Речевые разминки
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Лилия Азатовна Сайранова

Речевые разминки к урокам литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_razminki.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые разминки подобраны по теме данного урока. Речевые разминки необходимы учителю для привлечения внимания учащихся, для появления интереса у них к теме урока. Они также служат эффективным упражнением по развитию читательских умений. Речевыми разминками могут пользоваться учителя начальной школы, учителя литературы в 5 классе.  

Речевые разминки.

1.

Книга – учитель,

Книга – наставница,

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Бедным считайте такое жилище,

Где вся забота – набить бы живот,

Где калорийная вкусная пища

Пищу духовную не признаёт.

Книга – советчик,

Книга – разведчик,

Книга – активный борец и боец,

Книга – нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земля, наконец…

(В. Боков)

1. Прочитать медленно «жужжащим» чтением.

2. Коллективное плавное чтение.

3. Выразительное чтение.

4. Беседа.

- О чём это стихотворение?

- Какие главные мысли заключены в нём?

- Как автор называет книгу?

2.

Коляда, коляда!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Или сена клок,

Или вилы в бок.

1. Прочитать медленно «жужжащим» чтением.

2. Почитать плавно, певуче.

3. Прочитать с ускорением.

3.

Мотылёк-вителёк,

Принеси нам ветерок;

От ворот в поворот

Гнать кораблик в ручеёк.

Мелки ручейки,

Несите стружки,

С тихой воды

До великой реки.

1. Чтение текста «жужжащим» чтением.

2. Словарная работа.

Стружо′к  (струг) – речное судно.

3. Беседа.

- Что вы прочитали?

(Жанр устного народного творчества – приговорка)

- Когда и кто мог её говорить?

(Мальчик или несколько ребят, бегая и запуская кораблики)

4. Медленное чтение, чтение с ускорением.

5. Выразительное чтение.

4.

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко.

В каждом лукошке кошка,

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

1. Прочитать.

2. Беседа.

-Что написано на доске?

(Скороговорка)

- Какой звук повторяется в скороговорке?

(Звук [ш])

- Можно ли этот текст назвать сказочным?

(Да.)

3. Чтение скороговорки хором тихо, громко, ещё громче.

4. Чтение скороговорки медленно, постепенно увеличивая темп.

5. Конкурс на самое быстрое чтение этой скороговорки.  

5.

Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие, котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные, хотят меня зарезати!

1. Прочитать «жужжащим» чтением.

2. Беседа.

-Вам знакомы эти слова?

- Чьи они и откуда?

(Их говорил козлёночек на берегу реки, звал сестрицу. Слова из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

3. Читать выразительно по памяти.

6.

Её перо сверкает так,

Что ясно: это не пустяк!

Никто не знает, что случится

В тех сказках, где живёт … (Жар-птица)

1. Читать медленно, затем с ускорением.

2. Читать тихо, затем громче.

3. Прочитать с вопросительной интонацией.

4. Прочитать с восклицательной интонацией.

5. Прочитать сердито.

6. Почитать весело.

7. Прочитать, как считаете нужным.

7.

Кашу кушай, а сказку слушай:

Умом-разумом смекай да на ус мотай.

1. Прочитать «жужжащим» чтением.

2. Беседа.

-Что написано на доске?

(Пословица).

- Как понимаете смысл пословицы?

- Найдите знакомые части речи.

3. Прочитать, выделяя голосом глаголы; имена существительные.

4. Прочитать быстро, выразительно.

8.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

(Е.А. Благинина)

1. Беседа.

- Найдите красивые слова в стихотворении.

(Узорный лист, лист качается узорный в синей луже)

- Какие приметы осени описываются?

(Листопад, птицы улетают).

- С каким настроением улетают птицы?

(Нетерпеливое настроение)

9.

Он кружится,

Лёгкий, новый,

У ребят над головой.

Он успел платок пуховый

Расстелить на мостовой.

 (Я. Аким)

1. Прочитать «жужжащим» чтением.

2. Беседа.

- О чём это стихотворение?

(Стихотворение о первом снеге)

- Озаглавьте его.

(«Первый снег»)

- С чем сравнивает поэт снежное покрывало?

(С платком пуховым) 

-Каким представляет автор снег?

(Новым, лёгким, потому что он первый)

3. Прочитать шёпотом, затем усиливая голос.

4. Прочитать громко, затем понижая голос.

5. Прочитать выразительно, как вы понимаете.

10.

Вёз на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

1. Прочитать «жужжащим» чтением.

2.Беседа.

- Почему «Саня» и «сани» написаны по-разному.

- Назовите знакомые части речи.

3. Прочитать с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.

4. Прочитать с утвердительной интонацией на глаголах.

5. Прочитать  с восклицательной интонацией на глаголах.

6. Прочитать скороговоркой.

11.

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

1. Прочитать скороговорку с ускорением, вполголоса (хором, индивидуально)

12.

Совята у совушки

Умные головушки:

На каждый совушкин совет

Глазами хлопают в ответ.

(И. Котляр)

1. Прочитать «жужжащим» чтением.

2. Найти однокоренные слова.  

3. Беседа.

- Какое слово нельзя причислить к группе слов с корнем -сов-?

4. Прочитать с интонацией удивления.

5. Прочитать с вопросительной интонацией.

6. Прочитать сердито.

7. Прочитать радостно.

8. Прочитать выразительно.

13.

Скинуло кафтан зелёный лето,

Отсвистели жаворонки всласть,

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлкою прошлась.

Раструбили журавли по рощам,

Будто осень замуж собралась.

Верба платье в озере полощет.

Лисью шапку примеряет вяз.

1. Прочитать «жужжащим» чтением.

2. Найти и прочитать глаголы.

3. Прочитать стихотворение, выделяя голосом глаголы.

4. Прочитать скороговоркой.

5. Прочитать медленно, выразительно.

14.

В зимний холод всякий молод.

Зима без трёх подзимков не становится.

Зимой дороги не уравняешь – метель своё возьмёт.

1. Прочитать «жужжащим» чтением.

2. Прочитать с вопросительной интонацией.

3. Прочитать с утвердительной интонацией.

4. Прочитать с весёлой интонацией.

5. Прочитать с грустной интонацией.

6. Прочитать, как считаете нужным, передавая смысл пословиц и поговорок.

15.

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

1. Прочитать «жужжащим» чтением.

2. Прочитать медленно.

3. Прочитать с ускорением.

4. Прочитать шёпотом.

5. прочитать громко.

6. Прочитать выразительно.

16.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

1. Беседа.

- Откуда эти строчки?

(Басня «Ворона и Лисица»)

- Какие басни ещё помните?

2. Прочитать медленно.

3. Прочитать с ускорением.

4. Прочитать быстро, замедляя темп.

5. Прочитать скороговоркой

6. Прочитать выразительно.

17.

Осип орёт, Архип не отстаёт.

Кто кого переорёт?

Осип охрип. Архип осип.

1. Прочитать медленно.

2. Беседа.

- Что это?

(Скороговорка)

- Что высмеивает народ этой скороговоркой?

2. Прочитать орфографически.

3. Прочитать орфоэпически.

4. Прочитать медленно, затем с ускорением.

5. Прочитать скороговоркой.

18.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

1. Прочитать медленно.

2. Прочитать, выговаривая каждое слово чётко.

3. Прохлопать ритм.

4. Беседа.

- О чём скороговорка?

(Скороговорка о том, как нужно правильно говорить).

- Выделите самые важные слова.

 (Расстановка логических ударений)

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

5. Прочитать в разговорном темпе, выделяя слова.

6. Прочитать в ускоренном темпе, выделяя слова.

19.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

(М.Ю. Лермонтов)

1. Прочитать «жужжащим» чтением.

2. Беседа.

- Как вы думаете, что это?

(Отрывок из стихотворения)

- Найти глаголы.

3. Прочитать, выделяя голосом глаголы.

4. Прочитать, выделяя голосом последнее слово в каждой строке.

5. Прочитать медленно.

6. Прочитать с ускорением.

7. Прочитать выразительно.

20.

Я тебе открою тайну,

Никому не говори…  

Если рано ты проснёшься,

Если встанешь до зари,

Если тихо выпьешь чаю,

Если выйдешь из дверей,

Если ты пойдёшь направо,

А потом чуть-чуть левей,

Обогнёшь большой колодец,

Обойдёшь засохший пруд…

Там, у старой водокачки,

Под забором две собачки

Громко косточку грызут!

(И. Пивоварова)

1. Прочитать «птичьим базаром».

2. Прочитать медленно, затем с ускорением.

3. Прочитать, начиная быстро, затем замедляя темп.

4. Прочитать быстро.

5. Прочитать выразительно.

21.

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей!»

Мышь пищит: «Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю, - грозится ёж, -

Если снимок не пришлёшь».

(В. Берестов)

1. Прочитать выразительно.

2. Прочитать по ролям.

22.

Добра себе желаешь – делай добро.

Тоску да горе и за кованой дверью не спрячешь.

1. Прочитать пословицы «птичьим базаром».

2. Объяснить смысл пословиц.

23.

Под ногами в листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама и ребёнок.

(В. Голяховский)

1. Прочитать «птичьим базаром».

2. Беседа.

- Какие слова выдумал автор?

- Как нужно произнести эти слова?

(Чтобы услышать шуршание листьев)

- Какой звук для этого нужно выделить?

(Звук [ш])

3. Прочитать медленно, затем с ускорением.

4. Прочитать быстро, скороговоркой.

5. Прочитать выразительно.

24.

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

(Е. Евтушенко)

1. Прочитать медленно.

2. Беседа.

- Как понимаете эти строки?

- О каких зверях внутри нас говорит автор?

(Человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень)

- К чему призывает автор?

(Призывает беречь и любить природу)

3. Прочитать выразительно.

25.

- Кра!-

Кричит ворона. –

Кража!

Караул!

Грабёж!

Пропажа!

Вор прокрался

Утром рано!

Грош украл он

Из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробку!

И красивую

Коробку!

- Стой, ворона.

Не кричи.

Не кричи ты,

Помолчи.

Жить не можешь

Без обмана:

У тебя ведь

Нет кармана!

- Как!-

Подпрыгнула ворона

И моргнула удивлённо.

- Что ж вы раньше

Не сказали?

Кар-р-р-раул!

Кар-р-ман

Укр-р-али!

(В. Орлова)

1. Прочитать «жужжащим» чтением.

2. Словарная работа.

Грош – старинная медная монета в 2 копейки. Позднее – полкопейки.

3. Прочитать громко, выделяя звук [р].

4. Прочитать выразительно.

26.

Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.

Как его не корми, он всё в лес глядит.

Его ноги кормят.

(Волк)

Без него и колокол нем.

Он болтает, а голова отвечает.

Он до Киева доведёт.

(Язык)

Он от листа, а лягушка от него бежит.

Его ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

За двумя ними погонишься, ни одного не поймаешь.

(Заяц)

1. Прочитать загадки в пословицах и поговорках.

2. Вставить нужное слово и прочитать выразительно.

27.

Вдоль по речке, по водице.

Плывёт лодок вереница.

Впереди корабль идёт,

За собою всех ведёт.

(Утка с утятами)

Выпуча глаза сидит,

По-французски говорит,

По блошьи прыгает.

По человечьи плавает.

(Лягушка)

1. прочитать загадки «жужжащим» чтением.

2. Прочитать орфографически.

3. Прочитать орфоэпически.

4. Прочитать медленно.

5. Прочитать скороговоркой.

28.

Утка моя, селезнюха моя,

Не летай за реку,

Не клюй песку,

Не тупи носку!

1. Прочитать «жужжащим» чтением.

2. Найти имена существительные.

3. Прочитать, выделяя существительные вопросительной интонацией.

4. Прочитать, выделяя существительные утвердительной интонацией.

5. Прочитать быстро.

6. Прочитать медленно.

7. Прочитать скороговоркой.  

29.

Два друга – он да вьюга.

Он и железо рвёт, и на лету птицу бьёт.

Он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

(Мороз)

1. Прочитать пословицы и поговорки.

2. Беседа.

- О чём идёт речь?

30.

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

1. Прочитать.

2. Беседа.

- Какое интересное слово встретилось?

- Что оно означает?

(Стало кругом мокро, слякотно)

3. Прочитать орфографически.

4. Прочитать орфоэпически.

5.Прочитать в замедленном темпе.

6. Прочитать скороговоркой.

31.

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

… - лучший спутник мой и друг.

1. Вставить подходящее по смыслу слово.

(Книга)

2. Прочитать медленно.

3. Прочитать с ускорением.

4. Прочитать скороговоркой.

5. Прочитать выразительно.

32.

Как он может жить на свете без усов и чешуи?

Мы бы, рыбы, не могли бы раздвоить хвосты свои!

Не похож он ни на рака, ни на нас – весьма во многом.

Не родня ли это чудо безобразным осьминогам?

1. Прочитать «птичьим базаром».

2. Прочитать орфографически.

3. Прочитать орфоэпически.

4. Прочитать с ускорением.

5. Прочитать сердито.

6. Прочитать весело.

7. Прочитать выразительно.

33.

Я – весёлый воробьишка,

Серый маленький воришка.

Я беспечен и болтлив,

И пуглив,

Чив, чив.

Мне едою служат мошки,

Мне едою служат крошки.

Я хитёр и шаловлив,

Суетлив,

Чив, чив.

1. Прочитать «птичьим базаром».

2. Беседа.

- Дайте характеристику воробью.

3. Прочитать, выделяя главные слова.

4. Прочитать с ускорением.

5. Прочитать медленно.

6. Прочитать выразительно.  

34.

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто это?..

(Ворона)

1. Прочитать медленно.

2. Прочитать по слогам.

3. Прочитать с ускорением.

4. Прочитать выразительно.

5. Беседа.

- По каким признакам узнали, что речь идёт о вороне?

35.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый… (воробей)

1. Прочитать загадку хором.

2. Прочитать по слогам.

3. Прочитать быстро.

4. Прочитать выразительно.

5. Беседа.

- Что узнали из загадки о воробьях?

36.

Набирает воду носом,

Будто шлангом и насосом.

Ставьте зонтиков заслон:

Всех сейчас окатит … (слон)

1. Прочитать, разделить слова на слоги.

2. Прочитать орфографически.

3. Прочитать  орфоэпически.

4. Прочитать с вопросительной интонацией.

5. Прочитать с утвердительной интонацией.

6. Прочитать с интонацией восхищения.

7. Прочитать сердито.

8. Прочитать весело.

37.

Павка на лавке

Плетёт лапти Клавке.

Не годятся лапти

Клавке на ножки,

А годятся лапти

На лапке кошке.

1. Прочитать по слогам.

2. Прочитать с ускорением.

3. Прочитать быстро, затем замедляя темп.

4. Прочитать скороговоркой.

38.

Городу ночью холодно стало,

Ночь для него одеяло достала.

Снегом заботливо город одела

И посветлела от доброго дела.

1. Прочитать «птичьим базаром».

2. Прочитать по слогам.

3. Прочитать выразительно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая разминка

Хочу поделиться своим опытом работы по обучению грамоте и развитию техники чтения. Применяя на уроке речевые таблицы можно быстрее научить первоклассников читать.В результате  формируется н...

Речевые разминки, физминутки

Такие  речевые  разминки  применяю  на  уроках  обучения  грамоте  в  1  классе. На  уроках  русского  языка   во 2  классе. ...

Речевые разминки на уроке

Для развития внимательности, воображения, ассоциативности часто использую на уроках речевые разминки.Отвожу на них не более 5 минут, но это хорошая подготовка к постановке учебной задачи...

Речевая разминка

Эту разминку можно использовать перед чтением или просто играя с ребенком....

Речевая разминка

Речевая разминка предназначена для 2-3 классов и используется на уроках литературного чтения....

Презентация к урокам литературного чтения во 2 классе. Речевые разминки. Портреты писателей. Раздел "Люблю природу русскую. Осень."

Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал  целесообразно демонстрировать в самом начале урока, он предназначен для раз...

Презентация к урокам литературного чтения во 2 классе. Речевые разминки. Портреты писателей. Раздел "Люблю природу русскую. Зима."

Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал  целесообразно демонстрировать в самом начале урока,он предназначен для разминки перед чтение...