса и сам ответ. Листочки крепим обратно на дерево, но уже вопросом наружу.

- Посмотрите. У нас получилось фантастическое дерево? Почему его можно назвать фантастическим?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя
определяют задачи чтения и составляют план чтения.

Фантазия – 1) способность к творческому воображению; само такое воображение; 2) нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное; 3) прихоть, причуда.

Фантазер – 1) человек, который любит фантазировать, мечтатель; 2) выдумщик, человек, который склонен фантазировать.

Фантастика – художественная литература,
а значит, что ее предметом всегда был и остается человек

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Работа в парах

Зачитываются правильные ответы.

Выполняют тест. Выбирают правильные ответы.

Ученики по выбору учителя, подходят к дереву,  срывают листок с вопросом, зачитывают его и отвечают.

Рефлексия деятельности

1)Беседа по содержанию.

- Вот и закончился наш урок. Подведем итоги. 

- Вам понравился отрывок из фантастической повести Евгения Серафимовича Велтистова?

-А появилось ли желание прочитать дальше всю повесть и больше узнать о приключениях Электроника?

-Понравился ли вам робот?

-Чем?

-Был ли он похож на обычного робота?

2)Работа в парах.

-Что в Электронике вы заметили от робота, а что от человека? Выберете и подчеркните то, что соответствует человеку, обычному мальчику?

         ( курносый нос

            длинные ресницы

           вихор на макушке

           электрическая вилка

           синяя курточка

           летние брюки

            речь

            побег)

-Что осталось не подчёркнутым?

-Электроник –почти человек?

-Как вы думаете, удастся Электронику быть человеком до конца?

- Что это значит?(уметь думать, сопереживать другим,уметь дружить, любить, чувствовать…)

3) домашнее задание. 

С. 144-149-читать, написать рассказ «Наш друг Электроник»

4) рефлексия

- А сейчас пусть каждый сам себя оценит.

Для этого зажмите руку в кулак и…

- кому было интересно – разожмите один палец;

- кто считает, что знания пригодятся в жизни – разожмите второй палец

- кто хорошо работал на уроке – разожмите третий палец;

- кто хорошо работал в паре – разожмите четвертый палец;

- кому урок понравился – разожмите пятый палец.

- Урок окончен. Спасибо за внимание!

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Делают выводы



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Слайд 2

Евгений Серафимович Велтистов 1934 – 1989г.г.

Слайд 3

Фантазия – способность к творческому воображению; само такое воображение. Фантазия – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное. Фантазия – прихоть, причуда.

Слайд 4

Фантазёр – человек, который любит фантазировать, мечтатель. Выдумщик, человек, который склонен фантазировать. Фантастика – жанр художественной литературы, а значит, что её предметом всегда был и остаётся человек.

Слайд 5

СТРАНА ФАНТАЗИЯ Тема урока: Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»

Слайд 6

Цели урока: Мы продолжим знакомиться…. Мы будем…

Слайд 8

Самопроверка 1-б 7-а 2-а 8-в 3-в 9-а 4-а 10-в 5-б 11-б 6-б

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Совместно с соседом, сравнивая оба текста (текст на заготовке и текст в учебнике), вставить эти пропущенные слова.  

Текст: 

Ранним майским утром к гостинице _________подкатил светло-серый автомобиль. Это был профессор ________. Директор с ______помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на ___________ этаж. Над деревьями прострекотал маленький вертолет - ___________. Нет, ни один человек не мог бы сразу догадаться, что перед ним ___________ мальчик.  Оставив Электроника, профессор подошел к ___________. 

Совместно с соседом, сравнивая оба текста (текст на заготовке и текст в учебнике), вставить эти пропущенные слова.  

Текст: 

Ранним майским утром к гостинице _________подкатил светло-серый автомобиль. Это был профессор ________. Директор с ______помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на ___________ этаж. Над деревьями прострекотал маленький вертолет - ___________. Нет, ни один человек не мог бы сразу догадаться, что перед ним ___________ мальчик.  Оставив Электроника, профессор подошел к ___________. 

Совместно с соседом, сравнивая оба текста (текст на заготовке и текст в учебнике), вставить эти пропущенные слова.  

Текст: 

Ранним майским утром к гостинице _________подкатил светло-серый автомобиль. Это был профессор ________. Директор с ______помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на ___________ этаж. Над деревьями прострекотал маленький вертолет - ___________. Нет, ни один человек не мог бы сразу догадаться, что перед ним ___________ мальчик.  Оставив Электроника, профессор подошел к ___________. 



Предварительный просмотр:

ФАНТАЗИЯ

МЕЧТА

ВООБРАЖЕНИЕ

ВЫМЫСЕЛ

СКАЗКА



Предварительный просмотр:

Приключения Электроника

1. Как называлась гостиница, куда майским утром подкатил светло – серый автомобиль?

А. Берёзки     Б. Дубки     В. Сосёнки

2. Назови фамилию почётного гостя конгресса, приехавшего из Синегорска.

А. профессор Громов     Б. доктор наук Грымов     В. младший сотрудник Грюмов

3. На какой конгресс приехал этот учёный?

А. по геологии       Б. робототехники        В. кибернетиков

4. Что, согласно надписи, лежало в чемодане чёрного цвета с четырьмя ручками?

А. приборы         Б. контрабас       В. робот

5. Чем пахло в комнате  учёного?

А. фруктами     Б. сосновым лесом    В.  новой мебелью

6. К какому виду транспорта никак не мог привыкнуть профессор?

А. к воздушному шару     Б. к воздушному такси     В. к воздушному лифту

7. Что лежало в футляре профессора?

А. Мальчик       Б. Приборы       В. Разобранный робот

8. Какую процедуру нужно было пройти Электронику, когда он вылез из чемодана?

А. напитаться солнечным светом

Б. поменять батарейки

В. подкрепиться электрическим током

9. Как Электроник убежал от профессора?

А. через окно       Б. через дверь     В. телепортировался

10.  Какого цвета была куртка у Электроника?

А. серого     Б. зелёного     В. синего

11. Каким аппаратом воспользовался профессор для связи со своим знакомым?

А. радиопультом     Б. видеотелефоном       В. пейджером

Приключения Электроника

1. Как называлась гостиница, куда майским утром подкатил светло – серый автомобиль?

А. Берёзки     Б. Дубки     В. Сосёнки

2. Назови фамилию почётного гостя конгресса, приехавшего из Синегорска.

А. профессор Громов     Б. доктор наук Грымов     В. младший сотрудник Грюмов

3. На какой конгресс приехал этот учёный?

А. по геологии       Б. робототехники        В. кибернетиков

4. Что, согласно надписи, лежало в чемодане чёрного цвета с четырьмя ручками?

А. приборы         Б. контрабас       В. робот

5. Чем пахло в комнате  учёного?

А. фруктами     Б. сосновым лесом    В.  новой мебелью

6. К какому виду транспорта никак не мог привыкнуть профессор?

А. к воздушному шару     Б. к воздушному такси     В. к воздушному лифту

7. Что лежало в футляре профессора?

А. Мальчик       Б. Приборы       В. Разобранный робот

8. Какую процедуру нужно было пройти Электронику, когда он вылез из чемодана?

А. напитаться солнечным светом

Б. поменять батарейки

В. подкрепиться электрическим током

9. Как Электроник убежал от профессора?

А. через окно       Б. через дверь     В. телепортировался

10.  Какого цвета была куртка у Электроника?

А. серого     Б. зелёного     В. синего

11. Каким аппаратом воспользовался профессор для связи со своим знакомым?

А. радиопультом     Б. видеотелефоном       В. пейджером



Предварительный просмотр:

Выберете и подчеркните то, что соответствует человеку, обычному мальчику.

            курносый нос

       длинные ресницы

       вихор на макушке

       электрическая вилка

        синяя курточка

        летние брюки

         речь

         побег

Выберете и подчеркните то, что соответствует человеку, обычному мальчику.

            курносый нос

       длинные ресницы

       вихор на макушке

       электрическая вилка

        синяя курточка

        летние брюки

         речь

         побег

Выберете и подчеркните то, что соответствует человеку, обычному мальчику.

            курносый нос

       длинные ресницы

       вихор на макушке

       электрическая вилка

        синяя курточка

        летние брюки

         речь

         побег

Выберете и подчеркните то, что соответствует человеку, обычному мальчику.

            курносый нос

       длинные ресницы

       вихор на макушке

       электрическая вилка

        синяя курточка

        летние брюки

         речь

         побег



Предварительный просмотр:

https://coloringhome.com/coloring/p6c/y5y/p6cy5y9Tn.gifhttps://coloringhome.com/coloring/p6c/y5y/p6cy5y9Tn.gifhttps://coloringhome.com/coloring/p6c/y5y/p6cy5y9Tn.gifhttps://coloringhome.com/coloring/p6c/y5y/p6cy5y9Tn.gif

https://pp.userapi.com/c636731/v636731826/2978a/eNsyZpwNevM.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературное чтение А.К.Толстой "Золотой ключик,или Приключения Буратино"

Технологическая карта урока литературного чтения построена на основе системно-деятельностного подхода и СТИМ технологии....

Технологическая карта урока литературного чтения (4 класс). Тема: «Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. УМК "Школа России"

Тема:  «Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра»Цели деятельности учителя: ознакомление с жизнью и творчеством писателя-фантаста К. Булычева, eг...

Технологическая карта урока литературного чтения (4 класс). Тема: Е.С. Велтистов «Приключение Электроника». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание  условий для знакомства с понятием научно-фантастической литературы; знакомство учащихся с писателем Е. С. Велтистовым.Планируемые результаты:Предметные:знать:...

Технологическая карта урока литературного чтения "Приключения электроника" Е. С. Велтистов, 4 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: работа с текстом Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»Тип урока: рефлексия;Цель урока: создание условий для формирования на...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Отрывок из фантастической повести Кира Булычева «Путешествие Алисы» «Кустики»» учителя начальных классов «МБОУ «Баскаковская средняя школа»

УчительПолищук Ольга Константиновна Ссылка на видеоурок: https://disk.yandex.ru/i/MHq-OWqHGxiPKwКласс4Автор УМК (программы учебного курса)Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Вино...