Н.А. Некрасов, "На Волге". Отрывок (детство Валежникова)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Григорьева Елена Александровна

Урок литературного чтения по отрывку стихотворения Н.А. Некрасова "На Волге" с целью познакомить учеников с произведением, создать условия для формирования активной читательской позиции, эмоционально вжиться в текст, развития навыков работы с  поэтическим текстом, исследовательских умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon nekrasov_na_volge.ppt1.19 МБ
Файл literat_chtenie.otkrytyy_urok.docx30.38 КБ
Файл prilozhenie_k_otkrytomu_uroku.docx11.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения .                                                                                                                                                                                                                                                        Класс:  3 класс

Учитель: Григорьева Е. А.

 УМК: «  Перспективная начальная школа»           

Технологическая карта урока

Тема

  Н. А. Некрасов « На Волге.» Отрывок (детство Валежникова)

Цель

 Познакомить с произведением Н. А. Некрасова « На Волге» (детство Валежникова)

Задачи

  Создать условия для формирования активной читательской позиции, эмоционально вжиться в текст, развития навыков работы с  поэтическим текстом, исследовательских умений.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная  мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение,  обобщение, сериация,  классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

 

 

Организация

пространства

Фронтальная работа,  групповая работа, индивидуальная работа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

 

 

 

УУД

I.    Мотивация  учебной деятельности

 Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Мотивирует учащихся на работу.

-Нам авторы произведенья написали

Чтобы мы их внимательно читали.

Читая, должны мы героев понять

И через поступки их чувства узнать.»

Вы любите читать стихи? Почему?

Поэты- классики… Кто это?

Назовите известных вам русских поэтов классиков.

Проведём разминку «хорошо ли мы знаем русских поэтов классиков»

( у каждой из 3-х команд на столах карточки с известными отрывками из произведений и несколько фамилий русских поэтов-классиков: Лермонтов М. Ю.; Пушкин А. С.; А.А. Блок; С. А. Есенин)см приложение

А сейчас послушайте ещё два отрывка.

(учитель читает отрывки из произведения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», « Соловьи».

Кто написал эти стихи?

 

Приветствуют учителя .  

 

Они красивы, легко учатся.

Их произведения выдержали испытания временем, их не забыли, они навечно остались в памяти народа.

Уч-ся отгадывают.

Уч-ся затрудняются ответить.

реализовывать

потребность в общении со сверстниками;

– проявлять интерес к общению  

Внутренняя позиция школьника.

 .

Мотивационная основа учебной деятельности;

анализ, синтез, сравнение, обобщение,   классификация, аналогия;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

 высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позици

анализ, синтез, сравнение, обобщение,   классификация, аналогия; структурирование знаний;

подведение под понятие;

постановка и формулирование проблемы.

Определять главную мысль произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображенному. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев

Выборочное чтение

  Уметь выделять   определять в тексте подтверждающие мысли  .

Познавательная  инициатива;

Структуриро

вание знаний;

самостоятель

ное создание алгоритмов деятельности;

 

Учет разных мнений, координирова

ние в сотрудничестве разных позиций высказываний

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге Уметь выделять  в тексте подтверждающие мысли

осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

 

  1. уважать
  2. мнение
  3. собеседников;
  4. – участвовать
  5. в выразительном
  6. чтении по ролям,
  7. в инсценировках;

– следить за действиями

других участников

 в процессе коллективной творческой деятельности;

 

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Самооценка на основе критерия успешности

Рефлексия способов и условий действия.

Оценка своей деятельности на уроке.

 

 .

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

 

 

 Откройте учебник «Литературное чтение» на стр. 138.  Прочитайте Фамилию автора и название произведения, с которым мы будем знакомиться.

Сформулируем тему сегодняшнего урока.

 (Н. А. Некрасов « На Волге.» (детство Валежникова)

Мы будем читать отрывок из произведения Н. А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова)

 

III. Изучение нового

  

Цели:-выявление обучающимися новых знаний,развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Составление характеристики героя

Цель.

Проверить умения в       усвоении знаний.  Умение подтверждать высказывание словами текста.

 Заранее подготовленный учащийся показывает презентацию  о Н. А. Некрасове.

(см. приложение)

Словарная работа.

Нам встретятся трудные слова. Их толкование у вас на столах. Прочитайте.

Кулик - небольшая болотная птица с длинными ногами.

Челнок - выдолбленная из дерева лодка.

Круча - крутой спуск, обрыв.

Удаль - лихая смелость.

Леший - человекообразное сказочное существо.

Чёрт - в суеверии: злое рогатое существо.

Рига - большой сарай для сушки и обмолачивании снопов хлеба.

Всезрящий - всевидящий.

1. Любит ли мальчик мир природы? Почему?

2.С кем сравнивает себя герой? Что автор подчёркивает этим сравнением?

3. Как вы думаете: сколько лет мальчику? Почему вы так решили?

1.Подтвердите строчкой из стихотворения, что герой не взрослый юноша, а мальчик.

2.Верит ли герой в нянины сказки? Подтвердите словами отрывка.

3.Можно ли мальчика назвать послушным? Докажите.

  

 

Уч-ся читают.

Первичное чтение уч-ся отрывка (1 части); отвечают на вопросы к нему. Каждая команда получает по одному вопросу.

Любит: он наблюдательный, видит красоту природы. Восхищается красками природы.

С играющим зверьком.(ловкий, вольный, свободный)

10-12 лет. Он играет, бросает камешки, прыгает с кручи.

Первичное чтение уч-ся 2 отрывка, отвечают на вопросы к нему. Каждая команда получает по 1 баллу.

«Не бегай ночью – волк сидит за нашей ригой, а всаду гуляют черти на пруду»

«И в ту же ночь пошёл я в сад.

Не то, чтоб я чертям был рад, а так – хотелось видеть их.»

Нет. Он, несмотря на запрет няни всё-таки выходит в сад.

 

 

  .

 

1.Какой показалась природа главному герою?

2.Страшно ли было мальчику на пути к пруду?

3. Что заставило героя идти на пруд, несмотря на нянин запрет?

Физминутка.

Руки подняли вверх. Глубокий вдох. Опустили, выдох. Повторили несколько раз.

Задание.

Найди в произведении строчки, которые подходят к иллюстрации.

Задание оценивается в 1 балл.

 

Первичное чтение 3 отрывка. Отвечают на вопросы к нему.

 

(всезрящей, она наблюдала за ним, кругом была тишина)

Да. («…не воротиться ли домой?»)

Любопытство.

 1 группа находит к иллюстрации на стр.138; 2 группа к стр. 139; 3 группа к стр.140.

 

 

 Работа над эмоциональным восприятием произведения.

Учитель выразительно читает всё произведение с музыкальным сопровождением.

На доске заранее прикреплены карточки со словами, называющими эмоции, чувства человека.

(   восторг, блаженство, вдохновение, веселье, воодушевление, интерес, любопытство, уверенность, беспокойство, боязнь, взволнованность, досада, тревога, настороженность)

Проверка.

Заключительный вопрос всем трём группам:

- В какой главе мы изучаем это произведение?

Учитель знакомит уч-ся с книгами Н. А.Некрасова , имеющимися в школьной библиотеке.

   

 

 

 1 группа выбирает карточки со словами, обозначающими чувства, эмоции которые испытывает главный герой  в первом отрывке

2 группа – во втором,

 3 группа – в третьем. (приложениие)

«Как рождается герой»

(Валежников – настоящий герой. Уходя из дома, преодолевает трудности и побеждает свой страх)

VI. Рефлексия

 

 Подведение итогов .  . Капитаны выделяют наиболее активных уч-ся. Их награждают медальками . Подводит итоги совместной деятельности учеников

Закончите высказывание, оцените себя.

Считает баллы, награждает победителей.

 

 Оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.

Было трудно…Я смог…У меня получилось…Самооценка:Я поставил себе «5», потому что…

 Д/з.

Учебник стр. 138- 142 (выраз. читать)

 

 

  



Предварительный просмотр:

 кулик – небольшая болотная птица с длинными ногами.

 челнок – выдолбленная из дерева лодка.

 круча – крутой спуск, обрыв.

 удаль – лихая смелость.

 леший – сказочное человекообразное существо, живущее в лесу.

 чёрт – в суеверии: злое, рогатое существо.

 рига – большой сарай, в котором сушили и обмолачивали снопы хлеба.

кулик – небольшая болотная птица с длинными ногами.

 челнок – выдолбленная из дерева лодка.

 круча – крутой спуск, обрыв.

 удаль – лихая смелость.

 леший – сказочное человекообразное существо, живущее в лесу.

 чёрт – в суеверии: злое, рогатое существо.

 рига – большой сарай, в котором сушили и обмолачивали снопы хлеба.

кулик – небольшая болотная птица с длинными ногами.

 челнок – выдолбленная из дерева лодка.

 круча – крутой спуск, обрыв.

 удаль – лихая смелость.

 леший – сказочное человекообразное существо, живущее в лесу.

 чёрт – в суеверии: злое, рогатое существо.

 рига – большой сарай, в котором сушили и обмолачивали снопы хл

восторг

(бурные положительные эмоции)

блаженство (наслаждение)

вдохновение

(хочется горы свернуть)

веселье

(хорошее настроение)

воодушевление (чувство  окрылённости)

интерес

(желание увидеть,узнать)

любопытство

уверенность

беспокойство

(душевное переживание)

боязнь

взволнованность

досада (обида)

тревога

настороженность



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Николай Некрасов «На Волге»".

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством Н. Некрасова; знакомство учащихся со стихотворением «На Волге».Учебные задачи:Направленные на достижение предметных результатов:1....

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) 1 часть». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением Н.А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова) 1 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение Н. Некрасова &laqu...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) 2 часть». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением Н.А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова) 2 частью.Планируемые резьутатыПредметные: знать произведение Н. Некрасова «...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) 3 часть». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением Н.А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова) 3 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение Н. Некрасова &laqu...

Конспект урока литературного чтения «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) 1 часть» 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление с автором Николаем Некрасовым и с его произведением «На Волге»  Планируемые результаты:Предметные:Уметь выразительно читать произведение «...

Конспект урока литературного чтения "Н.Некрасов "На Волге" (1 часть, Детство Валежникова)" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  Тема урока: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова "На Волге" (Детство Валежникова) 1 часть»Цели деятельности учителя: формирование читател...

Технологическая карта урока литературы «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (детство Валежникова)» 3 класс УМК « Перспективная начальная школа» Чуракова Н.А.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений учащихся об особенностях характера героя произведения Н. А. Некрасова «На Волге» ...