Урок русского языка. Тема «Понятие о второстепенных членах предложения». Разработка предназначена для учащихся 3 класса. Программа «Школа 2100».
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

 

 

 

Урок русского языка  в 3 классе по теме «Понятие о второстепенных членах предложения» является составляющим раздела «Предложение». В результате изучения данной темы учащиеся    совершенствуют свои  знания о главных и второстепенных членах предложения и развивают умения находить грамматическую основу предложения. ЗУН учащихся по данной теме проверяются в проверочной работе №12 «Предложение».

Цель, задачи разработки: 

Обучающие: совершенствование знаний о главных и второстепенных членах предложения; развитие умения находить грамматическую основу предложения; формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.

Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.

Воспитательные: воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку,  к природе.

 

 

Краткая характеристика содержания (обобщённая)

По основной дидактической цели данный урок- урок открытия нового знания.

Структура урока :

  1. Актуализация прежних знаний и способов действий;
  2. Формирование новых знаний и способов действий;
  3. Применение, т.е. формирование умений.

 

 В соответствии с целью урока для изучения нового материала   был применён наиболее эффективный метод  - это метод проблемного обучения, который обеспечивает творческое усвоение знаний. На  уроке   использовались  разнообразные организационные формы работы: индивидуальная, парная,   коллективная.

Главные этапы   урока- это этапы    введение знаний и воспроизведение знаний.

Этап введения знаний содержит два самостоятельных звена: постановку учебной проблемы и поиск решения.  В ходе решения проблемы была проведен коллективный диалог ,опираясь на имеющие знания у учащихся и практический опыт привел их к самостоятельному осознанию, открытию и формулированию правил и выводов.

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_3klass_.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО -НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УРЕНГОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

629860 ЯНАО, Пуровский район,п.Уренгой, 4 микрорайон дом 39 а телефон/факс

34934 9-31-77

Общеобразовательная  программа

«Школа -2100»

 

Урок русского языка в  3 классе

ТЕМА: ПОНЯТИЕ О ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

(урок «открытия» нового знания)

                                                           

 

 

 

Разработала   Попова Н.А, учитель начальных классов

Цели урока:

 

Обучающие: совершенствование знаний о главных и второстепенных членах предложения; развитие умения находить грамматическую основу предложения; формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.

Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.

Воспитательные: воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку,  к природе.

 Оборудование:

 иллюстрации: весенних цветов, деревьев.

 текст для игры «Кто быстрее»,      карточки со словами  к игре  «Живое предложение», индивидуальные карты для диагностики, медиапроектор, компьютер, экран.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. Часть 2. изд.3-е, перераб.- М.: Баласс, 2007.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

- Дорогие ребята! У нас на уроке много гостей. Пусть вас это не пугает и не смущает. Не волнуйтесь.

- Будем внимательными на уроке?

- Будем активными?

- Будем быстро, красиво писать?

- У вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что с таким же хорошим настроением вы будете работать весь урок.

2. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня мы продолжаем своё путешествие по стране, которое называется  «Предложение». (слайд 1)

3. Словарно-орфографическая работа. Работа в группах

-А начнем урок с работы над словарными словами. Составьте из данных сочетаний букв словарные слова.  (слайд 2)

бяанри      носаи       ояблян   зербеа

   (  Рябина, осина, яблоня, берёза)

-Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую безударную гласную.

 4. Актуализация знаний.

-Чтобы продолжить наше путешествие необходимо ответить на некоторые вопросы:

а)Блиц-опрос.(слайд 3)

-Что такое предложение?

-Какие предложения вы знаете по цели высказывания?

-А по интонации?

-Назовите главные члены предложения.  (Подлежащее и сказуемое. )

-Чем в предложении может быть выражено подлежащее?(Существительным, местоимением  )

-Чем может быть сказуемое?(Сказуемое может выражаться глаголом )

 б) Игра “Кто быстрее?”.

- А сейчас я хочу проверить, как вы хорошо умеете находить грамматическую основу  в предложении.  Каждой группе я раздам листок с текстом, где   вы должны выделить главные члены предложения.

Работа в группах.

По воскресеньям наша семья  гуляет в парке. На прогулку мы всегда берём угощения для птиц и зверей. Белочки угощаются печеньем прямо из рук.  Птички клюют  крошки хлеба.

 Проверка: по окончанию работы каждая группа читает сначала предложение, а потом  грамматическую основу.

 5. «Открытие» нового знания

1. Анализ языкового материала.

- Прочитайте текст, записанный на слайде (слайд 4)

Днем и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары.

- О чем текст? Какую пользу приносит это дерево?

- А что еще вам известно об этом дереве?

Дополнительный материал:

 Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей.

Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой тридцать сантиметров, то уже к осени вырастет метровое дерево.

Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке, благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль.

- Назовите главные члены каждого предложения.

 Работа в группах.

( Мчатся машины. Стоит школа. Ребята посадили. Деревья охраняют. Тополя задерживают. Деревья спасают.)

-А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.

Все ли понятно?

- А что помогает, уточняет прочитанное? ( Другие слова, другие члены предложения. )

-Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения.

2. Осознание формулировки определения понятия.

- Ребята, откройте учебник на странице 268  и прочитайте правило .

-Какие члены предложения называются второстепенными? Почему сказуемое или подлежащее не являются второстепенными членами предложения?( Подлежащее и сказуемое - это главные члены предложения. )

  3.  Игра « Живое предложение».

-Сейчас мы с вами попробуем составлять предложения из слов. На столах у вас карточки со словами, вы должны определить порядок слов в предложении и составить красивое и правильное предложение. В своём предложении вы должны назвать грамматическую основу и второстепенные члены предложения.

Работа в группах:

1.Ёлка ветки свои опустила.

2.Белый иней осыпал её.

3.Жук жужжал в густой осоке.

4.Вол лежал на солнцепёке.

Проверка: каждая группа по очереди у доски составляет  своё предложение и называет грамматическую основу и второстепенные члены предложения..

Физкультминутка  

 

6. Первичное закрепление.

а) Игра «Угадай цветок»

-Какое сейчас время года? (Весна)

-Чем отличается весна от других времён года? (Тепло, тает снег, прилетают птицы, распускаются на деревьях листочки и т.д.)

-Ранней  весной, когда снег ещё не везде растаял на проталинах, где прогрелась земля  солнечными лучами ,появляются первые цветы.   А какие цветы,  вы должны отгадать и найти этот цветок среди других.(На стенах класса расположены картинки с цветами как полевыми, так и садовыми - методика В.Ф. Базарного ).

1.Шорохом неслышным лепестков

Жемчуг белоснежный распустился,

Свежим нежным крохотным цветком

Из-под снега к солнцу устремился.

(Подснежник)

-Запишите это слово в тетрадь и выполните разбор слова по составу.

2.На откосе, на лугу,

Босиком на снегу,

Первые цветочки —

Желтые глазочки.

(Мать-и -мачеха).

 

3.На зелёном шнурочке

Белые звоночки.

(Ландыш)

4.На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки..

Ведерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(Одуванчик)

-Запишите это слово и выполните фонетический разбор слова.

О ду ван чик- [а д у в а н ч и к]

 

 б)Экологического панно  (методика В.Ф. Базарного ).

 

Работа в группах.

-Мы продолжаем разговор об этом прекрасном времени года, когда пробуждается вся природа.

На «Экологическом панно» расположены слова, каждая группа выбирает себе слово   и  составляет предложение. У нас должен получиться связный рассказ.

1. солнце

2. облака

3.  ветерок

4.  ручей

 (Дети составляют предложения  и записывают   с комментированием.)

-Ребята, каждое предложение  можно записать схематически.

 (Составление схем к данным предложениям на доске)

 

7. Закрепление. Самостоятельная работа. Диагностика.

 - А сейчас очень хочется узнать, как вы усвоили   предыдущие темы уроков и сегодняшнюю новую тему.   У вас на столе лежат листочки  , на которых написаны вопросы. Это диагностика, которая позволяет нам быстро увидеть результаты.   Те, кто может справиться со всеми заданиями, добьется самого лучшего результата на уроке.

1.Предложения по цели высказывания бывают

_____________________________________________________________________________________

А по интонации ______________________ или_____________________________________________

2.Какие знаки препинания ставятся в конце предложения___________________________________

3.Главные члены предложения-это_____________________________________________________

4.Подлежащее выражено____________________________, сказуемое_________________________

5.Кроме грамматической основы в предложении могут быть________________________________

После того как все   выполнили задание,  дети сверяют свои ответы с правильными ответами на (слайде 5)

 

1.Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, побудительные, вопросительные.

 А по интонации восклицательные или невосклицательные.

2.Какие знаки препинания ставятся в конце предложения  .   !    ?  ….

3.Главные члены предложения -это подлежащее и сказуемое.

4.Подлежащее выражено существительным , сказуемое –глаголом.

5.Кроме грамматической основы в предложении могут быть второстепенные члены предложения.

 - На доске находятся кармашки. Если вы сделали все пять заданий, то положите их в зеленый кармашек, если выполнили четыре – положите в кармашек синего цвета, три – ваш кармашек розового цвета, два – это желтый цвет., одно- в белый кармашек.

(После урока учитель анализирует результаты работы учащихся).

8. Итог урока .

-Что нового узнали на уроке?

-Какое задание понравилось больше всего?

-С каким настроением заканчиваете урок?

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью", 4 класс ОС "Школа 2100"

В презентации отражены следующие этапы урока: актуализация знаний, постановка проблемы, открытие новых знаний. первичное закрепление, рефлексия....

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...

Урок. Русский язык. Тема:" Что мы знаем о предложении?" (ОС "Школа 2100")

Методическая разработка урока по русскому языку....

Конспект урока русского языка. Тема "Понятие о словах, называющие признаки предметов.( имя прилагательное)". 2 класс.

Русский язык. Тема "Понятие о словах, называющие признаки предметов ( имя прилагательное)". 2 класс....

Конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой по теме "Понятие о второстепенных членах предложения"

Представленный урок - очередной в разделе "Главные и второстепенные члены предложения". На уроке использованы современные образовательные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ, технология оценивани...

Конспект урока русского языка + презентация "Закрепление знаний о членах предложения" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложенияПланируемые  результатыПредметные:уметь определять главные и второстепенные члены предложения;уметь нахо...

Конспект урока по русскому языку "Что такое такое второстепенные члены предложения?" (2 класс, Школа России)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: Что такое второстепенные члены предложения? Цели деятельности учителя:            Формиров...