Конспект урока русского языка. Тема "Понятие о словах, называющие признаки предметов.( имя прилагательное)". 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Мартынова Татьяна Алексеевна

Русский язык. Тема "Понятие о словах, называющие признаки предметов ( имя прилагательное)". 2 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Понятие  о  словах, называющих   признаки

                     предметов  (имена  прилагательные).

Цели  урока: 1.Ознакомление  со словами, называющими  признаки   предметов,

                                отвечающими  на  вопросы  какой?  какая?  какое?  какие?,  углубить

                                представление учеников о роли в  языке прилагательных, закрепить

                                умение ставить к слову вопрос.

                             2.Развивать орфографическую зоркость, развивать речь, расширять

                                словарный запас, развивать словесно-логическое мышление , наблю-

                                дательность, память, умение рассуждать, анализировать, повторить

                                изученный материал.

                             3.Воспитывать любовь к родному языку, пытливость, любознатель-

                                ность, умение работать вместе ( в паре)

Оборудование: таблицы по русскому языку ( об имени  прилагательном), тетради

                                  для  чистописания, толковый словарь Ожегова, светофоры, книга

                                  Волиной В. «Веселая грамматика»,  карточки-тесты для проверки

                                  знаний, карточки  для закреплений знаний(для работы в парах),

                                  таблички элементов урока, этапов урока, выводы урока.

                       

1.Организационный момент:

   Учитель: - Пора  заняться русским языком?

      Дети:      - Пора за дело браться ,

                        Давайте заниматься,

                        Чтобы грамотными стать

                        Надо много правил знать!

2.Определение темы и цели урока:

1. - Сегодня  мы продолжим изучать части речи и больше узнаем о

      словах,  которые:

                        «...Определяют они предметы,

                             Они всегда везде приметны

                             И украшают нашу речь,

                             И вам их надо знать, беречь…»

- Что же называют  эти слова?

   (признаки  предметов).

 – повесить на доску табличку№1 « Называют признаки предмета».

2.-Какая будет тема нашего урока? Сформулируйте её.

   ( Открыть на доске тему урока: «Слова,  обозначающие признаки  предметов»-таб-

    лица №2.)

3.-Зачем нам надо это  изучать?

       (  На доску повесить табличку №3:

       1. Речь была красивой.

       2.  Углубить знания по  русскому языку.

       3.Больше знать об этой части речи…)

4.-Чем вы предлагаете заняться  на уроке?

         На доску повесить табличку  № 4  этапов урока:

         1.Чистописание.

         2.Работа со словами из словаря.

         3. Повторение.

         4.Физпауза.

         5.Открытие новых знаний.

         6.Развитие орфографической зоркости.

         7.Закрепление  знаний.

         8.Проверка знаний.

         9.Подведение итогов.

        10.Домашнее задание.

 3. Чистописание.

   1.-«Без чистописания  невозможно…

        ( …красивого написания»).

    2.- Выполняем в Прописях урок  №25.

    3.- Что вы знаете  про букву «Я»?

       -  Как пишем слияния?

   4.-В предложениях на 4 строке найдите и назовите слова, которые

        называют  признаки  предметов, поставьте к ним вопросы.

     -Как вы понимаете «острый язык»?

       ( Табличка № 5  «Острый язык - отличающийся остроумием).

       -А где можно найти толкование слов?

       ( в словаре Ожегова – на выставке словарь Ожегова )    

        -А какой еще может быть язык? (большой, красный, белый…)

    5.-Что помогают определить слова, которые называют  призна-

        ки  предметов?

         (Таблица № 6 « Помогают определить: цвет, размер, вкус, форму...)

4.Работа со словами из словаря, актуализация знаний.

1)-Проверим наши знания  слов из словаря.

   - Поиграем  «Что это? Напишите  слово из словаря, поставьте

   ударение,  подчеркните безударную гласную»:

1.Высокая, ветвистая, белоствольная… (береза).

   -Поставьте вопрос к словам, которые я назвала.

   -А какая ещё  может быть береза?

2.Новые, острые, фигурные… (коньки)

    -Поставьте вопрос к моим словам.

    - Какие  ещё могут быть коньки?

3.Красная, спелая, садовая… (ягода)

4.Способный, прилежный, дисциплинированный… (ученик)

   -Поставьте вопрос к словам.

   -Какой  ещё может быть ученик?

5.Лохматый, косолапый, неуклюжий… (медведь)

6.Древняя, красивая, любимая, шумная… (Москва).

2.)-Проверим работу, работа в паре. 

3)-Какие слова помогли вам отгадать, написать слова из словаря?

  ( слова, называющие  признаки предметов)

4)Повторение:

 - Назовите слово, в  котором звуков больше, чем букв.

   ( Таблица № 7 «Ягода – 6 зв., 5 б.»)

 - Почему?

 - Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков.

   ( Таблица № 8 «Коньки – 6б., 5зв.»)

  -Почему?

 5)- Составьте устно  предложение  с одним  словом  из словаря.

   - Какое предложение красивее? Почему?

 6)- Какова роль слов, обозначающих признаки предметов,  в

     предложении,  в речи?

    ( Таблица № 9 «Эти слова делают нашу речь  красивее, понятнее»).

5.Физпауза:

    1.Нам пора передохнуть,

         Потянуться и вздохнуть.

        (Глубокий вдох и выдох )

       2.Прочь прогоним лень и скуку,

         Разомнем сначала руки.

         (Одна прямая рука вверх, другая вниз, резкими движениями  одну руку опускать,

          другую поднимать)

       3.Покрутили головой,

          И усталость вся долой!

          Раз- два- три- четыре- пять,

          Шею надо разминать.

         (Вращение головой в одну и другую стороны.)

       4.Встали ровно. Наклонились.

          Раз -  вперед, а два - назад.

          Потянулись. Распрямились.

          Повторяем все подряд.

          (Наклоны вперёд и назад.)

       5.А потом мы приседаем.

          Это важно, сами знаем.

          Мы колени разминаем,

          Наши ноги упражняем.

          (Приседания.)

       6.А теперь ходьба на месте,

          Раз – два, раз – два, раз – два – три.

          (Ходьба на месте.)

          Нам  учиться интересно!

          Сядь за парту и замри.

          (Дети садятся за парты.)

6.Проблемная ситуация:

   -А  может можно обойтись без слов, обозначающих признаки

    предметов? Давайте понаблюдаем и откроем новые знания.

7.Окрытие новых знаний.

   1) Работа с учебником:

   -Найдите в учебнике упр. № 268.

    -Давайте сравним предложение  и текст.

    -Какие слова в правом столбике  помогают догадаться, о ком

     говориться в тексте? (длинные, короткий, серая, белая)

     -Что называют  эти слова?

          ( признаки предметов).

     - На какие вопросы  они отвечают?

       (Таблица № 10 « Какой?  Какая?  Какие?  Какое?»)

                               

    2.)- Нашли мы ответ на вопрос «Можно ли обойтись  без слов,

          обозначающих признаки предметов?»

    3.)- Спишите предложения в тетрадь. Письмо  с  точкой. Подчер-

         кните  волнистой линией слова, которые называют признаки          

         предметов.

         «  .У  него  дли.нные  у.ши, к.ороткий  хвос.т. Летом  шерс.ть серая, а з.имой

            белая.»

          ( один ученик выполняет работу на доске   )

    4.)- Проверьте работу. Самопроверка. ( проверка светофорами).

    5.)- Слова, обозначающие признаки предметов, относятся,

          прилагаются  к именам существительным.

        - А как можно назвать эту новую  часть речи?

         ( Таблица №  11 «Имя прилагательное»)

   6.)- Хотите узнать,  почему они так  называются? В свободное

          время в школе откройте книгу В. Волиной «Веселая

          грамматика» на с.198  и прочитайте. Учитесь  добывать новые

          знания   самостоятельно.  

   7.) – Обобщим наши знания, сделаем вывод :

         -Что такое имя прилагательное?

         -Что обозначает  имя прилагательное?

         - На какие вопросы отвечает?

         - Как будем подчеркивать им. прил.?

    8.) –А где можно проверить правильность наших  выводов?

             ( в учебнике)

          -Читаем правило на  с. 29.

          -Правильно мы с вами сделали выводы?

         Вывешивается таблица №12( всё об им. прилагательном)

    8. Закрепление знаний.

        - Разноуровневые задания(можно сесть новыми  парами, кто

          с кем хочет)

         1)1 группа –упр. № 271 из учебника.

           –Самопроверка( на доске записана схема этого упражнения, 1 человек впи-

              сывает только пропущенные слова).

               _______  ________   …………  ___________.

               _______, ________  _   …………   _________.

               ………. , …………. , ________  ___________.

        2)- 2 группа – по карточкам (более сложные по уровню).

           -Проверка: работа в паре.

    9.Проверка знаний. ( 3 мин ) 

     - Проверим ваши знания. Хотите ?

       - Возьмите лист для проверки знаний, прочитайте задания, вы-

         полните карандашом.

 10.Подведение итогов урока.

     1.)-«Услышим скоро мы звонок.

             Пора заканчивать урок».

        2.)- Что нового узнали, какие мысли унесем с урока?

            - Все ли было понятно?

            - Что понравилось?

            - Чем ещё бы хотелось позаниматься?

  11.Домашнее  задание.

       -Выучить правило на с.29, упр. №269.

          (Таблица № 13)

 

     

           

     

       

       

     

                                               

                                          План урока:

1.Организационный момент (1 мин):

   -рифмовка в стихах о русском языке, о правилах.

2.Определение темы и цели урока(2 мин)

   -загадка об изучаемой части речи;

   -формулирование темы урока;

   -формулирование целей урока;

   -определение этапов  урока.

3.Чистописание( 5 мин):

   -рифмовка о чистописании;

   -рассказ  про букву «Я»;

   -письмо в Прописях букв, слияний, предложений;

   -работа над словами, обозначающими признаки предметов

    (нахождение слов,  постановка вопросов, толкование, подбор

    других слов ,  обозначающих признаки предметов);

   - вопрос о роли этих слов.

4.Работа со словами из словаря, актуализация знаний( 10 мин)

    -проверка  знаний слов  из словаря. Игра «Что это? Напиши

     слово из словаря»;

    -проверка работы, работа в паре;

    - выявление слов, которые   помогли отгадать, написать слова из

     словаря?

   -повторение;

   -составление предложений со словами  из словаря, наблюдения

     над   предложениями;

   - выявления роли  слов, обозначающих признаки  предметов,

    в  предложении, в речи.

5. Физпауза  (3 мин.)

6.Проблемная  ситуация( 1мин.)

7.Открытие новых знаний (10 мин.)

  - работа по учебнику;

  - письмо с точкой;

  - самопроверка;

  - определение новой части речи,

  -  где можно узнать , почему прилагательные так называются-

     в книге Волиной;

  - обобщение знаний о прилагательном;

  - чтение правила в учебнике на с 29.

8. Закрепление знаний.(5мин)

   - разноуровневые  задания:

   1.) 1 группа:

       упр. № 270 из учебника.

        -самопроверка с доски по схеме.

   2) 2 группа- работа по карточкам более сложных  по уровню.

       - проверка: работа в паре.

9.Проверка знаний.(3мин)

  -выполнения теста.

10.Подведение итогов урока(2мин).

    -рифмовка о конце урока;

    -вопросы по уроку.

11.Домашнее задание.(1мин.)

 

     

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Слова, обозначающие признаки предметов".

Урок призван упражняться в подборе слов – признаков, повторять словарные слова; развивать внимание, каллиграфический навык, орфографическую зоркость, умение работать в группе, выразительность устной р...

КОНСПЕКТ урока русского языка по теме "Слова-признаки" развивающее обучение

Конспект урока русского языка по развивающему обучению тема "Слова-признаки.Слова отвечающие на вопросы какой?какая? какие? 1 класс...

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»

Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне ...

Конспект урока русского языка по теме: «Слова, обозначающие признаки предметов». 2 класс СКК VII вида

Цель: закрепить знания детей о словах, обозначающих признаки предметов; развивать умение употреблять в речи....

Конспект урока русского языка "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс"),

Цель деятельности учителя: углубление знаний обучающихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование знаний о чередовании согласных в корне слова; ф...

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Слова, называющие действия. Введение моделей для слов".

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Слова, называющие действия. Введение моделей для слов"....

конспект урока русского языка по теме "Выделение названий признаков предмета из предложения", 3 класс.

Цель: создание условий для закрепления умения выделять названия признаков предмета из предложения.Задачи: закреплять умение выделять признаки предметов из предложения, умение ставить вопрос к названия...