Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему:
    Конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой по теме "Понятие о второстепенных членах предложения"

    Представленный урок - очередной в разделе "Главные и второстепенные члены предложения". На уроке использованы современные образовательные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ, технология оценивания, технология здоровьесбережения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка

    Учитель: Бессонова Л. В.

    Класс: 3

    Тема: Понятие о второстепенных членах предложения.

    Тип урока: Урок открытия новых знаний.

    Цель как деятельность учеников:

    1) Развитие умений устанавливать последовательность действий при выполнении поставленных задач, строить рассуждения и работать по алгоритму.

    2)Формирование понятия второстепенные члены предложения, развитие умения отличать второстепенные члены предложения от главных, устанавливать и графически обозначать зависимость второстепенных членов от главных или других второстепенных с помощью вопросов.

    Технологическая карта урока

    Этап

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Универсальные действия

    I.Мотивирование к учебной деятельности.

    Организационный момент (2 мин)

    - Ребята, какое у вас настроение?

    - Готовы к успешной работе на уроке?

    - Как надо работать, чтобы быть успешным?

    - У вас всё получится.

    - Садитесь. Что надо записать?

    Настраиваются на урок.

    Формулируют правила успешной работы на уроке.

    Личностные: самоопределение.

    Регулятивные: целеполагание.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном действии (4 мин).

    - Посмотрите на экран. Прочитайте самостоятельно.

    Весной зайцы меняют шубки. Целыми клочьями спадает зимняя шерсть. На смену приходит летний наряд.

     

    - Что написано?

    - Какое задание вы можете предложить?

    - Выпишите из предложений грамматическую основу.

     - Как будем искать грамматическую основу?

    - Что вам нужно было сделать?

    - Вы сделали всё правильно или были недочёты?

    - Что мы сейчас делали?

    -Как называется этот этап урока?

    Вспоминают материал прошлого урока.

    Выполняют задание, тренирующее мыслительные операции и учебные навыки.

    Работа в парах.

    Самопроверка.

    - Вспоминали то, что знаем.

    (Актуализация знаний) - запись на доске.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

    Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    III. Постановка учебной задачи (4 мин).

    - Что записано у вас в тетрадях?

    - Прочитайте и сравните текст, записанный на слайде, с тем, что записано у вас в тетрадях.

    - Какая запись вам больше понравилась? - Почему?

    - Прочитайте слова, которые не входят в грамматическую основу первого предложения (второго и т. д.).

    - Можно ли обойтись без этих слов?

    - Для чего они нужны?

    - Как бы вы их назвали?

    - Как называется данный этап урока?

     

    - Сравним свой вывод с авторским.

    - Почему их так назвали?

    - Запишите тему.

     - Сформулируйте цель урока. 

    - Что мы знаем о предложении?

    .

    - Как это доказать?

    - Что можно добавить к цели нашего урока?

    - Что мы сейчас делали?

    - Запишем на доске этот этап урока.

    - Предложения.

    - Уточнить, пояснить.

    - Определяем проблему урока (запись).

    (Учебник, с. 149) – чтение вслух.

    Ставят цели, формулируют тему урока.

    Поясняют, уточняют.

    - Научиться находить второстепенные члены предложения.

    .- Все слова связаны по смыслу.

    - Поставить вопросы.

    - Научиться ставить вопросы к второстепенным членам предложения.

    - Формулировали тему, цель.

    Регулятивные: целеполагание.

    Коммуникативные: постановка вопросов.

    Познавательные: общеучебные – самостоятельное формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

    IV. Физминутка (2 мин)

    - Все встали.

    - Вспомним, какие бывают предложения по интонации.

    - Если я называю восклицательное предложение, то вы тянете руки вверх, если невосклицательное – приседаете.

    (Сегодня праздник! Мы сидим на уроке. Завтра мы пойдём в театр. Как красиво вокруг!)

    - Вспомним, какие бывают предложения по цели высказывания.

    - Если я называю повествовательное предложение, то вы приседаете; если вопросительное, то наклоняетесь; если побудительное, то вытягиваете руки вперёд.

    (Сколько сейчас времени? Пойдём скорее домой. Завтра будет хорошая погода. Приходи ко мне в гости. Сколько тебе лет? Мы весело провели выходные дни.)

    V. Построение проекта выхода из затруднения.

    Открытие нового знания (3  мин)

    - Каков тип нашего урока?

    - Составим план.

    1. А. з.

    2. О. п. у.

    3. Ф. т. и ц.

    4. О. н. з.

    5.П. н. з.

    6. В. з. и т.

    7. Р.

    - План у нас есть. А какие средства помогут нам в достижении цели?        

    Цель: научиться находить второстепенные члены предложения и ставить к ним вопросы.

    - К какому этапу урока мы сейчас перешли?

    - Составим алгоритм.

    1. Найти подлежащее. – Как кратко это изобразить в виде схемы? ----

    2. Найти сказуемое. ===

    3. Поставить вопросы к второстепенным членам предложения.     ?

    Составляют план (на доске и в тетрадях)

    -  Можем найти в учебнике, а можем сами составить алгоритм.

    - Открытие новых знаний.

    Составляют алгоритм.

    Регулятивные: планирование, прогнозирование.

    Познавательные: моделироваиие; логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

    Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    VI. Первичное закрепление (10  мин)

    - Выберите упражнение с таким заданием.

    - Какой этап урока?

    - Попробуем вместе.

    -  Как будем искать слово, к которому относится второстепенный член?

    - На что похожа такая графическая запись? Она называется «лесенка».

    - Выполним тест (на слайде).

    - Выберите вариант ответа, проведите взаимопроверку.

    - Проверим, как вы справились.

    - Упр. 411.

    - Применяем новые знания.

    У доски.

    Выполняют задание, пользуясь алгоритмом.

    - Будем пробовать задать вопрос от каждого слова в предложении.

    Выполняют тест самостоятельно.

    Взаимопроверка.

    Проверка (на слайде).

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

    Познавательные: общеучебные – умение структуировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

    Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

    VII. Физминутка для глаз (1 мин)

    VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (10 мин).

    - Выберите упражнение для самостоятельной работы.

    - К какому этапу урока мы перешли?

    Проверка по образцу на слайде.

    Вопросы к ученику (алгоритм самооценки):

    - Что тебе нужно было сделать?

    - Удалось тебе выполнить задание?

    - Ты сделал всё правильно или были недочёты?

    - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

    - Какой был уровень задания?

    - Какие умения формировались при выполнении этого задания?

    - Какую отметку ты бы себе поставил? (Спросить 3-4 учеников)

    - Упр. 412 (первые 2 предложения).

    - Выбираем задания и тренируемся.

    Выполняют самостоятельное задание, проверяют по образцу, делают самооценку.

    Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

    Личностные: самоопределение.

    IX.Включение нового знания в систему знаний (5 мин).

    - Где нам могут пригодиться полученные знания?

    - Придумайте предложения с второстепенными членами. Запись с комментированием.

    - В общении, при выполнении различных работ.

    Придумывают предложения, записывают с комментированием.

    Личностные: смыслообразование.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

    X.Рефлексия учебной деятельности (3 мин).

    - Какая была цель урока?

    - Какие получены результаты?

    - Посмотрим на рефлексионный экран. (Отвечаем по цепочке)

    1. Сегодня я узнал(а)…

    2. Было интересно…

    3. Было трудно…

    4. Я понял(а), что…

    5. Теперь я могу…

    6. Я приобрёл(а)…

    7. Я почувствовал(а), что…

    8. Урок дал мне для жизни… (уверенность в своих силах)

    9. Мне захотелось…

     

    - Кто сегодня получил отметку в дневник?

     - За что?

    - Дайте оценку работе класса.

    - Какое настроение у вас сейчас?

    Соотносят цель с результатами урока.

    Рефлексия деятельности.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Познавательные: рефлексия.

     Личностные: смыслообразование.

    XI.Домашнее задание ( 1 мин).

    -Те, кто не испытывал трудностей на уроке, дома выполнят упр. 6 на стр. 157, а те, у кого ещё возникали затруднения, выполнят упр. 5 на той же странице.

    Получают домашнее задание.



    Предварительный просмотр:

    Самоанализ урока русского языка, проведённого учителем начальных классов Бессоновой Л. В. в 3 классе 17.04 2014 г.

    Тема: Понятие о второстепенных членах предложения.

    Цель как деятельность учащихся:

    1) Развитие умений устанавливать последовательность действий при выполнении поставленных задач, строить рассуждения и работать по алгоритму.

    2)Формирование понятия второстепенные члены предложения, развитие умения отличать второстепенные члены предложения от главных, устанавливать и графически обозначать зависимость второстепенных членов от главных или других второстепенных с помощью вопросов.

    В соответствии с темой и целью мной были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

    Уровень обученности учащихся моего класса по русскому языку таков: высокий – 1 человек (14,3%), средний – 4 человека (57,1%), низкий – 2 человека (23,6%).

    Урок по данной теме является первым.

    Я использовала современные образовательные технологии – проблемно-диалогическую, ИКТ, технологию оценивания, технологию здоровьесбережения, а именно: тренажёр для глаз, двигательную физминутку, дозировку заданий, смену видов деятельности,

    Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого образовательного результата и формирование УУД, что соответствует требованиям ФГОС.

    Организационный момент направлен на достижение готовности к деятельности. УУД: личностные (самоопределение), регулятивные (целеполагание). коммуникативные.

    Этап актуализации знаний был направлен на развитие мыслительных операций в ходе повторения изученного материала (повторили грамматическую основу, изученную на предыдущем уроке). УУД: коммуникативные (сотрудничество), познавательные (анализ). регулятивные (рефлексия).

    Этап постановки учебной задачи был направлен на фиксацию затруднений  во внешней речи и на формулирование темы и цели урока. Затруднение состояло в том, что ученики не смогли дать название второстепенным членам предложения. УУД: регулятивные (целеполагание), коммуникативные (постановка вопросов),познавательные (формулирование проблемы, цели).

    Этап открытия нового знания. Его цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. Учащиеся составили план урока, сформулировали правило в громкоречевой форме и в графической, т. е. составили алгоритм или  опорную схему для нахождения второстепенных членов предложения. УУД: регулятивные (прогнозирование), познавательные (моделирование, построение логической цепи рассуждений).

    Этап первичного закрепления нового способа действия был направлен на фиксацию этого способа во внешней речи (работали у доски) и в парах выполнили тест с последующей проверкой. УУД: регулятивные (контроль, коррекция), познавательные (выбор наиболее эффективных способов решения задач), коммуникативные (контроль).

    Этап самостоятельной работы с самопроверкой был направлен на то, чтобы каждый для себя сделал вывод о том, что он уже умеет и оценил свою работу. УУД: регулятивные (контроль, коррекция), личностные (самоопределение).

    Этап рефлексии был направлен на осознание учащимися своей учебной деятельности и работы класса в целом, на сопоставление цели с полученными результатами. УУД: коммуникативные (умение выражать свои мысли), познавательные (рефлексия), личностные (смыслообразование).

    К тому же на всех этапах урока формировались предметные результаты: ученики учились находить второстепенные члены в предложениях, а также устанавливать и графически обозначать зависимость второстепенных членов от главных.

    Я считаю, что заявленной цели урок достиг. Был достигнут образовательный результат и сформированы соответствующие УУД.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Весной зайцы меняют шубки. Целыми клочьями спадает зимняя шерсть. На смену приходит летний наряд.

    Слайд 2

    Зайцы меняют. Шерсть спадает. Наряд приходит. Весной зайцы меняют шубки. Целыми клочьями спадает зимняя шерсть. На смену приходит летний наряд.

    Слайд 3

    Второстепенные члены предложения

    Слайд 4

    Тест Счастливый попугай с утра отправился на прогулку. Второстепенный член с утра относится к слову счастливый попугай отправился на прогулку

    Слайд 5

    Второстепенные члены предложения

    Слайд 6

    Упражнение 412 (первые два предложения). Волка ноги кормят. Ноги кормят (кого?) волка А джейрана ноги спасают. Ноги спасают (кого?) джейрана сущ. глаг. сущ. глаг.

    Слайд 7

    Рефлексионный экран Сегодня я узнал(а)… Было интересно… Было трудно… Я понял(а), что… Теперь я могу… Я приобрёл(а)… Я почувствовал(а), что… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

    Слайд 8

    Домашнее задание Стр. 157, упр. 6 Стр. 157, упр. 5


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока и мультимедийное сопровождение урока русского языка в 3 классе по теме "Как найти корень в слова".

    Презентация поможет учащимся третьего класса свободно разобраться и понять как найти корень в слове.Познакомиться с признаками родственных слов,выделять общую часть родственных слов, развивать умение ...

    Урок русского языка в 4 классе по учебнику Р.Н.Бунеева «Русский язык». Роль прилагательных-антонимов в речи.

    Закрепить знания учащихся об имени прилагательном. Выявить и обосновать роль прилагательных-антонимов в речи. Развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, мышление, память, умение рабо...

    Презентация к урока русского языка в 3 классе (по системе Л.В. Занкова) Тема: «Сложные слова. Соединительные гласные О, Е»

    Данная перезентация предназначена для урока русского языка в 3 классе (по системе Л.В. Занкова)  по теме: «Сложные слова. Соединительные гласные О, Е»....

    Презентация к уроку русского языка в 3 классе (по системе Л.В. Занкова) Тема: «Парные согласные по глухости и звонкости»

    Презентация Урок русского языка в 3 классе  (по системе Л.В. Занкова) Тема: «Парные согласные по глухости и звонкости»...

    Презентация к уроку русского языка в 3 классе (по системе Л.В. Занкова) Тема: «Сложные слова. Соединительные гласные О, Е»

    Урок русского языка в 3 классе    (по системе Л.В. Занкова) Тема: «Сложные слова. Соединительные гласные О, Е»...

    Работа над пониманием. Элемент урока обучения грамоте в 1 классе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (Образовательная система «школа 2100»). Тема: Работа с текстом «Три птичницы» при изучении звуков [ ц ] , [ щ ] и букв «ц» , «щ».

    На основе текста "Три птичницы" проводится   работа над пониманием текста, отрабатываектся умение понимать смысл пословиц, акцентируется внимание на многознач...