Урок обучения грамоте. Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок разработан в соответствии с новыми федеральными стандартами. Прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_znak.pptx2.2 МБ
Файл urok_obucheniya_gramote_v_1a_klasse.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тайны и загадки необычной буквы. Урок обучения грамоте.

Слайд 2

л е л я л ю л и м е м я м ю м и р е р я р ю р и земля гуси небо орел 5, 5 4,4 4,4 4,4 Е Е Ю Я И

Слайд 3

земля гуси небо орел произнеси слово составь его звуковую схему обозначь звуки буквами гусь

Слайд 5

п е н ь т е н ь л о с ь д е н ь к о н ь р ы с ь

Слайд 6

мел мель

Слайд 7

угол уголь

Слайд 8

шест шесть

Слайд 9

банка банька

Слайд 10

полка полька

Слайд 11

галка галька

Слайд 12

Мягкий знак ь



Предварительный просмотр:

  Урок обучения грамоте в 1А классе.

Тема: Тайны и загадки необычной буквы. Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных.

Учебник: Р.Н Бунеев, Е.В.Бунеева «Букварь», система «Школа 2100»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: книгопечатная продукция: Р.Н Бунеев, Е.Н.Бунеева «Моя любимая азбука», технические средства: компьютер, интерактивная доска, звуковые пособия: презентация  «Буква ь», карточки для групповой и индивидуальной работы, схемы для звуковых моделей.

Цель: знакомство с буквой ь, с ее ролью в словах.

Виды планируемых учебных действий

Предметные Д

Учебно-языковые умения:

- определять роль гласных букв и ь  при обозначении мягкости согласного звука

 - проводить звуко-буквенный анализ слова;

- уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка.

Речевые умения:  

 - правильно называть буквы русского алфавита.

 -  правильно выстраивать предложения при устных ответах;

 - объяснять лексическое значение слова

Метапредметные

Познавательные УУД

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

Регулятивные УУД

- уметь определять и формулировать тему и цель урока;

- работать по предложенному плану;

- различать способ и результат действия

Коммуникативные УУД

-  уметь оформлять свою мысль в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться друг с другом при работе в паре и группе

Личностные УУД

- формировать умения оценивать свою работу на основе критериев успешности учебной деятельности;

- проявлять учебную и коммуникативную активность

Планируемый уровень достижений,  результатов,  обучения

Выделяют общие признаки звуков и букв; правильно называют буквы русского алфавита;

производят звуко-буквенный анализ слов;

умеют определять роль  буквы ь в словах русского языка;

находят способ выяснения значения новых слов.

Отличают новое от уже известного, ориентируются в учебнике, находят ответы на вопросы , используя учебник, свой жизненный опыт или информацию с урока.

Работают по предложенному плану, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, проговаривают последовательность действий на уроке, отличают верно выполненное задание от неверного.

Вступают в беседу на уроке, высказывают свою точку зрения, приводя аргументы; слушают и понимают речь других; сотрудничают в паре .

Понимают причины успешности и неуспешности учебной деятельности; делают самооценку своим поступкам

I Орг.момент

- Ребята, сегодня у нас в классе много гостей. Давайте поприветствуем их.

 - Садитесь. Начинаем урок обучения грамоте.

-Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

Тихо сели, ноги вместе.

Книги, ручки – всё на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем  слушать

И учиться лучше всех.

II Мотивация к учебной деятельности.

 - Сегодня я предлагаю вам, ребята, отправиться в поход. А чтобы легче было путешествовать и следить за своей работой, я раздала вам маршрутные листы, где вы будете отмечать свои достижения.

- Итак, надели рюкзачки. Но, чтобы отправиться в путь, нам нужны силы. А в чем наша сила? (в знаниях). Давайте вспомним то, что уже знаем и возьмем с собой в дорогу.

III Актуализация знаний.

- Что можете рассказать об этих буквах е, е, ю, я, и ? (гласные, обозначают мягкость согласных) Прочитаем слоги и слова с этими гласными.

ле       ля        лю        ли

ме      мя       мю       ми

ре       ря        рю        ри  

Земля, небо, орел, гуси.

- Что можете сказать об этих словах? (двухсложные, есть смягчающая согласная) В каком слове не нужно ставить ударение? Почему? Какие звуки обозначают гласные е, я, е, и в этих словах? А почему один звук? Посчитайте количество звуков и букв. Какой вывод можете сделать? Почему именно эти слова рассыпались по дорожке? (мы все это можем увидеть в походе)

- Какие знания, умения вам сейчас помогали? (читать, знания о смягчающих гласных, умение слышать звуки, ставить ударение, выслушивать товарищей) Оцените свои знания в маршрутном листе. Нам этих знаний достаточно на чтении? (нет, пришли, чтобы узнать новое)

IV Выявление места и причин затруднения.

- Ну что, сил набрались, отправляемся в путь. Нас кто-то встречает у подножия горы.  Это фокусник. Он, наверное, что-то задумал. Назовите слово, записанное во мн. числе. (гуси)

Они в сапожках красных бродят, из воды сухими выходят, шею важно выгибают, криком га-га-га встречают.

- Фокусник решил превратить гусей в одну птицу, но никак не может теперь записать получившееся слово. Поможем ему. Что для этого нужно сделать?

- произнести слово

- составить его звуковую схему

- обозначить звуки буквами

- Произнесем слово (гусь)

- Составьте звуковую схему в парах. Какие умения вам пригодятся? (произносить звуки, договариваться с соседом по парте, исправить ошибку соседа, доказав свой ответ) Оцените свою работу в маршрутных листах.

- Почему разные схемы получились? (чего-то не знаем)

- В чем трудность? (не знаем, какая буква смягчает последний согласный звук)

- Какую цель урока перед собой поставим? (узнать, какая буква еще обозначает мягкость согласных звуков)

-Какой шаг мы сейчас сделали? (определили, что не знаем)

- Какой следующий шаг надо сделать? (попробуем ее узнать)

- Кто будет открывать тайны этой буквы? (мы сами)

V Реализация.

- Откройте учебник на стр. 152. Посмотрите, есть ли на этой странице звуковичек? Почему? У художника не хватило краски? Тогда отгадайте, что же за буква может обозначать мягкость последнего согласного звука в слове гусь.

Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает.

Может только показать,

Как согласную читать.

- Молодцы, ребята.

- Какие тайны узнали? (не обозначает звука, обозначает мягкость согласных)

- Как же напечатать слово гусь, чтобы согласный звук читался мягко?

- А нужно ли обозначать ь каким-нибудь цветом?

- На что похожа буква ь? (Р, Ы, сапог…)

- Напечатаем в тетрадях ь. Стр. 47

- Можете ли вы сказать, что овладели новыми знаниями? (нет, пока не проверим)

VI Первичное закрепление.

- Читаем буквосочетания по учебнику.

- Печатаем в тетрадях пь, дь, рь, нь, сь, мь, ть. Какой карандаш возьмете, чтобы обозначить согласный звук? А каким цветом обозначите ь?

- Мы поработали вместе. Какой следующий шаг нужно сделать, чтобы проверить свои знания? (сам.работа)

VII Работа в группах.

- Я предлагаю вам самостоятельно исследовать слова. А какие, отгадайте.

Меня в лесу оставили, весь век торчать заставили. В ушанке белой я зимой, а летом с бритой головой. (пень)

Опрокинулась под ноги, растянулась по дороге, на меня она похожа, будто я шагаю лежа. (тень)

У этого зверя большие рога, коротенький хвост и большая нога. (лось)

Солнце греет целый …(день).          

Быстрее ветра я скачу, цок-цок – копытами стучу, я громко «иго-го» кричу, садись на спину – прокачу! (конь)

На ветвях таится кошка, но она совсем не крошка, и нельзя сказать ей «Брысь!» потому что это … (рысь)

- Давайте составим план исследования:

- произнесите слово

- составьте его звуковую схему

- напечатайте слово

- посчитайте количество звуков и букв

- Какие умения вам пригодятся при работе в группе? (договариваться, выслушивать товарища, доказывать свою точку зрения, следить, чтобы поработал каждый)

- Проверим себя. Какое открытие еще вы сделали для себя? (букв больше, звуков меньше). Почему?

- Кого в группе вы можете поблагодарить за работу? Оцените свою работу в маршрутных листах.

VIII Вторичное закрепление.

- Мы открыли уже три тайны ь. Но, перед нами еще одна загадка. Отгадайте.

Я волшебник. Захочу –

Появлюсь и превращу

МЕЛ, которым пишут в школе,

В МЕЛЬ опасную на море.

Кто волшебник – отгадай,

Выше руки поднимай.

- Как превратить мел в мелкое место на реке, море? Как угол превратить в топливо? Как сделать, чтобы шест стал числом? Как из банки сделать баню? Как из полки сделать танец? Как птицу превратить в мелкий, гладкий камень округлой формы?

- Что происходит со словами, когда появляется ь? (меняется значение слова)

- Вот и еще одна тайна ь раскрыта. А если значение слова не понятно, то по какой книге его можно узнать? (толковый словарь)

- Прочитаем слова

Мел – мель                 Банка – банька

Угол – уголь              Полка – полька

Шест – шесть             Галка - галька

(эти же слова у детей на карточке)

- Найдите и обозначьте мягкие согласные в словах. Какой карандаш возьмете? Что их смягчает? А как обозначите ь? Почему?

- Где в словах может стоять ь?

- Давайте поработаем с текстом, а заодно попробуем найти слова с ь.

IX Работа с текстом.

- Поработайте с текстом. Посмотрите план.

- прочитать текст

- подчеркнуть слова с ь

- рассказать соседу по парте содержание текста

- О ком прочитали? Что объединяет ваши рассказы?  Переверните листок и проверьте, столько ли слов с ь вы подчеркнули.

X Рефлексия.

- Какую цель ставили перед собой сегодня на уроке?(изучить новую букву, узнать ее роль в словах)

- Достигли ли мы этой цели?

- Фокусник добрался до намеченной цели вместе с нами и приготовил для вас праздничный салют. Но ему нужна ваша помощь. Нарисуйте салют возле ь таким цветом, чтобы стало понятно, как вы поработали и изучили новую букву. Если вам все понятно и было легко – зеленый карандаш, были затруднения, но вы справились – желтый карандаш, было очень сложно, не понятно – красный.

- А почему мы не добрались до самой вершины? (изучили не все буквы алфавита)

- Салют готов! Всем спасибо за работу. Мы молодцы. Продолжим на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Буква е -показатель мягкости согласного звука"

Презентация составлена к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква е - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК "Школа России" - букварный период. Урок за...

Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»

Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку   « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....

Урок обучения грамоте в 1 классе "Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных. "

Тип урока: урок изучения нового материала. Цели:- формируем умение понимать роль мягкого знака в русском языке;- формируем умение  использовать на письме ь;- формируем умение анализировать т...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Разработка урока по обучению грамоте "Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме"

1.Научить детей писать букву ь, правильно соединять её с другими буквами  при письме  слогов, слов. Формирование представления о букве ь, формирование понятия о обозначении буквы ь, мягкости...