Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Гронская Нина Валерьевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_dlya_oboznacheniya_myagkosti_soglasnyh.docx38.84 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока
Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный – слово учителя

9:00 – 9:01

Здравствуйте, ребята!

 Сейчас тихонько присядут те ребята, которые готовы внимательно слушать и активно работать.

-Следим за посадкой: спинки прямые, ножки стоят прямо, руки на парте.

Приветствуют учителя

Проверяют свою готовность к уроку

Р: организация учащимися своей деятельности

Мотивационный

Словесный – учебный диалог

9:01 – 9:03

Ребята, поднимите руку, кто хочет научиться хорошо читать?

Значит, вам нужно очень усердно, старательно работать на уроке.

А как вы думаете, научиться хорошо читать – это трудно? Кто знает, сколько букв в алфавите?

А как вы думаете, зачем нам нужно знать хорошо буквы?

Верно, кто знает буквы – тот умеет читать и писать.

Настраиваются на учебную деятельность

П: осознанно строить ответ в устной форме

Постановка учебной задачи

Практический –отгадывание загадки; формулирование целей урока, работа со словами

Словесный – эвристическая беседа

9:03 – 9:06

9:06 – 9:08

Чтобы определить тему нашего урока, вам необходимо внимательно послушать и отгадать загадку.

Мягкий голос,

Мягкий шаг.

Это буква …мягкий знак

- Верно! Это буква – мягкий знак.

- Хорошо! Сейчас внимательно посмотрите на экран, прочитайте слова и скажите, в каких словах есть Ь?

(На слайде слова: конь, нос, рысь, дом)

- Верно! Давайте прочитаем хором эти слова (конь, рысь)

- Прочитаем первое слово – конь – буква н в этом слове какой звук обозначает? (мягкий)

- Прочитаем второе слово – рысь – какой звук в этом слове обозначает буква с? (мягкий)

- Верно! А сейчас подумайте внимательно и ответьте: что Ь придает согласным звукам? (мягкость)

- Конечно! Мягкий знак предназначен для обозначения мягкости согласных.

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

(Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных)

- Давайте определим цели на сегодняшний урок:

  1. узнаем для чего используется Ь;
  2. выявим как обозначается Ь в звукобуквенных схемах;
  3. Будем читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

Молодцы.

Отгадывают загадку

Отвечают на вопросы учителя, дают характеристику звукам

Формулируют тему и  цели урока

П: осознанно строить ответ в устной форме

П: сравнивать звуки

Р: планировать свое действие в соответствии с задачей

Решение частных задач

Наглядный – работа с учебником Словесный – учебный диалог

Практический – произнесение звуков;

характеристика звука; сравнение звуков; соотнесение картинок со схемой

Словесный – ответы на вопросы

Практический – сравнение слов и звуков в словах

Практический – произнесение звуков;

характеристика звука;

Наглядный – работа с учебником Словесный – учебный диалог

Практический - составление моделей слов в парах

Практический – хоровое чтение; чтение с выделением ударения

Практический – выборочное чтение

Словесный – ответы на вопросы

9:08 – 9:14

9:14 – 8:17

9:17- 9:25

Знакомство со звуком.

- Теперь откройте учебники на странице 45 .  Покажите пальчиком  45ую страницу (фото странице учебника на слайде). Отлично.

- Рассмотрите картинки в верхнем ряду в учебнике. Что нарисовано на первой картинке? (ель).

- Какой звук стоит последний? [л’]. Произнесём хором слово.

- Дайте характеристику этому звуку (в слове «ель » - согласный звонкий мягкий звук [л’]). Почему?

Составьте предложение с этим словом.

Что изображено на второй картинке? (ел).

Звуки в слове, которые называют действие зайчика, такие же, как в слове «ель».

Посмотрите внимательно, что вы заметили? Чем отличаются слова и звуки в словах? (в первом слове есть буква  Ь, а во втором  буквы Ь нет; в первом слове буква л обозначает мягкий звук [л’], а во втором слове буква л обозначает твердый звук [л])

Сколько слогов в первом слове? (1) Почему?

Сколько букв в нем? (3)

А сколько звуков? (3) Почему?

Какие два звука обозначает буква е, произнесите слово? ([й’] и [э])

Какой звук обозначает буква л? ([л’])

А буква ь дает какой-либо звук? (нет)

А что делает ь? (придает согласной мягкость)

Верно! Какой мы можем сделать вывод?  (Вывод: ь не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость согласного звука на письме)

 - Верно! Молодцы!

Посмотрите на третье слово

Давайте хором его прочитаем (линь).

Кто может объяснить значение этого слова?

Линь -  рыба, с черно-фиолетовыми чешуйками; водится в озерах и речках и причисляется к роду карпа.

Чем отличается слово от звукобуквенной схемы? (В слове 4 буквы, а в схеме 3 звука)

-Почему так получилось? Кто может объяснить? (потому что ъ не обозначает звука, он только обозначает мягкость согласного)

- Какой звук стоит последний в этом слове? ([н′])

- Дайте характеристику этому звуку (согласный звонкий мягкий звук [н′])

В схеме он обозначается вот такой моделью:                              

Сейчас вам предстоит работа в парах.

  • Вам необходимо выложить на парте звуковую модель слов: ель и ел

- Проверка по эталону.…

- Сколько слогов в этих словах? (1 слог). Почему? (сколько гласных в слове, столько и слогов)

- Читаем хором.

- Теперь прочитаем это слово, выделяя ударный слог

  • Следующее слово, к которому вы составите звуковую модель, вы прочитаете сами. Кто может прочитать вслух?  – лось

- Составляйте звуковую модель к этому слову.

- Проверим составленную модель (один ученик у доски)

- Прочитаем слово хором

- Прочитают только мальчики, а девочки внимательно слушают, чтобы мальчики не допустили ошибку. Теперь читают только девочки, а мальчики слушают внимательно.

  • Сколько согласных звуков  в этом слове? (2 звука) Назовите. Дайте характеристику звуку [с′]
  • Сколько гласных звуков? (1 звука) Назовите.
  • Сколько слогов (1 слога). Почему?

Отвечают на вопросы

Произносят хором

Артикулируют звуки в словах

Характеризуют звук

Отвечают на вопросы

Сравнивают слова и звуки в словах

Дают буквам соответствующие звуки

Анализируют, делают вывод

Хором читают слово

Объясняют значение слова

Сравнивают слово и звукобуквенную схему

Дают характеристику звука

Составляют модель слова

Проверяют

Отвечают на вопросы

Хоровое чтение

Читают с выделением ударения

Называют слово по картинке

Составляют модель

Проверяют

Хоровое чтение

Чтение мальчиками

Чтение девочками

Отвечают на вопросы

П: осознанно строить ответ в устной форме

П: анализировать объекты с выделением сущ-х признаков

П: осознанно строить ответ в устной форме

П: сравнивать звуки

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

П: читать хором

П: читать с выделением ударного слога

П: составлять модели

П: самопроверка по эталону

К: ориентироваться на партнера во взаимодействии

Физминутка

9:25 – 9:26

-Сейчас поиграем в игру, которая называется «Узнай звук».

- Я буду называть слово, если услышите мягкий согласный звук на конце слова– делаете наклоны вправо и влево, если услышите твердый согласный звук на конце слова – приседаете

(сеть, дверь, нос, крот, дрель, нож, ткань, уголь, угол, олень, гусь, дым).

Молодцы!

Выполняют упражнения

Р: планировать свое действие в соответствии с задачей

Решение частных задач

Словесный – учебный диалог

Словесный – выразительное чтение учителем

Наглядный – работа с учебником;

9:26 – 9:28

Знакомство с буквой.

Мягкий знак на письме обозначается строчной буквой ь (мягкий знак).

- Встаньте те ребята, у кого в фамилии есть ь.

-Хорошо!

На что похожа буква? (на букву р)

Буква «Р» перевернулась,

мягким знаком обернулась

Из скольки элементов состоит эта буква? Назовите их. (короткая прямая и полуовал справа)

Обведите пальчиком в учебнике.

Запомните, как она выглядит.

Отвечают на вопросы

Слушают чтение учителя

Обводят букву в учебнике

П: строить речевое высказывание

Р: планировать свое действие в соответствии с задачей

К: слушать и понимать речь других

Физминутка

9:28 – 9:29

Руки подняли и помахали,

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает листву.

Листья запорхали,

Как бабочки на карнавале.

Выполняют упражнения

Решение частных задач

Словесный: слово учителя

Практический: многократное чтение, работа по учебнику, составление словосочетания и предложения.

9:29 – 9:37

- Немного отдохнули и идем дальше. Перейдем к словам на этой же страничке. Поставили пальчик на начало первой строки. Читаем слово все вместе: мы

Посмотрим на второй слово: сколько в нем слогов? (2) Назовите их (мы-ло)

Хорошо! Читаем все вместе: мыло

Посмотрите на следующее слово, сколько в нем слогов? Назовите их (мыль-ный). Давайте прочитаем его с ударение: мыльный. Отлично!

Обратите внимание: у нас рядом стоит не закрашенный прямоугольник: что он обозначает? (Значащее слово) Верно! Представим теперь, что этот прямоугольник закрашен розовым цветом, что он будет обозначать? (слово-название предмета). Хорошо! Давайте подберем к слову мыльный такое слово-название предмета, чтобы у нас получилось словосочетание (мыльный раствор, мыльный пузырь…)

Молодцы! Переходим ко второй строчке. Поставили пальчик под первое слово, сейчас будет читать первый ряд, остальные внимательно следят. Читаем: ме. Смотрим дальше? Сколько слогов? (1). Читаем: мел. Дальше: мель. Кто знает значение этого слова?

Мель – мелкое место на дне реки, озера, моря, мешающий прохождению кораблей.

3 строчка – 2 ряд

4 строчка – 3 ряд

5 строчка – только девочки

6 строчка – только мальчики

7 строчка – все вместе

Лунь - хищная птица с серовато-белым оперением.

Омуль  - порода рыбы, длина до 64 см, весит до 3 кг.

Молодцы! И мы переходим к последнему заданию: как вы думаете, что мы сейчас будем делать? (читать предложения) Хорошо!

Посмотрите на первую картинку? Что девочка делает? (играет) На чем она играет? (на рояле)

-Верно! Давайте прочитаем первое предложение. Поставили пальчик на начало предложения. Кто может прочитать первое предложение?

Молодец! Теперь прочитаем хором, поставили пальчики на начало предложения, читаем: У Алины рояль.

Отлично! Посмотрим на второе предложение: чего у нас не хватает? Какого слова? (значащего слова)

Давайте подберем слово-название действия. Что Алина делает? Она играет.

Молодцы! Прочитаем вместе: Она играет.

Переходим ко второй картинке: что вы видите?

Кто может прочитать сразу два предложения? Поставили пальчик на начало предложения, следим: У меня руль. Я рулю.

Молодец! Сейчас читают только девочки.

Хорошо! А теперь мальчики. Молодцы!

Сейчас вам понадобятся ваши конверты-слова. В парах составьте модель к предложению: У Алины рояль.

        .

Кто выйдет к доске и составит модель?

Закончили! Проверяем! Правильно ли … составил(-а) модель. Хорошо! Все отложили на край стола.

Слушают задание учителя

Читают слово, определяют сколько слогов

Вспоминают обозначение схемы

Составляют словосочетание

Читает первый ряд, остальные проверяют (затем второй, третий, только девочки, только мальчики)

Догадываются о значении слова

Читает первый ряд, остальные проверяют (затем второй, третий, только девочки, только мальчики)

Догадываются о значении слова

Рассматривают иллюстрацию, читают предложение.

Отвечают на вопросы

Составляют предложение.

Рассматривают иллюстрацию, читают предложение.

Отвечают на вопросы

Составляют модель предложения в парах.

Р: планировать свое действие в соответствии с задачей

К: слушать и понимать речь других

П: читать хором

П: составляют словосочетание

П: читать с выделением ударного слога

Р: планировать свое действие в соответствии с задачей

К: слушать и понимать речь других

П: читать хором

П: составлять модель предложения

Рефлексия

Словесный – ответы на вопросы

Наглядный – карточки

9:37 – 9:40

 Наш урок подходит к концу и пора подводить итоги урока.

-Что нового узнали на уроке?

- С какой буквой познакомились на уроке?

Из каких элементов она состоит?

Для чего нужен ь?

Обозначает ли ь какой-либо отдельный звук?

У каждого из вас на столе лежат смайлики. Если вы считаете, что урок был полезен для вас, то нарисуйте улыбочку у смайлика, а если вы считаете, что у вас были какие-то затруднения, то нарисуйте грустный.

Спасибо за урок. До свидания!

Отвечают на вопросы

Оценивают свою деятельность на уроке

Р: осуществляют итоговый контроль

Конспект урока обучения грамоте.

Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»

Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами строчной печатной буквы «ь»; учить читать слова орфоэпически; развивать фонематический слух и культуру произношения; формировать навык чтения.

Планируемые результаты:

  • предметные: использовать условное обозначение мягкости согласных: например:[ р ‘], с помощью строчной печатной буквы ь в квадратных скобках и апострофа; уметь делить слова на слоги; читать слова.

  • личностные: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознание общественной полезности своего труда. 

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: учебник: Азбука Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков, учебная презентация, карточки для рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте "Буквы Р,р. Звуки р, рь"

Технологическая карта составлена с учетом требований ФГОС НОО...

Открытый урок по обучению грамоте «Буква ь для обозначения мягкости согласных»

Открытый урок по обучению грамоте«Буква ь для обозначения мягкости согласных»...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Технологическая карта урока обучения грамоты в 1 классе по теме «Согласные звуки [м], [м\'], буква М, м»

Урок разработан по УМК "Школа России" для 1 класса в период обучения грамоты. Дидактическая цель урока: создать условия для полноценного знакомства с согласными звуками [м], [м'],бу...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Т как знак для согласных звуков [т], [т’]» (система Эльконина-Давыдова), (1 класс)

Цель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквой Т, как знака для согласных звуков [т], [т’]Задачи урока Планируемые результатыДидактические:учить строить графическую мод...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы обозначающие согласные звуки. Знакомство со звуками [м],[м‘] с буквами М, м» (1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представления о звуках [м],[м‘]и буквах М, м.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить детей с н...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква «ь» как показатель мягкости согласных звуков» (УМК "Школа России"1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с буквой «ь», с ролью этой буквы в русском языке; чтение слов, предложений, короткий текст с буквой «ь»;За...