"Николай Некрасов «На Волге»".
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Рассалова Светлана Андреевна

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством Н. Некрасова; знакомство учащихся со стихотворением «На Волге».

Учебные задачи:

Направленные на достижение предметных результатов:

1.     Осознанное восприятие содержание текста стихотворения и оценка его характера;

2.     Понимание сущности поведения героя, умение самостоятельно делать выводы;

3.     Отрабатывание навыков выразительного, беглого чтения.

 

Направленные на достижение метапредметных результатов:

1.     Использование различных способов обработки, анализа, передачи информации;

2.     Осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

3.     Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.

Направленные на достижение личностных результатов:

1.     Формирование уважительного отношения к иному мнению;

2.     Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

3.     Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikolay_nekrasov_na_volge.docx39.97 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: "Николай Некрасов «На Волге»".

Класс: 3 «В»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством Н. Некрасова; знакомство учащихся со стихотворением «На Волге».

Учебные задачи:

Направленные на достижение предметных результатов:

  1. Осознанное восприятие содержание текста стихотворения и оценка его характера;
  2. Понимание сущности поведения героя, умение самостоятельно делать выводы;
  3. Отрабатывание навыков выразительного, беглого чтения.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

  1. Использование различных способов обработки, анализа, передачи информации;
  2. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
  3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Формирование уважительного отношения к иному мнению;
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник, листы для рисования, карандаши, карточки с толкованием слов.

Материалы для учителя: учебник, презентация, технологическая карта, листы для рисования, карандаши, карточки с толкованием слов.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые на данном этапе урока)

1.

Этап мотивации (самоопределения)

1. Организует психологический настрой, проверяет готовность учащихся к уроку.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Слушают учителя

 Личностные : личностное самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

2.

Этап актуализации и пробного учебного действия

1. Организует работу над проверкой домашнего задания;

-  Вспомним тему прошлого урока.

- Какое было домашнее задание?

- Проверка домашнего задания

Воспринимают на слух информацию учителя;

- А.С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане, о сыне его Славном и могучем богатыре Князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

- Выучить отрывок из сказки

- Проверка домашнего задания

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата; структурирование знаний.

3.

Этап локализации индивидуальных затруднений

1.Читает отрывок из произведения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», просит определить автора.

2. Наводящими вопросами наталкивает на тему урока.

-Нам авторы произведенья написали

Чтобы мы их внимательно читали.

Читая, должны мы героев понять

И через поступки их чувства узнать.

- Вы любите читать стихи? Почему?

- Поэты- классики… Кто это?

- Назовите известных вам русских поэтов классиков.

- А сейчас послушайте два отрывка.

(учитель читает отрывок из произведения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

«Дед Мазай и зайцы»

Старый Мазай разболтался в сарае:

«В нашем болотистом, низменном крае

Впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями ее не ловили,

Кабы силками ее не давили;

Зайцы вот тоже, – их жалко до слез!

Только весенние воды нахлынут,

И без того они сотнями гинут, –

Нет! еще мало! бегут мужики,

Ловят, и топят, и бьют их баграми.

Где у них совесть?.. Я раз за дровами

В лодке поехал – их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет, –

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой…»

-Кто является автором произведения?

1.Знакомятся с отрывком из произведения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», определяют автора.

2. Отвечают на вопросы учителя

- Да, они красивы, легко учатся.

- Их произведения выдержали испытания временем, их не забыли, они навечно остались в памяти народа.

- Марина Цветаева, Владимир Маяковский, Александр Пушкин, Сергей Есенин.

- Слушают отрывок из произведения Н.Некрасова  «Дед Мазай и зайцы».

- Николай Некрасов

Познавательные:

выделение необходимой информации; осознанное  произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

1. Просит сформулировать тему урока.

- Откройте учебник на стр. 130.  Прочитайте фамилию автора и название произведения, с которым мы будем знакомиться.

- Сформулируем тему сегодняшнего урока.

  1. Формулируют тему урока.

- Открывают учебник, читают автора и произведение.

- Николай Некрасов «На Волге» (Детство Валежникова)

Регулятивные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

5. Этап обобщения затруднений во внешней речи

1. Знакомит с жизнью и творчеством Н. Некрасова (показ презентации)

2. Работа по учебнику на с.130-131 с отрывком произведения и вопросами.

- «Стихотворения Некрасова одни из тех редких, в которых ни слова прибавить,  убавить или изменить нельзя; они сами живые …»

- Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немирово, Подольской губернии, на Украине.

 - Осенью 1824 году, когда маленькому Николаю исполнилось 3 года , вместе с отцом и матерью, впервые  приехал в родовое имение Грешнёво (ныне Некрасово). Здесь Некрасов провёл своё детство.

- При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" — как они мгновенно исчезали. Ему не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян, но Некрасову удавалось  убегать к своим друзьям, с которыми  ходил в лес, купался в реке. Этому периоду своего детства, он посвятил стихотворение « Крестьянские дети»

 -Невдалеке от Грешнёво протекала Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Но однажды мальчик был потрясён открывшейся перед ним картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа измождённых бурлаков из последних сил тянула огромную баржу. Некрасов иногда приходил  к бурлакам, располагавшимся привалом у реки; внимательно всматривался в их лица, прислушивался к разговорам, которые они вели между собой.  

- Этому событию Некрасов посвятил стихотворение «На Волге»

 - Давайте обратимся к учебнику (с.130) и познакомимся с ним.

(учитель читает)

 - Какие слова у вас вызвали затруднения?

 

- Их толкование у вас на столах. Прочитайте.

Кулик - небольшая болотная птица с длинными ногами.

Челнок – вырезанная из дерева лодка.

Круча - крутой спуск, обрыв.

Удаль - лихая смелость.

- На странице 131 вопросы по прочитанному отрывку произведения. Давайте прочитаем их и ответим.

- Любит ли мальчик мир природы? Почему?

- С кем сравнивает себя герой? Что автор подчёркивает этим сравнением?

1. Знакомит с жизнью и творчеством Н. Некрасова (показ презентации)

2. Работа по учебнику на с.130-131 с отрывком произведения и вопросами.

- Удаль, челнок, круча, кулик

- Читают толкование слов

- Любит: он наблюдательный, видит красоту природы. Восхищается красками природы.

- С играющим зверьком.(ловкий, вольный, свободный)

Познавательные:

учет разных мнений и стремление  к пониманию речи собеседников

Коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

6. Физкультминутка

1. Проводит физкультминутку, даёт детям отдохнуть под русскую народную песню о реке Волге

Снизить тревожное состояние у обучающихся, создать атмосферу благополучия и спокойствия.

- О реке Волге существует множество стихотворений, песен, рассказов. Я предлагаю вам послушать одну из таких песен в народном исполнении. Вслушайтесь, какие красивые слова, с какой любовью поёт русский народ о родной стороне, реке Волге. А чтобы время провести с двойной пользой мы под эту музыку сделаем физминутку.

1. Выполняют движения предложенные учителем под русскую народную песню о реке Волге.

Выполняют физкультминутку, повторяют движения за учителем

Личностные: здоровьесбережение.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

  1. Жужжащее чтение произведения
  2. Выразительное чтение вслух

 - А теперь тихо сели на свои места.

- Давайте ещё раз прочитаем стихотворение. Но читать мы будем необычно (жужжащее чтение) Каждый в полголоса.

- А кто может выразительно прочитать вслух для всего класса?

  1. Жужжащее чтение произведения
  2.  Выразительное чтение вслух

- Жужжащее чтение

- Читают вслух выразительно.

Личностные:

развитие интереса к способам решения задачи

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

1. Даёт домашнее задание.

2. Подводит обучающихся к выводу по теме урока , акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

3. Проводит рефлексию (творческое задание- рисунок по прочитанном произведению)

- Откройте дневники, запишите д.з.. с.130-выразительное чтение, с.131- вопросы.

- С каким автором и его произведением мы сегодня с вами познакомились на уроке?

- Какие впечатления оно у вас вызвало?

- Сейчас мы с вами выполним творческое задание. Вы познакомились с отрывком замечательного произведения «На Волге» в учебнике, послушали песню о реке, о природе. В учебнике есть иллюстрация. Изобразите на листе бумаги то, что вы представили себе после прочтения отрывка.

- Замечательные рисунки! Опишите их.

- Спасибо за урок!

1. Записывают домашнее задание

2.  Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

3. Выполняют рефлексию.

- Записывают д.з..

- Николай Некрасов «На Волге» (Детство Валежникова)

- Дают свои ответы

- Выполняют творческое задание

- Рассказывают о своих рисунках

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные: 

контроль и оценка своего результата

Кулик - небольшая болотная птица с длинными ногами.

Челнок – вырезанная из дерева лодка.

Круча - крутой спуск, обрыв.

Удаль - лихая смелость.

Кулик - небольшая болотная птица с длинными ногами.

Челнок – вырезанная из дерева лодка.

Круча - крутой спуск, обрыв.

Удаль - лихая смелость.

Кулик - небольшая болотная птица с длинными ногами.

Челнок – вырезанная из дерева лодка.

Круча - крутой спуск, обрыв.

Удаль - лихая смелость.

Кулик - небольшая болотная птица с длинными ногами.

Челнок – вырезанная из дерева лодка.

Круча - крутой спуск, обрыв.

Удаль - лихая смелость.

Кулик - небольшая болотная птица с длинными ногами.

Челнок – вырезанная из дерева лодка.

Круча - крутой спуск, обрыв.

Удаль - лихая смелость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.А. Некрасов, "На Волге". Отрывок (детство Валежникова)

Урок литературного чтения по отрывку стихотворения Н.А. Некрасова "На Волге" с целью познакомить учеников с произведением, создать условия для формирования активной читательской позиции, эмоциона...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) 1 часть». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением Н.А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова) 1 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение Н. Некрасова &laqu...

Конспект урока литературного чтения "Н.Некрасов "На Волге" (1 часть, Детство Валежникова)" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  Тема урока: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова "На Волге" (Детство Валежникова) 1 часть»Цели деятельности учителя: формирование читател...

Конспект урока литературного чтения "Н.Некрасов "На Волге" (2,3 часть)" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  Тема урока: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова "На Волге" 2,3 часть»Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности...

Технологическая карта урока литературного чтения - Н. А. Некрасов "На Волге" (3 класс, УМК "Перспектива")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока Н. А. Некрасов «На Волге»Тип урока: открытие нового знания Цель урока: знакомство с творчеством Н. А. Некрасова, форми...

Конспект урока литературного чтения, 3 класс, "Начальная школа 21 века", тема " Николай Некрасов "На Волге"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯДата: 21.03.2022Школа: Академический лицей №95Класс: 3-7Урок: 3Время: 9:50 – 10:30 Кабинет: 310 Студент: Дятлова Вероника ОлеговнаГруппа: 31Учител...