Главные вкладки

    Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Нурова Нигина
    Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне слова; правописание буквосочетаний ЧН, ЧК.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ruk.docx20.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне слова;

    правописание буквосочетаний  ЧН, ЧК.

    Тип урока: изучение нового материала

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    - отрабатывать навык образования слов, называющих признаки;

    - отрабатывать правописание ЧК, ЧН

    Личностные:

    -формирование интереса к учебному предмету

    - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности

    Регулятивные:

    - формирование умения оценивать результат своих действий, вносить

     соответствующие коррективы

    Познавательные:

    -формирование умения анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков

    Коммуникативные:

    Умение слушать и ступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

    Основные понятия: чередование звуков

    Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

    Ресурсы: учебник, Обратный словарь, ТПО

    1. Орг. момент

    -Быстренько  проверь, дружок:

    -Ты готов начать урок?

    -Всё ль на месте?

    -Всё ль в порядке?

    Ручка, книжки и тетрадки?

    - Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    - Каждый хочет получать

    Только лишь оценку «ПЯТЬ»!

    2.Минутка чистописания.

    - Подготовьтесь к минутке чистописания.

    Сели правильно, тетрадь положили наклонно.

    -Определите порядок следования букв в данном ряду:

    ак аак ааак…(строчная буква к чередуется со строчной буквой а, буква а пишется перед буквой к в порядке увеличения на одну)

    -Напишите данный ряд букв в предложенной последовательности до конца строки.(Ученики пишут буквы к и а)

    - Отрабатываем правильное соединение в предложенных  парах слов:

    ночь – ночка    дочь – дочка

     

    Учитель: Откройте учебник на стр.37 и озвучьте тему урока.

    Постановка задач урока :

    -Какие задачи перед собой поставим?

    Дети:

    1.повторить образовывание слов-признаков.

    2. Писать слова с сочетаниями ЧН, ЧК.

    3.Актуализация опорных знаний.

    -Что нам уже известно из темы урока?

    ( Знаем что такое суффикс, что сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака)

    Прошу помнить об этом постоянно, т.к. весь урок нам будут встречаться именно такие слова.

    -Что такое суффикс? (Суффикс - морфема, стоящая после корня, служащая для образования новых слов (старый - старость) или новых форм слова (плавать - плавал)

    Учитель: А что же  нового мы узнаем сегодня на уроке?

    Дети: С помощью чего образуются слова-признаки.

    Итак,  будем учиться образовывать слова-названия признаков с помощью суффиксов.

    На доске написаны слова, дети разбирают их по составу, образовывают слова-признаки  и объясняют вместе с учителем : (клубника - клубничный, брусника - брусничный, зуб-зубной, река - речной , облако-облачное (небо), наука-научный, мрак-мрачный)

    -Ребята, а на какой вопрос отвечают все эти слова-признаки? (какой?) Молодцы!

    4.Изучение нового материала.

    А поможет нам в этом  упр.31. Кто догадался ,кто будет нашим помощником? (обратный словарь) Отсчитай 5 слов, запишем их и посмотрим с помощью каких суффиксов они образовались (удача-удачный: удач/+н+ый, чердак-чердачный) Один ученик выполняет у доски, остальные в тетради.

    Ребята, а давайте выделите корни у данных слов

    -Что заметили?( чередование)

    -Что просят подчеркнуть в следующем шаге? ( чередование согласных к-ч)

    -Кто прочитал следующий шаг?( выделили окончание)

    -А что будем выделять в последнем шаге?( суффикс)

    -Итак, Кто самый наблюдательный?

    С помощью  чего же образуются  слова-признаки?

    Дети : Слова, называющие признаки образуются с помощью суффикса «н». Молодцы! Ребята, а вы заметили, что еще общего у этих слов? ( отвечают на вопрос: Какой/ая/ое?) Совершенно верно, это также как и суффикс главная отличительная черта слов-признаков. - Мы с вами отлично потрудились, теперь самое время как следует отдохнуть. Встаем около своих мест так, чтобы вам было удобно выполнять упражнения.

    Физминутка

    Меж еловых мягких лап.

    Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят:

      Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)

      Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)

      Где сучёк давно засох,

      Серый мох-мох-мох. (Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)

      Где листок к листку прилип,

      Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)

      Кто нашёл его друзья? (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)

      Это я, я, я!

    5.  Закрепление изучаемого  материала.

    -Ребята, открываем наш учебник на стр.39 упр.38. Прочитайте стихотворение. Скажите, а действительно ли существуют такие слова (папонт, бабонт,дедонт, внучонт). Конечно, нет, автор их просто выдумал, а вот такое слова, как – мамонт, действительно существует и обозначает – древнейшего слона. Но в данном стихотворение слово мамонт образовано от слова мама, при помощи суффикса –онт. И как же вы думаете остальные выдуманные слова образовались при помощи чего? (аналогично) Хорошо, молодцы, теперь запишем это стихотворение и вставим нужные буквы, которые обязательно подчеркнем.(один на доске, остальные в тетради)

    -Молодцы справились с заданием, а теперь посмотрим как образуются слова в упр.39 на стр.40 (зябкий – зябок, ловкий – ловок, легкий – легок, мягкий – мягок). На какой вопрос отвечают образовавшиеся слова ? (каков?) Верно! И образованы они? ( при помощи суффикса –ок) Молодцы! Это еще один суффикс, образовывающий слова-признаки. А теперь я вас попрошу придумать и записать в своих тетрадях по 1 словосочетанию с каждым из этих слов (мягкая постель, легкий ветер, ловкий кот). (несколько детей читают, что у них получилось. Отлично, молодцы, очень хорошие словосочетания у вас получились.

    6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

    - Теперь мы с вами прочитаем стихотворение Александры Омаровой  упр.40 на стр.40 (чтение по цепочке, с проверочными словами, где пропущены буквы). Все случаи, где вы можете ошибиться мы с вами проверяли, теперь записываете это упражнение в своих тетрадях, вставив нужные буквы.

    7.Подведение итога урока.

    -Выполнили мы поставленные задачи? Добились своей цели?

    - Что, на ваш взгляд, было самым главным на уроке?

    - А зачем мы этим занимались?

    - Какой вывод мы сделали?

    - Что было трудным на уроке сегодня ?

    Итак, сегодня на уроке мы учились образовывать слова, называющие признаки. Наш урок достиг цели? Да.

    Сейчас проверим. Напишите  на доске только те суффиксы

    , которые служат для образования слов-названий признаков.

    8. Рефлексия.

    - В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

    Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

    Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

    Если не разобрались в теме – голубую.

    (Дети показывают звёзды.)

    - Посмотрите. Сколько много жёлтых звёзд!

    - Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.

    9. Домашнее задание.

    Упр.41 стр.40

    ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

    Конспект

    урока русского языка

     «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»

    Класс: 2 «В»

    Дата: 9.02.2018г.

    Подготовила: студент 23 группы Нурова Н.К.

    Проверил:

    Методист: Русина Т.В._______________________

    Учитель: Гричанюк В.А. ______________________

    Оценка:______________________

    Саратов 2018


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

    Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

    Конспект урока русского языка "Как связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков".

    Конспект урока русского языка по теме "Как  связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков". 2 класс. Школа-2100....

    Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

    Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

    Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

    Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

    конспект урока русского языка во 2 классе. Родственные слова. Корень слова.

    В ходе урока дети обобщают, что слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными. Общая часть родственных слов называется КОРНЕМ. Родственные слова следует отличать от форм одно...

    Конспект урока русского языка "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс"),

    Цель деятельности учителя: углубление знаний обучающихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование знаний о чередовании согласных в корне слова; ф...