Рабочая программа по русскому языку 3 класс по учебнику Р.Н. Бунеева
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Гончарова Татьяна Васильевна

Первый документ представляет собой полную рабочую программу по русскому языку к учебнику Бунеева. Планирование расчитано на 136 часов в год.

Второй - программа + тематическое планирование на 170 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_chasa.docx45.38 КБ
Файл russkiy_yazyk.docx44.24 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации г. Климовска

Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1.

«Утверждено»                                                                                      «Утверждаю»                                          

Педагогический совет                                                                          Директор МОУ СОШ № 1

«    » _________________2011г.                                                           ________________ С.Н.Чугунов

                                                                                                                «   » __________________2011г.

     

Рабочая программа

по курсу «Русский язык»

в 3 «В» классе

на 2011 – 2012 уч. год.

                                                                                                      Учитель начальных классов:

                                                                                                                                              Т.В. Митнева

Российская Федерация

Московская область

Городской округ Климовск

2011 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 3  класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы. Программа по курсу русского языка составлена по авторской программе Образовательной системы «Школа 2100», которая имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации»,  на основе авторской учебной  программы «Русский язык» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной.

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других  школьных предметов.

 Курс русского языка в 3 классе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель курса русского языка в 3 классе определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  1. Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.
  2. Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой.
  3. Формирование у детей чувства языка.
  4. Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой.
  5. Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

Данные задачи реализуются на уроках русского языка в 3 классе на основе:

  1. Учебного пособия «Русский язык», 3 кл.(Составитель:  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., МО РФ, Москва, «Баласс», 2005)
  2. Дидактического материала к учебнику «Русский язык» для 3 класса (Л.Ю. Комиссарова)

4 часа в неделю. Всего 136 часов.

Повторение (9 ч).

Слово ( 103 ч).

1.   Закрепление умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различение ударных и безударных слогов, написания Ь для обозначения мягкости согласных, Ь и Ъ разделительных.

Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).

Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2 классе; слова с ь и ъ разделительными; переносить слова с ь и ъ.

Написание слов с двойными согласными в корне ( класс, жужжит, ссора), с двойными согласными на стыке приставки и корня ( рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание безударной гласной в корне ( в двухсложных словах, в трехсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.

Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.

2.  Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в т.ч. с чередующимися согласными; находить в слове корень путем подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами – к-, - оньк-, - оват -, - еват -, - ишк -, - ышк -,  их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с безударными гласными в приставках. Знакомство со сложными словами.

Окончание ( определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова ( определение).

3.  Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в котором четко проявлялось бы каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1-2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами.

4.  Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения ( называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.

Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Род, число имен существительных. Образование имен существительных с помощью суффиксов – оньк-, - онк-, - еньк -, - ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.

Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.

Понятие об имени прилагательном. Изменение имен прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. Суффиксы имен прилагательных – н-, -еньк-, -оват-, - еват-.

Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределенной формы.

Предложение и текст (18 ч).

Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные и второстепенные члены; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространенные и нераспространенные.

Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и.  Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.

Понятие  о сложном предложении ( на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания: запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.

Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование правильного типа читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

Повторение (6 ч).

Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

Каллиграфия – закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера.

Результаты 3-го года обучения.

Учащиеся должны знать:

- правила правописания слов с изученными орфограммами;

- определения имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола;

- названия и определения членов предложения: главных (подлежащее, сказуемое) и второстепенных (без их дифференциации); однородных членов предложения.

Учащиеся должны уметь:

  • Производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
  • Видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам ( без введения этого понятия), правильно писать слова с безударными , с удвоенными согласными в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной гласной о и е; частицу не с глаголами; безударные гласные в окончаниях имен прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора ( без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • Правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами ( объем 55-60 слов), правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
  • Находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в т.ч. с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
  • Распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объеме программы;
  • Определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
  • Разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
  • Видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и);
  • Составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
  • Осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
  • Читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения ( с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
  • Читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  • Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3-М КЛАССЕ

из расчета 4 часа в неделю ( 136 ч).

№ урока

Содержание учебного материала

Дата

1.

Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове?

ПОВТОРЕНИЕ (9 ч).

2

Что мы знаем о тексте

3.

Что мы знаем о слове, предложении, тексте

4.

По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами

5-6

Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение

7.

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы

8.

Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание.

9.

Проверочный диктант №1

СЛОВО ( 103 ч).

Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне

10.

Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередование согласных звуков в корне

11.

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

12.

Р/р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова

13.

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова (на конце и в середине слова)

14.

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова

15.

Развитие умений видеть изученную орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму

16.

Проверочная работа №1

Удвоенные согласные в корне слова

17.

Понятие об удвоенных согласных буквах

18-20

Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. Творческая работа

21.

Повторение. Проверочная работа №2

Непроизносимые согласные в корне слова

22.

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуков в корне

23.

Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова

24.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

25.

P\p Творческая работа (сочинение по опорным словам)

26.

Слова, в которых нет непроизносимого звука

27.

Формулирование обобщенного правила правописания проверяемых согласных в корне слова

28.

Повторение. Проверочная работа №3

29.

Правописание проверяемых согласных в корне слова

30.

Контрольный диктант №2

31.

«Пишу правильно» (Работа над ошибками)

Безударные гласные в корне слова

32.

Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

33.

Развитие умения видеть в словах орфограммы – безударные гласные

34.

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. Свободный диктант

35.

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. Проверочная работа №4.

36.

Работа над ошибками. Сочинение по опорным словам

37.

Контрольный диктант №3.

38.

«Пишу правильно» ( Работа над ошибками)

Сложные слова и их правописание.

39.

Знакомство с понятием «сложные слова»

40.

Соединительные гласные о и е в сложных словах

41.

Образование сложных слов

42.

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

43.

Употребление в речи и правописание сложных слов. Свободный диктант

44.

Повторение. Проверочная работа №5.

Части слова. Приставка.

45.

Приставка, ее роль в слове. Различение приставок и предлогов. Развитие умения находить в словах приставки

46.

Правописание безударных гласных в приставках

47.

Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание

Удвоенные согласные на стыке приставки и корня

48.

Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня

49.

Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня

Разделительные ь и ъ

50.

Звук [й’] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного ь и ъ

51.

Проверочная работа №6

52.

Упражнения в правописании слов с разделительными ь и ъ

53.

Контрольный диктант №4.

54.

«Пишу правильно» (Работа над ошибками)

Части слова. Окончание и основа.

55.

Понятия об окончании и основе слова

56.

Развитие умения находить в слове окончание

57.

Как найти в слове основу

58.

Развитие умения находить в слове окончание и основу

Части слова. Суффикс.

59.

Суффикс и его роль в слове

60.

Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова

Разбор слова по составу

61.

Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

62.

Контрольное списывание

63.

Упражнения в разборе слов по составу

64.

Повторение. Проверочная работа №7

Части речи в русском языке

65.

Части речи в русском языке

Имя существительное как часть речи

66.

Определение имени существительного

67.

Роль имен существительных в речи. Творческая работа: составление текста

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

68.

Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных

69.

Урок обобщение. Что мы знаем об именах существительных

Род имен существительных

70.

Имена существительного мужского, женского и среднего рода

71.

Род – постоянный признак имен существительных

72.

Окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода

Число имен существительных

73.

Изменение имен существительных по числам

74.

Образование множественного числа имен существительных

75.

Окончания имен существительных в единственном и во множественном числе. Разбор имени существительно как части речи

Словообразование имен существительных

76.

Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке

77.

Образование имен существительных от основ существительных и глаголов

78.

Р\р Сочинение сказки с использованием имен существительных с различными суффиксами

79.

Разбор имен существительных по составу

80.

Обучающее изложение «Мурлыка»

81.

Употребление имен существительных в речи

82.

Повторение. Проверочная работа №8

Местоимение как часть речи

83.

Понятие о местоимении. Личные местоимения

84.

Местоимения 1, 2 и 3 лица. Правописание предлогов с местоимениями

85.

Разбор местоимения как часть речи

86.

Роль личных местоимений в речи. Обучающее сочинение «О себе»

87.

Закрепление знаний о местоимении. Свободный диктант «Паучок»

88.

Повторение. Проверочная работа №9

Имя прилагательное как часть речи

89.

Определение имени прилагательного

90.

Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными

91.

Разбор имени прилагательного как части речи

Правописание безударных гласных в окончаниях имсен прилагательных

92.

Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде  и во множественном числе

93.

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

94.

Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами

Разбор имен прилагательных по составу

95.

Словообразование имен прилагательных.

96.

Р\р Сочинение по опорным сочетаниям слов

97.

Проверочная работа №10

98.

Разбор имен прилагательных по составу

99.

Контрольный диктант №5

Глагол как часть речи

100.

Определение глагола как части речи

101.

Изменение глаголов по временам

102.

Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

103.

Изменение глаголов по числам

Правописание частицы не с глаголами

104.

Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами

105.

Развитие умения писать частицу не с глаголами. Свободный диктант

Неопределенная форма глагола

106.

Понятие о неопределенной форме глагола

107.

Р\р Контрольное изложение

108.

Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы

109.

Контрольный диктант №6

110.

Образование форм времени от неопределенной формы глагола

111.

Разбор глагола как части речи

112.

Повторение. Проверочная работа №11

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (18 ч).

Виды предложений по цели высказывания и интонации

113.

Виды предложений по цели высказывания

114.

Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. Восклицательные и невосклицательные предложения

Главные и второстепенные члены предложения

115.

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

116.

Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое

117.

Понятие о второстепенных членах предложения

118.

Составление схем предложений и предложений по схемам. Предложения распространенные и нераспространенные

119.

Разбор предложений. Контрольный словарный диктант

Предложения с однородными членами

120.

Однородные подлежащие и сказуемые

121.

Упражнения в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении

122.

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях  с однородными членами

123.

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

124.

Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения

125.

Повторение изученного. Свободный диктант

Простые и сложные предложения

126.

Понятия о простом и сложном предложении

127.

Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения

128.

Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые. . Свободный диктант

129.

Разбор простого и сложного предложения

130.

Повторение. Проверочная работа №12

ПОВТОРЕНИЕ (6 ч).

131.

Повторение знаний о предложении,  тексте, частях речи. Контрольное списывание

132.

Повторение изученных орфограмм и состава слова

133.

Итоговая контрольная работа

134.

Итоговый диктант

135.

«Пишу правильно» (Работа над ошибками)

136.

Заключительный урок.



Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации г. Климовска

Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1.

«Утверждено»                                                                                      «Утверждаю»                                          

Педагогический совет                                                                          Директор МОУ СОШ № 1

«    » _________________2011г.                                                           ________________ С.Н.Чугунов

                                                                                                                «   » __________________2011г.

     

Рабочая программа

по курсу «Русский язык»

в 3 «В» классе

на 2011 – 2012 уч. год.

                                                                                                      Учитель начальных классов:

                                                                                                                                              Т.В. Митнева

Российская Федерация

Московская область

Городской округ Климовск

2011 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 3  класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы. Программа по курсу русского языка составлена по авторской программе Образовательной системы «Школа 2100», которая имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации»,  на основе авторской учебной  программы «Русский язык» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной.

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других  школьных предметов.

 Курс русского языка во 2 классе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель курса русского языка во 2 классе определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  1. Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.
  2. Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой.
  3. Формирование у детей чувства языка.
  4. Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой.
  5. Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

Данные задачи реализуются на уроках русского языка во 2 классе на основе:

  1. Учебного пособия «Русский язык», 2 кл.(Составитель:  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., МО РФ, Москва, «Баласс», 2005)
  2. Орфографической тетради, 2 кл. ( Составитель: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., МО РФ, Москва, «Баласс», 2005, серия «Свободный ум»)

5 часов в неделю. Всего 170 часов.

Повторение (10 ч).

Слово ( 116 ч).

1.   Закрепление умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различение ударных и безударных слогов, написания Ь для обозначения мягкости согласных, Ь и Ъ разделительных.

Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).

Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2 классе; слова с ь и ъ разделительными; переносить слова с ь и ъ.

Написание слов с двойными согласными в корне ( класс, жужжит, ссора), с двойными согласными на стыке приставки и корня ( рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание безударной гласной в корне ( в двухсложных словах, в трехсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.

Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.

2.  Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в т.ч. с чередующимися согласными; находить в слове корень путем подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами – к-, - оньк-, - оват -, - еват -, - ишк -, - ышк -,  их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с безударными гласными в приставках. Знакомство со сложными словами.

Окончание ( определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова ( определение).

3.  Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в котором четко проявлялось бы каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1-2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами.

4.  Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения ( называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.

Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Род, число имен существительных. Образование имен существительных с помощью суффиксов – оньк-, - онк-, - еньк -, - ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.

Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.

Понятие об имени прилагательном. Изменение имен прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. Суффиксы имен прилагательных – н-, -еньк-, -оват-, - еват-.

Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределенной формы.

Предложение и текст (25 ч).

Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные и второстепенные члены; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространенные и нераспространенные.

Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и.  Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.

Понятие  о сложном предложении ( на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания: запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.

Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование правильного типа читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

Повторение (10 ч).

Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

Каллиграфия – закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера.

Результаты 3-го года обучения.

Учащиеся должны знать:

- правила правописания слов с изученными орфограммами;

- определения имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола;

- названия и определения членов предложения: главных (подлежащее, сказуемое) и второстепенных (без их дифференциации); однородных членов предложения.

Учащиеся должны уметь:

  • Производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
  • Видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам ( без введения этого понятия), правильно писать слова с безударными , с удвоенными согласными в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной гласной о и е; частицу не с глаголами; безударные гласные в окончаниях имен прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора ( без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • Правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами ( объем 55-60 слов), правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
  • Находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в т.ч. с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
  • Распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объеме программы;
  • Определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
  • Разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
  • Видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и);
  • Составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
  • Осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
  • Читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения ( с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
  • Читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  • Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3-М КЛАССЕ

из расчета 5 часов в неделю ( 170 ч).

№ урока

Содержание учебного материала

Дата

1.

Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове?

ПОВТОРЕНИЕ (11 ч).

2-3

Что мы знаем о тексте

4.

Что мы знаем о слове, предложении, тексте

5.

По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами

6-7

Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение

8.

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы

9.

Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание.

10.

Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита

11.

Контрольный диктант №1

СЛОВО (122 ч).

Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне

12.

Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередование согласных звуков в корне

13.

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

14.

Р/р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова

15.

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова (на конце и в середине слова)

16.

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова

17.

Развитие умений видеть изученную орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму

18.

Проверочная работа №1

19.

Обобщение. Работа над ошибками

Удвоенные согласные в корне слова

20.

Понятие об удвоенных согласных буквах

21-23

Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. Творческая работа

24.

Повторение. Проверочная работа №2

25.

Работа над ошибками. Обобщение.

Непроизносимые согласные в корне слова

26.

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуков в корне

27.

Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова

28.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

29.

P\p Творческая работа (сочинение по опорным словам)

30.

Слова, в которых нет непроизносимого звука

31.

Формулирование обобщенного правила правописания проверяемых согласных в корне слова

32.

Повторение. Проверочная работа №3

33.

Правописание проверяемых согласных в корне слова

34.

Контрольный диктант №2

35.

«Пишу правильно» (Работа над ошибками)

Безударные гласные в корне слова

36.

Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

37.

Развитие умения видеть в словах орфограммы – безударные гласные

38.

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. Свободный диктант

39.

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне.

40.

Повторение. Проверочная работа №4.

41.

Работа над ошибками. Сочинение по опорным словам

42.

Контрольный диктант №3.

43.

«пишу правильно» ( Работа над ошибками)

Сложные слова и их правописание.

44.

Знакомство с понятием «сложные слова»

45.

Соединительные гласные о и е в сложных словах

46.

Образование сложных слов

47.

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

48.

Употребление в речи и правописание сложных слов. Свободный диктант

49.

Повторение. Проверочная работа №5.

50.

Работа над ошибками

Части слова. Приставка.

51-52

Приставка, ее роль в слове. Различение приставок и предлогов. Развитие умения находить в словах приставки

53-54

Правописание безударных гласных в приставках

55.

Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание

Удвоенные согласные на стыке приставки и корня

56.

Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня

57.

Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня

Разделительные ь и ъ

58.

Звук [й’] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного ь и ъ

59.

Правописание слов с разделительными ь и ъ

60.

Проверочная работа №6

61.

Упражнения в правописании слов с разделительными ь и ъ

62.

Контрольный диктант №4.

63.

«Пишу правильно» (Работа над ошибками)

Части слова. Окончание и основа.

64.

Понятия об окончании и основе слова

65.

Развитие умения находить в слове окончание

66.

Как найти в слове основу

67.

Развитие умения находить в слове окончание и основу

Части слова. Суффикс.

68.

Суффикс и его роль в слове

69.

Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова

Разбор слова по составу

70.

Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

71.

Контрольное списывание

72.

Упражнения в разборе слов по составу

73.

Повторение. Проверочная работа №7

74

Работа над ошибками. Обобщение

Части речи в русском языке

75.

Части речи в русском языке

Имя существительное как часть речи

76.

Определение имени существительного

77.

Роль имен существительных в речи. Творческая работа: составление текста

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

78.

Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных

79.

Имена существительные в речи

80.

Урок обобщение. Что мы знаем об именах существительных

Род имен существительных

81.

Имена существительного мужского, женского и среднего рода

82.

Род – постоянный признак имен существительных

83.

Окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода

Число имен существительных

84.

Изменение имен существительных по числам

85.

Образование множественного числа имен существительных

86.

Окончания имен существительных в единственном и во множественном числе

87.

Разбор имени существительно как части речи

Словообразование имен существительных

88.

Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением

89.

Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке

90.

Образование имен существительных от основ существительных и глаголов

91.

Р\р Сочинение сказки с использованием имен существительных с различными суффиксами

92.

Разбор имен существительных по составу

93.

Обучающее изложение «Мурлыка»

94.

Употребление имен существительных в речи

95.

Повторение. Проверочная работа №8

96.

Работа над ошибками. Обобщение

Местоимение как часть речи

97.

Понятие о местоимении. Личные местоимения

98.

Местоимения 1, 2 и 3 лица. Правописание предлогов с местоимениями

99.

Разбор местоимения как часть речи

100.

Роль личных местоимений в речи. Обучающее сочинение «О себе»

101.

Закрепление знаний о местоимении. Свободный диктант «Паучок»

102.

Повторение. Проверочная работа №9

103.

Работа над ошибками. Обобщение

Имя прилагательное как часть речи

104.

Определение имени прилагательного

105.

Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными

106.

Роль имен прилагательных в речи

107.

Разбор имени прилагательного как части речи

Правописание безударных гласных в окончаниях имсен прилагательных

108.

Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде  и во множественном числе

109.

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

110.

Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами

111.

Закрепление правописания слов с изученными орфограммами

Разбор имен прилагательных по составу

112.

Словообразование имен прилагательных.

113.

Р\р Сочинение по опорным сочетаниям слов

114.

Проверочная работа №10

115.

Работа над ошибками. Разбор имен прилагательных по составу

116.

Разбор имен прилагательных по составу

117.

Контрольный диктант №5

118.

«Пишу правильно»( Работа над ошибками)

Глагол как часть речи

119.

Определение глагола как части речи

120.

Изменение глаголов по временам

121.

Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

122.

Изменение глаголов по числам

Правописание частицы не с глаголами

123.

Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами

124.

Развитие умения писать частицу не с глаголами. Свободный диктант

Неопределенная форма глагола

125.

Понятие о неопределенной форме глагола

126.

Р\р Контрольное изложение

127.

Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы

128.

Контрольный диктант №6

129.

«Пишу правильно» (Работа над ошибками)

130.

Образование форм времени от неопределенной формы глагола

131.

Разбор глагола как части речи

132.

Повторение. Проверочная работа №11

133.

Работа над ошибками. Обобщение

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( 28 ч).

Виды предложений по цели высказывания и интонации

134.

Виды предложений по цели высказывания

135.

Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение

136.

Восклицательные и невосклицательные предложения

Главные и второстепенные члены предложения

137.

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

138-139

Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое

140.

Понятие о второстепенных членах предложения

141-142

Составление схем предложений и предложений по схемам

143.

Предложения распространенные и нераспространенные

144.

Разбор предложений. Контрольный словарный диктант

Предложения с однородными членами

145.

Однородные подлежащие и сказуемые

146.

Упражнения в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении

147.

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях  с однородными членами

148.

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

149-150.

Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения

151.

Запятая в предложениях с однородными членами (урок-практикум)

152.

Повторение изученного. Свободный диктант

Простые и сложные предложения

153.

Понятия о простом и сложном предложении

154.

Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения

155-156

Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые

157-158

Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Свободный диктант

159.

Разбор простого и сложного предложения

160.

Повторение. Проверочная работа №12

161.

Работа над ошибками. обобщение

ПОВТОРЕНИЕ (9 ч).

162-163

Повторение знаний о предложении,  тексте, частях речи.

164.

Контрольное списывание

165-166.

Повторение изученных орфограмм и состава слова

167.

Итоговая контрольная работа

168.

Итоговый диктант

169.

«Пишу правильно» (Работа над ошибками)

170.

Заключительный урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по учебнику Р.Н. Бунеева

В программу включены разделы: пояснительная записка, цели и задачи обучения русскому языку во 2 классе, календарно-тематическое планирование учебного материала, планируемые достижения реализации прогр...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс по учебнику Р.Н. Бунеева

Предлагаеется рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа 2100. Планирование расчитано на 136 часов. ФГОС НОО...

Рабочая программа по русскому языку (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева)

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  в соответствии с авторской программой Р. Н. Бунеев...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе

Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П.  И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику Р.Н. Бунеева, У.В.Бунеевой, О.В. Прониной

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...