Хлеб - это жизнь
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Пословицы, поговорки, стихи, игры и тексты о хлебе. Как хлеб приходит к нам на стол. Люди каких профессий принимают участие в получении булочки?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk.urok_.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

       Тема урока: «Хлеб – это жизнь»

       Тип  урока: урок применения предметных  ЗУНов

        Цели урока

      Образовательные:

- создать условия для формирования у детей представления о том, как на наш стол приходит хлеб, Закрепить умение читать слова с буквой х,

познакомить с трудом и орудиями труда хлебороба.

- создать условия для формирования умения обобщать и делать выводы;

        Развивающие:

Развивать навык чтения слов и предложений с изученными буквами.

Расширять кругозор учащихся, знания о профессиях;

Расширять знания о процессе создания хлеба;

- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создания проблемных ситуаций;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь,  фонематический слух, память.

       Воспитательные:

Продолжать знакомство с народными традициями.

Воспитывать уважение к труду, к хлебу, к хлеборобам, к земле. Воспитывать интерес к чтению, умение слушать других.

       Оборудование: компьютер, доска маркерная и магнитная, картинки, надписи, дополнительные карточки, схемы звуков, пословицы в конвертах, колоски, цветные карандаши, учебники, книги о хлебе.

Ход урока

Слайд 1.

 Орг. момент.    Хочу много знать!

                   Сегодня в классе в 1 «А»                

                    Урок уж очень важный.

                    Сегодня с вами мы узнаем

                    Что важней, вкусней всего

                    Бывает на обеденном столе.

2. Формулирование темы урока, постановка целей, план урока

- А теперь отгадайте загадку:  с. 84

Слайд 2

 Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (хлеб)

- О чём будем говорить на уроке?

А вы знаете, как хлеб в старину называли? (жито)

-на какое  слово  похоже слово жито? жить.

Тема нашего урока: Хлеб – это жизнь.

Цели

- Чему же будем учиться? (будем читать слова, предложения, будем развивать речь, память, воспитывать усидчивость, терпение…)

План урока.  (На доске. Озвучивают дети)

Кто из вас может сказать

- что такое хлеб?  

Хлеб – это древний и необходимый продукт человеческого труда. Мы встречаемся с хлебом ежедневно.

- Как вы называете ласково хлеб?

      Так ласково и с уважением называют хлеб на Руси. А иначе и быть не может. Никогда еда не будет вкусной без хлеба. Он всегда на столе и в будни и в праздники. Хлебом солью встречают самых дорогих гостей.  ( Выходят девочка и мальчик с хлебом солью, обыгрывают встречу гостей)

 С.84  читают слова 2 абзац

Хлеб – хлебный - …..

- Что у них общего?

- Как можно назвать эти слова? (родств.)

Работа в паре

 Как колосок можно разобрать по зёрнышку, так и слово хлеб на звуки.

Составьте звуковую схему.                                                                         Хлеб звуковой анализ слова

1 уч. у доски  характеризует каждый звук

Кто справился без ошибок? (самооценка на лалошке)

Работа в группе с пословицами

Очень много пословиц о хлебе создал русский народ.

                  ХОЧЕШЬ ЕСТЬ КАЛАЧИ – НЕ СИДИ НА ПЕЧИ.

 Как вы её понимаете?

- Верно. Калачи выпекаются из очень хорошей муки, они вкусные, пышные. Чтобы испечь такой хлеб надо много поработать, а не сидеть на печке. Если хочешь есть вкусный хлеб, не ленись. Работай.

- Какие пословицы о хлебе знаете ещё?)Группа?

А теперь ребята, давайте проведем вместе игру “Собери пословицу”. (пословицы порезать на 2 части)

Она поможет вам вспомнить пословицы о хлебе.

Снег на полях – хлеб в закромах.  

Плох обед, когда хлеба нет.

Лето собериха, зима – поедиха.

Не сиди на печи, налетай на калачи.

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

 Не будет хлеба, не будет обеда

 Много снегу – много хлеба.

Как в мае дождь, так и будет рожь.

 Хлеба ни куска, так в тереме тоска.

(Дети зачитывают пословицы и  объясняют их смысл)

Кто успешно справился с заданием?

–А кому было трудно? (самооценка)

                  ЕСТЬ ПОСЛОВИЦА В НАРОДЕ

                   ХЛЕБ – НА СТОЛ – И СТОЛ РАСЦВЕЛ.

                   НУ, А КТО РЕБЯТА, ЗНАЕТ,

                   КАК К НАМ ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЕЛ?

С.84.

Картинки и надписи дети вывешивают на магнитную доску

1. Распахать землю. – 
2. Посеять зерно.

- Посеяли зерно в землю и что же оно там делает?

Чтение по ролям.

Слайд 3. «Дети и зерно»

Дети: Кто ты? Где ты?

Зерно: Я – зерно. Я в земле. Вокруг темно.

Дети: Разве хуже на свету?

Зерно: Пахарь бросил в темноту.

Дети: А какой же в этом прок?

Зерно: Из меня взойдет росток.

Дети: Что же будет с тем ростком?

Зерно: Станет тонким стебельком.

Дети: А зачем же стебельки?

Зерно: Чтоб созрели колоски.

Словарная работа  пахарь, прок (синоним польза)

Предлагаю проблемные ситуации:

- как вырастить колос?

- как разбудить росток, который спит в каждом зерне?

Предлагаю игру "Как растет колосок?"  

Превращаю вас в маленькие зернышки, которые  лежат в земле (приседают, обхватывая голову руками). Но вот пригрело солнышко, и зернышки начали прорастать (поднимают голову, раскрывают ладони). Это маленькие слабые ростки-колоски. Солнышко греет все сильнее, прошел теплый дождик и ростки стали подниматься все выше и выше (поднимаются, руки вверх). Ветерок нас раскачивает, солнышко пригревает, колоски улыбаются солнышку и созревают.

3. Собрать урожай
4. Перемолоть.

5. Хлебозавод.  И только там рождается хлеб.

6. Магазин.

 Долг путь хлеба от поля до нашего стола. Сотни людей вложили свой труд, знания и сердце, чтобы из маленького зёрнышка получился пышный румяный каравай. Помните всегда об этом.

-А какие руки растят хлеб?

 Руки золотые, трудолюбивые, заботливые.

           Ветерок спросил пролетая,

           от чего ты рожь золотая?

           И в ответ колоски шелестят

           Золотые руки растят.

Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь. .

А люди, каких профессий заняты при этом?

Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Слесарь проверяет и ремонтирует тракторы, комбайны. Агроном выбирает лучшие, сильные зёрна и принимает решение – когда и где их посадить. Тракторист пашет землю, сеет зёрна. Через некоторое время появляются всходы. Но чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают специалисты.

Затем выходят на уборку комбайны. Убрали, надо отвезти в хранилище. Сушить, да проветривать, чтобы сохранить урожай. А потом – на мельницу. Оттуда – на хлебозавод. И только там рождается хлеб.

Сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку? (очень много)

4. Работа с учебником.

Чтение текстов. Стр 85.

- Как назывался первый хлеб?

 - Какой хлеб и хлебные изделия выпекают в наше время?

 - Какой хлеб считают русским национальным?

Физкультминутка. Давайте совершим с вами волшебное превращение от колоска до хлеба-продукта.

  • Мы колоски (поднялись, руки вверх потянулись)
  • Скосили колоски (движение руками)
  • Смололи зернышки в муку (потерли ладошки)
  • Замесили тесто (сжимаем-разжимаем кулачки)
  • Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, руки в стороны)
  • Вот какой хлеб получился!

(дополнительный материал читают дети)

Ученые утверждают, что хлебу не менее 15 тысяч лет. В одном из музеев города Цюриха храниться найденная на дне осушенного озера буханка, которую испекли 6 тысяч лет назад.

 В мире подобных музеев 13, в России – один, в Санкт – Петербурге.

Говорила бабушка, 

 Мама говорила: – 
Хлеб — наше богатство, 
В хлебе – наша сила. 


Но мальчишки  в школе
С этим не считаются 
И в столовой корками 
Хлебными  бросаются. 


А я корку хлеба 
Ни за что не брошу, 
Потому что хлеб наш 
Вкусный  и  хороший, 


Потому что много 
Стоило труда,
Чтобы хлеб наш  вкусный 
Был у нас всегда!

- Так как надо относиться к хлебу и почему?

                 Правила обращения с хлебом.

                 Берегите, дети, хлеб: 
                Крошечки все собирайте, 
                Никогда их не топчите, 
                Птичкам лучше отдавайте.  

Выставка книг о хлебе

8. Итог урока

– О чём мы сегодня говорили?

– Что запомнили? Так почему говорят, что хлеб – это жизнь? Вы с этим согласны?

Какое решение приняли? Почему? А кто захотел получить профессию хлебороба? Что для этого мы должны сделать сегодня?

(беречь хлеб, хорошо учиться, уважать труд других людей).

     А теперь  скажи, дружок,

     Тебе понравился урок?

     Что расскажешь дома маме?

     Поделись сейчас ты с нами

Рефлексия

я узнал. . .

я понял. . .

я научился. . .

мне было интересно. . .

мне было трудно. . .

Самооценка работы за урок

( раскрасить колоски жёлтым – вершина успеха, зелёным – могу ещё лучше)

     

Для учителя

   Известный французский аптекарь и агроном Антуан Огюст Пармонтье называл хлеб великодушным подарком природы, пищей, которую нельзя заменить ничем другим.

Во время войны 1941 года, едва передвигая ноги, сотрудники института растениеводства в Санкт-Петербурге, каждый день берегли, заботились о зернах. Быть у хлеба, беречь его во имя будущего урожая и медленно умирать от голода – настоящий подвиг.

Давайте же беречь хлеб, как берегут его сами хлеборобы, знающие истинную цену хлеба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«хлеб – всей жизни голова»

«хлеб – всей жизни голова» для воспитательно...

Сценарий праздника хлеба "Хлеб - всей жизни голова" в 3 классе.

Сценарий праздника хлеба под заголовком "Хлеб всей жизни голова"  составлен  для проведения в начальной школе. Хлеб всегда был мерилом всех ценностей. И в наш век  новых достижений, он ...

Материал к классному часу "Хлеб - всей жизни голова"

Данный материал содержит подборку стихотворений и пословиц  по теме...

«Хлеб – всей жизни голова»

Цель данного урока воспитывать бережное отношение к хлебу, к русским традициям, уважения к людям труда; Обогащать словарный запас пословицами, поговорками о хлебе....

Классный час "Хлеб- всей жизни голова"

К внеклассному мероприятию" Хлеб- всей жизни голова" ещё прилагается презентация....

Классный час "Хлеб – это жизнь, а не просто еда"

Форма проведения: творческий отчет-защита проектаЦель: Формирование бережного отношения к хлебу. Задачи: 1. Углублять знания учащихся о хлебе. 2. Воспитывать чувство уважения...

конспект и презентация классного часа "Хлеб - наша жизнь" для начальной школы

В представлен исторический и занимательный материал о хлебе....