Главные вкладки

    Урок обучения грамоте в 1 классе по ОС "Школа 2100". Тема: "Звук [ж], буквы Ж, ж. Письмо слов с жи".
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

    Кляхина Наталья Николаевна

     

    Урок по курсу "Обучение грамоте"  по теме "Звук [ж], буквы Ж, ж. Письмо слов с жи" был проведен в нетрадиционной форме: путешествие

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_1_klass.docx22.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок обучения грамоте в 1 классе

    Тема: Звук [ж], буквы Ж, ж. Письмо слов с жи.

    Цель:

    - обучающая: систематизировать знания о звуке [ж]; правильно писать сочетания жи-ши; обучать умению работать с текстом;

    - развивающая: развивать связную, литературно-грамотную речь; способствовать развитию фонематического слуха; развивать умение правильно употреблять слова в речи.

    - воспитывающая: формировать интерес к родному языку, потребность писать грамотно; воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность; формировать навык сотрудничества, учебной активности.

    Тип урока:  обобщение и систематизация.

    Вид урока: урок-путешествие.

                Оборудование:

            у  учителя:  снеговик, домик Деда Мороза, карточки-слова с пропущенными сочетаниями жи-ши, «сугроб», «гора», мультфильм «Снеговик-почтовик»), ключ ответов для самостоятельной работы.

            у учащихся: карточки с заданиями двух уровней для каждого ученика, веера, снежинки.

    Ход урока

    Организационный момент.

    - Прозвенел звонок,

    Начинаем наш урок!

    Сообщение цели урока

    - У нас сегодня необычный урок, а урок-путешествие. Цель нашего урока – закрепить знания о букве Ж, ж.

    Актуализация опорных знаний

    - Сегодня мы отправляемся во владения Деда Мороза. Подарок для дедушки  и  приглашение на елку готовы. Отнесем их, а вот кто будет нам помогать,  узнаем, посмотрев отрывок из мультфильма.

    (Просмотр отрывка из мультфильма «Снеговик-почтовик»)

    - Кто же будет нам помогать, чтобы мы не заблудились в дремучем лесу? (снеговик)

    - Да снеговик. Давайте слепим его.

    Повторение изученного

    - На какие две группы делятся все звуки в русском языке? (гласные и согласные)

    - Каких звуков больше гласных или согласных? (согласных)

    - Какие две буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным? (ъ, ь)

    - Первый ком готов! Молодцы!

    - Лепим второй!

    - Узнайте, о каких звуках идет речь – эти буквы гласные, они обозначают твердость согласных звуков. (а, о, у, ы, э)

    - А что объединяет гласные е, и, я? (придают мягкость согласным, когда стоят после них)

    - Что мы знаем о гласных: е, я? (передают два звука, когда стоят вначале слова и после гласной)

    - Второй ком готов! Молодцы! Лепим третий ком!

    - Какую букву мы изучаем? (букву Ж, ж)

    - Эта буква появится у каждого из вас. Для этого возьмите уже известную вам букву к  и подумайте, как превратить ее в букву ж? ( раскрыть)

    - Мы получили букву Ж.

    -  Какие стихи мы знаем о букве Ж?

    (чтение стихов о букве Ж)

    1. Это – ж,

        А это – к.

        Целый жук

         И пол жука.

    1. Эта буква широка

    И похожа на жука.

    И при этом, точно жук,

    Издает жужжащий звук:

    Ж- ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

    1. Стала снежинка

    Буквою Ж,

    Солнце ее,

    Не растопит уже!

    - Кто даст характеристику звуку [ж]? (согласный, звонкий, твердый)

    - Чтобы запомнить, что  звук  [ж] всегда твердый дома раскрасьте букву ж синим цветом.

    - Третий ком готов! Пора отправляться в путь!

    Работа в прописи

    - Сделаем запись в наших бортовых журналах. (запись элементов букв)

    Физминутка для рук

    Мы писали, мы писали,

    Наши пальчики устали.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Можно ими помахать,

    В чистый ручеек руки опускаем

    И усталость с пальчиков,

    Мы водой смываем!

    (Прописывание строчной ж и заглавной  Ж)  Взаимопроверка

    Работа по теме урока

    - Ох, и много снега в этом году. Снеговик заметил сугроб. Не провалиться бы в него.

    - Вставьте слоги жи-ши.

    дру                ма

                         ?        на        ?        на

    пру        ти

     - Что мы знаем о сочетаниях жи-ши?

     - Что объединяет эти слова?

    - Сугробы мы преодолели, а на пути снеговик заметил снежные горы.

    - Ребята, из слов убежали слоги, назовите слова только со слогом жи.

    шала .        у.        чи.

            мы .

    е.        мор.

    Работа с веерами

    - Каким по счету мы слышим звук [ж] в словах ужи, чижи, ежи, моржи?

    (сообщение о  многозначном слове моржи)

    Физминутка

    - Стынут руки, стынет нос. Видно близко Дед Мороз!

    На улице мороз, ну-ка взялись все за нос!

    Ни к чему нам бить баклуши,

    Ну-ка взялись все за уши.

    Покружились, повертелись,

    Вот и все мы отогрелись!

    И проведем, друзья, сейчас

    Мы упражнение для глаз! (нахождение предметов по периметру кабинета)    

    Самостоятельная работа

    - Мы долго шли по лесу, началась метель. Посмотрите, какие красивые снежинки нашел снеговик. Найдите такие же у себя на партах. Выполните задание по силам. (1. Соединить слово со схемой; 2. Соединить слово со схемой, разделить слова на слоги,  поставить ударение)

    (проверка по ключу ответов)

    Работа по учебнику

    - Трудный путь был у нас, отдохнем и поработаем по азбуке. (чтение рассказа Л. Н.  Толстого «Чиж»)

    - Ну и молодцы вы, ребята! Хорошо справились с заданиями. Впереди уже видны владения Деда Мороза. Но, что это? Посмотрите на двери какая-то записка. Кто прочтет? («Ушел за подарками! Дед Мороз.»)

    - Жаль, что мы не застали Деда Мороза дома, оставим ему наш подарок и приглашение на елку. Пора отправляться в обратный путь.

    Итог урока

    - Пока идем домой, давайте подведем  итог…

    - Я довольна, как работали сегодня …

    - А теперь хотелось бы услышать ваши впечатления об уроке.

    Я доволен …

    Я огорчен …

    Мне понравилось …

    Я хотел бы …

    Самооценка

    - Возьмите на парте снежинку и прикрепите ее  возле  нашего снеговика в  зависимости  от того, как вы поработали:  

    Очень хорошо  – над снеговиком  

            Хорошо – возле второго кома

            Не доволен  – возле первого кома

    Учитель                                                                            Н.Н. Кляхина

    Самоанализ урока обучения грамоте в 1 классе по теме

    «Звук [ж], буквы Ж,ж. Письмо слов с жи».

    В целях предупреждения переутомляемости детей, для поддержания познавательного интереса на протяжении всего урока я провожу интегрированные уроки чтения и письма.

    Урок обучения грамоте теме «Звук [ж], буквы Ж,ж» запланирован как урок закрепления знаний по пройденной теме.

    Я поставила следующие задачи:

    обучающие:

    - систематизировать знания о звуке [ж];

    - учить правильно писать сочетания жи-ши;

    - обучать умению работать с текстом;

    развивающие:

    - развивать связную, литературно-грамотную речь;

    - способствовать развитию фонематического слуха;

    - развивать умение правильно употреблять слова в речи;

    воспитывающие:

    - формировать интерес к родному языку, потребность писать грамотно;

    - воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность;

    - формировать навык сотрудничества, учебной активности.

    Хорошему эмоциональному настрою способствовала организация начала урока, был использован небольшой отрывок из мультфильма. Мотивационный компонент урока позволил провести эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Я думаю, мне удалось активизировать познавательный интерес учащихся.

    Учебный материал был подобран с  учетом особенностей класса. На уроке был представлен богатый наглядный материал, обеспечивающий поддержку процесса познания: Снеговик, дом Деда Мороза, сугробы, снежные горы, технические средства (телевизор) для просмотра отрывка из мультфильма, карточки-слоги, карточки-снежинки с выбором задания по силам, картинки и предметы  для физминутки, снежинки для оценки работы на уроке.

    Материал урока полностью соответствовал требованиям программы, прослеживалась связь с предыдущими уроками. Были закреплены знания о изученных буквах, о звуке [ж] и буквах Ж, ж, о сочетаниях жи-ши. Я старалась, чтобы структура урока соответствовала его содержанию и целям.

    Цель, которую я поставила перед учащимися, была осознана ими и принята к осуществлению. Цель урока была реально достижимой, так как урок построен на использовании ранее приобретенных знаний, умений и навыков учащихся, тема «Звук [ж], буквы Ж,ж» изучалась на предыдущих уроках.

    Выбранный мною вид урока - урок-путешествие способствовал активизации мыслительной деятельности учащихся и познавательного интереса.

    Все задания были доступны для выполнения. Подача материала в игровой и занимательной форме  позволили повысить заинтересованность учащихся к изучению данной темы, что снимало напряженность и усталость учащихся на уроке.

    Мною были использованы фронтальный, индивидуальный и комбинированный виды опроса.  Ребята работали  письменно и устно. С целью проверки усвоения знаний я провела самостоятельную работу с  поуровневой  дифференциацией.

    Между этапами урока прослеживалась тесная связь. Учебная информация была преподнесена на научном и доступном для детей языке.

    Я использовала на уроке следующие педагогические технологии:  

    поэтапное формирование умственной деятельности; формирования речевой деятельности; игровую  (путешествие во владения Деда Мороза),  информационную (работа с многозначным словом), здоровьесберегающую   (физминутки),  коммуникативную; проблемно-диалогическое обучение. Данные технологии позволили мне создать условия для поддержания познавательного интереса на протяжении всего урока.

    Ребята продемонстрировали умения анализировать, выстраивать свою точку зрения, делать выводы, показали прочные знания, умения и навыки.  На протяжении всего урока я старалась поддерживать мотивацию учащихся к учению.

    Особое внимание я уделила предупреждению утомляемости детей: проведена физминутка  для снятия утомляемости кистей рук, физминутка, зарядка для глаз. На уроке  царила атмосфера доброжелательности, санитарно-гигиенические требования к уроку были соблюдены.

    В конце урока  учащиеся участвовали в оценке качества своей работы. Я считаю, урок полностью достиг поставленных целей.

    Учитель                                                                                         Н.Н. Кляхина


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обучения грамоте в 1 классе на тему: "Звуки [ф] [ф,] [ш], буквы Ф,ф,Ш,ш" с использованием игровых технологий.

    На этом уроке в игровой форме дети знакомятся с новыми звуками и буквами....

    Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: Согласные звуки [ ф],[ ф’], буква Ф,ф.(с использованием сингапурских обучающих структур)

    Цели урока: познакомить со звуками [ф\'] и [ф], буквой Ф, ф, закрепить навык звукового анализа слов; обучать умению читать слоги, слова с изученными буквами; развивать фонематический слух ;развивать на...

    Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [м],[м] и буквы М,м.»

    Презентация к уроку обучения   грамоте   в 1 классепо теме «Звуки [м],[м/] и буквы М,м.»....

    Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по теме "Твёрдый согласный звук [Ж], буквы Ж, ж"

    Предмет: обучение грамотеКласс: 1 аПрограмма: «Школа России»Тема: Твёрдый согласный звук [Ж], буквы Ж, жЛичностные (ЛР): проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов дейс...