Разработка урока обучение грамоте 1 класс программа"Школа 2100"тема"Строчная гласная буква«я» и её звуки"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Ташлыкова Оксана Геннадьевна

Конспект урока для 1 класса программа "Школа 2100" тема" Строчная гласная буква «я» и её звуки "  к конспекту приложена   презентация  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока обучение грамоте

УМК «Школа 2100»

автор Ташлыкова Оксана Геннадьевна – учитель начальных классов 1категории.

 

Тема: Строчная гласная буква «я»  и её звуки.

Цели:

-формирование  умения различать гласные и согласные звуки;

-развитие фонетического слуха, умения выделять звук в слове; умения выполнять  букво- звуквенный анализ  слов с изученной буквой.

- развитие каллиграфических  навыков письма;

 -развитие культуры общения, умения вести учебный диалог;

 -развитие познавательного интереса.  

  Оборудование:   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Букварь», О.В. Пронина «Мои волшебные пальчики», ноутбук, проектор.

 

Этапы урока

Ход урока

Приблизительные ответы детей

Формирование УУД

1.Огранизационный момент

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок

Все на месте, все в порядке

Книжка, ручка и тетрадки.

-Ребята, мы начинаем урок обучения грамоте. Кто напомнит нам, чему мы учимся на протяжении этих уроков.

Знакомимся со звуками и буквами русского языка, учимся графически оформлять устную речь в письменную. Развиваем навыки устной речи.

 

 

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

2. Актуализация знаний

 - Перед тем, как мы приступим к новой теме, я предлагаю вам повторить уже знакомые нам буквы русского языка и звуки, которые они обозначают.  

Слайд № 2

-На какие две большие группы разделены наши буквы? В чем их различие?

-На какие две группы делятся гласные?

– Какие известные нам буквы гласных служат для обозначения на письме мягкости согласных?

– В чём хитрость буквы Е?  

 

Дети вместе с учителем повторяют по ленте букв изученный материал.

На гласные и согласные. Гласные буквы обозначают гласные звуки, они отличаются тем, что они свободно произносятся не испытывая препятствий. А согласные при произношении запинаются за  небо, зубы, губы, язык.      

Первая группа А, О, Ы,У,Ы  указывают на твердость предшествующих согласных звуков.

Вторая группа указывает на мягкость предшествующих согласных.

И, Е

Буква Е обозначает два звука [й’е], когда находится в начале слова. Когда находится после согласных, обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [э].

3.Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

1. -Сегодня на уроке мы познакомимся с вами еще с одной хитрой буквой русского языка. Откройте учебник и озвучьте нам тему урока.

-Сформируйте цели урока, чему мы должны научиться.

-Что мы сейчас делали?

-Рассмотрите внимательно букву, какие ассоциации возникают у вас, на что она похожа?

Слайд №3

-Посмотрите на картинки, которые представлены на странице учебника (яблоко, ягода, яблоня). Для того чтобы сделать анализ новой буквы, мы проведем с вами фонетический анализ одного из этих слов.

- Слово ЯГОДА. Запишите графически его в свои тетрадки.

-Разделите слово на слоги

–  Произнесите несколько раз первый слог  ([й’а]).

– Какие звуки слышите?

– Сколько их?

– Какой первый?

– Дайте ему характеристику.

– Какой второй?

– Дайте ему характеристику.

– Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й’а]? (Звуки [й’а] на письме обозначаются буквой Я.)

– Найдите на ленте букв (на  слайде) букву я.

– В каких еще словах вы слышите сочетание этих звуков?  

– С какой новой буквой познакомились?

– Что о ней узнали?

 

- Откройте прописи, давайте раскрасим Звуковичка. Как мы его оденем Слайд №4

-Мы выполнили одну часть цели нашего урока, познакомились с новой буквой и звуками, которые она обозначает.

-А теперь попробуем почитать слоги с этой буквой. Напомните, какую позицию она выполняла в словах ЯБЛОКО, ЯБЛОНЯ и ЯГОДА

Слайд №5    

2. – Давайте посмотрим, хорошо ли мы узнали букву Я.

  Отгадайте загадку

В том лесу, не в огороде,

Только осень на подходе,

Новый у нее наряд,

Бусы красные висят.

Дрозд, снегирь, другая птица,

Могут ею угоститься,

Как усилится мороз,

Возрастёт на пищу спрос.

 

 – Какие звуки слышим в этом слове?

Звук [р’] – согласный звонкий, мягкий.

Звук [а] – гласный ударный.

Звук [б] – согласный глухой, мягкий.

Звук [и] – гласный, ударный.

Звук [н] – согласный, звонкий, твердый.

Звук [а] - гласный, безударный.

Слайд №6

– Кто догадался, какая буква на письме покажет нам мягкость [р’]?

– А какой гласный мы будем слышать?

– Звук [а] на письме обозначается буквой Я и показывает мягкость предшествующего согласного.

– Что ещё мы узнали о букве Я?

 

3.Чтение слогов Слайд №7

Прочитай слог и назови слово с этим слогом. Произносим согласный мягко.

4. Игра «Угадай». 

Учитель читает слова, дети хлопают в ладоши в том случае если в этом слове есть буква Я.

Буква Я шагает гордо.

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

– А вы знаете, кто я?

Я не только буква Я –

Буква-слог и слово.

Буква Я

Всегда была

Всем и каждому мила,

Но советуем, друзья,

Помнить место

Буквы Я!

5. Физминутка

Яблоня в моём саду

Гнётся низко на ветру.

Наклонилась вправо, влево.

Покачаться захотела.

Ветки вниз и вверх качнула

И вперёд их протянула.

А как стихнет ветерок

Моя яблонька заснёт.

 

 

6.В тетрадях для печатанья напишите букву Я. Каким цветом вы её обозначите?

-Из скольких элементов состоит буква Я

Слайд №3

-На уроке мы познакомимся с буквой Я и звуками, которые она обозначает.

-Мы должны научиться распознавать букву Я, среди других букв, научиться читать и писать её. Дать характеристику звукам, которые обозначает эта буква

-Мы планировали свою деятельность

-Буква Я похожа на букву Р, с отставленной в сторону ножкой.

        

[йа]

Два

[й]

Согласный, мягкий

[а]

Гласный

Яблоко, яблоня

Я

Буква Я обозначает два звука

Один башмачок красный, другой зеленый

Стояла в начале слова и в этой позиции обозначала два звука

Дети читают слоги со слайда и добавляют их до целых слов

Ответ: Рябина

 

Дети в тетрадях для печатанья  выполняют схему  слова. Затем производят самопроверку по слайду на доске, выявляют свои ошибки, оценивают собственную деятельность

        

[а]

Она является показателем предшествующего согласного звука

Дети выполняют движения

Красным. Потому, что она гласная.

Из трех. Прямая линия, овал и наклонной  линии вправо

 

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

 

4. Применение нового знания

    1. Работа в «Букваре».  

– Давайте откроем «Букварь» на с. 120.

–  Прочитаем первые два столбика слогов и слов. 

-Рассмотрите письменное написание строчной буквы Я.В чем разница и сходство написания печатной и строчной письменной букв

  2. Работа в прописи стр 14.

1)Рассмотрите внимательно написание письменной буквы в рамочке. Возьмите ручку и по контуру пропишите следуя за стрелочками букву Я  

2) Чтение и запись слогов с Я.

3)Запись слов по образцу.

– Прочитайте слова в рамочке, сравните произношение с написанием, спишите слова, подчеркните орфограммы, расставьте ударение. Придумайте предложения с этими словами.

   3. Работа в «Букваре» (с. 120).  

1)  Рассмотрите картинку к тексту. Как вы думаете, о чем будет идти речь в этом рассказе?

2) Прочитайте название рассказа. Как вы понимаете значение слова «Украшение»

3)Первичное знакомство с текстом.

4)Выявление первичного восприятия.

– Что за украшение описал автор текста?

5) Повторное комментированное чтение.

– Какие признаки осени наблюдал автор?

– Как это – краски гаснут?

– Согласны ли вы с автором, что сад непригляден?

– Как сказать по-другому: непригляден сад?  

– Каким по цвету будет это «пятно»?

– Как вы думаете, приятно рябине красоваться среди голого сада?  

– Почему же рябине грустно?

– Что же произойдёт с первыми морозами?

– Только ли человека радуют яркие пятна рябины?

– А автору нравится этот сад? Чем?

6) Выразительное чтение текста.

7) Озаглавливание текста.

– Перечитайте заглавие текста.

–Отражает ли оно его содержание?

– А настроение?

– Как бы вы озаглавили текст?

–Перечитайте текст и подчеркните слова, выражения, которые помогли вам представить осенний сад.

– Что мы сейчас делали?  

 

4.Физминутка.

Стая птиц летит на юг,

 Небо синее вокруг.  

 Чтоб скорее прилетать,

 Надо крыльями махать. В небе ясном солнце светит,

 Космонавт летит в ракете. А внизу леса, поля –

 Расстилается земля. Птички начали спускаться,

 На поляне все садятся.

 Предстоит им долгий путь,

 Надо птичкам отдохнуть. И опять пора в дорогу,

 Пролететь нам надо много

 Вот и юг. Ура! Ура!

 Приземляться нам пора.

5. Работа в прописи стр.14.

-На странице прописи найдите текст. Сколько в нем предложений. Как вы об этом догадались.

-Прочитайте текст про себя. О каком времени года идет речь? По какому признаку вы это определили?

- Спишите ниже на свободных строчках первое и второе предложения (учитель напоминает детям о правилах посадки при письме)

-Найдите в списанном тексте слово, в которых количество букв и звуков не совпадает.

-Объясните свой ответ.

-Оцените свою работу. Если вы довольны своей работой нарисуйте возле списанного текста красный кружок, если нужно еще постараться зеленый. -- Если вы не довольны тем как у вас получилось, обозначьте синий кружок.

-Выберите в своем тексте слово, которое у вас особенно хорошо получилось, подчеркните его красным карандашом.

 

Дети читают слова, поясняют их лексическое значение

Ребята пошли в лес.

На рябине красные ягоды.

Ягоды рябины лучшее лакомство для птиц зимой.

Ответы детей.

Украшение-это то, что создает красивый вид, придает красоту.

Читает беглочитающий учение.

Некрасивый сад

«Столовая для птиц», «Рябина», «Радость в грустном саду».

Мы учились работать с информацией.

Дети машут руками, словно крыльями

Дети машут руками интенсивнее

Потягивание – руки вверх

Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону

Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд

Дети встают и машут «крыльями»

Дети садятся за столы

Осень, на рябине красные ягоды.

Ягода

Буква Я в начале слова обозначает два звука.

Формирование духовно- нравственного развития и воспитания

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания  

 2) воспитание способности к познанию;

 3) экологическое воспитание;

 4) эстетическое воспитание

 

 

 

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

5. Итог

– Что нового узнали?  

Какую  букву научились писать?  

–Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?

– Какой вид работы вам понравился больше всего?

 – С каким настроением уходите с урока?

– Как  вы сами оценили свою работу?

 

 

6. Домашнее задание (по желанию)

Хорошо читающим детям, прочитать стихотворение О.Григорьева «Яма» и подготовить его выразительное чтение


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте по программе «Перспектива» по теме: "Буквы А,а , обозначающие гласный звук а"

Конспект урока с презентацией по обучению грамоте в 1 классе по программе "Перспекива".       В конспекте пременяется релаксационные упражнения, дается характеристика звука, ведётс...

Учебно-тематическое планирование уроков обучения грамоте, 1класс, УМК Школа 2100

Учебно – тематическое планирование по УМК «Образовательная система Школа 2100» по предмету «Обучение грамоте и  литературное чтение в первом классе».      Развёрнутое темати...

Урок обучения грамоте по программе "Школа России". «Звуки [п] [п‘]. Буква Пп»

Урок обучения грамоте в 1 классе  по теме «Звуки [п][п‘]. Буква Пп» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ....

Урок русского языка, 2 класс, программа "Школа 2100" тема: Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.

Тема: Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.Цель:- совершенствовать навыки правописания слов с буквами и, у, а после шипящих;- способствовать развитию орфографической зоркости, р...

Презентация к уроку обучения грамоте по программе "Гармония" по теме "Звуки речи. Повторение"

Презентацию можно использовать для проведения всего урока, а также можно взять фрагменты для этапов урока. Слайды содержат анимацию....

Строчная буква ч. Урок обучения грамоте (письмо). Программа "Школа России" 1 класс

Материал содержит презентацию  и технологическую карту урока на тему "Строчная буква ч"...

Конспект урока обучения грамоте по программе "Школа России".Тема: Правописание ШИ- ЖИ.

Цель: совершенствовать навыки написания слов с орфограммой «ЖИ, ШИ пиши с буквой И», формировать умения писать под диктовку, производить самопроверку написанного;развивать фонематичес...