Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Костюшкина Татьяна Александровна

Урок по чтению 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока38.08 КБ
Файл презентация 11.43 МБ
Файл презентация 22.44 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению

в 4 классе,

на тему:

«Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

МБОУ СОШ №2 г. Владимира им. Героя Советского Союза И.Е.Жукова.

Учитель начальных классов: Костюшкина Т.А.

Тема занятия. «А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Цель. Способствовать пониманию учащимися главной идеи произведения А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • развитие личностной рефлексии;
  • формирование адекватного позитивного осознанного самопринятия;
  • формирование эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов:

  • регулятивные универсальные учебные действия:
  • принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определённых условиях, сохранение задачи и отношение к ней);
  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве со сверстниками;
  • познавательные универсальные учебные действия:
  • развитие интеллектуальной рефлексии;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных действий;
  • умение строить речевое высказывание в устной форме;
  • тренировка памяти.
  • коммуникативные универсальные учебные действия:
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  • умение формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • умение контролировать действия партнёра; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • умение работать с учебной литературой;

Оборудование:

  • буквы, вырезанные из картона, по 10 штук (А И Д П Т);
  • листки с цитатами (Приложение 3);
  • учебники по чтению 4 класс 2 часть;
  • листки с таблицей «З – Х – У»;
  • чистый лист;
  • альбомные листы с нарисованной в центре окружностью, цветные карандаши;
  • компьютер, интерактивная доска, ноутбук, презентация.
  • 3 листа для синквейна (приложение 5)

Технологическая карта урока

№ этапа

Название этапа

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемые результаты

УУД

1.

Организационно - мотивационный

  • Сообщает критерии оценивания работы групп.
  • Организует работу в группах.
  • Готовятся к работе в группах.

Коммуникативные УУД

2.

Опрос актуализация

  • Организует работу в парах сменного состава.
  • Организует обсуждение работы пар.
  • Способствует осознанию учащимися смысла высказываний.

  • Работают в парах по составлению высказывания.
  • Обсуждают в паре смысл высказывания.
  • Выражают своё мнение по поводу высказываний.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

3.

Целеполагание

  • Организует работу с учебником.
  • Организует работу по осознанию главной идеи произведения.
  • Способствует формулированию цели урока.
  • Находят в учебнике и зачитывают высказывания.
  • Формулируют главную идею произведения.
  • Формулируют цель урока.

ПредметныеУУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

4.

Открытие нового знания

  • Организует работу с учебником.
  • Организует работу по составлению вопросов к прочитанному дома тексту.
  • Организует работу в группах,  используя приём «Мозговой штурм».
  • Учитель использует «Сократический метод» для выявления точек зрения групп.
  • Задают вопросы по учебнику.
  • Формулируют ответы на вопросы.
  • Составляют и задают тонкие и толстые вопросы.
  • Обсуждают в группах и выдвигают предположения о том, как можно «приручить» завоевать дружбу.
  • Высказывают мнение группы по обсуждаемому вопросу.

ПредметныеУУД

Познавательные УУД  Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

5.

Промежуточный контроль

  • Организует работу в парах сменного состава с использованием таблицы «З – Х – У»
  • Направляет и координирует индивидуальную  работу учащихся.
  • Направляет и организует постановку сценок.
  • Работают в парах сменного состава.
  • Работают на листах презентациях.
  • Участвуют в разыгрывании сценок.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

7.

Коррекция

  • Организует обсуждение выполненной работы в парах сменного состава.
  • Высказываются по поводу полученных результатов

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

8.

Обобщение и систематизация

  • Организует работу в группах.
  • Работают в группах над созданием синквейна

РегулятивныеУУД

Коммуникативные УУД

ПредметныеУУД

9

Инструктаж по выполнению домашнего задания

  • Организует подведение итогов урока.
  • Объясняет домашнее задание.

  • Подводят итог урока.
  • Записывают домашнее задание.

Познавательные УУД

Личностные УУД

10.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • Организует личностную рефлексию учащихся
  • Работают с листами рефлексии.

Личностные  УУД

Приложение 1

Сценарий урока

I. Организационно – мотивационный этап.

-Здравствуйте, ребята. Для того, чтобы работа на уроке была интересной предлагаю сегодня использовать следующие критерии. (Учащиеся делятся на три группы по рядам: 1 группа – 1 ряд и.т.д.)

  • Активность (Ряд, который активно работает получает букву А).
  • Идейность (хорошие идеи всегда имеют свою ценность, буква - И).
  • Дружба (за совместность в деятельности, буква – Д).
  • Победа в конкурсе (буква – П)
  • Творчество (буква – Т)

II. Опрос – актуализация.

-Игра-разминка.

У каждого на парте есть листок, где записано начало или конец цитаты из произведения А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ваше задание найти свою пару, соединить начало и конец цитаты. Занять любую свободную парту. Первые 5 пар, которые смогут объяснить смысл цитаты, получают П.

Материал для игры.

  • Ведь если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно?
  • Если идти все прямо, да прямо, далеко не уйдешь.
  • Надо судить не по словам, а по делам.
  • Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
  • Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. (Надежда, предчувствие, интуиция - эти чувства никогда не будут доступны бессердечному человеку. Слепое сердце - это самое страшное зло, которое только можно себе представить: только чудо или чья-то искренняя любовь смогут вернуть ему зрение).

  • С каждого надо спрашивать то, что он может дать.
  • Себя судить куда труднее, чем других.
  • Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить.
  • Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.
  • Все вокруг нас – от травинки до человека - живое, наполненное таинственной жизнью - только остановись и прислушайся. (Оглянитесь, и, может быть, вы увидите, что такой же цветок растет рядом с вами. Ему требуется ваша любовь и забота. И тогда на свете будет больше счастливых людей).
  • Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.
  • Умирают только за то, ради чего стоит жить.
  • Слова только мешают понимать друг друга. (Понять можно только душой, сердцем, научиться сопереживать.)
  • Когда даешь себя приручить, случается и плакать.

III. Целеполагание

-Какие цитаты взяты из отрывка, с которым вы знакомились дома? (Слова только мешают понимать друг друга. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.)

-Как вы думаете, какая тема объединяет эти высказывания?

-Кто считает эту тему важной для себя?

-Понял ли маленький принц, что такое ДРУЖБА?

IV. Открытие нового знания

-Соревнование между рядами. (Учащиеся первого ряда задают вопрос учащимся второго ряда (вопросы в учебнике на с. 81), если нет ответа, то ученики первого ряда отвечают сами, далее второй ряд – третьему и т.д.)

Но в таком перевернутом с ног на голову мире Маленький принц столкнулся и с настоящей истиной, которую открыл ему Лис. О том, что кто-то для кого-то может быть единственным в целом свете, и жизнь человека «точно солнцем озарится» , если что-то будет напоминать о друге, и это тоже будет счастьем. 

-Придумайте один тонкий вопрос, один толстый вопрос по содержанию прочитанного (если учащиеся затрудняются, они могут посоветоваться с группой).

-Как можно завоевать дружбу? (учащиеся с помощью «Мозгового штурма» в группах записываю все возможные способы, как «приручить» друга).

- Приручить – создать узы любви, единения душ. Приручить – значит, связать себя с другим существом любовью, заботой и ответственностью. Приручение состоит в создании уз: человек или прирученная вещь нуждается в нас так же, как и мы нуждаемся в ней

-С помощью «Сократического метода» давайте выясним, кто придумал больше способов завоевать дружбу.

V. Промежуточный контроль

-В зависимости от ответов детей, учитель предлагает следующие приёмы для закрепления знаний.

1. У каждого на парте таблица «З – Х – У». (Приложение 4) Между вами должен состояться диалог, каждый должен записать

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Запишите в столбик имена друзей, а напротив их главный интерес

Например

Запишите имена тех, с кем бы вы хотели подружиться

Запишите имена тех, кто планировал с вами подружиться

 Дима

самбо

2. У каждого на парте чистый лист, учащиеся обводят свою ладонь, а ученики на ряду по цепочке пишут добрые слова о хозяине листочка.

-Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания.

3. Можно разыграть ситуации, предложенные учениками.  

VI. Коррекция

- В основе любой дружбы в первую очередь лежит уважение. Если у вас не получается завоевать друзей, подумайте, есть ли у вас уважение к ним.

-Если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку.

VII. Обобщение и систематизация

В группах составьте синквейн к произведению А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

VIII. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Составьте синквейн к слову друг.

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия

-В жизни каждого человека происходит много событий. Беда Маленького принца в том, что кроме розы у него не было друзей. Как обстоят дела в вашей жизни. Учащимся предлагается расставить флажки разного цвета, каждый флажок соответствует одной привязанности. (см. Приложение 2). Внутри круга нарисуйте ваше настроение.

Приложение 2

Упражнение «Рисуем настроение»

У детей на партах лежат листы А4 с кругом в центре (ограничитель рисунка), диаметр 10 см, и набор карандашей. Круг разделён на 4 зоны (4 недели). С изображением одного флажка (семья). Остальные флажки учащиеся дорисовывают сами. Внутри круга ребятам предлагается нарисовать своё настроение (чувство).

   

Приложение 3

Ведь если звёзды зажигают,…         …значит это кому-нибудь нужно?

Если идти все прямо, да прямо,…                         … далеко не уйдешь.

Надо судить не по словам,…                                                … а по делам.

Ты навсегда в ответе за всех,…                                    …кого приручил.

Зорко одно лишь сердце. …       … Самого главного глазами не увидишь.

С каждого надо спрашивать то,…                          …что он может дать.

Себя судить куда труднее,…                                                … чем других.

Светильники надо беречь:…          …порыв ветра может их погасить.

Самая большая роскошь на свете – это…      

                                                         … роскошь человеческого общения.

Все вокруг нас – от травинки до человека - живое, наполненное …  

                   …таинственной жизнью - только остановись и прислушайся.

Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же…

                                                             …приведи в порядок свою планету.

Умирают только за то,…                                    …ради чего стоит жить.

Слова только мешают…                                           … понимать друг друга.

Когда даешь себя приручить,…                         …случается и плакать.

Приложение 4

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Запишите в столбик имена друзей, а напротив их главный интерес

Запишите имена тех, с кем бы вы хотели подружиться

Запишите имена тех, кто планировал с вами подружиться

Приложение 5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ведь если звёзды зажигают, …значит это кому-нибудь нужно? Если идти все прямо, да прямо,…далеко не уйдешь. Надо судить не по словам,…а по делам. Ты навсегда в ответе за всех,…кого приручил. Зорко одно лишь сердце…Самого главного глазами не увидишь. С каждого надо спрашивать то,…что он может дать. Себя судить куда труднее,…чем других. Светильники надо беречь:…порыв ветра может их погасить. Самая большая роскошь на свете – это…роскошь человеческого общения. Все вокруг нас – от травинки до человека - живое, наполненное …таинственной жизнью - только остановись и прислушайся. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же… …приведи в порядок свою планету. Умирают только за то,…ради чего стоит жить. Слова только мешают…понимать друг друга. Когда даешь себя приручить,…случается и плакать.

Слайд 3

дружба

Слайд 4

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? Дайте три объяснения почему…? Объясните почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?

Слайд 5

Знаю Хочу узнать Узнал Дима самбо Вика Миша пение Артём Надя вышивка Даниил

Слайд 6

синквейн Маленький принц прилагательное прилагательное глагол глагол глагол Фраза из 4 слов- твоё отношение синоним


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 17

Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает Уважайте друг друга и помогайте друг другу. Радуйтесь вместе с друзьями В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

Слайд 18

Антуан де Сент - Экзюпери

Слайд 19

Мечтайте вместе с друзьями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Чего не могут взрослые? (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывки) 1 часть.) 2 класс программа школа 2100.

Тема урока: «Чего не могут взрослые? (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывки) 1 часть.) 2 класс программа школа 2100.Тип урока: открытие новых знаний.ПрезентацияЦель урока:Систематиз...

Антуан де Сент - Экзюпери "Маленький принц"

Презентация содержит материал об авторе, краткий сюжет сказки. "Маленький принц будит нашу душу, взывает к совести, надеется на наше завтрашнее выздоровление"....

Презентация к уроку.Литературное чтение.Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц.

Образовательная программа "Школа 2100"2 классТема : А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц...

Антуан де Сент Экзюпери "Маленький принц"

Знакомство с творчеством  Антуана де Сент Экзюпери "Маленький принц"....

Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц" Урок и презентация

Внеклассное чтение. Открытый урок и презентация по произведению Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц". "Мы в ответе за тех, кого приручили"....

"Зорко одно лишь сердце" по сказке Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Занятие способствует развитию  умения учащихся анализировать прочитанное: выразить собственное суждение, раскрыть авторское отношение к героям и событиям, совершенствовать монологическую речь....

Авторская разработка урока литературного чтения во 2-м классе по теме: "Чего не могут взрослые? Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», 1-я часть" (УМК "Школа 2100")

Технологическая карта урока отражает все виды деятельности учителя и учеников на уроке: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. Организация урока соответствует требованиям ФГОС НОО....