Тема урока: «Чего не могут взрослые? (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывки) 1 часть.) 2 класс программа школа 2100.
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Чешева Мария Владимировна

 

Тема урока: «Чего не могут взрослые? (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывки) 1 часть.) 2 класс программа школа 2100.

Тип урока: открытие новых знаний.

Презентация

Цель урока:

Систематизация знания обучающихся о сказке Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц»

Познакомить с отрывками сказки Антуана де Сент–Экзюпери «Маленький принц», биографией автора. Вырабатывать умение прогнозировать содержание текста по          названию, ключевым словам. Учить участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного, читать осознанно текст про себя. Развивать навык осознанного правильного чтения, умение связно высказывать свои мысли. Осуществлять межпредметные связи с уроком окружающего мира, расширять кругозор, любознательность. Воспитывать культуру взаимоотношений между взрослыми и детьми, прививать любви к чтению, воспитывать чувство дружбы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx25.85 КБ
Office presentation icon ivasyk.ppt1011 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказка-ложь, да в ней намек,  добрым   молодцам - урок»

                                                       
Антуан де Сент-Экзюпери               

МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ

        Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый - мой самый лучший друг. И еще: он понимает все на свете, даже детские книжки. И наконец, он живет во Франции, а там сейчас голодно и холодно. И он очень нуждается в утешении. Если же все это меня не оправдывает, я посвящу свою книжку тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Итак, я исправляю посвящение:

ЛЕОНУ ВЕРТУ,               
когда он был маленьким               

Тема урока: «Чего не могут взрослые? (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывки) 1 часть.) 2 класс программа школа 2100.

Тип урока: открытие новых знаний.

Презентация

Цель урока:

Систематизация знания обучающихся о сказке Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц»

Познакомить с отрывками сказки Антуана де Сент–Экзюпери «Маленький принц», биографией автора. Вырабатывать умение прогнозировать содержание текста по          названию, ключевым словам. Учить участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного, читать осознанно текст про себя. Развивать навык осознанного правильного чтения, умение связно высказывать свои мысли. Осуществлять межпредметные связи с уроком окружающего мира, расширять кругозор, любознательность. Воспитывать культуру взаимоотношений между взрослыми и детьми, прививать любви к чтению, воспитывать чувство дружбы.

Оборудование: презентация по уроку, таблицы, рисунки, книга для чтения во 2 классе «Маленькая дверь в большой мир» часть 2,  Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев – Москва Баласс 2011 г., тетрадь по литературному чтению 2 класс к учебнику «Маленькая дверь в большой мир», Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев – Москва Баласс 2011 г, С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова. Толковый  словарь русского языка- Москва, изд «АЗЪ» 1996 г.

Методы и формы проведения урока:
Беседа, индивидуальная и групповая работа.

Ход урока.

  1.  Психологическая установка на работу. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Итак, сядьте удобно, закройте глаза. Повторяйте за мной:

  1. Я в школе на уроке.
  2. Сейчас я начну учиться.
  3. Я радуюсь этому.
  4. Память моя крепка.
  5. Я готов к работе.
  6. Я работаю!!!
  1. Актуализация знаний.

  1. Работа в группах.  (1 слайд)

- Разбиваемся на группы. Перед вами отдельные слова из пословиц, вам нужно собрать данные пословицы и их объяснить. Выберете из данных пословиц лишь те, которые по вашему мнению подходят к нашему уроку литературного чтения.

У коллектива большая сила

Чтение –лучшее умение.

Всякий человек вперед смотрит

  1. Объяснение пословиц.
  2. Чтение пословиц голосом взрослого.

-давайте на минутку представим, что мы взрослые и прочитаем данные пословицы голосом взрослого.

-Поднимите руки,  кто не хочет быть ребенком, а хочет быстро повзрослеть.

Почему?

  1. Работа с текстом произведения до чтения.

  Откройте учебники на с. 105.
1
) Прочитайте, правильно расставляя ударение, имя автора произведения.
Судя по фамилии, вы не могли бы предположить в какой стране жил автор? (Во Франции) –
(2слайд)  карта Франции
2)
Биографическое сообщение, подготовленное ребенком.

Антуан де Сент-Экзюпери  родился  29 июня 1900 году — во французском городе Лионе, в семье провинциального дворянина (графа). (3слайд)
В возрасте четырёх лет потерял отца. Воспитанием маленького Антуана занималась мать. В детстве он был мечтателем, сочинял стихи, рисовал, учился играть на скрипке, но увлекся техникой и машинами.
(Слайд 4)
В семье его называли “Король Солнце” из-за белокурых волос, венчающих голову. Товарищи же прозвали Антуана “Звездочет”, потому что нос его был, вздернут к небу. (Слайд 5)
Сент-Экзюпери был профессиональным летчиком, поэтому его главные книги появились из  опыта работы почтовым пилотом во Франции, Африке, Америке. (Слайд 6)

Незадолго до гибели Сент-Экзюпери написал свою самую известную книгу -  сказку «Маленький принц», в которой затрагивает вечные вопросы человечества: добра и зла, жизни и смерти, любви и красоты, бесконечного одиночества среди большого и не всегда доброго мира. (Слайд 7)
Всю жизнь он сохранял связь со своим детством, он всегда оставался восторженным, любознательным. Погиб во время второй мировой войны, при выполнении  боевого задания.. (Слайд 8)

3)Прочитайте название произведения. Ответы детей.  
Кто герой произведения?
Какой он? (
маленький)
Как вы думаете, автор в своем произведении говорит о возрасте или о росте?
Будем читать в полном объеме сказку?
Выставка книг.

Посмотрите на следующий слайд (слайд 9) и прочитайте тему нашего урока.

Живет на свете уже много- много лет удивительная, мудрая сказка Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц», А удивительна она тем, что ставит перед нами, маленькими читателями трудные вопросы, на которые мы попытаемся найти ответы.

Посмотрите на следующий слайд и прочитайте, чему вы  должны научиться, знать и уметь к концу урока: 10 слайд)

  1. Научиться правильно произносить имя автора и заглавие произведения.
  2. Доказать, что данное произведение относится к жанру – сказка. Выявить черты.
  3. Найти ответ на главный вопрос , который звучит в теме нашего урока: «Чего не могут взрослые?»

4. Работа над материалом урока. Целеполагание и построение проекта.
Реализация построенного проекта. Работа в группах.

 Работа до чтения.

1) Работа с ключевыми словами . Предположение детей о чем будет текст. (слайд 11)

2) Чтение посвящения учителем

- Кому посвятил свою книгу автор? (Своему другу в детском возрасте)
Перечитайте это посвящение про себя, подчеркните фразу, которая вас заставляет задуматься.
(… Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них  об этом помнит). Д
- как звали друга автора (
Леон Верт).
3) Работа с иллюстрацией.

-Расскажите, что вы видите на иллюстрации?
- Как могут быть связаны самолет и Маленький принц? (Предположения детей.)

-Расскажите, что вы видите на иллюстрации?
- Как могут быть связаны самолет и Маленький принц? (Предположения детей.)

4) словарная работа. (Словарь С.И. Ожегова.) 

  1. Девственные леса – нетронутые человеком (Слайды13,14,15,16,17,18.)
  2. Диво – удивительную
  3. Джунгли – густые труднопроходимые заросли болотистых местах тропических стран.
  4. Совет – посоветовали
  5. Интерес – интересоваться
  6. Толковать – растолковывать – объяснять
  7. Бридж, гольф – игра в мяч
  8. Здравомыслящим – толково рассуждать.

Ребята посмотрите внимательно на иллюстрации, которые сделал к своей сказке сам Экзюпери. Как вы думаете, кого изобразил маленький мальчик на своих рисунках (Предположения детей).(Слайд 19)

- Что это за интересные рисунки, как вы поняли?

 Работа с текстом во время чтения.


5) «Чтение вслух по абзацам с комментариями по ходу чтения.

Используется упражнения для формирования навыков выразительного чтения.«Эхо» (учитель читает 1-2 строчки, ученики повторяют с той же интонацией).1-2 абзац.
1-й абзац.
От чьего лица ведется рассказ
(От лица героя, возможно главного)
2-й абзац.
- Что удивило шестилетнего мальчика?
3-й абзац.
Что нарисовал мальчик, легко ли догадаться?
4-й и 5-й абзац.
-Что увидели в рисунке взрослые? А что это было?
6-й абзац.
Словарная работа по ходу чтения: блестящая карьера, утратил веру в себя.
- почему взрослые дали такой совет мальчику?
-Как вы думаете, правы они? К чему это привело?
- Какой вывод сделал наш герой? (
Взрослые никогда ничего не понимают сами.)
- согласны ли вы с ним?
7-8-й абзацы.
- Кем же стал герой сказки? Где побывал? Чему научился?

9-й абзац.
- Изменилось ли его мнение о людях?
- Как понимаете слова: «Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко»
10-й абзац.
- Что помогло летчику распознать особенных взрослых? Удалось ли таких найти?
- Как он вел себя с ними?
- Каким выглядел в их глазах?
- Как вы думаете, легко ли было жить нашему герою в таком положении? Почему?

Вопросы после чтения 1 части.


- Причисляет ли  себя герой сказки к миру взрослых людей, став взрослым? Найдите в тексте подтверждение. (Нет, не принадлежит он миру взрослых. Для него взрослые – они. Он взрослый «ребенок» со своим «детским» внутренним миром).
- Одиноко ли летчику?
- Что бы вы ему посоветовали, что бы жизнь стала радостнее? (
Завести друзей)

6) Работа в группах.

1 группа: Вы должны выбрать подчеркнуть ключевые слова , которые относятся к тексу.

Летчик, пустыня Сахара, сломался мотор самолета, необыкновенный малыш.

2 группа:  . Докажите , что данное произведение – сказка. Подчеркните главные признаки.

3 группа: Попробует ответить на главный вопрос нашего урока. Чего же не могут взрослые? Выберите вариант ответа.

«С самого главного нельзя увидеть глазами, даже если надеть очки».

Часто взрослые замечают, что их восприятие окружающего мира отличается от детского. Кажется, что с возрастом оно становится более тусклым, серым, обыденным.

7) Проверка. Выступление групп.

8) Работа в тетради с 45. № 1 (слайд 21)
Дружба как стекло: разобьешь не сложишь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- как вы понимаете смысл пословиц?
5. Рефлексия.

- Узнали ли мы что – нибудь о маленьком принце?
- Что вы узнали из 1 части?
(… Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них  об этом помнит). 

-Кто изменил свое мнение и хочет оставаться ребенком?

6. домашнее задание: Нарисовать любое другое животное внутри удава и показать его взрослым . Удастся ли угадать вашим родителям, что находится внутри удава.

Читать 1-2 часть. Работа в тетради с.45  №2.


Литература:

  1. Уроки чтения по книге «Маленькая дверь в большой мир» Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. – Москва Баласс 2011 г.
  2. Книга для чтения во 2 классе «Маленькая дверь в большой мир» часть 2,  Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев – Москва Баласс 2011 г.
  3. Тетрадь по литературному чтению 2 класс к учебнику «Маленькая дверь в большой мир», Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев – Москва Баласс 2011 г
  4.  Толковый словарик к учебнику Литературное чтение «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс М.- Баласс 2011г.
  5. Зарубежная детская литература, составитель С.И. Чернявская – Москва «Просвещение» 1982г.
  6. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» - Москва изд «РОСМЕН» 1999г.
  7. Тридцать три Егорки, составитель Г. Науменко,- Москва, изд «Детская литература», 1989г.
  8. Интернет ресурсы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Не имей сто рублей, а имей сто друзей . Чтение – лучшее умение. Делу время – потехе час.

Слайд 2

РОССИЯ ФРАНЦИЯ

Слайд 3

Родился во Франции 29 июня 1900 г в городе Лионе в семье дворянина родился мальчик

Слайд 4

В возрасте четырех лет потерял отца

Слайд 5

В семье его называли « Король Солнце» В детстве он был мечтателем, играл на скрипке, писал стихи. Второй справа

Слайд 6

Французский писатель и профессиональный лётчик.

Слайд 7

Самая известная книга «Маленький принц»

Слайд 8

1900 – 1944 гг Экзюпери погиб в 1944, во время Второй мировой войны, при выполнении боевого задания.

Слайд 9

«Чего не могут взрослые?» Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывки) 1 часть

Слайд 10

Научиться правильно произносить имя автора и заглавие произведения. Доказать, что данное произведение относится к жанру – сказка. Выявить черты. Найти ответ на главный вопрос , который звучит в теме нашего урока: «Чего не могут взрослые?»

Слайд 11

Ключевые слова: Летчик, пустыня Сахара, сломался мотор самолета, необыкновенный малыш.

Слайд 12

Физическая карта Африки САХАРА

Слайд 13

Девственные леса Не тронутые человеком

Слайд 14

Джунгли Непроходимые заросли в болотистых местах тропических стран

Слайд 15

Толковать Объяснять что либо

Слайд 16

Бридж Азартная игра в карты

Слайд 17

Гольф Игра в мяч

Слайд 18

Здравомыслящий человек человек, толково рассуждающий

Слайд 19

Рисунок 2

Слайд 20

Рисунок 3

Слайд 21

Прочитай пословицы Дружба – как стекло: разобьешь не склеишь Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей

Слайд 22

Не привыкайте к чудесам – Дивитесь им, дивитесь! Не привыкайте к небесам Глазами к нам тянитесь. Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам Прикладывайтесь к родникам, - Ничто не повториться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи;           -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

Урок русского языка. Тема «Понятие о второстепенных членах предложения». Разработка предназначена для учащихся 3 класса. Программа «Школа 2100».

Урок русского языка  в 3 классе по теме «Понятие о второстепенных членах предложения» является составляющим раздела «Предложение». В результате изучения данной темы учащиеся...

Презентация к уроку математики в 0 классе программе "Школа 2100" на тему: "Число 0. Цифра 0".

Данная презентация разработана к учебнику Л. Г. Петерсона,  "Раз - ступенька, два -ступенька..." Практический курс математики для дошкольников....

Авторская разработка урока литературного чтения во 2-м классе по теме: "Чего не могут взрослые? Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», 1-я часть" (УМК "Школа 2100")

Технологическая карта урока отражает все виды деятельности учителя и учеников на уроке: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. Организация урока соответствует требованиям ФГОС НОО....

Конспект урока окружающего мира в 3 класса, программа "Школа 2100" Аквариум- маленькая искусственная экосистема"

Урок окружающего мира, раздел "Обитатели Земли" , тема урока " аквариум - маленькая искусственная экосистема"...

Урок литературного чтения по теме: "Чего не могут взрослые?" (А.де Сент - Экзюпери "Маленький принц")

Урок литературного чтения по теме: "Чего не могут взрослые?" (А.де Сент-Экзюпери "Маленький принц" - технологическая карта урока и презентаця....